"Locomotiv GT", или просто LGT - первая венгерская рок-супергруппа, состав которой ранее отметился в других достаточно известных группах. "Locomotiv GT" была основана весной 1971 года выходцами из группы "Omega" клавишником Габором Прессером (Gabor Presser) и ударником Йожефом Лауксом (Jozsef Laux). На протяжении почти полувека "Locomotiv GT" была одной из самых влиятельных групп в истории, не только венгерской, но и европейской рок-музыки. Сам Габор Прессер считается одним из самых признанных в мире, наравне с Кейтом Эмерсоном, Риком Уэйкманом и Джоном Лордом, мастером клавишных инструментов.
История группы "Locomotiv GT" начиналась так. Когда в 1970 году один молодежный венгерский журнал ("Ифьюшаги Магазин", что так и переводится - "Молодёжный журнал") проводил опрос о перспективах создания "команды мечты", среди других музыкантов читатели назвали имена басиста Кароя Френрейца (Karoly Frenreisz), экс-"Metro"), органиста Габора Прессера и барабанщика Йожефа Лаукса (оба играли в известной группе "Omega").
Прошло не так уж много времени, и все трое действительно оказались в одной упряжке, а их супергруппа, в которую также вошел гитарист Тамаш Барта (Tamas Barta), заправлявший до этого в группе "Hungaria", получила имя "Locomotiv GT" (в быту ее еще называли "LGT" и "Loksi", а аббревиатура GT означала Gran Tourismo в честь планируемой долгой карьеры). Кстати, новорожденная команда имела официальную дату создания 6 апреля 1971 года и пятого неофициального, но очень полезного члена - жену Лаукса поэтессу Анну Адамиш (Anna Adamis, фото внизу), поставлявшую для коллектива отличные тексты.
В июле 1971 года команда отыграла свой первый концерт, а в августе вышел первый "локомотивный" сингл с хитом Френрейца "Boldog Vagyok" и прессеровским, похожим на "Led Zeppelin" номером "Ha Volna Szived". Той же осенью "Locomotiv GT" были приглашены в Японию на фестиваль "World Popular Song", где ввели публику в восторг англоязычной версией песни "Erints Meg" ("Touch Me, Love Me, Rock Me"). Японцы выпустили у себя соответствующий сингл, а музыканты в качестве призов получили по мотоциклу "Yamaha".
В декабре 1971-го вышел первый диск-гигант, который из-за влияний брит-прога венгерская публика сочла экспериментальным и который по достоинству оценили на Западе. Журнал "New Musical Express" назвал "LGT" "восточной рок-сенсацией", и группа удостоилась чести выступать на одних площадках с такими звездами как Джо Кокер и "Genesis".
Второй альбом, записывавшийся в Лондоне "Ringasd El Magad", показал тягу "локомотива" к эклектике и вместе с прежним хардом и блюзом предлагал экскурсы в кантри, джаз, фолк и особенно в прогрессив.
Примерно в это же время Прессер и Адамиш получили заказ на создание первого венгерского рок-мюзикла. Проект назывался "An Imaginary Report On An American Rock Festival" и имел антикапиталистическую направленность, а вместо планируемых "Illes" к делу пришлось подключиться музыкантам из "Locomotiv GT". И хотя сама постановка и записанный на ее основе альбом имели солидный успех, работа над ней вызвала в коллективе раскол и закончилась отставкой Френрейца. Карой ушел организовывать группу "Skorpio", а басовую вакансию занял еще один перебежчик из "Omega" - Тамаш Шомло. Лишившись приверженца раннего "локомотивного" хэви-прога Френрейца, команда заметно полегчала и, убрав тяжелые риффы, добавила в свое звучание фанк и соул. И хотя с "Bummm!" группа добилась внутреннего успеха и отобрала пальму лидерства у "Омеги", а также начала продвигать свою продукцию за океан, во время американского тура Барта решил не возвращаться домой, чем поставил своих коллег в затруднительное положение. Впрочем, невзирая на последовавшие ограничения распространения его пластинок, "локомотив" все равно продолжал нестись вперед и, приняв в экипаж гитариста Яноша Карачони (экс-General"), углубился в фанковые дебри с альбомом "Mindig Magasabbra".
В Венгрии это был четвертый студийник "LGT", но еще раньше группа начала выпускать диски и за рубежом, делая для них англоязычные версии оригинальных треков. Также в середине 70-х команда работала на сопровождении у известной певицы Кати Ковач, и результатом их сотрудничества стали четыре совместных альбома. Двойник "Locomotiv GT V", четвертую часть которого занимали концертные записи, принес коллективу такие хиты как "A Kicsi, A Nagy, Az Arthur Es Az Indian", "Ha A Csend Beszelni Tudna", "Fiu" и "Mindenki", но в то же время вновь подвергся остракизму со стороны властей, тем более что в составе "Locomotiv GT" оказался еще один "ренегат" – оставшийся в Америке ради продюсерской карьеры Лаукс (кстати, вместе с ним "дезертировала" и Адамиш).
В турне по ГДР обязанности ударника исполнял Габор Немет из "Skorpio", в вояж по Трансильвании вместо него поехал Габор Секереш, а позже всерьез и надолго установку оккупировал Янош Шольти. Обновленная конфигурация, подкрепленная текстами бывшего участника "Metro" Душана Стевановити, дебютировала с альбомом "Zene-Mindenki Maskepp Csinalja", на котором звучало все что угодно (баллады, фанк, джаз, рэгги, поп), но только не ранний прог-хард. Как бы то ни было, группа по-прежнему оставалась очень популярной у себя на родине и, несмотря на прессинг сверху, продолжала осыпать публику хитами. Так, на пластинке 1977 года пользовались хорошим спросом песни "A Radio", "Mindenki Maskepp Csinalja", "Boogie A Zongoran", "Jobaratok Vagyunk", а на альбоме "Mindenki" народ полюбил такие вещи как "Hirdetes", "Nem Adom Fel", "Nezd, Az Orult" и "Mindenfele Emberek". К началу 80-х наметилось потепление по отношении к коллективу и со стороны властей, и за двойной альбом "Loksi" музыканты впервые получили официальные комиссионные. В 1982-м была предпринята очередная попытка продвинуть группу на Запад, и "EMI" предложила "Locomotiv GT" трехальбомный контракт на англоязычные пластинки, но спрос на них оказался невелик, и коллектив вновь вернулся на социалистический рынок.
Выпустив дома еще пару полнометражек, поп-джазовую "Locomotiv GT X" и более роковую "Ellenfel Nelkul", команда вообще решила притормозить свою деятельность и в середине 80-х сошла со сцены. В 1992-м музыканты собрались вместе чтобы дать прощальный концерт, но всего спустя пять лет "Локомотив" вновь встал на рельсы и вернулся с программой "424 Mozdonyopera", позиционировавшейся ни больше, ни меньше как "локомотивная опера". Под конец века группа даже обзавелась собственным фестивалем ("LGT Festival"), который проходил вплоть до 2007 года. В 2002-м вышел еще один альбом, "A Fiuk A Kocsmaba Mentek", и хотя работа быстро обрела золотой статус, а сами "LGT" время от времени влегкую устраивали аншлаги, студийного продолжения не последовало.
Опубликовано
6.11.2015 г.
Источник:
ROCK FACES RU
|