Многим из нас знакома венгерская рок-группа OMEGA, которая занимает сегодня едва ли не самое почетное (а то и самое почетное) место в иерархии венгерского рока. За многие десятилетия музыкантам не раз приходилось слышать такие эпитеты, как «самая успешная», «выдающаяся» и «наиболее стабильная» из всех рок-групп Венгрии. И пусть период отсутствия вдохновения и творческой усталости в 80-е годы несколько оттенил ансамбль, его магическое имя до сих пор пользуется непререкаемым авторитетом не только в Восточной Европе, но и на всем Западе.
Они были первыми по многим позициям: первыми, кто записал пластинку-гигант в венгерской рок-музыке; первыми, кто начал экспансию на Запад, дав пример и импульс многим талантливыми составам; первыми по продажам пластинок; наконец, они были первыми чисто хронологически.
Первый состав музыкантов был образован на базе двух объединившихся студенческих групп Будапешта, которые дебютировали концертом в политехническом клубе 23 сентября 1962 года. Затем, пару месяцев спустя место Тамаша Кюнстлера (Kunsztler Tamas) занял известный ныне ударник Йозеф Лаукс (Laux Jozsef). На подпевках у группы участвовала Жужа Конц (Koncz Zsuzsa), которая позднее перешла к флагманам венгерского бита – группе ILLES. На дебютном сингле, представлявшем собой обработку хита The Rolling Stones Paint It Black, звучит голос певца Яноша Кобора (Kobor Janos).
Первые записи явились переработками популярных рок-н-ролльных стандартов, но вскоре венгерские ансамбли стали петь на своем родном языке, среди них была и OMEGA. Это время совпало с судьбоносными переменами в составе и событиями, ознаменовавшими конец любительщины и полуизвестного существования. В группу пришел новый бас-гитарист Тамаш Михай (Mihaly Tamas), который привел с собой молодого клавишника и композитора Габора Прессера (Presser Gabor), ставшего основным автором музыки в группе. Тексты к песням стала писать талантливая студентка Анна Адамиш (Adamis Anna): вместе с Прессером они составили один из самых ярких творческих тандемов в истории венгерской музыки. Окончательно состав стабилизировался после прихода соло-гитариста Дьердя Молнара (Molnar Gyorgy). В этом составе OMEGA вместе группами ILLES и METRO олицетворяла собой молодежную культуру уходящего десятилетия. Но до признания группы в Европе и мире было далеко. И вот вмешался его величество Случай!
В 1968 году в Венгрии с концертами побывали коллективы Spencer Davis Group и Traffic. Их менеджер Джон Мартин был настолько впечатлен венгерской группой, что пригласил их на гастроли в Англию. После успешного лондонского концерта музыкантов OMEGA пришли поздравить Эрик Клэптон и Джордж Харрисон. Следующим шагом стали подписание контракта с Decca Records, и запись первой пластинки под колоритным названием Omega Red Star From Hungary. Пластинка до недавнего времени оставалась большим раритетом, пока ее не догадались переиздать на CD. Однако официальные власти Венгрии не могли допустить выпуска второй пластинки за рубежом, и в ультимативной форме потребовали возвращения музыкантов на родину. В тогдашней Восточной Европе такое случалось и раньше. Например, чехословацкая группа OLYMPIC после известных событий «пражской весны» 1968-го была отозвана из Франции. В таких обстоятельствах был выпущен первый официальный (в венгерском роке - вообще) альбом под названием Trombitas Fredi Es A Rettenetes Emberek («Трубач Фреди и ужасные люди»), тираж которого в кратчайшие сроки достиг 100000-й отметки. В музыке, естественно, нашла отражение эпоха биг-бита, но с элементами откровенной поп-музыки, фолка, джаза и ритм-энд-блюза. Само название альбома явно указывало на использовании трубы в качестве фонового инструмента, позже давшее простор для фантазии таким венгерским исполнителям, как группы BERGENDY и EXPRESS.
Окрыленные успехом, музыканты решили продолжить в данном направлении и в следующем году выпустили новый, еще более успешный альбом 10000 Lepes («10000 шагов») во главе с прекрасной балладой Gyongyhaju Lany («Девушка с жемчужными волосами»). Написанная под народную песню в виде гимна, она до сих пор имеет огромный успех у публики; кроме того, ее пронзительная основная тема идеально подходит для исполнения хором на концертных площадках. Существуют польские и чешские версии песни (например, чешская Devojka biserne kose), но свое второе дыхание она обрела в 1995 году в интерпретации SCORPIONS под названием White Dove. За «Девушку с жемчужными волосами» музыканты даже получили по мотоциклу на токийском фестивале Yamaha. Основная особенность этого и предыдущего альбомов заключается в его особой музыкальной свободе, плотном, но при этом несколько сыром звучании. Это было возможно только в психоделические ритм-энд-блюзовые шестидесятые.
Молодые команды могли себе позволить играть мощно и с вызовом, не задумываясь о звукоизвлечении, тем более, что на такие мелочи тогда никто не обращал внимания. Все, однако, стало меняться с наступлением нового десятилетия.
Очередной альбом Ejszakai Orszagut («Ночное шоссе») стал последним, записанным в классическом составе. Он был издан в 1970 году и оказался менее экзотичным, но более утяжеленным ритм-энд-блюзом с кричащими гитарами и шумными барабанами. Большинство песен были написаны с изрядной долей психоделии, а заглавная композиция была в духе Gyongyhaju Lany. Неожиданно Габор Прессер, Анна Адамиш и Йозеф Лаукс вышли из состава Omega и основали новый, успешный проект Locomotiv GT. Оставшиеся участники тотчас же отреагировали на это синглом Hutlen Baratok // Szomoru Tortenet («Неверные Друзья // Грустная история»): тексты к песням написал вокалист Янош Кобор. В звукозаписывающей компании Hungaroton отнюдь не были уверены в дальнейшем будущем группы, успех которой ассоциировался с творческим союзом Прессер-Адамиш, но музыканты не собирались сдаваться и пригласили нового ударника Ференца Дебресени (Debreceni Ferenc, ex-NEOTON) и клавишника Ласло Бенкё (Benko Laszlo). Этот состав оказался самым стабильным из всех и просуществовал до сегодняшних дней. В композиторском отношении основная нагрузка легла на Дьердя Молнара и Тамаша Михая, а постоянным автором текстов стал поэт Петер Шюйи (Sulyi Peter).
Со сменой состава трудности не закончились. Планировавшийся альбом 200 Evvel Az Utolso Haboru Utan («200 лет после последней войны») был запрещен цензурой из-за заглавного номера и песни A S e x Apo, за которую музыкантам досталось лично от директора Hungaroton Петера Эрдёша (Erdos Peter). Но запись сохранилась и пролежала в архивах, пока в 1998 году не была издана под первоначальным названием и в полном виде (это был добротный и мелодичный хард-рок). В качестве компромисса в 1972 году был выпущен концертный альбом Elo Omega (Omega Live), записанный во время национального турне группы в январе-марте 1972 года. Обернутый в оригинальный алюминиевый конверт, он в визуальной форме доказывал потерявшим надежду, что OMEGA по-прежнему «живее всех живых», а в музыке они ответили на сомнения мощнейшим хард- и блюз-роком, на который только были способны К счастью, эпоха испытаний подошла к концу. Группой заинтересовался немецкий продюсер из Франкфурта Петер Гауке, который организовал контракт с фирмой Bellaphon Records. Вскоре англоязычные компиляции поступили в продажу на европейском рынке. Таким образом, начался второй успешный этап «венгерского вторжения» в западный капиталистический мир группы: об OMEGA писали в журналах New Musical Express и Bravo, она фигурировала в хит-парадах наряду со звездами английской сцены. На родине музыкантов дела тоже стали налаживаться.
Был выпущен новый студийный альбом Omega 5 (1973 г.) под новой маркой Pepita (подразделение лейбла Hungaraton, специализировавшееся исключительно на поп- и рок-музыке), одну сторону которого занимала первая симфоническая сюита в истории венгерской рок-музыки – Szvit («Ритм»), записанная совместно с венгерским государственным оркестром. В композиции A Madar («Птица») впервые были применены синтезаторные эффекты, возвещавшие о скором приходе эры космического рока. Однако за этими интересными экспериментами скрывался не более чем хард-рок, просто с ярко выраженной клавишной секцией. Это направление прекрасно иллюстрирует и очередной альбом Nem Tudom A Neved (1975 г.) – («Помоги мне найти меня»), заглавная одноименная композиция которого стала одной из лучших песен и прочно вошла в их концертный репертуар.
С наступлением второй половины 70-х годов начался наиболее значимый и успешный во всех отношениях период группы. Это время характеризуется творческой зрелостью, возросшими техническими и композиторскими возможностями, которые позволили венграм влиться в лагерь «серьезного» рока. Наконец был сформирован «фирменный» стиль – это классический симфонический рок с продолжительными композициями, жесткой соло-гитарой и изобретательными клавишными. Как оказалось, резкий и характерный вокал Яноша Кобора удачно подошел для исполнения тем космического мистицизма, разрабатываемого в лирике.
Первым альбомом, открывшим тематическую трилогию, стал Idorablo («Похититель времени»), вышедший в 1977 году. Интересен тот факт, что англоязычная версия альбома под названием Time Robber была выпущена еще годом ранее и разошлась тиражом более одного миллиона копий. По многим параметрам, эта пластинка является лучшей в дискографии группы, с прекрасной гитарной работой Дьердя Молнара, выделяющаяся богатством тем и неожиданностью переходов и клавишными пассажами Ласло Бенкё, которые в совокупности создают неповторимую атмосферу. В успешный гастрольный марафон добавилась также Голландия, а также ФРГ, где OMEGA выступили вместе со SCORPIONS. Кстати, данный факт вызвал раздражение у политиков ГДР, которые направили жалобу венгерскому правительству против группы, которая играет «неправильную» музыку
Тем не менее, новый альбом Csillagok Utjan («Звездный бродяга») ждал солидный успех. На пластинке яснее проявилось концептуальное начало, ярко выраженное в наличии пролога и эпилога (Nyitany и Finale), а также двух связанных между собой композиций Metamorfozis I и II. Особенно впечатлила клавишная работа, доподлинно воссоздающая атмосферу музыки прошлого, в которой словно небесным эхом отдаются красивейшие «космические» гитарные пассажи. Парадоксально, но самыми популярными оказались такие выпадающие из концепции альбома композиции, как хард-роковая Csillagok Utjan и фантазия на русскую народную тему Lena.
Трилогию закрыл альбом Gammapolis, вышедший весной 1979 года и разошедшийся самым большим тиражом в истории венгерского рока (кстати, экспортный вариант снова «обогнал» оригинал на год). Альбом получился все таким же красивым, атмосферным, лиричным, но аранжировки стали несколько проще. К сожалению, в новой концепции практически не нашлось места соло-гитаристу, роль которого постепенно оттенялась: альбом стал переходным к эпохе электронно-синтезированного звука, а самыми прогрессивными композициями можно назвать Hajnal A Varos Felett («Городской рассвет») и Ezust Eso («Серебряный дождь»).
В сентябре того же года был записан второй и, вероятно, лучший «живой» альбом Elo Omega Kisstadion ‘79, состоявший из материала трех последних работ. К сожалению, звук не передает тех великолепных световых эффектов, приобретших к тому времени на концертах особую важность.
В 1980 году состоялось совместное турне OMEGA с LGT и BEATRICE, завершившееся двумя концертами на стадионе Kisstadion. Оно было особенно примечательным тем, что, спустя десятилетие, старые коллеги-друзья из родственных групп, кажется, забыли об обидах, и сенсационно завершили концерт совместным исполнением Gyongyhaju Lany. В том же году у группы закончился контракт с Bellaphon Records, и она бросилась с головой в омут электронно-синтезированного звучания. Надо признаться, эпоха синтезаторного рока приняла группу с распростертыми объятьями: у них была самая высокотехнологичная студия; они были одними из первых, кто популяризовал чудо-машину синтезатор. Среди тех, кто пожелал помочь группе преуспеть в новом качестве, был известный диско-продюсер из ФРГ Фрэнк Фариан (Frank Farian). Об имевшем место факте сотрудничества напоминает англоязычный альбом Working (1981 г.), потерпевший, правда, неудачу в Германии, а также переработанные версии песен Tizezer Lepes («Десять тысяч шагов») и Ajanlott Utvonal («Проторенный путь»), оказавшиеся на альбоме Ten Thousand Light Years подопечных Фариана – группы "Boney M"
Похоже, что сами музыканты OMEGA остались недовольны результатом, так как больше экспортных пластинок в это десятилетие не выходило, а стиль они менять не собирались. Чуть позже вышла адаптированная версия альбома Working для внутреннего рынка под названием Az Arc («Лицо»). В его основе лежит продолжение альбома Gammapolis в более быстром и навязчивом ключе с привлечением монотонного хард-рока и усилением электронных эффектов. Несколько вещей, вроде Tizenhat Evesen («Когда тебе шестнадцать»), Az Arc и Eletfogytig Rock And Roll («Вечно живой рок’н’ролл») производили хорошее впечатление, но не более того.
К середине 80-х годов творческая активность группы снизилась до минимума и ограничивалась лишь немногочисленными концертами на родине. Кроме того, Ласло Бенкё и Тамаш Михай были заняты своими сольными проектами, в которых переосмысливали наследие OMEGA. Лишь в 1986 году имя группы снова оказалось на слуху, когда музыканты в полном составе (единственный случай), наряду с Кати Ковач, были отмечены престижной премией имени Ференца Листа, присуждаемой в области музыкального и театрального искусства. В том же году вышел и новый альбом A Fold Arnyekos Oldalan («На темной стороне Земли»). Заметной песней на нем стала Fekete Doboz («Черная коробка»), посвященная катастрофе космического корабля «Челленджер», случившейся 28 января 1986 года. Впрочем, за красивой, но обманчивой обложкой пластинки на космическую тему скрывалась совершенно бесцветная музыка: это был самый слабый альбом в истории группы.
|