Omega: красная звезда европейского рока Омега

O M E G A
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЕВРОПЕЙСКОГО РОКА
Рок-энциклопедия


Газета «МУЗ ОН»
№ 5-6 (8-9) 2013 г.


Заметки на коленке

БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ОМЕГА:
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЕВРОПЕЙСКОГО РОКА


Может показаться, что за последние полтора десятилетия в России выступили практически уже все рок-звезды былого и современности, в особенности те музыканты и коллективы, которые были объективно популярны в нашей стране в 70-е и в первой половине 80-х. Но, как ни странно, есть и одно исключение: это венгерский состав Omega, стоявший для моего поколения на одном уровне с титанами англо-американского рока от "Deep Purple" до "Pink Floyd". Уже казалось, что группа, справившая прошлой осенью свой полувековой (!) юбилей, никогда не доберется до России – и всё же небываемому быть: 30 мая московские рок-поклонники смогут узреть величайшую группу Восточной Европы воочию и, конечно же, услышать ее монументальные хиты, столь памятные многим из нас…

Невероятно, но факт: спроси человека, даже причисляющего себя к настоящим меломанам, о старейшей рок-группе не то что Европы, а и мира – он вспомнит только "The Rolling Stones", выступающих с лета 1962 г. или в лучшем случае еще и голландцев The Golden Earring, активных с 1964-го. А ведь Omega в творческом смысле – как раз ровесники «камней»: 6 октября прошлого года 50 творческих лет квинтета были отмечены грандиозным трехчасовым концертом группы на будапештском стадионе Papp Laszlo Budapest Sportarena с участием симфонического оркестра.

Выступление группы Omega в начле 70-х Русскому меломану далеко не юных лет, выросшему в атмосфере невнятных и неприятных запретов на рок-музыку может быть непонятно, как это группа из социалистической страны смогла еще в 70-е стать одним из практически государственных символов своей родины. Да, у группы были трения с коммунистическими властями, но практически все годы своего существования она, безусловно, была лидером венгерского рок-движения и авторитет ее музыкантов не оспаривался никем даже в годы расцвета доморощенного венгерского панка и «новой волны» на заре 80-х. Почему так получилось? А вот здесь нам придется обратить внимание на не самый приятный момент в новейшей истории Венгрии…

Антикоммунистическое, фактически народно-освободительное венгерское восстание в октябре 1956 г., подавленное советской армией, естественным образом больше всего напугало власти самой Венгрии. До самого финала коммунистического режима в 1989 г. руководители страны отлично помнили, что в 1956-м на баррикады вышла именно молодежь – а раз так, то Венгрия являлась странным исключением в социалистическом лагере: там шла нормальная для молодого поколения 60-х – 80-х музыкальная жизнь. И если поначалу венгерские группы не могли похвастаться большим количеством изданных пластинок, то уж с концертами и даже рок-фестивалями, обычно проводившимися в будапештском Молодежном парке, никаких проблем не было уже с середины 60-х. И в небольших клубах совершенно западного образца также бурлила рок-жизнь… Собственно, история Omega и уходит корнями в такое явление, как «буги-вуги клуб», которых немало развелось по Венгрии еще в 1958-м.

Впрочем, всё началось еще до клубной сцены. Певец и гитарист Янош Кобор (Kobor Janos), пианист Ласло Бенкё (Benko Laszlo) и барабанщик Йожеф Лаукс (Laux Jozsef) познакомились в школьные годы, и именно в одном из будапештских буги-вуги клубов 23 сентября 1962 г. состоялся сценический дебют Omega. Ранний (до 1966 г.) репертуар группы почти целиком состоял из кавер-версий – даже первым синглом группы оказалась кавер-версия The Rolling Stones «Paint It, Black» (1966 г.). Но всего год спустя многое изменилось: в группу влились гитарист Дьёрдь Мольнар (Molnar Gyorgy) и басист Тамаш Михай (Mihaly Tamas), а также выпускник будапештской консерватории, певец и клавишник Габор Прессер (Presser Gabor), обеспечивший группу на четыре года вперед авторским материалом, в числе которого оказался и первый и главный хит Omega – лирическая песня «Девушка с жемчужными волосами» («Gyongyhaju lany», 1970 г.), благодаря которой о группе узнали во всем западном мире. Много лет спустя главные рок-звезды Германии "Scorpions" запишут свою версию этого номера под названием «White Dove»…

Но еще до столь значительного прорыва Omega приступила к работе на зарубежном рынке: в конце 1967 г. Венгрию посетили с гастроялми тогдашние звезды британского ритм-энд-блюза "The Spencer Davis Group", и менеджменту англичан очень пришлась по душе разогревающая группа – а это и была Omega. В результате последовало невероятное предложение о коротком концертном турне по Британии и записи там альбома – англоязычный дебют «Omega Red Star From Hungary» (1968 г.) предварил на несколько месяцев, что для многих может показаться дикостью, венгерскую пластинку «Трубач Фреди и страшные люди» («Trombitas Fredi es a rettenetes emberek»). По большому счету, с этого момента Omega не знала поражений, хотя в 1971 г. группе пришлось вернуться к формату квинтета.

С одной стороны, старожилы группы Янош и Ласло были не очень довольны положением Габора Прессера как машины по производству хитов – им желалось эволюции в сторону прогрессивного и хард-рока. Неизвестно, куда бы завели Omega эти противоречия, но помог случай: по итогам 1971 г. еженедельник «Молодость Венгрии» провел опрос (невероятно для нас!) о составе музыкантов символической группы года. В списке значились двое из Omega – Габор Прессер и барабанщик Йожеф Лаукс. Габор не стал терять времени и собрал суперсостав "Locomotiv GT", менее чем через полгода дебютировавший на концертной сцене. А в Omega тем временем приходит барабанщик группы Neoton Ференц Дебрецени (Debreczeni Ferenc), и с тех пор студийный состав группы остается неизменным.

Но музыкальная ориентация меняется – теперь Omega играет хард-рок. Параллельно группа строит свою интернациональную карьеру, подписывая контракт с немецкой фирмой грамзаписи Bellaphon – причем интересно отметить, что коммунистическая цензура не распространялась на пластинки, изданные в рамках этого контракта. И в первый и последний раз в своей карьере Omega имела крупные неприятности с властями в 1972 г., когда был записан венгерскоязычный вариант «немецкого» альбома «200 Years After The Last War» – часть песен с него просто не прошла худсовет по причине опасных, по мнению коммунистических функционеров, текстов. Результатом компромисса стал концертный альбом «Живая Omega» («Elo Omega», 1972 г.) с совершенно новым на тот момент материалом, памятный многим из нас по конверту из толстой алюминиевой фольги, куда как раз не вошли «нерекомендованные» песни. А запрещенный студийный вариант этих записей увидел свет лишь в 1998-м.

Окончательно закрепил успех группы, причем не только у себя на родине, концептуальный альбом «Omega 5» (1973 г.), в свое время разошедшийся немалым тиражом в СССР. И, хотя популярность группы в нашей стране в те времена была исключительно высока, ни одной публикации о ней не появилось в прессе вплоть до 1999 года, не говоря уж о появлении Omega на советском телевидении. Впрочем, вряд ли это волновало самих музыкантов – альбомы «Не знаю твоего имени» («Omega 6: Nem tudom a neved», 1975 г.), «Похититель времени» («Omega 7: Idorablo», 1977 г.) и «Звездный путь» («Omega 8: Csillagok utjan», 1978 г.) принесли группе, и заслуженно, суперзвездный статус. Окончательным свидетельством невообразимого успеха стал альбом «Gammapolis» (1979 г.) – без сомнения, лучшая работа группы за всю ее карьеру, где музыкантам удалось слить воедино национальную мелодику, эмоциональное исполнение и мощное клавишно-гитарное звучание. Не случайно эта работа вызвала сравнение Omega с Pink Floyd… А монументальный двойной концертный альбом «Kisstadion 79» наглядно продемонстрировал возможности группы по сценическому воплощению своих произведений и, одновременно, народную любовь к ней – достаточно оценить мощь пения публики в номере «Gammapolis». Словом, 70-е были завершены Omega в статусе суперзвезд и, как выражалась национальная пресса, «фабрики Omega». Ведь все альбомы группы, начиная с «Omega 5», имели и свои «западные», англоязычные версии.

Однако 80-е оказались не лучшей эпохой для группы. Как говорится, «с вершины есть только один путь – вниз», да и изменившийся музыкальный климат не способствовал дальнейшему наращиванию популярности – хотя уж куда далее? К тому же в Венгрии подросли новые группы, для которых наши герои были натуральными перестарками и рок-динозаврами, и внимание молодой публики естественным образом переключилось на них. Omega пыталась оседлать эту волну, предоставляя юным дарованиям аппаратуру для стадионных концертов и сотрудничая с ними – результатом стал сборный концертник «Kisstadion 80», куда также вошли фрагменты выступлений "Locomotiv GT" и главной венгерской панк-группы "Beatrice". Однако альбом «Лицо» («Omega X: Az arc», 1981 г.) оказался по меркам группы очень простым – смесь прямолинейного хард-рока с электронным рок-н-роллом, а «Omega XI» (1982 г.) так и вовсе продемонстрировал уход группы в эксперименты с чисто электронным звучанием. В результате Omega превратились, по большому счету, в своего рода свадебных генералов венгерской рок-сцены, и в 1987 г. было объявлено, что альбом «Omega XIII: Babylon» станет для группы последним.

Конечно, Венгрии на грани 80-х и 90-х было не до группы Omega: демонтаж коммунистического правления, сомнительные прелести перехода к свободному рынку и практически полный распад некогда мощной рок-сцены, сильно обесценившейся с новыми временами. Как бы то ни было, ветераны нашли силы вернуться к музыке с альбомом «Trans And Dance» (1995 г.), что вызвало возрождение интереса к рок-легенде, в том числе и со стороны совсем молодого поколения меломанов. С середины 90-х Omega обязательно раз в год играет концерты (с участием в своем составе молодого гитариста-виртуоза Тамаша Секереша) на одном из будапештских стадионов при немалом стечении публики со всего мира, а концерты в честь 40-, 45- и 50-летия группы так и вовсе стали культурными событиями национального значения, увековеченными на аудио- и видеоносителях. При этом группа, в 1999 г. преобразованная в акционерное общество «Omega» (!), не отказывается и от концертов в небольших камерных залах – патриархи европейского рока знают, что их сила – в опоре на верных, и не только столичных, поклонников.

Едва ли не единственное, чего не было в богатой биографии Omega – так это концертов в России. Да, многие помнят слухи о возможном приезде группы на Олимпиаду-80 и Московский Фестиваль молодежи и студентов летом 1985-го – так они слухами и остались. Вот аппаратура Omega до Москвы доезжала – в частности, ей был озвучен митинг-концерт «Наш ход / Our Move: пройди свой километр» в Измайлово с участием группы Santana в июле 1987-го и исторические концеты Uriah Heep в декабре того же года. И только сейчас для нас настало время познакомиться с творчеством Omega воочию – и этот момент совершенно определенно нельзя пропустить. Да и как можно проигнорировать концерт группы, которая в свое время сообщила всем нам, что совершенно не обязательно жить в западном мире, чтобы стать рок-звездой?


Автор:
Всеволод Баронин
(26 февраля 2017 г.)

Источник:
vs-baronin.livejournal.com
(сайт временно не работает)

Опубликовано:
19 сентября 2019 г.



АЛЬФА И ОМЕГА ВЕНГЕРСКОГО «БИТА»
Журнал "Музыкальная жизнь", 1981 г.

ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ

ИНТЕРВЬЮ С ЯНОШЕМ КОБОРОМ

ОМЕГА ВЫПУСТИЛА НОВЫЙ АЛЬБОМ

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ

СБОРНИКИ

ДРУГИЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ "ОМЕГА"


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в OMEGA

Вернуться в ВЕНГЕРСКИЙ РОК

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА