НЕ ПРОЩАЮСЬ
Борис Акунин и Эраст Фандорин

Не прощаюсь. Борис Акунин и Эраст Фандорин

Дата релиза - 8 февраля 2018 г.

"Не прощаюсь" - новая книга писателя Григория Чхартишвили, хорошо известного под псевдонимом Борис Акунин. Новая, шестнадцатая по счету, и одновременно последняя из его «фандорианы» - серии исторических детективов про сыщика Эраста Петровича Фандорина. Писатель Борис Акунин рассказал о том, на самом ли деле нам предстоит попрощаться с любимым героем..

Он жил с нами больше 20 лет. Его «Левиафан» прозвучал намного раньше того, что сегодня у всех на слуху. За его «Азазель» и «Статского советника» взялись лучшие кинематографисты. Казалось, что он такой же вечный, как и Путин. Но пришло время попрощаться.

Акунин рассказал, что для него самого прощание с Фандориным - это личное и очень печальное событие. «Все, что мы должны друг другу сказать, - отмечает писатель, - мы уже сказали. Но мы не расстаемся, мы будем друг с другом молчать».

Автор также упомянул, что на Би-Би-Си планируется одноименный сериал о приключениях Эраста Фандорина. По его словам, если первый сезон будет удачным, то он согласится писать новые истории о герое в формате сценариев для сериала.

В заключение, писатель поделился своими взглядами на распространение цифровой книги. По его мнению, это позволяет не только сберечь леса планеты, но и открывает новые возможности и форматы для авторов.


Опубликовано: 11.02.2018 г.

Константин Мильчин
литературный критик, главный редактор сайта gorky.media

8 февраля 2018 г. стартовали продажи романа "Не прощаюсь", в котором Борис Акунин убивает-таки Эраста Фандорина. Или не убивает? Константин Мильчин - о том, вернулся ли к нам с новым романом тот Акунин, которым мы зачитывались в конце 1990-х и начале 2000-х
.

Мы знаем, что Фандорин умрет, потому что не может же он жить вечно. Или все-таки может? Еще мы знаем, что он должен перед смертью или бессмертием зачать ребенка, потому что мы читали про приключения его потомка в серии "Внеклассное чтение". Или он на самом деле не потомок? Напомним краткое содержание предыдущей серии, романа "Черный город".

Не прощаюсь. Борис Акунин и Эраст Фандорин Летом 1914 года в Сараево сербы застрелили эрцгерцога Фердинанда, мир медленно, но верно шел к большой войне. Остановить ее могло только объективное расследование. Нашли всеми признанного и уважаемого сыщика - Эраста Петровича Фандорина. Купили ему билет, заказали гостиницу, оплатили суточные и выдали талоны на завтрак.

Но до Боснии Эраст Петрович не доехал. Его подстрелил в Баку злодей, пустил ему пулю в голову. Фандорин почти умер - впал в долгую кому, и вся королевская конница, вся королевская рать не может Фандорина оживить и собрать.

Три года восемь месяцев и двадцать восемь дней провел герой России в чистилище, ни жив ни мертв, и очнулся только в поезде Самара - Москва в компании верного японского камердинера Масы и группы сомнительных пассажиров. Дальше он поиграл в Эркюля Пуаро, раскрыл преступление века в Восточном экспрессе - кражу мешочка иголок. И снова заснул, на этот раз на три дня. Проснулся - а на дворе 1918 год, разруха в головах и клозетах, по всей Москве убийства и облавы, большевики воюют с анархистами. Эраст Петрович хоть и передвигается то с палочкой, то в кресле-каталке, но все еще в хорошей форме: анализирует, дерется, уклоняется от пуль.

Важный вопрос - вернулся ли тот самый Акунин, книгами которого зачитывались в конце 1990-х и начале нулевых? Нет, не вернулся. Роман "Не прощаюсь" больше похож не на классические детективы, а на историческую прозу. А потом - облом. Нам обещали, что будет прощальная книга о Фандорине, а это, оказывается, еще и промежуточный роман об Алексее Романове, герое части книг серии "Смерть на брудершафт" и вроде как "Шпионского романа". Когда-то ходил анекдот, что фильм "Рэмбо V" будет одновременно фильмом "Рокки VI" и Сильвестр Сталлоне снимется там сразу в двух ролях - и спецназовца, и боксера. То был анекдот, а тут Акунин осуществил нечто сравнимое по масштабам, редкий в русской литературе пример кроссовера - под одной обложкой оказались персонажи из вроде как бы несовместимых серий. Сперва Фандорин и Романов вообще не пересекаются, но ближе к середине книги они начнут взаимодействовать и даже противостоять друг другу.

Умрет ли Фандорин? Почитайте сами, потом расскажете мне, что именно вы там прочитали. Конец романа допускает трактовки разной степени однозначности. Фандорин не прощается, как и его автор.

Другой важный вопрос - вернулся ли тот самый Акунин, книгами которого зачитывались в конце 1990-х и начале нулевых? Нет, не вернулся.

Роман "Не прощаюсь" больше похож не на классические детективы, а на историческую прозу, которую Борис Акунин выпускает вместе с томами "Истории Российского государства". Вот это фантазия на тему революции и Гражданской войны, небольшое рассуждение о том, почему победили именно красные и был ли шанс у других сторон, включая анархистов. Последние, кажется, очень интересуют Григория Чхартишвили, хотя он ими не особо восхищается.

В итоге герои странствуют из одного лагеря в другой, и везде интересно, везде одновременно хорошо и одновременно плохо, везде длинные пафосные речи. Последние, увы, заменяют собой действие, что до крайности печально, потому что Акунин всегда отлично строил сюжет и держал его и на короткой дистанции рассказа, и на длинной романа. Здесь же вроде как роман, но распадающийся на отдельные эпизоды.

Что особенно печально, Фандорин почти не расследует, почти не думает. Но в те минуты, когда он на короткое время возвращается к своей работе сыщика, Фандорин великолепен. Прямо как глоток свежего детективного воздуха.

Единая интрига тут лишь одна - как умрет Фандорин. С матерью ребенка все выясняется относительно быстро, она вас удивит и многих порадует. Но что особенно печально, Фандорин больше не Фандорин. Он почти не расследует, почти не думает, он в коме, то помалкивает, то делает детей, то где-то шляется.

В те минуты, когда Фандорин на короткое время возвращается к своей работе сыщика, он великолепен. Вернее, так: оба они великолепны - и Фандорин, и Акунин. Прямо как глоток свежего детективного воздуха. В остальном же вас ждут 420 страниц рассуждений на тему: и белые были не очень, и красные, и черные, и зеленые, но везде были как плохие, так и хорошие люди.

Чистая правда, кстати, но от этого не легче.

ЧИТАТЬ КНИГУ "НЕ ПРОЩАЮСЬ"
БЕСПЛАТНО

БОРИС АКУНИН
"НЕ ПРОЩАЮСЬ" ~ 2018 ~ РОМАН
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭРАСТА ФАНДОРИНА В XX ВЕКЕ
ПОЧТИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ
ШЕСТНАДЦАТАЯ КНИГА СЕРИИ
ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Михаил Кузищев
Специалист по литературным расследованиям

В свет вышла новая книга Бориса Акунина о приключениях сыщика Эраста Фандорина. По заявлению автора, роман «Не прощаюсь» должен завершить долгое путешествие отважного сыщика по временам и странам. Аудиоверсию романа, которая выходит в свет одновременно с книгой, 8 февраля, исполнил Народный артист РФ Александр Клюквин. Какие же приключения ожидают отважного сыщика на этом последнем рубеже?


Как хорошо знают все поклонники знаменитой детективной эпопеи Акунина, за свою жизнь Фандорин успел побывать в самых разных уголках планеты. Однако в романе «Не прощаюсь» его ожидает, пожалуй, самое впечатляющее и головокружительное путешествие во всей серии.

Опасно раненный Эраст Петрович Фандорин выходит из комы спустя три года, восемь месяцев и двадцать восемь дней после событий, описанных в романе «Черный город», и обнаруживает себя в совершенно ином мире и иной стране. Как ни странно, он по-прежнему остается на своей Родине - даже если ему трудно поверить своим глазам. На календаре – грозный 1918-й год.

Прибывая поездом из Самары в Москву, Фандорин дивится на изменения, которые произошли в его родном городе: новая жизнь обрушивается на Эраста Петровича шквалом красных транспарантов, потоком незнакомых слов на вывесках, зрелищем мусора на улицах, грубой руганью красноармейцев и духом совершенно иной эпохи. Медленно приходящий в себя Фандорин понимает, что теперь ему придётся учиться не только ходить, но и жить. И не только жить, но и расследовать в этих совершенно новых и непростых условиях загадочное и кровавое убийство, с которым сталкивает его случай.

Делая изящный реверанс в сторону в сторону футуристического романа Герберта Уэллса «Когда Спящий проснётся», Акунин снова создает увлекательный сюжет с лихо закрученной интригой, драматизм которой в аудиоверсии романа подчёркивается блестящим и уверенным исполнением Александра Клюквина. Но дело, конечно же, не только в интриге: Акунин очень красочно и живописно показывает жизненные реалии Советской России, – с тем вниманием к историческим деталям и подробностям, которое всегда отличает его произведения. Путешествие с Акуниным и Фандориным в страну, разодранную на части гражданской войной, оказывается не только увлекательным, но и дающим повод для размышлений.

Эрасту Петровичу и его верному Масе предстоит с головой погрузиться в пучину новой жизни, пережить ряд крайне опасных, а также романтических приключений, совершить путешествие в Харьков и в конце концов оказаться перед фундаментальными вопросами о прошлом, настоящем и будущем его страны. Конец романа неумолимо приближается. Мы хотим остаться с блистательным сыщиком еще, но ему уже пора, его зовут. «Я скоро вернусь, ты и не заметишь», - бросает он нам напоследок. «Не прощаюсь». Увидимся ли снова?

ЛУЧШИЙ ОТЗЫВ НА КНИГУ

После неудачной книги "Весь мир театр", средненькой "Черный город" и провальной "Планета Вода" Акунин полностью реабилитировался в "Не прощаюсь". Здесь есть все, за что так полюбился Фандорин - непредсказуемый сюжет, любовно воссозданная атмосфера прошлого и сильный постмодернизм.

Главная черта "Не прощаюсь" - ностальгия. Здесь на поклон выходят как персонажи из других авторских циклов, так и упоминаются почти все книги Фандоринского цикла. Сделано это очень ловко: например, Эраст Петрович, перебирая свои вещи, находит камею с Лизанькой из "Азазеля", потом на улице встречает старика-ветерана, который как и он воевал под Плевной (мы тут же вспоминаем "Турецкий Гамбит"), затем болтает с актером, которого знал по своей недолгой театральной жизни (Намек на бесславный "Весь мир театр") и прочее.

Прелесть в том, что подано это все очень ненавязчиво и оставляет простор для игры в поиск оммажей самому себе. Кроме многочисленных отсылок к русской литературо- и кино-классике (вроде "Служили два товарища", "Адъютант его превосходительства", "Дни Турбиных", "Бег") можно найти и классику зарубежную. Например, некоторое время Фандорин будет передвигаться в инвалидной коляске, как Эркюль Пуаро в "Занавесе" (тоже финальная книга для этого замечательного сыщика!). И это одно из самых интересных мест в книге - очень любопытно наблюдать, как почти парализованный, беспомощный Фандорин все равно раскрывает запутанное дело.

Что до детективной интриги - она на уровне лучших рассказов из "Нефритовых четок", а кое-где и приближается к "Особым поручениям". Самое главное - эта книга понравится даже тем, кто только начинает свое погружение в Фандориану, ведь не смотря на всю ностальгию, это очень самостоятельное произведение.

Азазель (1876 г.)
Конспирологический детектив

Турецкий гамбит (1877-78 гг.)
Шпионский детектив

Левиафан (1878 г.)
Герметичный детектив

Алмазная колесница, том 2, Между строк (1878 г.)
Диверсионный детектив

Смерть Ахиллеса (1882 г.)
Детектив о наемном убийце

Пиковый валет (1886 г.)
Повесть о мошенниках

Декоратор (1889 г.)
Повесть о маньяке

Статский советник (1891 г.)
Политический детектив

Коронация, или Последний из романов (1896 г.)
Великосветский детектив

Любовница Смерти (1900 г.)
Декадентский детектив

Любовник Смерти (1900 г.)
Диккенсианский детектив

Инь и Ян (1882 г.)
Пьеса

Алмазная колесница, том 1, Ловец стрекоз (1905 г.)
Этнографический детектив

Весь мир театр (1911 г.)
Театральный детектив

Чёрный город (1914 г.)
Восточный детектив

Нефритовые четки (1881-1899 гг.)
Сборник рассказов и повестей
о приключениях Э. Фандорина
в 1881-1899 годах

Планета Вода (1902-1912 гг.)
Сборник повестей и рассказов

Не прощаюсь (1918-1922 гг.)
Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

БОРИС АКУНИН

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

КАРТА САЙТА