ЧЕРНЫЙ ГОРОД
Борис Акунин и Эраст Фандорин

Черный город. Борис Акунин и Эраст Фандорин

"Чёрный город" - роман Бориса Акунина из серии «Новый детектив» о приключениях Эраста Петровича Фандорина. Книга была опубликована в издательстве «Захаров» 21 ноября 2012 года, 352 страницы, в твердом переплете.

В 2008 году французская газета Le Figaro запустила проект, посвящённый «Одиссее» Гомера. Руководство газеты предложило выдающимся зарубежным прозаикам (Борис Акунин, Людмила Улицкая, Милан Кундера, Артуро Перес-Реверте, Дуглас Кеннеди (англ.) и др.) написать рассказ, который бы начинался фразой из Гомера: «Одиссей пошёл от залива по лесной тропинке к тому месту, которое ему указала Афина…». В течение лета 2008 года Le Figaro каждый день публиковала эти произведения.

Специально для проекта Борис Акунин написал первую главу повести об Эрасте Фандорине «Охота на Одиссея». Тогда же он пообещал предоставить её российскому издательству «Эксмо» для публикации в сборнике, доходы от которого должны были пойти на помощь пациентам хосписов.

В 2009 году в России вышла «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», в которой первая глава повести была впервые опубликована в России.

В 2012 году в своем блоге Борис Акунин заявил, что изданная ранее глава «Охоты на Одиссея» стала первой главой нового романа «Чёрный город». Изначально роман должен был выйти в середине 2012 года, однако из-за общественных протестов в Москве, активным участником и координатором которых стал Борис Акунин, написание романа было отложено.

21 ноября 2012 года Борис Акунин презентовал свою новую книгу в своем блоге, сообщив, что книга выходит сразу в четырёх форматах - в обычном, «бумажном» исполнении - для продажи в книжных магазинах, в электронном варианте text-only, в электронном варианте с иллюстрациями, и аудиокнигой.

Действие нового романа об Эрасте Фандорине происходит накануне Первой мировой войны в Баку, великолепном и страшном городе нефти, нуворишей, пламенных террористов и восточных разбойников. На этот раз великому сыщику достался противник, победить которого, кажется, невозможно…

Действие нового романа об Эрасте Фандорине происходит накануне Первой мировой войны в Баку, великолепном и страшном городе нефти, нуворишей, пламенных террористов и восточных разбойников. На этот раз великому сыщику достался противник, победить которого, кажется, невозможно...

Издание украшено иллюстрациями Игоря Сакурова.

БОРИС АКУНИН
"ЧЕРНЫЙ ГОРОД" ~ 2012 ~ РОМАН
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭРАСТА ФАНДОРИНА В XX ВЕКЕ
ВОСТОЧНЫЙ ДЕТЕКТИВ
14-я КНИГА СЕРИИ
1914 г.

Черный город. Борис Акунин и Эраст Фандорин

В четверг (21 ноября 2012 года) вышел в свет новый роман Бориса Акунина «Черный город» - четырнадцатый том приключений Эраста Фандорина. Его действие происходит в Баку 1914 года.

1914 год. Эраст Фандорин со слугой Масой приезжают в Баку - искать террориста по имени Одиссей. Там уже находится жена главного героя из предыдущей серии - от надоедливой особы мечтают избавиться и сам муж, и его верный помощник. Маса, впрочем, довольно быстро выбывает из строя, сраженный армянской пулей, - и на место компаньона главного героя приходит Гасым, местный Робин Гуд и Портос в одном лице. С этого момента действие резко переходит на галоп: Эраста Петровича едва не отправляют на тот свет, но он предсказуемо воскресает, на время превращается в дагестанского абрека, ездит на мотоцикле и стреляет как снайпер... словом, ведет себя как супермен.

Баку 1914 года при этом выглядит как Мексика в фильмах «Родригеса»: колоритная, пестрая, таинственная, опасная и почти волшебная. Так, в одной из сцен появляется персидский евнух, бегающий со скоростью мотоцикла, - вылитый Мачете.

Как ни странно, появлению на свет новому роману фандоринской серии российский читатель обязан французской газете Le Figaro. Еще в 2008 году она попросила нескольких прозаиков написать по рассказу, который бы начинался фразой из Гомера: «Одиссей пошел от залива по лесной тропинке к тому месту, которое ему указала Афина…».

Вместе с Акуниным в затее приняли участие Милан Кундера, Артур Перес-Реверте, Дуглас Кеннеди, Людмила Улицкая и др.

А в нынешнем году Григорий Чхартишвили объявил, что новелла станет первой главой нового романа - которым и стал «Черный город».

Новый роман оказывает на читателя примерно то же действие, что и каждая новая книга фандоринской серии: всю первую четверть романа борешься с ощущением дежавю.

Уж слишком знакомым кажется происходящее: повторяющиеся сюжетные ходы, неизменно поучительный тон повествования, все тот же непобедимый злодей, все те же неизменные фандоринские самокопания и все тот же набор ложных ходов, по которым главный герой обречен блуждать вплоть до самого конца.

Все сильнее проявляется ощущение, что персонажи доставляют автору все больше и больше хлопот: кажется, что Акунин пристрелил Масу, в основном чтобы не повторяться и снова не описывать комические перебранки слуги и господина. Однако ближе к середине действие захватывает даже самого скептичного читателя. И кажется, бог с ней уже, с предсказуемостью: стиль изложения и та виртуозная ловкость, с которой Акунин обращается с сюжетом и персонажами, с лихвой искупает тяжеловесность первой части, в которой автор разбирается со своими давно знакомыми читателю героями, нагруженными обстоятельствами и предысториями.

И в этом смысле интересно проследить, что происходило не с персонажами, а с автором в период написания этой книги.

За время, прошедшее с момента выхода предыдущего романа - «Весь мир театр», Григорий Чхартишвили из автора «нестыдных детективов» и хорошей публицистики превратился сначала в популярного блогера, а затем и в полноценного общественного лидера, одного из главных лиц оппозиционной «Лиги избирателей».

Работу над «Черным городом» Акунин завершал как раз в период своего интенсивного участия в политической жизни; в период, когда Чхартишвили стал активно вкладывать заработанный социальный капитал в различные, в том числе и нелитературные, проекты. Уже не герой, а автор вступил в период стремительных изменений, добровольно и вполне осознанно стал частью нового сюжета.

Чхартишвили нравится преодолевать препятствия. Соскучился быть толстожурнальным редактором-японистом - стал автором мастеровых детективов. Соскучился быть Акуниным - появился проект «Авторы», в которых он писал под именами Анатолия Брусникина и Анны Борисовой. Соскучился по реальной жизни - превратился в общественного деятеля. Теперь вся интрига - в том, добавит ли он эту новую ипостась к своей многогранной фигуре или же «реальная» деятельность начнет если не вытеснять, то сильно менять характер деятельности литературной.

И в этом смысле дальнейшее продолжение фандоринской серии становится для автора некоторой проблемой. Фандоринская вселенная уже расписана на большую часть XX века - мы знаем, что у Эраста Петровича есть дети, знаем, что он погибнет. И именно эта предопределенность, кажется, начинает мешать Чхартишвили - и потому сквозь виртуозную литературную игру начинает слышаться некоторая усталость автора от привычных, им же самим созданных рамок.

ЛУЧШИЙ ОТЗЫВ НА КНИГУ

Я читала все книги про приключения Эраста Петровича. Некоторые мне нравились больше, некоторые меньше, но это - самая моя любимая серия, ни "Пелагея", ни "Роман-кино" такого интереса не вызвали.

Впечатления смешанные. Вообще, Акунин, как известно, Декоратор - во многих его книгах видны изящные заимствования из классики литературы, закрученные в интересный сюжет. Но последняя (на самом деле - не последняя) книга "Черный город", вызвала кучу противоречивых мыслей.


Огорчило:

1. Есть такое впечатление, что Акунин пошел на поводу у читателей. Помню, когда вышел "Весь мир - театр", мнения по поводу новой возлюбленной, Элизы, разделились так: одни одобряли выбор автора по умолчанию, другие ужаснулись, насколько эта избранница хуже любой другой из фандоринских женщин. Все подводило к тому, что это бабушка Николаса Фандорина, и имя Елизавета, и последняя любовь и так далее и тому подобное. Но вот читателям она не понравилась, и если в "Театре" автор пишет о ней с сочувствием и всячески подчеркивает ее достоинства, то в "Черном городе" все ее "достоинства" резко становятся недостатками. Честно говоря, была не в восторге от Элизы, но такое отношение автора к своим героям отдает фальшью. Как будто карикатуру нарисовал, и даже имя ей сменил от греха подальше.

2. Внимательные читатели могут заметить, что сюжет книги повторяется. Главный злодей похож на Рыбникова из "Алмазной колесницы", отчасти Ахимаса и отчасти немецкого шпиона из "первой фильмы", и Шубин чем-то похож на злодея из "Статского советника"... Как и в предыдущей книге, Фандорин действует без Масы и снова попадается на удочку с помощником. Как бы автор не расписывал программу эффективной фандоринской старости, мыслительные способности ему преуменьшили. В общем, все это уже было.

3. Мелочь, а неприятно: сравните портрет (картинку) Симона в предыдущей и этой книге. В "Театре" он молод и похож на Есенина, в "Черном городе" он нарисован каким-то уродливым гангстером, хотя разница между действиями книг - всего 4 года.


Что порадовало:

1. Саадат Валидбекова. Бизнес-леди в женских персонажах фандорианы еще не написано. Хотя сильно напоминает Алтын, супругу Николаса Фандорина, но Алтын какая-то неприятная особа получилась, а Саадат - довольно интересный образ.

2. Намек на события из "Детской книги". Ластика помните?

3. Ура, все-таки не Элиза! Мне не нравилась она как персонаж, но я все-таки против того, как некрасиво ее убрали.


А теперь - почему Фандорин не умер.

1. Акунин любит эффектные концовки. "Коронация, или последний из романов" - а оказалось, что это просто цитата речи англичанина, не знающего падежей.

2. А откуда появился Николас Фандорин? Надо перечитать про него книги, там мог быть намек о том, что могло статься с великим предком.

3. Японская возлюбленная прочла на его лице, что он женится не раньше 60. Как же он женится, если умер?

4. Все это уже было. Алексей в "Фильме второй" (серии "Любовь на брудершафт") выстрелил себе в голову. Пуля прошла навылет, мозг не задет... В итоге - еще несколько книг о его приключениях!

Так что ждем еще одной книги, а то и нескольких. Надеюсь, Акунин не начитается таких отзывов и не убьет Фандорина просто из вредности?

Азазель (1876 г.)
Конспирологический детектив

Турецкий гамбит (1877-78 гг.)
Шпионский детектив

Левиафан (1878 г.)
Герметичный детектив

Алмазная колесница, том 2, Между строк (1878 г.)
Диверсионный детектив

Смерть Ахиллеса (1882 г.)
Детектив о наемном убийце

Пиковый валет (1886 г.)
Повесть о мошенниках

Декоратор (1889 г.)
Повесть о маньяке

Статский советник (1891 г.)
Политический детектив

Коронация, или Последний из романов (1896 г.)
Великосветский детектив

Любовница Смерти (1900 г.)
Декадентский детектив

Любовник Смерти (1900 г.)
Диккенсианский детектив

Инь и Ян (1882 г.)
Пьеса

Алмазная колесница, том 1, Ловец стрекоз (1905 г.)
Этнографический детектив

Весь мир театр (1911 г.)
Театральный детектив

Чёрный город (1914 г.)
Восточный детектив

Нефритовые четки (1881-1899 гг.)
Сборник рассказов и повестей
о приключениях Э. Фандорина
в 1881-1899 годах

Планета Вода (1902-1912 гг.)
Сборник повестей и рассказов

Не прощаюсь (1918-1922 гг.)
Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая

БОРИС АКУНИН

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ

КАРТА САЙТА