Любители блюза в Англии в начале 60-х находились далеко не в самом лучшем положении. Практически не было радиопрограмм, отражающих их вкусы, витрины престижных музыкальных магазинов не изобиловали соответствующей продукцией, и если кто-то предпочитал слушать что-либо не попавшее в Топ-40, ему жилось не так просто, как хотелось бы. Но для тех, кто "знал рыбные места", эта проблема не была особо серьезной. Существовало немало магазинов, торговавших редкими записями, и именно они выручали коллекционеров и просто любителей блюза.
Одним из таких любителей был будущий гитарист и лидер группы "The Groundhogs" Тони Макфи (Tony McPhee). Родился он 23 марта 1944 года в небольшом городке Хамберстоне на северо-восточном побережье Англии. В раннем возрасте его больше привлекала модная в то время группа THE SHADOWS и ей подобные, но, как это нередко бывает, под влиянием старшего брата он, в конце концов, пристрастился к блюзу. Это была уже, что называется, "любовь до гроба". Первыми его пластинками были подаренные старшим братом синглы Мадди Уотерса (Muddy Waters). Его сразу же поразила эта экспрессивная и мощная музыка. Немалое впечатление на него произвело так же творчество его соотечественника Сирила Дэвиса (Cyril Davis). Тони вместе с братом регулярно посещал его выступления, и постепенно в нем разгорелось желание самому взять в руки гитару.
В 15 лет ему, в результате тяжелой и продолжительной осады, удалось уговорить родителей на покупку инструмента. Нотная грамота Тони не давалась, но со слухом у него все было в порядке, и обучение шло полным ходом.
После окончания школы он присоединился к группе "Dollarbills". Состав группы выглядел следующим образом: Джон Круикшэнк (John Cruickshank) - гармоника и вокал, Пит Круикшэнк (Pete Cruickshank) - бас, Дэвид Бурман (David Boorman) - ударные, Том Паркер (Tom Parker) - фортепиано и саксофон, Тони Макфи (Tony McPhee) - гитара. Поначалу группа исполняла обычную поп-музыку тех лет, но Тони быстро убедил (очевидно, у него был талант убеждать), своих товарищей переключиться на не слишком еще популярный в то время в Великобритании традиционный блюз, и группа, переименовавшись в "John Lee's Groundhogs", принялась за дело.
Название это она взяла в честь легендарного американского блюзмена Джона Ли Хукера (John Lee Hooker). Фронтмэн группы Джон Круикшэнк взял себе сценический псевдоним "Джон Ли", а слово "Groundhogs" (что в переводе означает "сурки") было взято из названия песни Джона Ли Хукера "Ground Hog Blues", из альбома 1960 года "House Of The Blues". На дворе было как раз то время, когда блюз в Великобритании начинал приобретать широкую популярность, и группа сразу же попала в струю. Но объяснять ее быстрый взлет одной лишь актуальностью не стоит. Будучи талантливым гитаристом и обладая хорошим чувством блюза и хорошей техникой, белый Макфи сумел почувствовать и передать дух и энергетику черного блюза и заслужить признание даже у чернокожих блюзменов.
В конце концов, Тони решил пойти на риск, и, оставив выгодную работу инженера-связиста, профессионально занялся музыкой. Его упорство вскоре принесло плоды. В 1964 году в США вышел сингл "John Lee's Groundhogs" - "Rock Me\Shake", получивший неплохие отзывы. Вскоре Тони получил заманчивое предложение присоединиться к группе Алексиса Корнера (Alexis Korner), от которого отказался. Его так же приглашали Крис Барбер (Chris Barber) и Джон Мэйолл (John Mayall), но Тони отверг все эти предложения. Его в большей мере привлекала собственная карьера, дающая ему возможность реализовать себя, представив свое видение блюза. Он готов был ради этого идти на риск, отказавшись от более простой и прямой дорожки на вершину. Не согласился он даже тогда, когда близкий ему по духу Питер Грин (Peter Green) предложил ему присоединиться к "Fleetwood Mac".
В конце 1964 года Джон Ли Хукер посетил Англию в рамках широкомасштабного мирового турне. Тони Макфи приложил все усилия, чтобы добиться для "John Lee's Groundhogs" права открывать его выступления, но промоутеры все же решили пригласить для этой цели Джона Мэйолла. К счастью для Тони, Мэйолл, стесненный предыдущими обязательствами, не смог отработать гастроли полностью, и заключительную неделю тура его замещала группа Тони Макфи. Промоутеры и сам Хукер были настолько довольны ее выступлением, что "John Lee's Groundhogs" была приглашена сопровождать его в последующих турах. В том же году, Хукер говорил в интервью для Melody Maker: "John Lee's Groundhogs" - номер один на сегодня, среди ваших лучших блюзовых групп, и она подходит лучше всего для моей музыки. Часто ребята знали, что я собираюсь делать еще до того, как я делал это. У Джона Мэйолла тоже хорошая группа, но "Groundhogs" всё же лучше подходят к тому, что я делаю". Примерно в то же самое время "John Lee's Groundhogs" гасторолировала вместе с Champion Jack Dupree, который позже сказал в интервью Melody Maker, что это была "лучшая группа, с которой он когда-либо играл".
После турне 1965 года Хукер пригласил группу Тони Макфи для совместной студийной работы. В результате через год вышел альбом, который выдержал в последствии несколько переизданий под разными названиями, в том числе "John Lee Hooker & The Hogs" и "John Lee Hooker & Seven Nights". Эта пластинка всегда пользовалась успехом у любителей блюза, и Хукеру не пришлось краснеть за своих аккомпаниаторов.
В 1966 году вышел еще один альбом с участием Тони Макфи. На этот раз он поучаствовал в записи пластинки Джека Дюпри (Champion Jack Dupree). Запись была произведена в следующем составе: Ждек Дюпри - вокал, клавишные, ударные; Тони Макфи - гитара; Джон Мэйолл (John Mayall) - гармоника; Эрик Клэптон (Eric Clapton) - гитара; Малькольм Пул (Malcolm Pool) - бас; Киф Хэртли (Keef Hartley) - ударные; Билл Шорт (Bill Short) - стиральная доска. Организовал все это "безобразие" известный продюсер Майк Вернон (Mike Vernon) - основатель ныне легендарных лейблов BLUE HORIZON и PURDAH, где выпускали свои работы "Fleetwood Mac", "Savoy Brown" и CHICKEN SHACK. Данная продукция Майка Вернона так же оказалась "на уровне". Да и могло ли быть иначе, если Джеку Дюпри помогали лучшие британские исполнители блюза, находящиеся, к тому же, на пике творческой активности!?
Вскоре, под эгидой все того же Майка Вернона, вышел еще один альбом с участием Макфи. Теперь он помогал знаменитому американскому клавишнику и вокалисту Эдди Бойду (Eddie Boyd). И снова он оказался в "звездном" составе. С ним снова играл сам Джон Мэйолл вместе со своими "воспитанниками": будущими основателями "Fleetwood Mac" гитаристом Питером Грином (Peter Green) и басистом Джоном Маквайем (John McVie), а так же барабанщиком Эйнсли Данбаром (Aynesley Dunbar), который, помимо выступлений с Мэйоллом, впоследствии еще покажет себя в работе с Фрэнком Заппой (Frank Zappa), Лу Ридом (Lou Reed), Дэвидом Боуи (David Bowie).
В конце 1966 года, выпустив еще пару синглов, "John Lee's Groundhogs" распалась. Макфи недолго поработал с поп-дуэтом TRUTH, а затем присоединился к группе "Herbal Mixing". Его товарищами на тот момент оказались барабанщик Майк Михам (Mike Meekham) и бывший коллега по "John Lee's Groundhogs" басист Пит Круикшанк. Не надо быть особо проницательным, чтобы по названию догадаться, что группа исполняла психоделию, ну и конечно, с блюзовым уклоном, а как же иначе? В результате последовательного провала двух синглов, распалась и она. В 1993 году некоторые песни "Травяного сбора" были выпущены в виде компилятивного альбома "Please Leave My Mind".
В конце 1967 года Макфи присоединился к JOHN'S DUMMER BLUES BAND в качестве поющего гитариста. Играя вместе с гитаристом Дэйвом Келли (Dave Kelly), его сестрой вокалисткой Джо-Энн Келли (Jo-Ann Kelly), басистом Лэйном Тампер-Томпсоном (Lain "Thumper-Thompson") и барабанщиком Джоном Даммером (John Dummer), он успел поучаствовать в записи лишь одного единственного альбома. Еще до выхода в свет этой пластинки Тони оставил коллектив, имея целью реорганизовать свою прежнюю группу.
Все то время, что прошло с момента распада "John Lee's Groundhogs", Тони Макфи был вынужден, помимо музыкальной деятельности, работать почтальоном, так как ни одна из групп, в которых он играл, не могла обеспечить ему достойного существования. Но воссоздание "Groundhogs" было слишком серьезной и сложной задачей, чтобы он мог позволить себе отвлекаться на постороннюю деятельность, и он, оставив работу, целиком сконцентрировался на ее решении. Приходилось, по сути, начинать все заново. Снова группа открывает выступления заезжих американских знаменитостей, снова ее зовут для совместных выступлений Джек Дюпри и Джон Ли Хукер, и снова Тони Макфи приходится доказывать всем, что он достоин звания одного из сильнейших блюзовых гитаристов Великобритании. В сентябре 1968 года Тони совместно с Джо-Энн Келли выпустил альбом "Me and the Devil". Помогали им в записи басист Пит Круикшенк, пианист Боб Холл (Bob Hall) и барабанщик Кен Пастелинк (Ken Pustelnik). Название группы претерпело некоторые изменения, превратившись в "The Groundhogs".
Дебютный альбом собственно "The Groundhogs" под названием "Scratchin' the Surface" был записан всего за четыре часа в течение пятого и двенадцатого октября 1968 года. На тот момент группа работала в составе: Тони Макфи - гитара, вокал; Пит Круикшэнк - бас и новички Кен Пастелинк (Ken Pustelnik) - ударные; Стив Рай (Steve Rye) - гармоника, вокал. Эта пластинка стала самой близкой к тому, что называется "классическим блюзом" среди всех последующих альбомов группы. Эксперимент только начинался, и новаторского в ней не так уж и много, но это вполне зрелая работа, достойная того, чтобы иметь ее в коллекции. После выхода первого альбома Стив Рай покинул группу. Он предпочел работу вместе с Жо-Энн Келли в BRUNNING HALL SUNFLOWER BLUES BAND.
Следующий альбом "Blues Obituary" записывался в формате трио. Он продемонстрировал, что группа развивается в несколько ином направлении, чем разработка линии классического блюза. Хотя блюз всегда оставался краеугольным камнем в творчестве коллектива, с этого момента группа повернулась лицом к хард-року и прогрессиву, привнеся одновременно в музыку элементы психоделии. Все говорило о прогрессивности данной работы: интересные ритмические структуры, осмысленная партия ударных, ну и конечно же "завихрастая" гитара Макфи.
К сожалению, эксперименты группы не нашли должного отклика у публики. Это сейчас ее ранние работы, наряду с альбомами таких коллективов, как CREAM, TEN YEARS AFTER, CHICKEN SHACK, считаются классикой прогрессивного блюза, а тогда Макфи сотоварищи добился лишь "широкой популярности в узком кругу", очаровав критиков и коллег-музыкантов, но не сумев вылезти из андеграунда и понравиться "широким слоям рок-общественности".
В феврале 1970 года "The Groundhogs" снова оказалась в студии. Новый альбом "Thank Christ for the Bomb" совершенно неожиданно показал весьма впечатляющие результаты. По продажам он не уступал пластинкам DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH, и ему суждено было подняться до 9-го места в британских чартах и продержаться там аж целых 13 недель. Наконец-то группу заметили. Немаловажную роль в этом сыграло то, что в Великобритании наступила эра хард-рока, а этот мощный и яркий альбом как нельзя лучше подходил под такое определение.
Ободряемые столь внушительными результатами, музыканты в ноябре того же года снова отправились в студию. Реакция публики на их следующий альбом "Split" превзошла все ожидания коллектива. По результатам продаж в Великобритании он оказался на 5-ом месте, причем, по уверению менеджеров, лучших результатов ему помешала добиться "нерасторопность" принтера, не успевавшего печатать обложки для слишком активно раскупавшихся пластинок.
Альбом действительно хорош. Жесткие и энергичные гитарные риффы обработаны настолько умело и интеллигентно, что ощущения грубости не создается вовсе. Страстный вокал добавляет драйва, а саунд, который выдает трио, очень плотный и сочный. Альбом сильно отличался от остальной продукции своего времени, да и сейчас он звучит ярко и неповторимо. Группу можно сравнить с TEN YEARS AFTER, но те гораздо мягче и "задумчивее", по сравнению с работами Джона Мэйолла она так же более мощная и экспрессивная. Ближе всего она, пожалуй, к "Savoy Brown" начала семидесятых, но там гораздо меньше страсти и эксцентричности.
На волне успеха группа отправилась на гастроли по Великобритании совместно с ROLLING STONES. Выступление в Leeds University, записанное на передвижной студии "Роллингов", было издано в виде "живого" альбома, и не так давно переиздано в формате CD.
Удачно откатав турне, в январе 1972 года группа выпустила свой очередной альбом "Who Will Save The World? The Mighty Groundhogs!". Менеджмент оказывал сильное давление на музыкантов, с целью ускорить процесс записи, не желая упускать момент, пока группа находится на пике популярности. Тони Макфи остался сильно недоволен этим фактом, так как, по его мнению, из-за спешки альбом получился несколько сырым. Обложку пластинки было поручено оформлять знаменитому автору комиксов Нилу Адамсу (Neil Adams). Обложкой альбома, в отличие от его содержания, Тони остался очень доволен, и, по его собственному признанию, работа художника сильно помогала ему, создавая соответствующее настроение для работы над музыкальным материалом. Пластинка продержалась в чартах 9 недель, поднявшись до восьмого места. В общем, Тони жаловаться на судьбу не приходилось, тем более, что непонятно, чем он был так недоволен, ведь альбом получился не таким уж плохим. Хотя, он конечно спорный. Несмотря на активное использование меллотрона и синтезаторов, несмотря на всю необычность и изысканность музыки, он все же скучноват, и несколько коробит эклектика сочетания блюза с арт-роком. Но стоит признать, что мало кому удавалось органично сочетать эти два живущих на противоположных сторонах рок-улицы стиля. Как бы там ни было, альбом был издан и занял свое место в ряду интереснейших экспериментальных работ своего времени, а насколько этот эксперимент считать удавшимся….. это уже дело вкуса. В плане лирики, Макфи, на этот раз, обратился к социально значимой поэзии с философскими размышлениями на тему войны и мира, которые так же освещаются в альбоме "Thank Christ For The Bomb".
|