"Cream" - английская группа, образована в Лондоне 16 июля 1966 года тремя выдающимися музыкантами: Эриком Клэптоном (гитара, вокал), Джеком Брюсом (бас, вокал) и Джинджером Бейкером (ударные). Правда, в то время только Клэптон был известен широкой публике, а Брюс и Бейкер ещё не добились популярности, до этого они работали во второстепенном ансамбле "The Graham Bond Organisation". Чтобы поправить текущее и не сулящее особых перспектив положение, они и создали "Cream", переманив Клэптона у Джона Майалла из его группы "John Mayall's Bluesbreakers".
Первоначально планировалось, что "Cream" будут исполнять блюз с усиленной ритм-секцией преимущественно в небольших клубах. Однако и первые серьёзные выступления на Винздорском фестиваля джаза и блюза, и пробные записи дебютного альбома показали, что основой стиля группы стала импровизация в довольно резких тонах на блюзовой основе - по тем временам новаторство. Музыкальные экспромты блестяще удавались музыкантам, и каждый из них старался продемонстрировать всё, на что способен. В результате этого композиции со сцены звучали втрое, а то и вчетверо дольше, чем на репетициях. Продиктованный небывалым успехом на Виндзорском фестивале стиль задал тон всем дальнейшим концертам трио, во многом определяя и звучание студийных записей. Пластинки "Cream" по замыслу авторов должны были носить экспериментальный, некоммерческий характер, но каждый альбом неизменно попадал в хит-парад, а каждая композиция, выпущенная на сингле (за исключением самой первой - "Wrapping Paper"), становилась бестселлером.
Второй сингл - "I Feel Free" и дебютный альбом "Fresh Cream" появились в декабре 1966 года (официально год выхода диска - 1967-й, но фирма "Polydor" выпустила его в продажу раньше, и уже в январе он фигурировал в хит-параде). Эти работы были выполнены в развитие наметившихся стилистических рамок группы и представляли собой синтез традиционного, классического блюза и жестких, энергичных аранжировок.
25 марта 1967 года трио отправилось в первую гастрольную поездку по Соединенным Штатам. Концерты имели огромный успех, но настоящий триумф был ещё впереди. В работе над вторым альбомом "Disraeli Gears" (1967 г.) появились новые черты группы, повысившие коммерческий потенциал её музыки. Необычные вокальные партии, запоминающиеся риффовые последовательности, увенчанные тончайшей мелодической вязью - таковы основные особенности лучших произведений альбома: "Sunshine of Your Love", "Strange Brew", "Tales of Brave Ulysses" и других, большинство которых написано прочно сложившимся дуэтом авторов Джеком Брюсом и Питом Брауном. 22 мая 1968 года альбом стал "золотым" в США, он первым из дисков "Cream" разошёлся тиражом свыше миллиона экземпляров (чуть позднее этого рубежа достиг и дебютный альбом). Интересно отметить, что в Америке пластинки группы раскупались значительно лучше, чем на родине музыкантов. По этой причине "Cream" перебрались за океан и продолжили работу там, начав с беспрецендентного пятимесячного концертного марафона. При этом группа нередко давала больше двух концертов в день. Усилители работали на полную мощность и едва не оглушали слушателей, особенно когда Джинджер Бейкер оставался на сцене один и солировал в течение четырнадцати минут.
В этот период у группы завязались тесные отношения с продюсером, певцом и музыкантом Феликсом Паппаларди (Felix Pappalardi). Как сешн-инструменталист он участвовал в ряде выступлений коллектива, а затем взялся продюсировать альбомы "Cream". Каждый из них печатался тиражом свыше миллиона экземпляров, и все пластинки находили своего покупателя. Популярность группы невероятно возросла, что привело к повышению интереса к ней и в Англии.
Одним из наиболее успешных по обе стороны Атлантики стал двойной альбом "Wheels of Fire" ("Огненные Колёса", 1968 г.), записанный в студиях Нью-Йорка и Сан-Франциско. Один его дис составили студийные работы, второй - фрагменты "живых" концертов. 10 августа 1968 года альбом на четыре недели возглавил национальный хит-парад США, а ко 2 ноябрю его тираж в этой стране превысил 2 миллиона экземпляров. Критика рукоплескала. Правда, в более поздних оценках отмечались существенные недостатки, нарушающие цельность этой работы: резкие контрасты между каноническим блюзом и явно "попсовыми" вставками, слишком большое количество номеров, записанных "вживую", и т. д. и т. п. Подобная эклектичность свидетельствовала о существенной разноголосице среди музыкантов. Эрик Клэптон постоянно подчёркивал, что между ним и коллегами нет полного взаимопонимания и, возможно, каждый из музыкантов займётся сольной карьерой. Эти высказывания ещё больше разжигали интерес к группе и способствовали скорейшей продаже её альбомов. Тем временем, действительно, сепаратистские настроения стали преобладать и стало ясно, что как монолитный коллектив "Cream" исчерпал свои творческие возможности. 13 июля менеджер группы Роберт Стигвуд (Robert Stigwood) официально подтвердил это и добавил, что осенью музыканты совершат последнее совместное турне. Оно началось 5 октября концертом в Окленде, Штат Калифорния (пригород Сан-Франциско), а 26 ноября 1968 года - в Лондоне, в Королевском Альберт-Холле группа дала заключительный прощальный концерт. Об этом концерте режиссером Тони Палмером был снят полнометражный фильм "Goodbye Cream".
3 декабря 1968 года переизданный в США дебютный диск ансамбля стал "золотым". В целом же к концу 1968 года общий тираж пластинок коллектива составил 15 миллионов экземпляров. Последний студийный "лонгплей" трио появился уже после его распада - музыканты продолжили совместную работу в студии над заключительным альбомом "Goodbye", вышедшим в начале 1969 года и 22 марта на 7 недель возглавившим британский хит-парад. Лучшая композиция пластинки, "Badge", была написана Клэптоном в соавторстве с Джорджем Харрисоном ("The Beatles") под впечатлением изумительного произведения других мастеров рок-сцены, группы "The Band", альбома "Music From Big Pink". В целом диску свойственны те же недостатки, что и "Колесам". Уже после распада группы вышли два её концертных альбома. В последующие годы разные по составу альбомы-сборники "Cream" неоднократно выходили во многих странах, но в официальную дискографию включены лишь восемь из них.
В 1969 году Клэптон и Бейкер снова начали работать вместе над проектом "Blind Faith". Брюс предпочёл сольную карьеру. "Cream" так и не стали монолитным коллективом, группой как таковой, являя собой альянс трёх талантливых музыкантов, каждый из которых был яркой самостоятельной личностью. Тем не менее, их композиторские и исполнительские новации были живо восприняты и подхвачены целой плеядой молодых блюзовых импровизаторов.
|