The Groundhogs - достаточно популярная в своё время рок-группа, образованная в Великобритании в конце 1963 года и исполнявшая сначала (с конца 1960-х годов) классический блюз-рок и записавшая в этом стиле два первых альбома. В начале 70-х творчесво группы переместилось в сферу тяжёлого блюз-рока с элементами прогрессивного рока, арта и даже хеви-метала (позже - соула и ритм-энд-блюза). Среди фанатов группа имеет заслуженно высокую репутацию до сих пор, а среди критиков, ослепленных более раскрученными образцами рок-музыки такого типа - неоправданное пренебрежение и даже нелюбовь за слишком смелые эксперименты её фронтмена Тони Макфи со звучанием классических рок-инструментов - гитар, барабанов и клавишных (из последних в основном использовался меллотрон, на котором играл сам Макфи).
...Одно время группу, которую бессменно возглавлял певец, гитарист и автор практически всех песен Т. С. (Тони) Макфи (T. S. McPhee), некоторые наиболее просвещенные критики ставили в один ряд с такими "монстрами харда", как "Cream" - в пользу этого сравнения работало и некоторое сходство Макфи-вокалиста с Джеком Брюсом. Однако "The Groundhogs" обладали и некоторыми своеобразными чертами: склонностью к неожиданным и продолжительным джэмам, способностью создавать нестандартные, часто острополитические тексты (например, «Thank Christ for the Bomb»), преклонением перед Джоном Ли Хукером (само название группы было заимствовано из песни последнего) и экспериментами по соединению арт-рока с хеви-металом на традиционной блюзовой основе. В США группа "The Groundhogs" остались практически неизвестной, но в Великобритании три их альбома в начале 1970-х годов поднимались в первую десятку "UK Albums Chart", затмевая многих своих именитых тогдашних конкурентов.
История этого легендарного сегодня коллектива началась в далёком 1962-м году, когда братья Пит и Джон Крукшенки (Pete, John Cruickshank) образовали в Лондоне группу "The Dollar Bills". Год спустя к ним присоединился Тони Макфи, гитарист инструментального ансамбля "The Shcenuals". Именно он переориентировал группу на блюз и переименовал её в честь песни Джона Ли Хукера «Groundhog's Blues». Группа сопровождала Хукера в британском турне 1964 года, временно - по предложению Джона Крукшенка - переименовавшись в "John Lee's Groundhogs". Позже именно "Groundhogs" выступали с гастролировавшими в стране Литтл Уолтером, Джимми Ридом и Чемпионом Джеком Дюпри. Хукер же остался сотрудничеством с группой так доволен, что приглашал её во все свои следующие британские поездки, причём предпочитал путешествовать в её фургоне Commer. В одном из своих интервью того времени она назвал «британской блюзовой группой номер один». Тогда же и Чемпион Джек Дюпри в интервью "Melody Maker" говорил, что "Groundhogs" - лучшая группа из всех, с кем ему приходилось играть.
В январе 1965 года The Groundhogs дебютировали с синглом «Shake It» («Rock Me» - на обороте), вышедшем на "Interphon Records". В эти дни группа исполняла мягкий блюз-рок с отчётливо выраженным ритм-энд-блюзовым оттенком и элементами музыки соул. Позже в том же году "The Hogs" (так вскоре стали сокращённо их называть) в качестве аккомпанирующего ансамбля записали с Джоном Ли Хукером альбом, который вышел сначала под заголовком "John Lee Hooker", затем был перевыпущен как "Hooker & the Hogs". В 1966-м году Чемпион Джек Дюпри пригласил Макфи (вместе с Эриком Клэптоном) к участию в записи своего альбома "From New Orleans to Chicago". Тогда же вышли и два сольных сингла Макфи: «Ain't Gonna Cry No More» и «You Don't Love Me».
В 1966 году "Groundhogs" переименовались в "Herbal Mixture"; это изменение знаменовало и соответствующий стилистический сдвиг - от блюза в сторону психоделии. Группа выпустила два сингла: «A Love That's Died» и «Machines», второй из которых позже издавался в компиляциях психоделического раритета, а также на CD-сборнике ранних записей "Groundhogs", выпущенном "Distortions Records". После распада "Herbal Mixture" Макфи некоторое время сотрудничал с "John Dummer Blues Band"; вскоре, однако, Groundhogs реформировались - по инициативе Эндрю Лодера (Andrew Lauder), руководителя отдела A&R United Artists Records.
К моменту начала работы над дебютным альбомом группа работала в составе: Макфи, Питер Крукшенк, Кен Пустелник (Ken Pustelnik, ударные), и Стив Рай (Steve Rye, гармоника). Альбом "Scratchin' the Surface" вышел на Liberty Records в ноябре 1968 года. За ним последовал сингл «BBD» (Blind Deaf Dumb) в 1969 году; в Британии он успеха не имел, но возглавил чарты в Ливане.
Второй альбом "Blues Obituary" был записан уже без Стива Рая; звучание его было отмечено влиянием прогрессив.
Для третьего альбома "Thank Christ for the Bomb" Тони Макфи сам написал все песни. Успеху пластинки способствовал Джон Пил: после того, как песня «Soldier» прозвучала в радиоэфире, альбом стал подниматься в чартах, достиг №9 в UK Charts и разошёлся тиражом 30 000 экземпляров.
Творческий и коммерческий пик "The Groundhogs" ознаменовал третий альбом "Split"; он поднялся до №5 в чартах и (согласно истории группы на официальном сайте), возглавил бы списки, если бы не прокол рекорд-компании, которая вовремя не поставила на склады продукцию, которая оказалась распроданной неожиданно быстро. Пластинка продержалась в чартах полгода, разошлась 100-тысячным тиражом и заняла шестое место в списках британских бестселлеров года. В том же году "The Groundhogs" провели турне с "The Rolling Stones". Концертные записи, сделанные продюсером Глином Джонсом и выданные Тони Макфи Миком Джеггером, сначала вышли в США промо-релизом (тиражом в 100 экземпляров), а позже были изданы на виниле под заголовком "Live at Leeds".
Едва только "The Groundhogs" превратились в «силовое трио», как их начали сравнивать с "Cream". Основным связующим фактором тут был стиль вокального исполнения Тони Макфи, напоминавший манеру Джека Брюса. Группа уступала последним в изобретательности и была более прямолинейна, хоть и демонстрировала временами неожиданные переходы и риффовые сочетания. При этом тексты Макфи были гораздо более неожиданными, хотя - подчас туманными и малопонятными (особенно это касалось альбома "Thank Christ for the Bomb").
Критика отмечала Макфи и как изобретательного, высокотехничного гитариста, блестяще владевшего акустикой, а также техникой игры слайдером. В какой-то момент его аранжировки стали весьма эклектичны: примером тому може служить "Who Will Save the World? The Mighty Groundhogs!" (1972 г.). Альбом, записанный с меллотроном, - последний, побывавший в первой британской двадцатке, - был уже ближе к прогрессив-року, чем к блюзу; впрочем, критика отозвалась о нём в целом сдержанно. Начиная с этого момента группа утратила коммерческий потенциал в Британии, так и не став известной в США. Выпустив ещё четыре альбома ("Hogwash", 1972/73 г., "Solid", 1974 г., " Crosscut Saw", 1975/76 г., "Black Diamond", 1976 г.), и активно меняя состав музыкантов, в 1976 году "The Groundhogs" всё же распались.
Десять лет спустя группа возродилась в новом составе и начала гастролировать по Британии и Европе - в основном, давая концерты в небольших клубах для небольшой, но постоянной аудитории. В 1985-м и 1987-м году "The Groundhogs" выпустили ещё два альбома ("Razor's Edge", 1985 г. и "Back Against the Wall", 1987 г.), которые хотя и были неплохими в сущности, но славы группе не прибавили. В 1999-м году вышел ещё один альбом "The Groundhogs" под названием "Hog In Wolf's Clothing", но это уже скорее был сольник Макфи, нежели полноценный альбом группы, хотя и представляющий определённый музыкальный интерес. В следующнм, 1999-м году вышел 13-й, последний на данный момент альбом под маркой "The Groundhogs" - "The Muddy Waters Song Book", представляющий собой обработки песен старых американских и европейских блюзменов.
После многолетних вариаций состава в 2003-м году, в ознаменование 40-летней годовщины со дня образования группы, Тони Макфи собрал её оригинальный состав, продержавшийся вместе полтора года. Начиная с 2004 года Макфи уже выступал в дуэте с Джоанной Дикон, гастролируя с Алвином Ли и Эдгаром Винтером.
В 2007 году Тони Макфи возродил группу в новом составе, куда вошли басист Дэйв Андерсон (экс-"Hawkwind") и барабанщик Марко Андерсон. Трио провело британские гастроли - совместно с "Focus" и "Martin Turner's Wishbone Ash". Начиная с 2009 года в трио на ударных играет уже Мик Джонс, и прежде неоднократно сотрудничавший с группой. Последним на данный момент релизом легендарной группы является видео "Live at Anti WAA Festival 1989", выпущенное в 2014-м году.
|