В начале 60-х не совсем преуспевающий почтовый работник Тони МакФи, почувствовав в себе некоторый музыкальный талант, присоединился к любительской команде своего коллеги Джона Круйкшенка "The Dollarbills". Группа играла в основном попсовые мотивы в угоду публике, но Тони не нравилось такое звучание, и он убедил остальных участников группы заняться более модным тогда ритм-энд-блюзом. Со сменой стиля сменилась и вывеска – коллектив получил имя "Groundhogs" в честь песни Джона Ли Хукера с его альбома "House Of The Blues". Частенько выступая с концертами в небольших забегаловках, ансамбль завоевал достаточную популярность в блюзовых кругах, а однажды парням вдруг выпала честь сопровождать своего кумира в его британском турне. Хукеру очень понравилась совместная работа, и музыкант в одном из интервью назвал "Groundhogs" лучшим блюз-бэндом Британии. В 1965-м Джон пригласил группу для записи сольного альбома, выпущенного впоследствии под названием "Hooker & The Hogs", и эта пластинка стала студийным дебютом "сурков".
Записав также несколько синглов, стилистика которых была близка к соулу, коллектив вернулся к корневому блюзу на своей первой полнометражке "Scratchin' The Surface" (осень 1968 г.). Диск готовился в составе Тони МакФи (вокал, гитара), Пит Круйкшенк (бас), Кен Пустельник (ударные) и Стив Рай (гармоника), но последний из них вскоре ушел, и команда продолжила работать в формате трио. Тем временем дебютный альбом расходился достаточно неплохо, у группы завелись деньжата, которые они решили потратить на расширение своей студийной деятельности, оттачивая стиль на многочисленных выступлениях перед публикой.
Отказавшись от гармоники, "сурки" сделали уклон в прогрессив, но от корней со своим новым альбомом "Blues Obituary" (1969 г.) ушли совсем недалеко. Кто-то считает этот альбом прогрессивным, но на самом деле это всё тот же блюз, только несколько ужесточенный. Диск не имел той популярности, которую имел дебютный альбом, однако музыканты не унывали, и в 1970 году приступили к записи третьего своего альбома, "Thank Christ For The Bomb". Именно с этим альбомом они добились по-настоящему неплохих результатов, в том числе и коммерческих. При содействии Джона Пила, поставившего в эфир композицию "Soldier", диск угодил в британский хит-парад и был распродан в количестве 30000 экземпляров, что для этой музыки того времени было весьма неплохо.
Следующий альбом - "Split" (1971 г.) - сразу же устремился к вершине чартов, однако рекорд-компания не сразу сообразила что к чему и стала допечатывать тираж пластинки лишь спустя некоторое время. Несмотря на эту заминку, "Split" продолжал оставаться в списках популярности целых полгода. За это время было распродано более 100000 копий диска, а Тони МакФи вошел в пятерку лучших гитаристов года. В том же 1971-м "Groundhogs" пригласили на разогрев музыканты из "Rolling Stones", и в течение их совместного тура был записан концертник "Live At Leeds".
Продолжая мешать прогрессив с блюз-роком, в 1972 году команда выпустила удачную пластинку "Who Will Save The World? The Mighty Groundhogs!". Альбом побывал в горячей десятке и проторчал в чартах 9 недель, но в дальнейшем коммерческий успех пошел на спад, не спас положение даже новый, более "продвинутый" альбом "Hogwash" (1973 г.). Далее начались изменения в составе (место Пустельника занял экс-ударник "Egg" Клайв Брукс), проблемы с лейблом (переход с "United Artists" на "World Wide Artists"), а МакФи отвлекся на запись сольного альбома, первая сторона которого содержала блюзовые вещи, а вторая – эксперименты с синтезатором.
Новая фирма выпустила пару синглов, один попавший всего лишь на 31-е место альбом "Solid", и... обанкротилась. В связи с таким поворотом дел Тони в 1974 году распустил свою группу, хотя после 9-месячного затишья решил реанимировать "Groundhogs" и предстал перед публикой с радикально обновленным составом – Рик Адамс (гитара), Мартин Кент (бас) и Мик Кук (ударные). Посвежевшая команда вернулась на "United Artists", выпустила пару неплохих альбомов, буги-ориентированный "Crosscut Saw" (1975 г.) и более спокойный "Black Diamond" (1976 г.), и вновь была похоронена, теперь уже под нахлынувшей волной панка. В очередной раз Тони возродил группу в 1984 году, когда один малоизвестный лейбл Psycho выпустил двойной концертник "Hoggin' The Stage", содержавший записи трёх концертов - два 1971 года, и один - 1976-го.
На сей раз МакФи взял в помощники басиста Алана Фиша и барабанщика Мика Кертона, однако состав этот не отличался стабильностью и претерпел ряд изменений, пока в 1985 году к Тони не присоединились бывший участник "Hawkwind" Дэйв Андерсон и ударник Мик Джонс. Во второй половине 80-х вышли альбомы "Razors Edge" (1985 г.) и "Back Against The Wall" (1987 г.), а с тех пор производство студийников сошло на нет, и группа превратилась в чисто концертный акт. В 2003 году по поводу 40-летнего юбилея "Groundhogs" был собран оригинальный состав, но классическая конфигурация спустя 18 месяцев развалилась, и МакФи продолжил менять своих партнеров.
На данный момент группа продолжает успешно концертировать, что показал выпущенный недавно "живой" альбом Live In Bonn, записанный на концерте в Бонне 18 апреля 2010 года. Соратниками Макфи сегодня являются Дэйв Андерсон и барабанщик Карл Стокис.
|