Четвертый альбом участники группы сначала записывали в Лондоне, но потом перебрались в Лос-Анджелес, взяв в аренду какой-то особняк. К сожалению, данную работу можно назвать топтанием на месте, а то и шагом назад, поскольку каких-то откровений он не содержит и поэтому был встречен поклонниками без особого восторга. По мнению большинства, этот диск является худшим из первых шести так называемых «классических» дисков группы, а некоторые уже с этого альбома считают падение команды с пьедестала, на который она так быстро взобралась. В любом случае, этот альбом можно считать переходным, и поэтому звучит он соответствующим образом. Однако что стоило ожидать, когда ребята постоянно сидели в джакузи и баловались то девочками (а какая же баня без девочек?), то травкой или кокаином, и когда становилось скучно, шли в студию? Естественно, с таким подходом к творчеству на запись ушло несколько месяцев.
Как ни странно, альбом, выпущенный 25 сентября 1972 г., получился неплохим. Группа продолжает исследовать территории, на которые раньше их нога не ступала, временами превращая музыку в настоящий прогрессивный металл (или, по крайней мере, в то, что в дальнейшем повлияло на данный жанр), и экспериментов здесь больше, чем раньше. Композиции по-прежнему многочастны, и даже самые тяжелые вещи в некоторых местах становятся тише и мягче. Тони уже не строит песни лишь на одном риффе, а выдает их целыми пачками. Что касается Оззи, то голос у него становится только лучше (все-таки пока еще молод!). Из текстов почти полностью исчезла назидательность, и теперь нам меньше говорят о внешнем мире, переключившись на внутреннее «я» человека. Может быть, психоделические средства помогли, однако проверять эту гипотезу что-то не хочется. И все же, несмотря на имеющиеся достоинства, альбом кажется менее цельным, чем предыдущие (даже по сравнению с дебютником).
Продюсером стал Патрик Михан, однако не без участия Black Sabbath (читай – Тони). Не знаю, что бы получилось, если бы Патрик работал сам, но микширование явно было подпорчено. То, что звучание отличается, причем не в лучшую сторону, слышно практически сразу. Хотя гитара записана с более тяжелым и агрессивным звучанием, а из ударных стал больше слышен хай-хэт, бас и вокал оказались чуть приглушенными.
Обложку на этот раз нарисовал некто Хью Гилмор, и оно снова выглядит как изображение на майку. Ну что это такое? Оззи, чья фотография с какого-то концерта сделана в инфракрасном исполнении, расставил руки в стороны и показывает пальцами букву V, т.е. «мир вам». Лучше, чем на предыдущем альбоме, но все равно ничего особенного. Правда, символично то, что в следующем году США вывели свои войска из Вьетнама.
1) «Wheels of Confusion». Композиция начинается сразу со всех инструментов, причем гитара прекрасно играет в блюзовом стиле. Даже как-то странно слышать такое после столь тяжелого альбома, как «Master of Reality». Затем появляется риффинг, а вскоре Оззи начинает петь. Вокальная мелодия такова, что от нее исходит аромат загадочного Востока. Не могу описать словами, почему возникает такое ощущение, но это действительно так. Лирический герой когда-то был полон грез, не знал страхов, думал, что в мире царит счастье и любовь, но, видимо, это все оказалось иллюзией. В середине музыка ускоряется, и спустя некоторое время гитара начинает играть неплохую мелодию, к которой присоединяются странноватые звуки, напоминающие сирену. Гитара при этом периодически путешествует из динамика в динамик. Вокал возвращается под агрессивный риффинг – здесь упоминается название композиции, которое можно перевести как «механизм разрушения грез». В последнем куплете говорится о том, что жизнь – это игра, но, как ни стараешься, победителей нет, а мир продолжает вертеться и после того, как ты умрешь. Нужно сказать, что если в начале композиция звучала неплохо, то дальше она стала поскучнее, а переходы в ней выглядят так, будто их побросали в кучу. Положение спасают последние три минуты. Когда мы думаем, что композиция внезапно закончилась, начинается отличный инструментал «The Straightener», напоминающий саундтрек к вестернам Серджо Леоне. Его название я бы перевел как «нечто, исправляющее ситуацию», хотя Тони, возможно, имел в виду что-то другое. Играет акустическая гитара, подключается мощный грязноватый риффинг и плотный бас, а ударные начинают вести ритм; сдвоенное гитарное соло, следующее после риффов, звучит весьма эмоционально. Музыка затихает, но после паузы акустическая гитара повторяет основную мелодию.
2) «Tomorrow’s Dream». Более короткая вещь на манер «Paranoid», но запоминается гораздо хуже. Риффует гитара, стучат и цокают ударные, Оззи поет в продолжение предыдущей темы. Герой хочет уехать подальше от той жизни, которая его окружает, от женщины, которую он любил, и оставить печаль и сердечные муки. В третьем куплете, в котором говорится о желании позабыть обо всем, чтобы вновь иметь возможность мечтать, на фоне грязной (в духе индастриала) ритм-секции проскакивает акустическая гитара. Далее следует сольная часть, в начале которой слышится странный свист, возможно, выражающий ту скорость, с которой герой желает покинуть любимую (точнее говоря, бывшую любимую). Действительно, почему она должна быть единственной в его сердце? Да ему лучше без нее! Эх, самообман!
3) «Changes». Еще одна неплохая баллада в актив группы (хотя и хуже «Solitude»), поражающая тем, что исполняется без какой-либо гиперболизации описываемых чувств, нередко имеющейся в тех случаях, когда поется о любви. Играет фортепьяно, его сопровождают убаюкивающие звуки меллотрона. Говорят, Тони написал песню после того, как целый день сидел за фортепьяно, хотя до этого он на нем никогда не играл. Тема, затронутая в предыдущей композиции, показывается здесь совершенно в другом разрезе. Вновь есть герой и женщина, которую он любил, но на этот раз она его покинула. Оззи тогда переживал разрыв с Тельмой, и поэтому в его скорбном голосе нет ни грамма фальши. «Я переживаю перемены!» – эти слова эффектно отражаются эхом. Им было хорошо вместе, но эту идиллию нарушил злой мир (дружно забыли про алкоголь и наркотики, и теперь нужно приспособиться к переменам. Он помнит ее последние прощальные слова и очень хотел бы вернуться назад во времени, чтобы все изменить. Текст проще того, что звучит в этой песне, трудно отыскать, но разве это недостаток? Не все же время поражать своим словарным запасом или необычными рифмами. Как я уже говорил, в целом получилось неплохо, хотя и напоминает ресторанные песни, исполняемые тапером. Хотя подавляющее большинство поклонников группы разнесло эту вещицу в пух и прах, самому Оззи она, видимо, жутко нравится, а иначе как объяснить тот факт, что в 2003 г. он перезаписал ее вместе со своей дочерью Келли для ее одноименного альбома?
4) «FX». Обязательный инструментал, звучащий как предтеча эмбиента, даркуэйва и прочих подобных направлений современной музыки, в то же время напоминая ранний Pink Floyd. Его сущность составляют странные жутковатые звуки с паузами. Говорят, они были произведены с помощью распятия на шее Тони, которым он ударял о гитару, создавая все эти эффекты. FX – это и есть сокращение слова «effects». Был когда-то даже такой американский фильм, название которого перевели как «Иллюзия убийства». Многие считают этот трек чушью, но я к странной музыке всегда проявлял интерес.
5) «Supernaut». Композиция, представляющая собой отличный сплав буги, психоделии и металла. Звенят тарелки, начинает риффовать гитара, присоединяются бас и ударные. Музыка покоряет своей мощью и звучит достаточно весело, но вот в отношении текста эта вещь – одна из самых непонятных. Весьма любопытно уже название, в котором соединились слова «super» и «astronaut», т.е. получаем какого-то «суперкосмонавта». Несмотря на то, что тема покорения космоса в то время была актуальной, здесь явно имеется в виду еще и слово «psychonaut», означающее человека, который использует психотропные препараты для получения своеобразных переживаний, а затем размышляет о них и применяет это с пользой для себя. Тот, от чьего лица поет Оззи, утверждает, что имеет все и может побывать где угодно – от лунных гор до края радуги, где находится золото. В инструментальной середине звучат прикольные перкуссии, в духе Сантаны, а затем возобновляется риффинг. В последнем куплете герой говорит, что он не является сторонником никакой религии и не нуждается в друзьях, и предупреждает, чтобы никто не пытался с ним контактировать во избежание потрясений. Возможно, в названии заложен и намек на слово «Juggernaut» (Джаггернаут) – одно из имен Кришны, на санскрите (правильнее Джагганата) означающее «повелитель мира». В его честь часто устраивают празднества, во время которых тысячи паломников двигают тяжелую колесницу с изображением божества через плохо проходимые пески к его дому. Время от времени кто-нибудь из них может в исступлении броситься под колеса, в связи с чем в английском языке это слово стало означать силу, сокрушающую все на своем пути. Наркотики ведь тоже можно отнести к подобной силе. Заканчивается композиция диминуэндо, словно герой (кто бы он ни был) улетает от нас. Еще более тяжелую версию песни сделали в свое время Ministry, часто исполнявшие ее на концертах.
6) «Snowblind». Вступает вся ритм-секция, играющая в среднем темпе. В гитарном саунде чувствуется некоторый холодок еще до того, как дело доходит до текста. Вообще «снежная слепота» – это боль в глазах от яркого солнца, отражающегося от снега, но Оззи поет о «снежке», т.е. кокаине, который позволяет почувствовать себя счастливым, когда тебе больно, однако постепенно замораживает мозг и приближает смерть. В то время все участники группы круто на него подсели. Таким образом, мы имеем еще одну композицию, посвященную наркотикам. В конце первого куплета Осборн даже шепотом добавляет: «Кокаин» (видимо, для тех, кто в наркоманском сленге не разбирается и думает, что речь в песне идет о горнолыжниках. В первоначальном варианте он это слово повторял после каждого куплета, но представители звукозаписывающей компании настоятельно порекомендовали так не делать. Впрочем, на концертах запретить это уже никто не мог. В середине музыка становится лиричнее, а когда она убыстряется, гитара звучит весьма эмоционально под сбивающийся ритм ударных. Оззи обращается к людям, которые говорят, что он поступает неправильно; он называет их неудачниками, которые не могу понять, что ему, возможно, лучше в этом своем мире, где он ожидает прихода собственного ледникового периода. На последнем куплете появляются космические клавишные, отлично сопровождаемые эмоциональной гитарой, пока все не стихает. Придумавший основной рифф Гизер говорил, что музыка эта ему приснилась; он даже записал ноты, но потом не смог отыскать этот листок. Кстати, первоначально ребята хотели назвать альбом именно по этой вещи, но люди с лейбла в очередной раз отказались выполнить их желание, боясь отрицательной реакции общественности. Так и получилось это глупое «Том 4». Однако ребята прикололись по-другому – они поблагодарили компанию COKE-Cola, перефразировав таким образом, с юмором и с намеком на кокаин, название Coca-Cola. Правда, те используют марку «Coke» еще с 40-х годов. Кстати, песня «Snowblind» есть у "Styx" на альбоме «Paradise Theater», но это просто совпадение.
7) «Cornucopia». Самая сумбурная вещь на альбоме, но будущие думеры явно ее не проморгали – в особенности мрачный риффинг, сопровождаемый неторопливой ритм-секцией. Он будет появляться в этой композиции еще несколько раз. Темп ускоряется, а Оззи начинает петь. О чем же нам решили поведать в песне под названием «Рог изобилия»? Гизер написал текст после того, как услышал по радио, что в эту неделю во Вьетнаме было убито «всего» 25 человек. Он решил покритиковать внешне благополучное капиталистическое общество, однако эта иллюзия благосостояния, олицетворяемого, помимо всего прочего, спортивными машинами, позволяет не терять рассудок. Темп то замедляется, то ускоряется. После середины с мрачными риффами возвращается вокал. Герой песни уверен, что сумасшествие все равно наступит, когда люди, которые постепенно лишаются души, поймут, в каком мире живут.
8) «Laguna Sunrise». Еще один инструментал. Звучат две акустические гитары, каждая на своем канале. Присоединяются струнные – точнее говоря, изображающий их меллотрон. Получилось красиво и грустно – и действительно словно оказываешься где-то на тропическом острове и наблюдаешь восход солнца. Тони посвятил эту вещь Калифорнийскому заливу, на берегах которого записывался альбом.
9) «St. Vitus' Dance». Короткая поп-вещица с коммерческим потенциалом. Сразу же вступает вся ритм-секция с мощной гитарой, которая в течение композиции переключается с более оптимистического риффинга на нечто тяжелее и темнее и обратно. Оззи говорит с кем-то о женщине, с которой тот встречается. Этот парень, вероятно, хочет порвать с ней, считая, что она гонится за его деньгами, но на самом деле это не так. Нужно попытаться исправить ситуацию, возникшую из-за того, что кто-то на нее наклеветал. Местами музыка звучит прямо-таки мажорно. Честно говоря, не могу понять, причем здесь пляска святого Витта или хорея Сиденхема – нервное заболевание, сопровождаемое непроизвольными судорогами разных частей тела (в средние века такие больные посещали часовни Св. Витта). Видимо, понравилось словосочетание. Кстати, именно по этой вещи была названа дум-металлическая команда Saint Vitus.
10) «Under the Sun». Почти дэт-металлическое начало напоминает «Children of the Grave» – мрачно риффует гитара, медленно стучат барабаны, тихо пульсирует бас. Песня являет собой настоящий манифест нонконформизму. Герой не хочет, чтобы кто-то говорил ему, что делать, – ни христианский фанатик, ни черный маг. Он не верит в насилие, но и не верит в мир (т.е. пацифизм, по-видимому). Он верит в себя, потому что другим доверять нельзя. Темп ускоряется в середине, а музыка становится более задорной. Эта часть с гитарным соло называется «Every Day Comes and Goes» (по первым строкам куплета). Оззи говорит о том, что вокруг одни пустые люди, которые гонятся за вещами и идут к саморазрушению. Потом музыка возвращается к началу, а Осборн как бы дает слушателям установку – жить своей жизнью, верить в себя и не позволять другим влиять на их разум. Заканчивается композиция неплохим меланхоличным инструменталом со сдвоенной гитарой, начинающимся после мощного гонга. Он является как бы зеркальным отражением начала альбома. Риффующая гитара под конец замедляется, а потом музыка стихает.
Места в чартах (8-е в Великобритании, 13-е в США) показали, что интерес к группе постепенно начинает ослабевать. Тем временем Оззи с Биллом совершенно надоели многочисленные поездки, а Тони очень сильно по этому поводу рассердился. В течение двух месяцев они друг с другом совершенно не общались. В начале следующего года у Оззи и Тельмы родилась дочь Джессика, а в марте началось турне по Великобритании. Лейбл предложил ребятам записать концертник, но он почему-то так и не вышел (позднее эти материалы появились на альбоме «Live at Last»).
Написал: Featus
|