Sabbath Bloody Sabbath, 1973

BLACK SABBATH ~ 1973
SABBATH BLOODY SABBATH

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Завершив турне в поддержку Volume 4, Black Sabbath вернулись в Лос-Анджелес, снова в Record Plant, чтобы начать работу над следующим альбомом. К своему изумлению музыканты обнаружили, что комната, в которой они записывались, занята «гигантским синтезатором». Сняв дом в Бель-Эйр, летом 1973 года они начали готовить материал новой пластинки но - по разным причинам - прежде всего, из-за утомления и всё тех же проблем с наркотиками, - выяснили, что не могут закончить ни одну песню. «Идеи не возникали <сами собой>, как это было во время работы над "Volume 4" и мы впали в уныние. Все сидели и ждали, пока я что-нибудь не придумаю. Но ни у меня, ни у других ничего не возникало», - рассказывал Айомми.

Проведя в Лос-Анджелесе бесплодный месяц, группа вернулась в Англию и расквартировалась в селении Форест-оф-Дин. Только здесь, в мрачных подвалах замка Клиарвелл, где начались репетиции, у Black Sabbath под влиянием жутковатой атмосферы начали появляться соответствующие идеи. Здесь-то и посетил Айомми «спасительный рифф», положивший начало песне «Sabbath Bloody Sabbath» (в честь которой и был впоследствии озаглавлен альбом): с этого момента работа только и началась. Она была продолжена в лондонской Morgan Studios при участии продюсера Майка Бутчера, взявшегося за оформление экспериментов, начатых в Volume 4; звучание группы обогатилось синтезаторным звучанием и струнными аранжировками. В записи композиции «Sabbra Cadabra» принял участие приглашённый в качестве сессионного музыканта Рик Уэйкман, клавишник Yes.

Вышедший в ноябре 1973 года Sabbath Bloody Sabbath стал первым альбомом группы, получившим положительные рецензии, в том числе и в Rolling Stone, рецензент которого Гордон Флетчер назвал пластинку «необычайно захватывающей» и «несомненно удачной». Альбом, названный рецензентом Allmusic «шедевром» и «неотъемлемой частью любой хэви метал-коллекции» стал пятым релизом Black Sabbath, получившим в США статус платинового, поднявшись здесь до #11 (и до #4 в Британии).

Альбом мог бы ознаменовать звездный час Black Sabbath, если бы к этому времени все участники группы не впали в тяжёлую наркотическую зависимость, особенно Уорд и Осборн, принимавшие ЛСД ежедневно в течение двух лет (второй - в сочетании с алкоголем). По свидетельству Стива «Крашера» Джула, «кокаин прибывал в студию в гигантских пакетах, которые можно было принять за стиральные порошки». В январе 1973 года Black Sabbath начали всемирное турне, завершив его на фестивале California Jam в Онтарио, Калифорния, 6 апреля перед 200 тысячами зрителей выступив на одной сцене с Deep Purple, Eagles, Emerson, Lake & Palmer и другими известными исполнителями. Частично концерт транслировался телекомпанией ABC, для широкой телеаудитории, которой Black Sabbath были представлены впервые.


Скачать бесплатно альбом Sabbath Bloody Sabbath, 1973

СКАЧАТЬ АЛЬБОМ
ГРУППЫ "SABBATH BLOODY SABBATH" 1973 г.
ВЫ МОЖЕТЕ ТУТ, НЕМЕДЛЕННО, БЕСПЛАТНО
И БЕЗ ВСЯКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Английские издания "Sabbath Bloody Sabbath", 1973

Sabbath Bloody Sabbath, Great Britain



SABBATH BLOODY SABBATH (1973)

Recording was completed at Morgan Studios in Willesden, North London in 1973

SIDE ONE:
1. Sabbath Bloody Sabbath - 5:45
2. A National Acrobat – 6:16
3. Fluff (instrumental) - 4:11
4. Sabbra Cadabra - 5:59

SIDE TWO:
5. Killing Yourself to Live - 5:41
6. Who Are You - 4:11
7. Looking for Today - 5:06
8. Spiral Architect - 5:29


Length - 42:35

Produced by Black Sabbath for Excellency productions
Engineer by Mike Butcher


Ozzy Osbourne - vocals
Tony Iommi - guitar
Geezer Butler - bass
Bill Ward - drums
+
All keyboards - Rick Wakeman


Recorded September 1973 at Morgan Studios (Studio 4), London
Released 1 December 1973 (Vertigo), 28 December 1973 (WWA), 1 Jan 1974 (US, Warner Bros.)
All songs written and arranged by Tony Iommi, Ozzy Osbourne, Geezer Butler and Bill Ward
Labels: World Wide Artists, Vertigo, Warner Bros. (US/Canada)



Sabbath Bloody Sabbath, Великобритания


Советский выпуск "Sabbath Bloody Sabbath", на SNC Records, 1990 г.


Sabbath Bloody Sabbath, СССР, SNC Records




Великий, не сказать что грандиозный, альбом королей эпатажа с шок-металической окраской – «Шабаш чертов шабаш!». Ветеран эпохи хард-рок-коллективов “Глубоко пурпурный”, “Свинцовый дирижабль”, “Железная дева”, и в прямом и переносном смысле черных хипповых шабашей, выдал на-гора эпический, но в чем-то ностальгический опус, на годы опередивший свое «семидесятническое» поколение. С годами альбом, как хорошее вино, не теряя вкуса, только крепнет. Песни «Шабаш чертов шабаш», «Убить себя, чтобы жить», «Национальный акробат» и «Спиральная архитектура» – слушаются на одном дыхание и сегодня.

P.S. В общем, классика не устаревает. «Must have» любому уважающему себя металисту!


Автор: Константин S



Sabbath Bloody Sabbath - абсолютный фаворит 1973 года. Альбом, где совсем нет слабых мест. А за риффы в заглавной композиции и в "Killing Yourself To Live" можно давать пожизненные премии Грэмми. Хотя причем тут Грэмми? Эта музыка жива и будет жить в сердцах фэнов, которые будут обращаться к ней всегда. Это лучше всяких премий! На этом альбоме закрепилось и возросшее мастерство музыкантов, и воплотились новые прогрессивные идеи, которые в дальнейшем приведут к абсолютному шедевру!
Автор: Keeper


Немецкие издания "Sabbath Bloody Sabbath", 1973

Sabbath Bloody Sabbath, Germany

Sabbath Bloody Sabbath, Германия


Переиздание 1980 года



Албом экспериментов... Зачастую удачных надо сказать. Титульный трэк, как вы, наверное, знаете один из гимнов классического металла. Так же прослушивается чуток гранжа!!! на Killing Yourself To Live, который, как правильно было подмечено кем-то - очень уместно бы смотрелся на Nevermind Nirvana =) Великолепная Spiral Architect, классный инструментал, да чего тут только нету... Разве что электронная отсебятина Оззи как мне кажется - единственный неудачный эксперимент. Однако, достоинств и ценности альбома он ничуть не умаляет. Хоть у альбома есть недостатки и 10 - это немного необъективно, всё же Классика, поэтому без оценки =)

Автор: Svartkladd


Австрийское издание "Sabbath Bloody Sabbath", 1973 Austro Mechana

Sabbath Bloody Sabbath, Austro Mechana

Sabbath Bloody Sabbath, Австрия



Однозначно лучший альбом группы! С ним, на мой взгляд, сравним лишь “Dehumanizer” (1992), да может быть еще и “Heaven and Hell” (1980)… Именно с “Sabbath Bloody Sabbath” группа наконец-то вышла на если так можно выразиться «уровень шедевров», но никак не ранее того. Этот пятый студийный альбом группы обладает совершенно неповторимым очарованием, которое невозможно описать словами. Если быть дотошным, то, пожалуй, здесь все по-настоящему здорово, даже голос Озборна! Недаром вокальную работу на этом альбоме многие считают высшим достижением Оззи Озборна как вокалиста. Гитарные риффы, соло, игра ритм секции – все на высоте. Звучание на альбоме – просто супер. Гитара обладает таким красивым звучанием, что только из-за одного этого мне доставляет истинное удовольствие слушать этот альбом. Кроме того, пластинка чрезвычайно разнообразна. Чего только стоит потрясающе красивый акустический инструментал “Fluff”! Или “Spiral Architect” с чертовски удачным наслоением симфонического сопровождения… Правду говорят об этом альбоме, что он полон прогрессивной музыки. Музыкальные композиции, как правило, сложны, состоят из нескольких частей, отличающихся разными рифами, темпами, и, несмотря на это, очень цельные. Причем, эта композиционная целостность в сложных «составных» вещах у BLACK SABBATH вообще довольно редкое явление. Почти все их ранние альбомы грешат наличием непродуманных композиций. А на “Sabbath Bloody Sabbath” с этим все Ok! Но главное – это, конечно же, мелодии! Альбом полон красивых запоминающихся хитов, и это главное. Красивейшие и сильнейшие мотивы так и прут из каждого его места. В этом отношении все предыдущие диски группы и рядом не валяются с “Sabbath Bloody Sabbath”! В общем, сказано об этом шедеврем было немало, а потому нет смысла лишний раз разглагольствовать, закругляюсь…

Автор: Stas-Vorobiev


Итальянское издание "Sabbath Bloody Sabbath", 1973

Sabbath Bloody Sabbath, Италия

Sabbath Bloody Sabbath, Italy



Я считаю это творение лучшим альбомом величайшей (опять-таки по моему мнению) группы в истории тяжёлого рока. Это даже не металл, это металл вместе с арт-роком. Структура песен усложнилась, тексты стали аллегоричнее и метафоричнее, добавилась много инструментов, делающих музыку разнообразней и сложнее, но одновременно создающих впечатление полёта при прослушивании. Я бы назвал этот албьом воздушным. единственное, что мне не очень нравится, так это вокал Оззи здесь, который в некоторых местах режет слух. Неудачных вещей НЕТ, лично мне меньше других нравится "Sabbra Cadabra", причём только лишь из-за второй половины и вокала Озборна в ней же, а так песня хороша. Напротив, любимые вещи: "Spiral Architect" (the best!!), "Killing Yourself To Live", "A National Acrobat" и "Looking For Today". Это действительно шедевр на все времена, не секунды не колеблясь ставлю...

Автор: March of Time



Sabbath Bloody Sabbath - пятый альбом британской группы хэви-метал Black Sabbath, вышедший в декабре 1973 года на WWA Records (WWA 005) в Англии, во многих странах мира на Vertigo (6366 101), и на Warner Bros. Records - в США и Канаде. На сайте black-sabbath.com на первом месте в дискографии альбома указано издание LP Vertigo 6360 115 (UK 1973), но это нелепая ошибка, допущенная наверное CD-шными юнцами, не нюхавшими винила, ибо под этим номером в каталоге Vertigo выходил совсем другой артист с другим альбомом (Ramases - Glass Top Coffin (Vertigo 6360115, 1975) - был такой безумец, прозвавший себя Рамзесом и считавший себя новой инкарнацией древнего фараона).

Sabbath Bloody Sabbath - первый альбом Black Sabbath, в котором они стали усложнять свою чисто гитарную до того музыку струнными, клавишными и более сложными оркестровыми аранжировками.

После турне в поддержку пластинки Volume 4 (1972), которое началось в 1972 и закончилось в 1973, пришло время записывать следующий альбом. Black Sabbath так понравилось записывать предыдущий Vol. 4 в Лос-Анджелесе, что они единодушно направились на то же место, в ту же студию. Для проживания сняли дом в том же утопающем в роскоши районе Бел Эйр, а студия была все тот же Record Plant, что можно перевести как Завод Звукозаписи. Когда наши рабочие пришли на этот завод отрабатывать свою первую смену, то зайдя в прежнюю комнату, где они записывали год назад Vol. 4, были несказанно изумлены: все помещение занимал какой-то гигантский синтезатор. Технический прогресс подвинул их так, что пришлось работать в соседнем помещении. К Саббатам там был приставлен звукоинженер Том Аллом, но в титрах альбома он не значится по той простой причине, что ничего у них в Лос-Анджелесе не вышло.

Если предыдущий альбом создавался в сплошном кокаиновом угаре, но музыкантам удалось как-то сконцентрироваться и что-то записать, то год спустя кроме кокаина у них ничего не получалось. Сказывалась вымотанность после гастролей и общая усталость от жизни. Как вспоминал Тони Айомми: "Все сидели и ждали, когда я начну что-нибудь. А я просто не мог о чем-либо думать. И если я ничего не придумывал, никто ничего не делал." Проторчав в Лос-Анджелесе вот так безрезультатно целый месяц, Black Sabbath вернулись в Англию, где арендовали особняк Клируэлл Кастл в лесной глуши графства Глостершир.

Хотя в его названии звучит слово "замок", на самом деле это псевдоготический особняк XVIII века, который в 1953 году выкупил один булочник из Блэкпула, который ради этого продал весь свой бизнес и двадцать лет с женой и детьми кропотливо - комнату за комнатой - восстанавливал это строение, чтобы в семидесятых годах туда повадились ездить на запись и репетиции все знаменитые английские группы тяжелого рока: Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Sweet, Mott the Hoople, Bad Company. В 1973 году до Black Sabbath там побывали Deep Purple, которые сочиняли и репетировали свой альбом Burn. Кстати, в наши дни этот особняк можно арендовать для свадьбы.

Студия располагалась в мрачном подвале, что сразу животворно подействовало на творческие чакры Блэк Саббатов. Едва начав работать, Айомми уловил в этом подземелье "рифф, который спас Black Sabbath" - основной ход заглавной песни альбома "Sabbath Bloody Sabbath". А эта вещь задала тон для последующих, и так дело пошло. Записываться группа приехала в Лондон, в Morgan Studios. В соседнем помещении группа Yes писала свой альбом Tales from Topographic Oceans (1973), а Блэк Саббаты как раз стали тяготеть к прогрессиву, вот почему Рик Уэйкман зашел однажды в их студию и оставил свой след в песне "Sabbra Cadabra", причем сыграл здесь и на синтезаторе, и на простом ф-но.

Впрочем, Саббаты и сами прекрасно справились с клавишными в остальных вещах: Оззи, Гизер и Тони освоили самый популярный у прогрессивных рок-музыкантов того времени аналоговый синтезатор Муг - действительно, вещщщь! в сравнении с современной синтетикой. А Гизер еще сыграл в "Who are You?" на уникальном инструменте под названием меллотрон, клавиши которого при нажатии включают магнитофонные пленки с записанными на них звуками. Последнюю вещь - "Spiral Architect" (Спиральный архитектор) - вообще напичкали настоящей оркестровкой, которую аранжировал и дирижировал английский продюсер Уил Мэлоун.

Тексты альбома Sabbath Bloody Sabbath в основном озабочены внутренними проблемами Саббатов, а именно - алкоголизмом и наркоманией. В 2001 году Билл Уорд говорил, что после записи Vol. 4 алкоголь и наркотики перестали его радовать. Философские рассуждения песни "Killing Yourself to Live" (Убивая себя, чтобы жить) пришли в голову Батлеру, когда он лежал в больнице с серьезными проблемами в области печени - больное место всех алкашей. Ему тогда было всего 24!

Просто глянь вокруг: что ты видишь?
Боль, страдания и печаль
Мир был создан совсем не для этого
Как жаль, что ты не понимаешь
Убивая себя, чтобы жить
Убивая себя, чтобы жить

Любопытно, что хотя "Killing Yourself to Live" везде в титрах числится под одним названием, Саббаты зарегистрировали ее как трехчастную сюиту (Killing Yourself to Live - You Think That I'm Crazy - I Don't Know If I'm Up or Down), поставив копирайт на каждую из частей по отдельности и теперь получают авторские с каждой - отдельно.

Название конечно можно перевести как "Шабаш кровавый шабаш", но это подразумевалось на втором плане. Sabbath кроме того - английское произношение еврейского "шабат" - священная суббота у евреев, а Bloody - имеет еще значение "проклятый", но этот смысл видимо никому в голову не приходил, поскольку обвинений в антисемитизме в адрес Black Sabbath вроде как не поступало.

Гизер Батлер в своей книге вопоминаний Black Box (Черный ящик) объясняет название проще: "Текст к Sabbath Bloody Sabbath - это про нас, про Блэк Саббат, про наши взлеты и падения, хорошие времена и плохие времена, про то, как нас накалывали, с точки зрения бизнеса. "Bog blast all of you" ["Да чтоб вы все провалились!" - фраза в концовке песни] относилась к критикам, звукозаписывающему бизнесу в целом, адвокатам, бухгалтерам, менеджерам и всем, кто пытался на нас нагреться." В общем, после тугого творческого застоя, вызванного усталостью от лямки, которую тащили несчастные Саббаты, Гизер разродился в подвале псевдоготического особняка этим воплем души:

Чтоб вы провалились!
Саббат проклятый Саббат
Нам ничего не остается, как
Жить, чтобы умирать
Умирать для вас.

Обложку для альбома нарисовал Дру Струцан - известный в то время лос-анджелесский специалист по обложкам для альбомов, работавший в дизайн-агенстве под названием "Тихоокеанский глаз и ухо" (Pacific Eye & Ear) под руководством его владельца Эрни Сефалу. Идея пришла в голову этому самому Сефалу: "Концепция обложки для этого альбома строилась на двух цветных иллюстрациях, которые мне подарили в день моей конфирмации в 1955 году, и которые я храню по сей день. Это иллюстрации XVIII века: одна из них изображает дурного человека, другая - доброго, и оба находятся при смерти. Я показал их Дру, объяснил идею, а все остальное говорит само за себя."

Альбом Sabbath Bloody Sabbath появился в продаже в Англии 1 декабря 1973 года. Впервые за всю свою карьеру группа получила хвалебные отклики. Журнал Rolling Stone наделил альбом эпитетами, типа "чрезвычайно захватывающая вещь!" или "не меньше, чем полный успех!" В чартах Sabbath Bloody Sabbath занял 4-ое место на родине и 11-ое в США, где позже стал пятым подряд платиновым диском Black Sabbath. В январе 1974 группа тронулась в мировое турне, завершившееся на фестивале Калифорнийский Джем 6 апреля 1974 года в г. Онтарио, штат Калифорния, где Саббат выступили перед 200-тысячной аудиторией, разделив сцену с такими гигантами рока семидесятых, как Emerson, Lake & Palmer, Deep Purple, Earth, Wind & Fire, The Eagles.

Интернет-журнал All Music уже в наше время назвал Sabbath Bloody Sabbath "шедевром, неотъемлемым в любой коллекции хэви-металла."



Сказать честно, я не ждал ничего особенного, когда первый раз прослушивал пятый альбом Black Sabbath, получивший весьма мрачное название "Sabbath Bloody Sabbath". Да и что можно было ждать от группы, которая буквально в полном составе пребывала тогда в наркотическом дурмане, и уже сподобилась создать довольно смурной диск "Vol 4"? Но то что я услышал, повергло меня сначала в шок, а потом и в полнейший эстетический восторг! И надо сказать, не меня одного - до сих пор эта пластинка постоянно соперничает с "Paranoid" за почетное звание лучшей работы Black Sabbath во всех опросах и голосованиях устраиваемых среди фэнов. Что же такого интересного сотворили ребята на этом диске? А все очень просто - группа начала развиваться. Играть мрачный и прямолинейный хард Тони Айомми, как творческому лидеру команды, уже наскучило. И он стал внедрять в музыку новые веяния - так на "Sabbath Bloody Sabbath" к уже ставшим традицией великолепным песням, были добавлены совершенно изумительные аранжировки, превратившие многие треки диска в самый настоящий арт рок! Именно эти изменения и привели в дальнейшем к расколу в группе, хотя об этом говорить еще рановато. Да и вообще, говорить о чем либо негативном когда вспоминаешь этот альбом довольно тяжело. Саунд на диске также слегка изменился с целью большего выделения новшеств, гитары были явно приглушены для создания менее агрессивной атмосферы, присущей первым работам группы. Хотя, конечно, песни в привычном для Sabbath стиле есть - к ним можно отнести отличный боевик "Killing Yourself To Live" или простенький номер "Looking For Today". Но вот остальной материал просто трещит по швам от новшеств, и благодаря этому слушается просто на ура. Таинственные и мистические треки "A National Acrobat" и "Spiral Architect" наполнены удивительными по красоте риффами и гармониями, а их лирика выводит тексты Sabbath на качественно новый, философский уровень! Еще стоит выделить безумно энергичный и заводной рок-н-ролл "Sabbra Cadabra", где на клавишных подыгрывает Рик Уэйкман, интереснейший диалог человека и Бога в основанной на синтезаторах песне "Who Are You?", и, пожалуй, лучшее произведение Sabbath за всю их историю - шедевральный заглавный эпик "Sabbath Bloody Sabbath". В итоге, можно порекомендовать этот диск всем поклонникам тяжелой музыки, даже если Вы не были впечатлены предыдущими дисками Sabbath - попробуйте на вкус этот и Ваше мнение, скорее всего, изменится. Используя здешние термины - шедевр на все времена!

Автор: Starbreaker



После выпуска четвертого альбома ребята неожиданно обнаружили, что их творческие родники иссякли и они не могут придумать новых песен. Сначала они посидели в Лос-Анджелесе, в том же особняке, где записывали предыдущую пластинку, но оказалось, что все здешние друзья либо умерли, либо попали в тюрьму. Узнав об этом, они потеряли всякое желание находиться в этом месте и вернулись на родину. Здесь «блэк-саббатовцы» решили переехать в валлийский замок Клируэлл (где позднее записали свой последний альбом Led Zeppelin), отгородиться от внешнего мира и сосредоточиться. И тут Айомми в голову пришел рифф к заглавному треку – позже его даже окрестили «риффом, который спас Black Sabbath». Говорят, в ту же ночь Оззи чуть не сгорел, заснув у огромного камина, вызвавшего пожар. Рассказывают еще множество других страшных историй – например, о встрече с призраком, – но мы не будем на них останавливаться. В любом случае, с другими композициями дела потом пошли лучше.

Если предыдущая работа могла навести на мысли, что ребята топчутся на месте, то пятый альбом, вышедший 1 ноября 1973 г. и получивший зловещее название «Суббота, кровавая суббота» (или, скорее, «Суббота, мерзкая суббота»), не только показал, что Black Sabbath остаются одной из ведущих металлических групп, но и, пожалуй, оказался самым лучшим произведением бирмингемцев, пусть и отличающимся от предыдущих работ. И, конечно же, самым амбициозным. Кроме того, это, вероятно, самый ровный альбом, по крайней мере, классического состава. Проходных тем на нем практически нет, тексты стали интереснее, а музыкальная палитра «Черной Субботы» обогатилась еще большим количеством элементов из арсенала прогрессивного рока, из-за чего общее звучание кажется более легким, несмотря на жутковатую, но интересную обложку. Оззи, однако, все меньше ладил с Тони, поскольку не хотел усложнения музыки, а возврата к корням. Однако, не желая слишком много спорить, он, как и Уорд, все время пил или употреблял наркотики, в то время как Тони с Гизером работали в студии. Эксперименты не всегда бывают удачными, но не в случае с этим альбомом. Многие, правда, именно с него начинают группу не любить, но это уже какие-то твердолобые консерваторы. Продюсировали все сами, т.е. на этот раз все было в руках Айомми, который сделал гитару посочнее, бас слегка приглушил, а вокал по-прежнему оставил на переднем плане, хотя заметно, что он немного хуже, чем раньше (более скрипучий и подвывающий), хотя его диапазон расширился. Из-за того, что звучание оказалось менее тяжелым, Тони в свое время сказал, что это «вообще не рок-альбом» (not a rock album, really). Работа вышла на лейбле World Wide Artists (WWA), основанном специально для группы, а в США их, как и прежде, представляла компания Warner Bros.

1) «Sabbath Bloody Sabbath». Риффует гитара, присоединяются мощные ударные и бас. Оззи, чей голос здесь получился довольно высоким, обращается к кому-то, кто скоро должен умереть, и говорит, что всю свою жизнь тот видел мир искаженным, а теперь не хочет понять правду. В припеве, звучащем вполне в джазовом духе, появляется акустическая гитара, сопровождаемая аккордами электрической «сестры», а Осборн поет: «Никто не скажет тебе ничего, когда ты будешь спрашивать о причинах. Они просто говорят, что ты сам по себе, пичкают тебя ложью». Лучше понять текст может помочь обложка альбома, на которой представлена картина «Похищение Христа» (The Rape of Christ) художника Дрю Штруцана, известного своими афишами к популярным кинофильмам вроде «Звездных войн». В интервью в январе 1974 г. Оззи дал следующее объяснение нарисованному: «На передней обложке изображен человек на смертном одре, а над ним склонились все эти искаженные фигуры, злорадствующие, видя его лежащим. Эти фигуры – он сам в разные периоды жизни. Он алчный человек, который всю жизнь хотел добиться всего и делал разное зло, а теперь он боится, что ему придется расплачиваться. Однако переверните альбом и на обратной стороне увидите хорошую сторону жизни. Человек на смертном одре был на самом деле добр к другим. Когда он умирает, над ним плачут все эти прекрасные люди. В ногах постели находятся два льва, стерегущих его. В общем, показано, что у всего есть хорошая и плохая сторона». Тем не менее, есть и другие объяснения: две стороны обложки показывают происходящее с разных точек зрения – серьезно больному человеку кажется, что его терзают демоны, однако на самом деле вокруг постели стоят те, кто его любит. Внутри пластинки (но не компакт-диска) вместо этих людей стояли участники группы, словно ангелы-хранители. Разные интерпретации свидетельствуют, что обложка действительно интересна, раз вызывает столько мыслей. Пожалуй, это лучшая обложка на альбомах Black Sabbath. Интересно также, что в этом же году вышел фильм «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist), что, впрочем, может быть, только совпадение. Гитара в сольной части, сопровождаемая несмолкающим риффингом, звучит весьма эффектно. В определенный момент риффинг становится тяжелее, мрачнее и плотнее, Уорд добавляет в звучание интересные перкуссии (трещотки), а Оззи говорит умирающему, что его час настал и завтрашнего дня не будет. «Мерзкая суббота» – это, видимо, и есть день, в который ему предстоит умереть. Интересна фраза: «Bog blast all of you». По-английски «bog» – это «трясина», но создается впечатление, что Гизер знал, как «бог» будет по-русски, ведь о нем он упоминает в предыдущей строке. Второе соло, заканчивающееся диминуэндо, звучит мрачнее и агрессивнее за счет гитарных завываний. Прикольно было слышать, когда на эту вещь сделали поп-кавер The Cardigans.

2) «A National Acrobat». Ритм-секция играет в среднем темпе мелодию в духе тяжелого фанка. Риффинг, который через некоторое время дублируется в другом ключе, напоминает предыдущую композицию. В свое время многие поломали голову, о чем это песня. Несмотря на некоторый налет мистики, все гораздо проще. Оззи поет от лица (или что у него там?) сперматозоида: «Я – мир, скрывающий вселенский секрет всех времен. Уничтожение пустых пространств – мое единственное преступление». Именно он и есть тот самый «общий для всех наций акробат», ведь какие трюки он проделывает, чтобы достичь яйцеклетки, опередив тысячи своих собратьев. Сперва я услышал интерпретацию этой вещи ребятами из Metallica (они ее поместили внутрь «Sabbra Cadabra»), но и после прослушивания оригинала считаю, что с Хетфилдом она звучит лучше. После второго куплета риффинг становится мощнее, а Осборн, голос которого эффектно отдается эхом, говорит о том, что человеку трудно понять ценность жизни, рождаемой от любви, пока он не приблизится к смерти. Также затрагивается тема реинкарнации: «Не верь в то, что жизнь, которая у тебя сейчас, будет единственной. Тебе нужно позволить своему телу заснуть, чтобы душа продолжала жить». В последнем куплете сперматозоиду удается достичь цели, и теперь он ждет, какой будет новая жизнь. В заключительном соло звучит оптимистичность, а гитара эмоциональна как никогда. Очень интересный момент – когда появляются латиноамериканские перкуссии. К концу музыка ускоряется, а затем все внезапно (даже слишком) прерывается.

3) «Fluff». Довольно продолжительный инструментал (более 4 минут), напоминающий местами «Лунную сонату» Бетховена. По-моему, лучшая вещь такого рода у группы. Играет акустическая гитара, присоединяется вторая с мелодией на более низких нотах, а потом и третья. На второй минуте появляется фортепьяно, а следом и тихая электрогитара, звучащая в духе Pink Floyd. Помимо всего этого, Тони играет еще и на клавесине. Красиво и немножко печально, но печаль эта светлая. Отличная музыка для расслабления, которая идеально бы подошла для детской музыкальной шкатулки (можно было бы ее ставить вместо колыбельной). Действительно становится легко, словно ты пушинка, хотя на самом деле Флафф – это прозвище какого-то диджея, знакомца Тони. Когда вместо Оззи пришел Дио, кассетной записью этой вещи заканчивались все концерты группы.

4) «Sabbra Cadabra». Вступает гитара, риффующая словно в отдалении, тихо присоединяются ударные, а потом идет достаточно задорный ритм-энд-блюз с отличной гитарной игрой. Великолепная любовная песня, в которой нет ни страданий, ни проблем. Все просто замечательно. Герой любит свою девушку, она любит его, они полностью счастливы, у каждого из них есть кто-то, ради кого можно жить и умереть. А циники говорят, что хорошо написать можно только о плохом. Пусть стихи очень просты – можно сказать, банальны, – но достоинств песни это не умаляет. В середине темп замедляется и некоторое время периодически звучат клавишные в духе Eloy, сопровождаемые отличной пульсацией баса. Играет на них не кто иной, как Рик Уэйкман. Кто бы мог представить себе такое сотрудничество на первых четырех альбомах группы? Возникло оно благодаря тому, что когда Black Sabbath записывали данный альбом, то Yes работали над «Tales from Topographic Oceans» в студии напротив. Туда заглянул Оззи и сделал Рику предложение о совместной работе. Уэйкман смог прийти только через день или два. Зайдя в студию рано утром, он увидел там четырех парней в черном с крестами на шее, крепко спавших (или отрубившихся) после вчерашнего. На месте оказался звукоинженер, который запустил записанное, и Рик тут же чего-то там сымпровизировал. Несмотря на столь странную ситуацию, Уэйкман с тех пор стал близким другом «блэк-саббатовцев». Правда, на концертах он с ними выступать не мог, и эту почетную обязанность доверили Джерри Вудраффу. Голос Оззи становится все страннее, когда он начинает говорить, что никогда не оставит свою любимую. В музыкальную канву вплетается еще и фортепьяно, а Оззи выдает приглушенный смех, который звучит несколько жутковато. В связи с этим начинают закрадываться подозрения, а действительно ли все в порядке и уж не маньяк ли наш герой. Пока все инструменты продолжают играть, словно никак не желая заканчивать, Осборн что-то говорит. В конце Уорд выдает короткое соло, а последнее, что мы слышим, – это несколько тихих перкуссионных звуков. Название песни – тот редкий для этой группы случай, когда оно не имеет никакого отношения к содержанию, поскольку просто было взято слово «abracadabra», которое объединили с «Sabbath», а потом разделили на две части, видимо, чтобы сделать его еще загадочнее. Первоначально, правда, песню хотели назвать «Lovely Lady», но решили, что с имиджем группы это название как-то не вяжется.

5) «Killing Yourself to Live». Эту многочастную вещь репетировали еще во время записи «Vol 4», а на «Live at Last» можно услышать ее более раннюю версию. Риффует гитара, сопровождаемая мощными ударными и тихим басом. Ее звучание явно повлияло на такое направление в музыке, как грандж. Когда гитара начинает выдавать психоделические звуки, Оззи обращается к людям, которые работают как проклятые, не желая наслаждаться жизнью, приносят в мир боль и страдания – в общем, губят себя. Говорят, что в тексте отразились впечатления Оззи от работы на бойне. Первая сольная часть представляет весьма эмоциональную гитарную игру. После того, как Осборн просит людей поверить его словам, открыть глаза и увидеть ложь, можно услышать, как он говорит шепотом: «Закурите! Забалдейте!» Вот вам еще одна песня, в которой есть пропаганда наркотиков. Некоторый шарм добавляет небольшие вкрапления клавишных, появляющихся время от времени, ну а гитарная игра Тони выше всяких похвал. Эта часть называется «You Think That I’m Crazy», поскольку именно с этих слов начинается следующий куплет. Герой соглашается с тем, что его называют сумасшедшим, но он считает, что и других это ждет тоже. Через некоторое время музыка становится быстрее и задорнее. С этого момента начинается фрагмент «I Don’t Know If I’m Up or Down». Герою трудно понять, что происходит с ним и с миром, но он знает точно, что за все в конце концов приходится платить. В последней инструментальной части гитарный звук эффектно скачет из динамика в динамик.

6) «Who Are You?». Данная композиция, полностью сочиненная одним Оззи, начинается с космических клавишных, раздающихся сначала на одном стереоканале, а потом и на другом. Говорят, Осборн тыкал в синтезатор одним пальцем. Как бы то ни было, получилось интересно. Присоединяются ударные и бас, а вот гитары не ждите – ее нет и не будет. Помимо стандартных ударных, Уорд использует также звенящие перкуссии. Настроение создается довольно мрачное, а Оззи обращается к Богу, который, по его мнению, ведет себя как Большой Брат, до поры до времени завоевывая доверие, а потом с легкостью уничтожая тех, кто ему поклонялся. Такой ли уж добрый Бог? А может быть, Бог и Сатана – это вообще одно и то же? Последний вопрос – это скорее мои размышления, но они вполне могли родиться у Оззи, ведь он говорит: «Чертом заклинаю, кто же ты такой?» В определенный момент остаются клавишные в сопровождении фортепьяно, а потом присоединяются барабаны в маршевом духе. Опять звучат клавишные вступления, возвращается Оззи, полностью повторяющий второй куплет, слышится звон перкуссий и разные загадочные звуки космоса а-ля Pink Floyd. Гудение от этого всего не стихает, пока не начинается следующая вещь.

7) «Looking for Today». Сразу же вступает вся ритм-секция в достаточно задорном духе. Благодаря вокальной мелодии эта композиция больше напоминает поп-песню или что-нибудь из Led Zeppelin. Тема такова – из-за достижений науки и техники сегодня информация распространяется намного быстрее, чем в прошлом, однако есть и тут негативный аспект – многое быстрее устаревает. «Это уже слышали еще до того, как ты это сыграл», – поет Осборн. В определенный момент на фоне тихой клавишной подкладки неожиданно появляются акустическая гитара и флейта (!) Тони, словно еще одно воспоминание о кратковременном, но все-таки не пропавшем даром пребывании в Jethro Tull. Современная жизнь такова, что нужно думать не о сегодняшнем дне, а о завтрашнем, поскольку все преходяще – в особенности, слава и популярность современных звезд поп- и рок-культуры. В определенный момент появляется хлопанье в ладоши, чего я не слышал ни в одной другой вещи Black Sabbath. Запоминающийся припев, состоящий из одной строки («Ищешь сегодняшний день»), в конце сопровождается отлично солирующей гитарой, да и рисунок, который Уорд выводит с помощью ударных, весьма интересен. Голос Оззи постепенно затихает, а гитара продолжает рисовать свои вязи, пока композиция не заканчивается диминуэндо.

8) «Spiral Architect». Интро, в котором играют две акустические гитары, называется «Prelude to a Project». Тихо вступает риффинг, который постепенно усиливается, и ударные с басом. Акустическая гитара не исчезает, а дополняет общую картину. Это еще одна композиция с очень непростым текстом. Гизер, видимо, был в ударе. «Творец спирали» – это Бог, а имеется в виду спираль ДНК, но можно вспомнить и то, что, например, наша Галактика имеет форму спирали, а также то, что мир развивается по спирали. По утверждению Батлера, героем песни является какой-то ученый, который взял ДНК разных людей, чтобы сделать идеального человека путем клонирования. В таком случае он явно считает себя Богом, поскольку видит то, что сделал, и чувствует, что это хорошо (прямо как Господь при сотворении мира). Оззи позвонил Гизеру, чтобы узнать о тексте к этой композиции, а тот попросил его перезвонить через час. Когда Осборн услышал текст, он тут же спросил: «Ты что за хрень принимаешь?», – думая, что Батлер, видимо, обкурился или типа того. Не удивлюсь, если так оно и было. В припеве появляются даже оркестрованные струнные. Некоторые говорили даже о волынках, но, по заявлению Тони, ничего подобного здесь нет. В словах «Серебряные корабли в плазменных океанах» Гизер вновь намекает на наркотики, имея в виду иглы и кровь. В сольной части контраст между жестким гитарным риффингом и струнными звучит особенно потрясающе. В конце зачем-то возникает шум зала с овациями и аплодисментами, под который композиция заканчивается диминуэндо с проигрышем баса и ударных. Возможно, хотели заочно себя поздравить с записью такого замечательного альбома.

Что же, альбом заслуживает однозначной десятки. В Великобритании он занял 4-е место, а в США – 11-е, т.е. успех «Paranoid» переплюнуть ему не удалось, хотя, по-моему, эта работа гораздо интереснее. Восхищение альбомом, в особенности треками под номерами 4 и 6, высказал даже Ритчи Блэкмор, которого уж точно не упрекнешь в излишних восхвалениях собратьев по музыкальному цеху.

После этого у группы вновь начались концерты – по Европе и Северной Америке. В декабре 1973 г. они наконец решили распрощаться с менеджером Пайном, поскольку все больше сомневались в его лояльности и компетентности, тем более когда фирма WWA обанкротилась. Однако парень оказался не промах, подал иск в суд и выиграл дело. Узнав об этом, Симпсон вспомнил и о своих претензиях и тоже не прогадал. Все это привело к нехватке денег, полному застою в отношении концертов на целых восемь месяцев и полуторагодичному перерыву в студийной работе. В апреле 1974 г. состоялся California Jam с такими звездами, как Deep Purple, The Eagles и ELP, но ребята не хотели в нем участвовать. Только перспектива неустойки в 100 тыс. долларов вынудила их приехать и выступить.


Автор: Featus



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ BLACK SABBATH

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ BLACK SABBATH

СБОРНИКИ BLACK SABBATH


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в BLACK SABBATH

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА