После выпуска четвертого альбома ребята неожиданно обнаружили, что их творческие родники иссякли и они не могут придумать новых песен. Сначала они посидели в Лос-Анджелесе, в том же особняке, где записывали предыдущую пластинку, но оказалось, что все здешние друзья либо умерли, либо попали в тюрьму. Узнав об этом, они потеряли всякое желание находиться в этом месте и вернулись на родину. Здесь «блэк-саббатовцы» решили переехать в валлийский замок Клируэлл (где позднее записали свой последний альбом Led Zeppelin), отгородиться от внешнего мира и сосредоточиться. И тут Айомми в голову пришел рифф к заглавному треку – позже его даже окрестили «риффом, который спас Black Sabbath». Говорят, в ту же ночь Оззи чуть не сгорел, заснув у огромного камина, вызвавшего пожар. Рассказывают еще множество других страшных историй – например, о встрече с призраком, – но мы не будем на них останавливаться. В любом случае, с другими композициями дела потом пошли лучше.
Если предыдущая работа могла навести на мысли, что ребята топчутся на месте, то пятый альбом, вышедший 1 ноября 1973 г. и получивший зловещее название «Суббота, кровавая суббота» (или, скорее, «Суббота, мерзкая суббота»), не только показал, что Black Sabbath остаются одной из ведущих металлических групп, но и, пожалуй, оказался самым лучшим произведением бирмингемцев, пусть и отличающимся от предыдущих работ. И, конечно же, самым амбициозным. Кроме того, это, вероятно, самый ровный альбом, по крайней мере, классического состава. Проходных тем на нем практически нет, тексты стали интереснее, а музыкальная палитра «Черной Субботы» обогатилась еще большим количеством элементов из арсенала прогрессивного рока, из-за чего общее звучание кажется более легким, несмотря на жутковатую, но интересную обложку. Оззи, однако, все меньше ладил с Тони, поскольку не хотел усложнения музыки, а возврата к корням. Однако, не желая слишком много спорить, он, как и Уорд, все время пил или употреблял наркотики, в то время как Тони с Гизером работали в студии. Эксперименты не всегда бывают удачными, но не в случае с этим альбомом. Многие, правда, именно с него начинают группу не любить, но это уже какие-то твердолобые консерваторы. Продюсировали все сами, т.е. на этот раз все было в руках Айомми, который сделал гитару посочнее, бас слегка приглушил, а вокал по-прежнему оставил на переднем плане, хотя заметно, что он немного хуже, чем раньше (более скрипучий и подвывающий), хотя его диапазон расширился. Из-за того, что звучание оказалось менее тяжелым, Тони в свое время сказал, что это «вообще не рок-альбом» (not a rock album, really). Работа вышла на лейбле World Wide Artists (WWA), основанном специально для группы, а в США их, как и прежде, представляла компания Warner Bros.
1) «Sabbath Bloody Sabbath». Риффует гитара, присоединяются мощные ударные и бас. Оззи, чей голос здесь получился довольно высоким, обращается к кому-то, кто скоро должен умереть, и говорит, что всю свою жизнь тот видел мир искаженным, а теперь не хочет понять правду. В припеве, звучащем вполне в джазовом духе, появляется акустическая гитара, сопровождаемая аккордами электрической «сестры», а Осборн поет: «Никто не скажет тебе ничего, когда ты будешь спрашивать о причинах. Они просто говорят, что ты сам по себе, пичкают тебя ложью». Лучше понять текст может помочь обложка альбома, на которой представлена картина «Похищение Христа» (The Rape of Christ) художника Дрю Штруцана, известного своими афишами к популярным кинофильмам вроде «Звездных войн». В интервью в январе 1974 г. Оззи дал следующее объяснение нарисованному: «На передней обложке изображен человек на смертном одре, а над ним склонились все эти искаженные фигуры, злорадствующие, видя его лежащим. Эти фигуры – он сам в разные периоды жизни. Он алчный человек, который всю жизнь хотел добиться всего и делал разное зло, а теперь он боится, что ему придется расплачиваться. Однако переверните альбом и на обратной стороне увидите хорошую сторону жизни. Человек на смертном одре был на самом деле добр к другим. Когда он умирает, над ним плачут все эти прекрасные люди. В ногах постели находятся два льва, стерегущих его. В общем, показано, что у всего есть хорошая и плохая сторона». Тем не менее, есть и другие объяснения: две стороны обложки показывают происходящее с разных точек зрения – серьезно больному человеку кажется, что его терзают демоны, однако на самом деле вокруг постели стоят те, кто его любит. Внутри пластинки (но не компакт-диска) вместо этих людей стояли участники группы, словно ангелы-хранители. Разные интерпретации свидетельствуют, что обложка действительно интересна, раз вызывает столько мыслей. Пожалуй, это лучшая обложка на альбомах Black Sabbath. Интересно также, что в этом же году вышел фильм «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist), что, впрочем, может быть, только совпадение. Гитара в сольной части, сопровождаемая несмолкающим риффингом, звучит весьма эффектно. В определенный момент риффинг становится тяжелее, мрачнее и плотнее, Уорд добавляет в звучание интересные перкуссии (трещотки), а Оззи говорит умирающему, что его час настал и завтрашнего дня не будет. «Мерзкая суббота» – это, видимо, и есть день, в который ему предстоит умереть. Интересна фраза: «Bog blast all of you». По-английски «bog» – это «трясина», но создается впечатление, что Гизер знал, как «бог» будет по-русски, ведь о нем он упоминает в предыдущей строке. Второе соло, заканчивающееся диминуэндо, звучит мрачнее и агрессивнее за счет гитарных завываний. Прикольно было слышать, когда на эту вещь сделали поп-кавер The Cardigans.
2) «A National Acrobat». Ритм-секция играет в среднем темпе мелодию в духе тяжелого фанка. Риффинг, который через некоторое время дублируется в другом ключе, напоминает предыдущую композицию. В свое время многие поломали голову, о чем это песня. Несмотря на некоторый налет мистики, все гораздо проще. Оззи поет от лица (или что у него там?) сперматозоида: «Я – мир, скрывающий вселенский секрет всех времен. Уничтожение пустых пространств – мое единственное преступление». Именно он и есть тот самый «общий для всех наций акробат», ведь какие трюки он проделывает, чтобы достичь яйцеклетки, опередив тысячи своих собратьев. Сперва я услышал интерпретацию этой вещи ребятами из Metallica (они ее поместили внутрь «Sabbra Cadabra»), но и после прослушивания оригинала считаю, что с Хетфилдом она звучит лучше. После второго куплета риффинг становится мощнее, а Осборн, голос которого эффектно отдается эхом, говорит о том, что человеку трудно понять ценность жизни, рождаемой от любви, пока он не приблизится к смерти. Также затрагивается тема реинкарнации: «Не верь в то, что жизнь, которая у тебя сейчас, будет единственной. Тебе нужно позволить своему телу заснуть, чтобы душа продолжала жить». В последнем куплете сперматозоиду удается достичь цели, и теперь он ждет, какой будет новая жизнь. В заключительном соло звучит оптимистичность, а гитара эмоциональна как никогда. Очень интересный момент – когда появляются латиноамериканские перкуссии. К концу музыка ускоряется, а затем все внезапно (даже слишком) прерывается.
3) «Fluff». Довольно продолжительный инструментал (более 4 минут), напоминающий местами «Лунную сонату» Бетховена. По-моему, лучшая вещь такого рода у группы. Играет акустическая гитара, присоединяется вторая с мелодией на более низких нотах, а потом и третья. На второй минуте появляется фортепьяно, а следом и тихая электрогитара, звучащая в духе Pink Floyd. Помимо всего этого, Тони играет еще и на клавесине. Красиво и немножко печально, но печаль эта светлая. Отличная музыка для расслабления, которая идеально бы подошла для детской музыкальной шкатулки (можно было бы ее ставить вместо колыбельной). Действительно становится легко, словно ты пушинка, хотя на самом деле Флафф – это прозвище какого-то диджея, знакомца Тони. Когда вместо Оззи пришел Дио, кассетной записью этой вещи заканчивались все концерты группы.
4) «Sabbra Cadabra». Вступает гитара, риффующая словно в отдалении, тихо присоединяются ударные, а потом идет достаточно задорный ритм-энд-блюз с отличной гитарной игрой. Великолепная любовная песня, в которой нет ни страданий, ни проблем. Все просто замечательно. Герой любит свою девушку, она любит его, они полностью счастливы, у каждого из них есть кто-то, ради кого можно жить и умереть. А циники говорят, что хорошо написать можно только о плохом. Пусть стихи очень просты – можно сказать, банальны, – но достоинств песни это не умаляет. В середине темп замедляется и некоторое время периодически звучат клавишные в духе Eloy, сопровождаемые отличной пульсацией баса. Играет на них не кто иной, как Рик Уэйкман. Кто бы мог представить себе такое сотрудничество на первых четырех альбомах группы? Возникло оно благодаря тому, что когда Black Sabbath записывали данный альбом, то Yes работали над «Tales from Topographic Oceans» в студии напротив. Туда заглянул Оззи и сделал Рику предложение о совместной работе. Уэйкман смог прийти только через день или два. Зайдя в студию рано утром, он увидел там четырех парней в черном с крестами на шее, крепко спавших (или отрубившихся) после вчерашнего. На месте оказался звукоинженер, который запустил записанное, и Рик тут же чего-то там сымпровизировал. Несмотря на столь странную ситуацию, Уэйкман с тех пор стал близким другом «блэк-саббатовцев». Правда, на концертах он с ними выступать не мог, и эту почетную обязанность доверили Джерри Вудраффу. Голос Оззи становится все страннее, когда он начинает говорить, что никогда не оставит свою любимую. В музыкальную канву вплетается еще и фортепьяно, а Оззи выдает приглушенный смех, который звучит несколько жутковато. В связи с этим начинают закрадываться подозрения, а действительно ли все в порядке и уж не маньяк ли наш герой. Пока все инструменты продолжают играть, словно никак не желая заканчивать, Осборн что-то говорит. В конце Уорд выдает короткое соло, а последнее, что мы слышим, – это несколько тихих перкуссионных звуков. Название песни – тот редкий для этой группы случай, когда оно не имеет никакого отношения к содержанию, поскольку просто было взято слово «abracadabra», которое объединили с «Sabbath», а потом разделили на две части, видимо, чтобы сделать его еще загадочнее. Первоначально, правда, песню хотели назвать «Lovely Lady», но решили, что с имиджем группы это название как-то не вяжется.
5) «Killing Yourself to Live». Эту многочастную вещь репетировали еще во время записи «Vol 4», а на «Live at Last» можно услышать ее более раннюю версию. Риффует гитара, сопровождаемая мощными ударными и тихим басом. Ее звучание явно повлияло на такое направление в музыке, как грандж. Когда гитара начинает выдавать психоделические звуки, Оззи обращается к людям, которые работают как проклятые, не желая наслаждаться жизнью, приносят в мир боль и страдания – в общем, губят себя. Говорят, что в тексте отразились впечатления Оззи от работы на бойне. Первая сольная часть представляет весьма эмоциональную гитарную игру. После того, как Осборн просит людей поверить его словам, открыть глаза и увидеть ложь, можно услышать, как он говорит шепотом: «Закурите! Забалдейте!» Вот вам еще одна песня, в которой есть пропаганда наркотиков. Некоторый шарм добавляет небольшие вкрапления клавишных, появляющихся время от времени, ну а гитарная игра Тони выше всяких похвал. Эта часть называется «You Think That I’m Crazy», поскольку именно с этих слов начинается следующий куплет. Герой соглашается с тем, что его называют сумасшедшим, но он считает, что и других это ждет тоже. Через некоторое время музыка становится быстрее и задорнее. С этого момента начинается фрагмент «I Don’t Know If I’m Up or Down». Герою трудно понять, что происходит с ним и с миром, но он знает точно, что за все в конце концов приходится платить. В последней инструментальной части гитарный звук эффектно скачет из динамика в динамик.
6) «Who Are You?». Данная композиция, полностью сочиненная одним Оззи, начинается с космических клавишных, раздающихся сначала на одном стереоканале, а потом и на другом. Говорят, Осборн тыкал в синтезатор одним пальцем. Как бы то ни было, получилось интересно. Присоединяются ударные и бас, а вот гитары не ждите – ее нет и не будет. Помимо стандартных ударных, Уорд использует также звенящие перкуссии. Настроение создается довольно мрачное, а Оззи обращается к Богу, который, по его мнению, ведет себя как Большой Брат, до поры до времени завоевывая доверие, а потом с легкостью уничтожая тех, кто ему поклонялся. Такой ли уж добрый Бог? А может быть, Бог и Сатана – это вообще одно и то же? Последний вопрос – это скорее мои размышления, но они вполне могли родиться у Оззи, ведь он говорит: «Чертом заклинаю, кто же ты такой?» В определенный момент остаются клавишные в сопровождении фортепьяно, а потом присоединяются барабаны в маршевом духе. Опять звучат клавишные вступления, возвращается Оззи, полностью повторяющий второй куплет, слышится звон перкуссий и разные загадочные звуки космоса а-ля Pink Floyd. Гудение от этого всего не стихает, пока не начинается следующая вещь.
7) «Looking for Today». Сразу же вступает вся ритм-секция в достаточно задорном духе. Благодаря вокальной мелодии эта композиция больше напоминает поп-песню или что-нибудь из Led Zeppelin. Тема такова – из-за достижений науки и техники сегодня информация распространяется намного быстрее, чем в прошлом, однако есть и тут негативный аспект – многое быстрее устаревает. «Это уже слышали еще до того, как ты это сыграл», – поет Осборн. В определенный момент на фоне тихой клавишной подкладки неожиданно появляются акустическая гитара и флейта (!) Тони, словно еще одно воспоминание о кратковременном, но все-таки не пропавшем даром пребывании в Jethro Tull. Современная жизнь такова, что нужно думать не о сегодняшнем дне, а о завтрашнем, поскольку все преходяще – в особенности, слава и популярность современных звезд поп- и рок-культуры. В определенный момент появляется хлопанье в ладоши, чего я не слышал ни в одной другой вещи Black Sabbath. Запоминающийся припев, состоящий из одной строки («Ищешь сегодняшний день»), в конце сопровождается отлично солирующей гитарой, да и рисунок, который Уорд выводит с помощью ударных, весьма интересен. Голос Оззи постепенно затихает, а гитара продолжает рисовать свои вязи, пока композиция не заканчивается диминуэндо.
8) «Spiral Architect». Интро, в котором играют две акустические гитары, называется «Prelude to a Project». Тихо вступает риффинг, который постепенно усиливается, и ударные с басом. Акустическая гитара не исчезает, а дополняет общую картину. Это еще одна композиция с очень непростым текстом. Гизер, видимо, был в ударе. «Творец спирали» – это Бог, а имеется в виду спираль ДНК, но можно вспомнить и то, что, например, наша Галактика имеет форму спирали, а также то, что мир развивается по спирали. По утверждению Батлера, героем песни является какой-то ученый, который взял ДНК разных людей, чтобы сделать идеального человека путем клонирования. В таком случае он явно считает себя Богом, поскольку видит то, что сделал, и чувствует, что это хорошо (прямо как Господь при сотворении мира). Оззи позвонил Гизеру, чтобы узнать о тексте к этой композиции, а тот попросил его перезвонить через час. Когда Осборн услышал текст, он тут же спросил: «Ты что за хрень принимаешь?», – думая, что Батлер, видимо, обкурился или типа того. Не удивлюсь, если так оно и было. В припеве появляются даже оркестрованные струнные. Некоторые говорили даже о волынках, но, по заявлению Тони, ничего подобного здесь нет. В словах «Серебряные корабли в плазменных океанах» Гизер вновь намекает на наркотики, имея в виду иглы и кровь. В сольной части контраст между жестким гитарным риффингом и струнными звучит особенно потрясающе. В конце зачем-то возникает шум зала с овациями и аплодисментами, под который композиция заканчивается диминуэндо с проигрышем баса и ударных. Возможно, хотели заочно себя поздравить с записью такого замечательного альбома.
Что же, альбом заслуживает однозначной десятки. В Великобритании он занял 4-е место, а в США – 11-е, т.е. успех «Paranoid» переплюнуть ему не удалось, хотя, по-моему, эта работа гораздо интереснее. Восхищение альбомом, в особенности треками под номерами 4 и 6, высказал даже Ритчи Блэкмор, которого уж точно не упрекнешь в излишних восхвалениях собратьев по музыкальному цеху.
После этого у группы вновь начались концерты – по Европе и Северной Америке. В декабре 1973 г. они наконец решили распрощаться с менеджером Пайном, поскольку все больше сомневались в его лояльности и компетентности, тем более когда фирма WWA обанкротилась. Однако парень оказался не промах, подал иск в суд и выиграл дело. Узнав об этом, Симпсон вспомнил и о своих претензиях и тоже не прогадал. Все это привело к нехватке денег, полному застою в отношении концертов на целых восемь месяцев и полуторагодичному перерыву в студийной работе. В апреле 1974 г. состоялся California Jam с такими звездами, как Deep Purple, The Eagles и ELP, но ребята не хотели в нем участвовать. Только перспектива неустойки в 100 тыс. долларов вынудила их приехать и выступить.
Автор: Featus
|