МЕГАПОЛИС
История московской софт-рок-группы «Мегаполис» насчитывает уже более 26 лет. Создана в далёком 1986-м году Олегом Нестеровым и Михаилом Габолаевым. Сегодня она прочно заняла достойное место в истории русской музыки, продолжая при этом активно развиваться и вести концертную деятельность. Справедливости ради, затишье в жизни «Мегаполиса» имело место и продолжалось целых 14 лет, на протяжении которых Нестеров и Габолаев занимались в основном продюсерской деятельностью. Так или иначе, столь долгое молчание только подогрело к «Мегаполису» интерес – триумфальное возвращение на сцену состоялось в 2010-м году и ознаменовалось выходом драматичного и откровенного альбома «Супертанго», который критики единодушно признали лучшим в истории группы. Затем последовал выпуск очередного музыкального творения «Из Жизни Планет», и последняя известная на сегодня работа коллектива - «Zerolines».
«Мегаполис» всегда был весьма универсальной группой, музыканты которой уютно чувствовали себя и на многотысячных фестивалях, и в камерных клубах. Можно не сомневаться, что и в программу фестиваля «СловоНова» они впишутся лучшим образом, ведь «Мегаполис» имеет к поэзии самое непосредственное отношение – многие их песни были написаны на стихи известных российских и зарубежных авторов, таких как Иосиф Бродский, Александр Вознесенский и другие.
Годом основания «Мегаполиса» считается 1986-й. Название возникло не сразу, и вначале было другим - «Елочный базар». Коллектив вступает в ряды Московской рок-лаборатории и начинает воспевать родной и любимый мегаполис Москву и все, вокруг нее, в ней и над ней происходящее. Однако особенно группа запоминается аббревиатурой своего названия - ЕБ. В 1987-м году уже под вывеской «Мегаполис» выходит дебютный альбом «Утро», полностью состоящий из песен тогдашней городской тематики и воспевающий романтику столицы. От тех лет в группе остаются только бессменный лидер «Мегаполиса» вокалист, гитарист, автор большей части песен Олег Нестеров и Александр Браташ (автор текстов некоторых хитов группы). Шлягеры «Мегаполиса» первых лет - это «Рыбари», «Москвички», «Утро».
В 1988-м году группа выступает в одном концерте с «Биоконструктором» и с «Альянсом», концерт называется «Новые романтики», и после него стиль группы четко определяется как «новый романтизм». Постепенно стиль усложняется, и «новой романтикой» его уже нельзя назвать. Это смесь рок-н-ролла и «новой волны», это всегда рефлексивный, почти воздушный звук электророка. Легкая, но при этом богемная музыка. Вскоре удается выпустить первый компиляционный диск на «Мелодии» («Бедные люди»), хиты с которого «Рождественский романс» и «Москвички» становятся весьма популярны. Вскоре состав стабилизируется: Олег Нестеров - вокал, гитара; Михаил Габолаев - бас; Юрий Маценов - гитара; Андрей Надольский - ударные. В 1992-м году группа выступает в Германии, в Кельне. Этот город вскоре станет для «Мегаполиса» чуть ли не родным - именно здесь они знакомятся с продюсером и звукорежиссерами, с которыми начинают дружить, а вскоре и вместе работать.
В 1994-м году «Мегаполис» приглашает для записи песни «Там» корифея советской эстрады Льва Лещенко. Получается интересный и неожиданный симбиоз. На песню «Там» режиссер Фикс делает клип в смешанной технике (игровое и мультипликационное кино). В этом же году появляются шлягеры «Никогда» и цикл песен на немецком языке - «Карл-Маркс-Штадт» («Ландыши») и «Волга». Поэтому победа на фестивале «Поколение-94» воспринимается как само собой разумеющееся. В 1995-м году «Мегаполис» пускается на эксперимент и записывает альбом «Мегаполис-Н.Е.Г.О.Р.О.» полностью на синтезаторах, без гитар. К тому времени Андрея Надольского (ныне трудится в «Звуках My») меняет Александр Филоненко (экс-«Карнавал»), а Юрия Маценова - Андрей Кифияк.
В 1996-м году появляется и первый концертный диск - «Акустический концерт в «Утопии». Он состоит из 16-ти композиций, все они записаны живьем на акустических гитарах в популярном в те годы ночном клубе. Альбом состоит из старых композиций группы, созданных за десять лет существования коллектива. Здесь есть одна немецкая и одна молдованская песня и даже «Цыганочка». С июня по июль того же года «Мегаполис» записывает на студии в Германии, в том самом любимом городе Кельне, альбом «Гроза в деревне». Он выходит в декабре 1996 года. Диск отличает густой звук, воздушность прошлых композиций уходит и сменяется легкой стебностью одних песен («Обольщение», «Господы») и философской эпичностью других(«Баллада о воске и меде», «Звездочка»). Теперь «Мегаполис» все чаще называют «новой гитарной группой». Летом 1997 года группа «Мегаполис» выпускает на видео фильм, посвященный 10-летию своей истории. В то же время, увы, срывается участие в престижном рок-фестивале в США. Группа достаточно разочарована этим обстоятельством и регулярные выступления возобновляет лишь в ноябре.
В 1998-м году Олег Нестеров начинает продюсировать краснодарскую группу «Маша и медведи», а затем и литовский «Биплан». Они достигают успеха, однако новых песен «Мегаполиса» ждать приходится очень долго - музыканты поставили себе задачей удивить публику новым звучанием и в итоге так и не удосужились приступить к записи новых песен. Да и первую половину 1999 года Олег Нестеров и Михаил Габолаев больше посвящают подготовке альбомов «Маши и медведей» и «Биплана», чем собственно «Мегаполиса». Кроме того, Нестеров создает и собственный лейбл «Снегири» - для того чтобы выпускать на нем диски «Мегаполиса» и своих любимых групп. Но у самого «Мегаполиса» новых песен пока нет уже более двух лет - после суперхита «Звездочка» и очень искреннего альбома «Гроза в деревне» Олег считает, что ничего особенного, сравнимого с предыдущими работами, у него не пишется. И решает пока побыть в творческом отпуске.
Из этого состояния его выводит песня Питера Сигера, которую Олег перекладывает на русскоязычный вариант и поет дуэтом с Машей Макаровой. «Где цветы?» начинает звучать с весны 99-го на коммерческих радиостанциях. В конце лета приходит и еще более хорошая весть - «Мегаполис» снова работает над новыми песнями. Так вот, после вопроса «Где цветы?» Нестеров, наконец, успешно принялся отвечать и на вопрос «Где песни?»... Вскоре появляется новая композиция и клип «Все не кончится старость». А с лета 2000 года «Мегаполис» возобновляет регулярные концерты в столичных клубах и иногда выезжает на гастроли.
В марте 2000 года барабанщиком в коллектив приходит Алексей Кадлубович. Группа всё чаще выступает с акустической программой, а вскоре сознательно отказывается от клубных концертов на широкой публике.
Еще с начала 1999 года Олег Нестеров неоднократно делал заявления о подготовке к записи нового альбома группы, но запись постоянно откладывалась. Осенью 2003 года в эфире радиостанций зазвучала песня с провокационным текстом «Улыбки любви или ezhik forever» («Ёжик, притаившийся между твоих ног»), по мотивам которой был выпущен одноименный сингл. После этого вновь наступило затишье. А 28 апреля 2006 года впервые за долгое время музыканты выступили в московском клубе. В числе прочих была исполнена новая песня «Зимняя (Раны на стекле)» на стихи Александра Бараша. На эту песню в том же 2006-м году был снят клип, а в июне 2007-го завершилась долгая кропотливая работа студии «Болд Дизайн» над новым мультипликационным клипом на песню «Всемирный Карл-Маркс-Штадт».
За время продюсерской работы у Олега Нестерова и Михаила Габолаева полностью сменились взгляды на процесс создания музыки, следствием чего стал альбом «Супертанго» (2010 г.), выпущенный компанией "Союз" при участии "Снегири-Музыка". Эта работа сразу же получила премию за «лучший альбом 2010 года» на ежегодном фестивале «Степной волк» и была признана лучшей пластинкой журналом «Афиша». После премьеры «Супертанго» коллектив вернулся к активной концертной деятельности.
В 2012-м году группа записала четыре песни с альбома "Супертанго" дуэтом с Ёлкой. Они вошли в совместный сингл «Звезды, звезды».
В 2014-м году состоялся релиз мультиформатного проекта «Из жизни планет», в основу которого легла музыка к реально существующим сценариям неснятых фильмов 60-х годов: «Причал», «Семь пар нечистых», «Предчувствие», «Прыг-скок обвалился потолок». Это музыкальное посвящение представлено в виде одноименного двойного альбома, масштабного интернет-ресурса, уникального в своем роде, созданного в формате WEB Documentary, и полноценного музыкального спектакля. В ходе работы были изучены архивы Государственного Музея кино, РГАЛИ, Госфильмофонда, РИА Новости, личные архивы. Большую помощь и поддержку оказали герои тех событий: Александр Митта, Андрей Смирнов, Наталья Рязанцева, Юлий Файт, Сергей Соловьев, Али Хамраев, Юрий Клепиков, Герман Климов. Проект стал лауреатом в двух номинациях премии «Степной волк-2014», возглавил список лучших музыкальных проектов года по версии журнала «Сноб» и вошел в шорт-лист премии «Сноб: Сделано в России-2014». Также он был назван одним из самых значимых культурных событий последних лет. Масштабный электронный ресурс «Из жизни планет» получил национальную премию «Книга года-2015» в категории «Электронная книга». За этот проект группа «Мегаполис» оказалась номинирована на премию журнала «GQ» «Человек года-2015».
Весной 2016 года группа «Мегаполис» начала работу над новым проектом. 18 ноября 2016 года выходит альбом «ZEROLINES», который достаточно сильно отличается от предыдущих работ. На альбом оказала влияние философия серебряного века. Сам Олег Нестеров называет «Zerolines» арт-проектом и обещает, что на этом произведении не остановится. Ходят слухи, что вскоре выйдет новый альбом "Мегаполиса".
Опубликовано:
12.3.2017 г.
|