МУКИ ЗВУ...
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ
Журнал "МЫ", № 11, 1991 г.
«Звуки Му» - советская и российская рок-группа, существующая до сих пор. Появилась еще в начале 1980-х годов, созатель - Петр Мамонов. На протяжении всех лет музыкальной деятельности тексты группы демонстрировали исключительно бытовую тематику, что позволяло отнести «Звуки Му» к числу "чисто народных групп". Однако звучание музыки постоянно менялось, в разные периоды затрагивая такие модные среди "творческой народной интеллигенции" направления как экспериментальный рок (1983-1987 гг.), психоделия (1988-1991 гг.), пост-панк (1993-1997 гг.) и ло-фай (lo-fi, 1998-2005 гг.). Кроме музыки группа постоянно меняла составы, иногда в группе оставался (и выступал при этом на концертах группы!) один Мамонов, а иногда коллектиы вообще распадался, но ненадолго. Последний альбом «Звуков Му» вышел 12 лет назад (в 2005-м году), и казалось коллектив распался уже навсегда. Однако в 2015 году Петр Мамонов собрал совершенно новых музыкантов и объявил, что очередная реинкарнация группы теперь будет называться «Совершенно новые Звуки Му».
Предлагаем вашему вниманию архивную статью о группе, взятую из журнала "МЫ", № 11, 1991 г.
Когда я впервые услышала и увидела Петра Мамонова с группой «Звуки му» на концерте, меня чуть не вырвало. «Муха похожа на пряник»? - стучало в ушах и казалось, будто я этот пряник надкусила и теперь во рту растекается гадость, как от разжеванной жирной навозной мухи. «Это очистительное отвращение, катарсис», - убеждали поклонники «Звуков», но что-то мешало поверить. После недавней презентации фильма «Такси-блюз», где Мамонов сыграл главную роль, когда он выступил в московском кинотеатре «Октябрь» уже в составе «Мамонов и Алексей», точно знаю, что мне мешало воспринимать певца раньше. Аудитория. На афишах концертов хотелось написать: «Люди до 40 лет не допускаются».
Самому Мамонову было тогда немногим меньше сорока. Мне - едва 30. Соответственно казалось, что за сорокалетним рубежом наступает почти небытие, глубокая старость, когда уже все равно - калечь себя любыми зрелищами, вряд ли что-то изменишь. Великовозрастные рокоманы тащились от песен Мамонова, но я глядела на них снисходительно, подозревая, что им уже по годам требуются изощренные способы возбуждения.
А вот детей жалко. Когда 15-летняя сикушка визжит от восторга при виде Мамонова и весело пляшет, повторяя: «У каждой бабы есть свои люляки...»
Я неоднократно пыталась высказать свои соображения в статье. Останавливало то, что в критике «Му» сами собой выплывали аргументы из тех, что извечно бросали в лицо року да и многим эксцентрическим направлениям искусства. Будучи на самом деле поборницей неординарного творчества и признавая за художником право не считаться ни с какими регламентациями, я стыдилась применить методы зашоренных оппонентов. (В конце концов никому еще не удалось определить границу, отделяющую порнографию от эротики, пропаганду насилия от картин ужасов, созданных ради освобождения от страха и его причин, - все это зиждется на восприятии зрителя).
Однако печальные мысли о «воспитательной роли» мамоновских песен все-таки волновали. Он смотрится престарелым растлителем, за углом спускающим штаны при виде молоденькой девчонки. Поглядев на его персонаж, возненавидишь любые интимные, да и просто человеческие взаимоотношения. Это с возрастом вырабатывается иммунитет к подобным хохмам. Узнаешь, что любовь и грубая обыденность не исключают друг друга. Люди, прожившие долгую семейную жизнь, готовы воспринять как шутку почти непременные штрихи супружеских отношений вроде: «Только не лезь ко мне со своей бесконечной едой» или «У нас была любовь, а теперь - ремонт». Однако персонаж Мамонова возводит в главное качество человеческих чувств параноидальный рык - «Отвяжись!»
Сам Мамонов настаивает, что смысл его песен возникает на дистанции, разделяющей сценический образ и личность артиста. Когда я впервые зашла за кулисы познакомиться с Мамоновым и по традиции рокерского панибратства спросила, могу ли называть его Петей, он сказал: «Зачем же, я - Петр Николаевич, так и зовите». Ему явно не слишком импонировала вульгарная манера молодежи вопить из зала: «Петя, давай!» Нынче посмеивается: «Про «Такси-блюз» говорят - Мамоныч себя сыграл».
Впрочем, «Звуки му» при энергичном содействии своего басиста Александра Липницкого долгое время поддерживали легенду о полной идентичности Петра Николаевича с его песенным имиджем. Так казалось интереснее. Одноклассников Петю и Сашу выгнали из 30-й московской школы. Без определенных занятий они продолжали обретаться в родных местах, в Большом Каретном переулке (воспетом Высоцким, а ныне переименованном в улицу Ермоловой). Вязались с дворовой шпаной, с которой Мамонов и начал музицировать в группе «Экспресс». Первую песню сочинил в 1981 году, развлекая приятелей на кухне. («Му» появились в 1984-м.) Гримасничал, фиглярничал, передразнивал алкашей, изображал сценки вроде нынешней «Денег, вышли мне денег!» - в общем, корешам нравилось. Эдакие будни и праздники знаменитого района Хитровки, прямо в записную книжку дяди Гиляя.
Согласитесь, куда более занятно, чем рассказать, как Мамонов закончил полиграфический техникум. Что с помощью мамы он освоил скандинавские языки и нередко работает переводчиком. Что у него трое детей. Гита- рист Алексей, оставшийся в теперешнем составе с Мамоновым,- его брат, хотя фамилию носит - Бортничук.
«Мамонов поставил над собой эксперимент погружения на самое дно жизни»,- декларировал Липницкий. Эка невидаль, подобные опыты производит над собой чуть ли не каждый в нашей стране. Оживление коммерческой жизни заставило Липницкого изменить отношение к Мамонову. Липу начала возмущать неорганизованность приятеля, на котором стало возможно делать деньги. Периодически Петр Николаевич появлялся отмытым, остекленевшим, свежезашитым. И это тоже как-то не устраивало, вовсе испарялся темперамент.
Идя до конца по логике добровольного саморазложения сознания, в выступлениях Мамонова той поры мне больше всего нравился его конферанс между песнями. Это было какое-то нечленораздельное икание, полное самоуничтожение персонажа, «абстракционизм» в роке.
Впрочем, думаю, для «Звуков» первое перестроечное оживление не стало воистину звездным часом. В океане выплеснувшихся на подмостки и экраны помоев они чуть не потерялись. На время показалось, будто мужеством является уже не ерничество и юродство, а хватка преуспеть на празднике жизни. Мамонов не нарочно, но органически халтурил, найдя успех у юношеской аудитории, часто склонной воспринимать творчество лишь по первому плану.
Рассуждения Петра Николаевича в пору, когда, судя по телевизионным передачам, валютная проститутка стала символом прогресса, не звучали убедительно. «Да он валютных никогда не видел,- оправдывал друга Липа,- он знает и любит настоящих изгоев, трехрублевых».
Мы сидели с Мамоновым в символическом месте, у фонтана на площади Пушкина. Он парил про Русь с судьбой Сони Мар- меладовой, а я вкручивала ему, что он потрафляет подонкам. Его персонаж не просто признается во всех смертных грехах:
Я самый плохой,
я хуже тебя,
я самый ненужный,
я - гадость, я - дрянь...
Он гордится этим: «ЗАТО я умею летать!» Способность летать как бы обусловливается необходимостью вываляться в дерьме.
И вот я слушаю Мамонова в зале «Октябрь». Выйдя к респектабельным зрителям киношной премьеры, он немного смутился, а затем, вероятно мысленно переодев всех в домашние халаты, завел задушевный разговор. Обращение к более зрелой публике дало исполнению Мамонова нужные подтекст, воздух, глубинный план. Это уже и впрямь - Галич, Высоцкий...
|