Одесская рок-группа
"Кошкин Дом"
Опубликовано:
24.05.2016 г.
В музыке этой прекрасной группы, некогда носившей сказочное имя «Кошкин Дом», всегда ощущалось, на самом деле, таинственное присутствие чего-то магического: она была пронизана стойкими флюидами колдовства, завораживала и чаровала, ненавязчиво обращалась к подсознанию и будила фантазию, раскрывая двери восприятия без всякой бытовой химии. Сделавший свои первые шаги в Одессе, добившийся признания в Москве, но, в конечном счёте, нашедший себя в Питере, «Кошкин Дом», создавал свои композиции на стыке готики, пост-панка, арт-рока и психоделии, при этом черпая вдохновение одновременно как в классике, так и в современности.
Основатель группы «Кошкин Дом», гитарист, певец и автор песен Максим Ланде (родился 10.11.63 г. в Одессе) увлёкся музыкой ещё в школьные годы. Окончив школу и получив аттестат, он пошёл работать в порт грузчиком (докером), и одновременно репетировал в матросском клубе, где в 1981-м году собрал свою первую группу «Кроссворд», которая исполняла его собственные песни, по тем временам, более всего походившие на хард-рок м уклоном в арт и прог. Состав группы (равно как и её стиль) менялись регулярно.
При клубе была музыкальная школа, и когда Максим решил, что «Кроссворду» нужен клавишник, начал поиски именно там. Как результат, в конце 1983 года в группе появился десятиклассник Константин Шумайлов (родился 20.09.67 г. в Одессе) - клавишные и вокал. Группа выступала почти исключительно у себя в клубе, изредка концертировала в соседних школах и училищах, а на инструменты и прочее оборудование зарабатывала игрой на свадьбах и официальных праздниках. В 1985-м году, используя клубный магнитофон "Тембр", «Кроссворд» записал свой первый и единственный альбом, следы которого давно утрачены.
Осенью того же года Шумайлова призвали в армию, но «Кроссворд» продолжал играть и без него, а на следующий год вступил в только что открывшийся Одесский Рок-клуб и принял участие в его первом фестивале. Ко времени возвращения Кости из армии у Максима появились наброски новой программы, и друзья-соратники взялись за её реализацию с удаоенной энергией. Тогда же название «Кроссворд» было решено положить на полку, и дуэт взял новое имя «Кошкин Дом». (По преданию, так горожане - за некоторые особенности его декора - прозвали здание, в котором группа в то время репетировала.)
Первое выступление «Кошкиного Дома» состоялось 8 марта 1988 года в заводском клубе на Заставах (близ парка им. Ленинского Комсомола). Хотя его музыка совершенно не вписывалась в рамки местного мэйнстрима (музыканты постарше ориентировались на джаз или джаз-рок, а те, что помоложе, предпочитали хард-энд-хэви), коллектив был замечен, и информация о группе начала медленно распространяться сначала по городу, а потом и по стране. Следствием этого стало приглашение практически неизвестных за пределами родного города одесситов на I фестиваль "СыРок", который в декабре 1988 года организовала в Москве известная столичная журналистка и продюсер Наталья "Комета" Комарова, которая годом раньше вывезла из Одессы на Подольский рок-фестиваль группу «Бастион».
В марте 1989 года на частной студии в Москве звукорежиссёр Аркадий Березовский («Зеркало Мира») записал дебютный альбом группы "Сторожевой синдром". Он включал несколько инструментальных пьес (в том числе фугу до-мажор Баха), три песни со словами Макса Ланде и по одной - на стихи известного одесского поэта Якова Качура (текстовика группы «Провинция»), Марины Ксенофонтовой и даже Иосифа Бродского ("Пилигримы").
С шумного успеха на "Сырке" для «Кошкиного Дома» началась эпоха больших и малых рок-фестивалей: в мае они побывали в Могилёве, в августе заняли I место на IV фестивале в Новой Каховке (Херсонская область). Тем же летом в Одессе состоялось их знакомство с музыкантами питерской группы «Нате!»
В сентябре 1989 года, разогревая залы для находившейся в зените славы «Алисы», «Кошкин Дом» за неделю дал десять концертов (все они проходили в довольно известных и больших дворцах спорта), а затем отправился на фестиваль "Рок-Богема" в Днепродзержинске, где произвёл настоящий фурор и затмил своим выступлением едва ли не всех его участников, среди которых были многочисленные группы с Юга России и Украины, питерские «Петля Нестерова», «Опасные Соседи» и «Апрельский Марш» из Свердловска.
В то время музыкальная жизнь страны была главным образом сосредоточена в Москве и Питере, поэтому музыканты к концу года приняли непростое для себя решение покинуть Одессу. Поначалу «Кошкин Дом» надеялся закрепиться в столице, но попытка оказалась неудачной. Более того, вследствие этого их покинул барабанщик Лёша Щербина, который обосновался в Москве и решил делать свою музыкальную карьеру самостоятельно. Ланде и Шумайлов какое-то время тоже провели в Москве, без особых успехов записывая свои песни под ритм-бокс. Немного позже оставшиеся вдвоём основатели группы оказались в Питере, где жизнь снова свела их с участниками «Нате!» В то время «Нате!» тоже переживали не лучшие времена, пытаясь выйти из персонального кризиса и найти новые стимулы к творчеству. Итогом тесного общения музыкантов Питера и Одессы стало рождение супергруппы «Гамбринус», в которую вошли участники «Кошкиного Дома», «Нате!» и лидер «Бастиона», гитарист, певец и автор песен Игорь "Ганя" Ганькевич.
Как и все супергруппы, «Гамбринус» прожил недолго: сыграв на двухдневном фестивале в ДК им. Газа (15-16 января 1990) в одной компании с «Колибри», «Внезапным Сычом», «Вином» и теми же «Нате!», он бесславно распался. Тогда же развалились и «Нате!» Произошла перегруппировка: Ганькевич на время стал гитаристом «Нате!», а покинувшие «Нате!» Андрей "Силя" Селюнин (родился 5.10.63 г. в Таллине, клавишные, гитара, вокал) и Сергей "Нава" Наветный (родился 29.10.65 г. в Бобруйске, барабаны, вокал) объединились с Максимом Ланде и Костей Шумайловым, дав жизнь питерской версии «Кошкиного Дома». Немного позже в их ряды влился звукорежиссёр Сергей Логинов, который переехал в Питер из Иваново и записывал оба альбома «Нате!»
В феврале Ланде и Шумайлов окончательно перебрались в Питер. Обновлённый состав начал репетировать на точке дружественной группы «Время Любить» в клубе-сквоте "НЧ-ВЧ". Весной «Кошкин Дом» сыграл пару концертов в Питере и принял участие в очередном "Интершансе" в Москве, где получил специальный приз от компании CBS. В тот же период началось сотрудничество группы с телепрограммой "Чёртово Колесо", которая в конце 80-х и самом начале 90-х записывала и снимала всё лучшее, что появлялось на отечественной (прежде всего, провинциальной) рок-сцене. Среди других важных событий сезона следует отметить участие «Кошкиного Дома» в кинофестивале "Золотой Дюк-90" (Одесса) и фестивале музыки "Indie" (Таллинн).
В июне 1990 года в Одессе от сердечного приступа скоропостижно умер Ганькевич. Чтобы почтить его память, в августе друзья и соратники провели на родине фестиваль его имени. Со следующего года фестиваль превратился в ежегодный и стал, пожалуй, главной традицией одесской рок-сцены 90-х, а Макс Ланде занял пост его арт-директора. За это время участие в фестивале принимали «DDT», «Аквариум», «Телевизор», «Петля Нестерова», «Nautilus Pompilius», «Чиж & Co», «Разные Люди», донецкий «Дикий Мед» и так далее и тому подобное.
Ещё весной 1990 года Наветный с помощью Логинова записал в Иваново соло-альбом "Игра слов", к работе над которым привлёк Селюнина. Осенью Сергей собрал и свой концертный состав, получивший имя «Стиль и Стюарты Копленды». В нём был задействован Шумайлов, а с августа 1991 года - и Селюнин. Довольно часто обе группы гастролировали в связке.
Благодаря сотрудничеству с "Чёртовым Колесом" в декабре 1990 года «Кошкин Дом» принял участие в грандиозном фестивале, организованном главным редактором программы Натальей Грешищевой в Харькове. Он шёл несколько дней, собрав на своей сцене все сливки тогда ещё советского рока - от рижского «Цемента» до магаданского «Восточного Синдрома». Ещё одним крупным событием уходящего года стал Рождественский Рок-фестиваль журнала "Аврора", организованный писателем Александром Житинским и автором этих строк.
Хотя «Кошкин Дом» имел весьма номинальное отношение к существовавшему в то время, скорее, на бумаге Ленинградскому Рок-клубу, репутация группы была столь высока, что её пригласили на фестиваль в честь десятилетия клуба в старом зале на Рубинштейна, 13. «Кошкин Дом» исполнил там шесть песен, одна из которых, "Хрусталь", позже была включена в посвящённый событию альбом "Однажды в Рок-клубе".
Летом снова была Одесса и фестиваль "Полный Goodbye", которые проводили киевские журналисты Татьяна и Николай Ежовы. Параллельно «Кошкин Дом» шаг за шагом записывал в телецентре "Останкино" свой второй альбом, который по окончании работы некоторое время переходил из рук в руки, был издан на кассетах (ограниченным тиражом), а чуть позже оказался в Днепропетровске, где местный бизнесмен и поклонник творчества группы организовал его выход на виниле под своим лэйблом Dik Records - в глянцевом конверте с шикарной рисованной обложкой. Его названием стала одна из новых песен Макса Ланде "Полнолуние".
В конце октября «Кошкин Дом» вместе с питерскими группами «Улицы» и «НЗ» (потом «Winston Churchill», а ещё позже «Колыбель») посетил Новгород, где сыграл на фестивале "Прорыв-91": он был посвящён выпуску первой в истории местного рока пластинки "Плата за веру" группы «ГПД». Знакомство с «Улицами» вылилось в дружбу и очередную совместную поездку - на этот раз, в Мончегорск, где в январе 1992 года проходил фестиваль "Кредо-92", собравший множество разных по стилю и уровню профессионализма групп Русского Севера.
Хотя «Кошкин Дом» влился в обойму активно гастролировавших по стране групп чуть позже, нежели было нужно, чтобы попасть на страницы издававшихся в те годы рок-энциклопедий, в феврале 1992 года они сыграли на презентации книги "Кто есть кто в советском роке" - едва ли не самой популярной и массовой книги в этом жанре. На этом концерте с КОШКИНЫМ ДОМОМ впервые выступил бас-гитарист Дмитрий "Дик" Петров из «Дурного Влияния».
В том же месяце Шумайлов был приглашён в новый состав «Телевизора», который дебютировал в начале лета во время второго теплоходного турне по Волге музыкально-экологического движения "Рок Чистой Воды". В нём участвовали «Чайф», «Бригада С», «Настя» и десяток других групп. На полдороге, в Казани, к ним присоединился и «Кошкин Дом», звукорежиссёром которого в это время был Олег "Гонщик" Гончаров из «Аквариума» и «Трилистника».
До конца лета «Кошкин Дом» успел провести III фестиваль памяти Ганькевича в Одессе и побывать с концертами в Кишинёве, а в августе 1992 года вместе с полпредами молдавского рока «Cuibul» и «Агатой Кристи» выступил на очередном фестивале "Таврийские Игры" в Новой Каховке. Осенью они начали записывать на питерской "Мелодии" свой третий студийный альбом (звукорежиссёр Юрий Морозов), но работа так и не была завершена.
К сожалению, «Кошкин Дом» ожидала суровая судьба групп, попавших в зазор между эйфорией рок-революции 80-х и прагматизмом клубной сцены 90-х: ни действительно интересная музыка, ни признание публики и высокие оценки масс медиа не могли помочь им удержаться на плаву в годы экономического хаоса и тотального авантюризма.
Тем не менее, на этом этапе группа ещё существовала. Хотя Шумайлов был плотно задействован в «Телевизоре» и прекратил выступать с «Кошкиным Домом», в конце 1992 года Ланде, Наветный и Селюнин реорганизовали состав, в который были приглашены академически образованный Сергей Щураков («БГ-Бэнд», ранее «Трилистник»), аккордеон, мандолина, и уже сотрудничавший с ними Дмитрий Петров, бас. Правда, концертов в то время было немного.
В июне 1993 года «Кошкин Дом» в последний раз выступил на Одесском фестивале, исполнив свой новый хит "Геометрия" и кавер "Light My Fire" «The Doors», потом ещё раз посетил Новую Каховку, а по возвращении в Питер незаметно распался. Ланде до самого конца десятилетия проводил фестивали памяти Ганькевича, а также гастроли ведущих российских групп (в том числе «Аквариума» и «DDT») по Украине. Позднее он менеджировал тех же «DDT» (не очень долго) и «Аквариум» (более продолжительный срок), а из Питера переехал в Москву.
Селюнин, напротив, на несколько лет переселился в Одессу и сотрудничал с Ланде. Позднее он вернулся в Питер и ушёл в бизнес, хотя до сих пор пишет песни: кавер-версию его "Идиллии" сделали на своём альбоме "...О любви" «Чиж & Co». В 2005 году он начал записывать свой материал на Студии «DDT», однако, покуда работа далека от завершения. Щураков в конце 1995 году создал группу «Vermicelli Orchestra»; Петров работал со «Spitfire», «Бондзинским», «Бригадным Подрядом» и «Грандшаттлбандой».
Наиболее активными участниками музыкального процесса остаются Константин Шумайлов и Сергей Наветный. Первый с 1996 года играет в «DDT», а также выступал на сцене и записывался со «Стилем», «Улицами», «Tequilajazzz», «Колибри», Олегом Гончаровым и другими коллективами. Наветный - не считая короткой паузы, когда он работал на радио - был причастен к «Петле Нестерова», «Kamikaze», «Колыбели», «Насте» и «Препинакам», шесть лет посвятил «Сплину» (став за эти годы саунд-продюсером группы), записывал «МультFильмы», «Огненную Муху», «Сети» и т.д., а осенью 2004 года вернулся к соло-карьере под вывеской «НАВА».
Записи «Кошкиного Дома» на современных носителях не издавались, хотя вполне того достойны. При желании сегодня можно найти виниловое издание альбома "Полнолуние" и запись группы с десятилетия Рок-клуба...
А. Бурлака (с)
|
Единственный альбом группы
Кошкин Дом
"Полнолуние"
1991 г.
Для увеличения изображения нажимайте на картинки
|
|
|
|
Передняя сторона конверта
|
Задняя сторона конверта
|
Диск, сторона 1 (R90 00987)
|
Диск, сторона 2 (R90 00988)
|
|