Газета "Молодость Сибири"
Приложение "Меломан Сибири", №1, 1991 г.
Алексей Беликов
редактор рок-газеты «ЭНск»
Фото Екатерины Селезнёвой.
«Калинов Мост» с его «русскостью» можно наряду с этнографическим якутским «Чолбоном» и омским панк-проектом Егора Летова «Гражданская оборона» отнести к числу самых «сибирских групп». «Мост» обращается к тому слою молодёжи и поэтики, который мало известен молодому поколению русских конца 20 века.
В облике, голосе «сердца и души» и глубоко национальной лирике лидера группы Димы Ревякина, мало похожего на рок-звезду на сцене, безусловно, чувствуется дохристианская Русь и политический мистицизм. Поддерживаемый гитаристом Василием Смоленцевым, барабанщиком Виктором Чаплыгиным и басистом Андреем Щенниковым, Дима повествует о залитых Солнцем долинах и тёмных седых дубравах. X век. Коварство «Дикого поля». Гордость россов. Низменное и великое. Зло и добро.
Отсчёт истории «Калинова Моста» следует начать с 1984 года, когда студент НЭТИ Дима Ревякин, не без влияния творчества канонического теперь уже для Новосибирска тоже нэтинца В. Бугайца и «Ломбарда», начал пробовать свои силы как автор и исполнитель. К середине следующего года состоялись и первые концерты. Вместе с Ревякиным и Дм. Селивановым в них играли А. Щенников, Дм. Наумак (сейчас в группе «Небесное Электричество») и В. Чаплыгин. На первом Новосибирском фестивале группа начала своё восхождение. В Ленинграде «Мост» играет на одной сцене с «Алисой» и «Присутствием». В родном городе - постоянный аншлаг. Первым пиком восхождения стал Подольский фестиваль 87 года. Ошеломляющая музыка и тексты плюс (случайный или намеренный) эпатаж - «Эх, б…, занесли кони вороные»… После Подольска столица узнала о роке из Новосибирска. Песня «Пойдём со мной» даже появилась (в сокращённом виде) на сборной французской пластинке фирмы «Антенн».
В песнях Ревякина слепит глаза Красное Солнце, студёна вода Дона и горячая кровь богатырей заливает чёрную землю. Красное языческое яркое Солнце на белом - знамя, ставшее символом группы, - похоже, подтверждает, что Дима, «нутром» чувствуя боль и страх «сегодня», верит, что русская земля найдёт дорогу из вековой усталости.
Выход этот в дохристианском гневе, гневе в позитивном смысле - очищающем и возрождающем. Под вечным Красным Солнцем все печали и заботы конца тысячелетия уже не кажутся глобально непреодолимыми. Ноша уже не так тяжела. Ведь единственное бесценное, что есть у народа и человека как его частицы - это его душа.
В 1987-м году «Калинов Мост» получает заманчивое предложение от Стаса Намина - двухгодичный договор с «Центром» предусматривал концертные выступления по всей стране, профессиональную работу в столичной студии, выпуск пластинок. Немного погодя группа меняет гитариста на Владимира Бугайца, одного из сильнейших музыкантов Новосибирска. Последний заметно сместил акценты, добавив к традиционному фолк-блюзовому звучанию «Моста» пространные гитарные импровизации. По сути, в группе стало два лидера Тандем Ревякин-Бугаец оказался непрочным - слишком они «разные люди - по форме жизни», - как признавался Дима. Многие же поклонники в родном городе восприняли группу образца 1988 года как предателей. Это сегодня естественное желание музыкантов профессионально работать, иметь хорошую аппаратуру и возможность «существовать от музыки» воспринимается более спокойно. «Мост» продался» - три года назад это звучало страшным обвинением.
Концепция существования для Ревякина и «Калинового Моста» - постоянное столкновение Добра и Зла. Ребята выбрали символическое название для группы. В русских былинах калинов мост соединяет берега речки Смородины: на одном берегу - Добро, на противоположном - Зло. Ступившему на калинов мост - границу, рубеж - уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределен всей предыдущей жизнью. Не случайно калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой. Философия «пограничия» между Добром и Злом выливается - и здесь можно согласиться с авторами некоторых публикаций о творчестве «Калинова Моста» - и в веру в молодого «сверхчеловека» в ницшеанском понимании, юного дикаря без страха, преисполненного действенной силы и железной воли, заглядывающего в «Завтра» и поднявшегося над «Сегодня». А источник этой силы и воли - не во «Вчера», а в доисторическом «Было», когда душа была молода и незамутнена.
«Возвращение» группы - «Я хочу домой…» - началось в октябре 1990 года сольными концертами Ревякина на барнаульской «Рок-Азии» и в новосибирском ДК «Прогресс». Дима вернулся к «своему народу» менее «электрическим», с новой программой, а весной этого года четвёрка «Калинова Моста» выступила с двумя концертами. Кажется, зритель, который ждал встречи с «тем» «Мостом», остался в некотором недоумении - абсолютно другие песни и подчёркнутое нежелание петь «хиты». Для тех, кто знает Диму, - всё нормально, петь старое он не будет: «Исполнять их (прежние вещи) не собираюсь, да, отрубил». Жаль, что «раскалённый парижский июль» и единение «Сансары» останутся только в памяти. Песни «Калинова Моста» возможно обвинить в «отрыве от сегодняшних забот». Дмитрий Ревякин - не Шевчук. Хотя «отсутствие интереса к происходящему» вовсе не очевидно. «Завтра» волнует группу не лозунгами - в этом причина кристального взгляда в языческое «Было». Песни «Моста» очищают душу молодых… - разве это не путь к жизни гордой и достойной?
|
Альбомы группы
КАЛИНОВ МОСТ
|
|
|
|
Калинов Мост, 1986 г.
|
Выворотень, 1991 г.
|
Дарза, 1992 г.
|
Узарень, 1993 г.
|
|
|
|
|
Ливень, 1994 г.
|
Пояс Ульчи, 1994 г.
|
Оружие, 1998 г.
|
Катунь, 2000 г.
|
|
|
|
|
Руда, 2001 г.
|
SWA, 2006 г.
|
Ледяной походъ, 2007 г.
|
Сердце, 2009 г.
|
|
|
|
|
Эсхато, 2010 г.
|
Золотое толокно, 2012 г.
|
Contra, 2013 г.
|
Циклон, 2015 г.
|
|
|
|
|
Сезон овец, 2017 г.
|
Даурия, 2018 г.
|
|
|
|