Рок-музыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
На протяжении более чем пятидесяти лет рок-музыка и ее различные производные определяют развитие массовой музыкальной культуры всего мира. Однако, при разговоре о рок-музыке неизбежно возникает некоторая терминологическая путаница. Более того, определить временные границы существования рок-музыки тоже не так просто. Общепринятое мнение гласит, что рок начинается с "Битлз", однако появлению этой знаменитой на весь мир рок-группы предшествовали долгие процессы формирования новой музыки. Считается, что рок вышел из традиционного "черного" (африканского) блюза, "положенного" на ритмическую основу. Не менее важное значение в формировании рок-музыки играл и фолк, пласт народной музыкальной традиции. Именно это во многом обусловило появление множества национальных школ в пределах рок-музыки, в том числе и русской школы.
Существенное вляиние на формирование национального рока оказала и социальная обстановка, различная культурная среда в тех странах, где рок рос и развивался. С самого начала рок-музыка противопоставляла себя многовековой и глубоко укорененной классической музыкальной традиции. Рок вышел из низов, это была культура масс, абсолютно лишенная аристократизма, что отличало ее не только от классической музыки, но и от джаза. Это была культура, проповедующая громкость, необузданную энергию и простоту, что устраивало массы, в особенности молодежь, но было чуждо и непонятно поколениям, воспитанным в совершенно других традициях.
С первых лет своего существования у рок-музыки был свой инструментарий. Основным инструментом была и остается электрогитара. Подключенная к динамику, электрогитара позволяет играть громко и придает музыке резкий, пронзительный и в то же время глубокий звук. Со временем количество «гитарных примочек» увеличилось, что позволило разнообразить звучание инструмента. Электрогитара умела все: и пищать, и рычать, вести чистую красивую мелодическую тему и долбить жесткие аккорды. Аккомпанементом для гитарного соло служили партии бас-гитары и ритм ударных. Часто состав рок группы ограничивался только этими тремя инструментами (такие группы стали позже называться "пауэр-трио"), иногда для разнообразия в нее включались клавишные: фортепиано или электроорган.
Песня строилась по принципу чередования куплетов и припева, с инструментальной вставкой посередине (гитарное соло). В начале 1960-х песни редко длились больше трех-четырех минут: данный формат идеально подходил для радиоэфира и не давал скучать публике на концертах. Мелодия песни базировалась на "риффе" – несложной последовательности гитарных аккордов, которая определяла развитие музыкальной темы.
Хронологически история рок-музыки делится на несколько условных этапов, котрые в целом отражают изменения, происходившие в развитии жанра на протяжении второй половины XX века. Как уже говорилось, принято считать, что рок начинается с "Битлз". Однако, многие исследователи рок-музыки предпочитают не употреблять само слово "рок" при разговоре о "Битлз" (The Beatles) и других группах первой половины 1960-х гг., утверждая, что это была всего лишь разновидность поп-музыки с более жестким звучанием и более активной ритмической составляющей. Характеризовать данный вариант поп-музыки можно с помощью термина "бит", ("beat" в переводе с английского означает "ритм"). Собственно само название "Битлз" построено на игре слов "beetle" ("жук") и "beat" ("ритм").
Антиподами "Битлз" принято считать группу "Роллинг стоунз", появившуюся в начале 1960-х гг. "Роллинги" играли более жесткую музыку, с обилием блюзовых гармоний. Антагонизм "битлов" и "роллингов" был во многом преувеличен – обе группы считаются мощнейшими представителями бит-направления. Среди других участников бит-движения можно отметить "Kинкс", "Зомбис", "Энималс" и "Ху", знаменитые своим буйным сценическим шоу, включавшим в себя непременное уничтожение гитаристом своего инструмента.
Бит довольно быстро исчерпал себя, скорее всего в силу своей простоты. В середине 1960-х происходит глобальное изменение вектора общемирового культурного развития, появляется психоделия – один из важнейших этапов в истории рок-музыки. Психоделия – это некий вариант рок-символизма. На инструментальном уровне она порождает интерес к нестандартным мелодиям и к использованию непривычных для рок-музыки инструментов (например, духовых или струнных), а также к небывалой смелости в аранжировках. Появляются новые группы – "Пинк флойд" (Pink Floyd), "Софт машин" и др. С появлением битловского альбома "Оркестр одиноких сердец сержанта Пеппера", альбому начинает рассматриваться как единое целое, а не как собрание музыкальных фрагментов, как цельное произведение искусства («концептуальные» альбомы). В роке появляется импровизация, на которой строится классический психоделический концерт. В дополнение к самой музыке на концерте вводятся элементы театра, в том числе театра абсурда. Так например, во время получасовой импровизации "Пинк флойд" лидер группы Сид Барретт мог уйти за кулисы, вернуться со сковородой и заняться приготовлением яичницы, при этом звук шкворчащего на сковороде масла вплетался в музыкальную палитру, становясь ее неотъемлемой частью.
Очень самобытный вариант психоделии получился в американской музыке. Здешних музыкантов нестолько интересовала мистическая составляющая психоделической культуры, сколько идея познания мира путем простого общения с людьми, идея постоянного движения. Яркой ветвью американской психоделической музыки является так называемая Калифорнийская школа, объединившая множество рок-групп Сан-Франциско. Музыка их основывалась на довольно мягком гитарном звучании, вольной манере исполнения, на постоянном поиске новых музыкальных форм. На незамысловатый набор аккордов накладывался интересный текст. Шедевром американской психоделии можно по праву назвать один из альбомов "Джефферсон эйроплэйн", озаглавленный "Сюрреалистическая подушка". Нельзя не упомянуть о двух значительных группах: "Дорз", выработавшей совершенно неповторимый вариант психоделии, с мощным звучанием клавишных и глубоким вокалом Джима Моррисона, и "Ванилла фадж", предвосхитившей арт-рок.
Из психоделических экспериментов постепенно формируются несколько стилей, которые будут определять развитие рок-музыки в 1970-е гг. Одним из этих стилей становится хард-рок, или тяжелый рок. Виднейшими представителями данного стиля становятся группы "Дип пёрпл", "Блек сэббэт" (Black Sabbath) и в особенности "Лед зеппелин". Хард-роковые группы объединяет ориентация на жесткий гитарный звук, четкий но технически сложный ритм, экпрессивный вокал.
|