Питер Скотт
БИТВА В УЗКИХ МОРЯХ

Питер Скотт. Битва в узких морях

Уникальные архивные книги

Антикварная книга. Битва в узких морях

Питер Скотт
Лейтенант-коммандер добровольческих резервов британского флота

Текст печатается по изданию:
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
СОЮЗА ССР

Москва - 1948
176 стр. с картами и схемами
Цена 6 руб.



ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

БИТВА В УЗКИХ МОРЯХ

ДЕЙСТВИЯ ЛЕГКИХ ПРИБРЕЖНЫХ СИЛ В ЛА-МАНШЕ и СЕВЕРНОМ МОРЕ
(1939-1945 гг.)


Сокращенный перевод с английского
инженер-капитана 1 ранга в отставке
Б. С. СМИРНОВА


Книга выпущена в 1945 г. в Лондоне издательством "Country Life".

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ПЕРЕВОДУ
контр-адмирала В. Петровского.


Стр. 3

В предлагаемой книге «Битва в узких морях» автор ее лейтенант-коммандер Питер Скотт рассказывает о возникновении, так называемых, легких, Прибрежных сил военно-морского флота Великобритании и описывает действия этих сил во время второй мировой войны в Ла-Манше и в прилегающей к нему части Северного моря.

Британское издание книги П. Скотта "Битва в узких морях" Следует отметить, что десятки и даже сотни лет флот Великобритании выступал перед мировым общественным мнением как Большой флот (Grand fleet). Характер его строительства и боевой подготовки имел ясную направленность в сторону «открытого моря». Лишь под влиянием событий англичане вынуждены были признать значение легких Прибрежных сил в общей системе флота. Это нашло своё отражение как в особой организации, так и в специальном наименовании этих сил.

Напомним, что еще в первую мировую войну Великобритания в связи с захватом немцами бельгийского побережья вынуждена была прибегнуть к организации так называемого Дуврского патруля. На него была возложена задача – преграждать противнику доступ в Ла-Манш и обеспечивать морские сообщения между Англией и Францией. В состав этого патруля входило до 400 кораблей различных классов и типов, причем средних боевых кораблей (мониторы, легкие крейсеры, лидеры миноносцев) насчитывалось не более двадцати пяти. В частности среди кораблей патруля находились катера типа ML, применявшиеся и во вторую мировую войну. Несмотря на уроки первой мировой войны, в 1940 году Великобритания оказалась в еще худших условиях: уже не только бельгийское побережье, но и берега Норвегии, Дании, Голландии и Франции были захвачены немцами. В связи с огромным ростом воздушной и подводной опасности требовалось привлечение значительных сил, в первую очередь миноносцев, для непосредственного обеспечения эскадр и конвоев, а Прибрежные силы к тому времени насчитывали всего 28 катеров, из которых двенадцать находились на Мальте, шесть в Гонконге и только десять в Англии. В дальнейшем количество катеров непрерывно увеличивалось.

Книга «Битва в узких морях» построена в основном на описании боевых примеров. Эти примеры дают довольно ясное представление о применявшихся англичанами тактических приемах, которые вначале выражались в перехвате противника на его отходе (т. е. после того как неприятельские силы выполнили свою задачу); впоследствии применялось выслеживание противника и нанесение по нему ударов во время его подхода к объектам, избранным для атаки. По ряду примеров можно проследить, как командиры катеров и групп катеров ищут и испытывают различные приемы действий (замедленный подход, подход способом обмана, таранный удар и т. д.), а также стремятся усовершенствовать тип катера. Вместе с тем обращает на себя внимание большое количество случаев выхода из строя техники. «Неожиданные» аварии влекли за собой неудачи боевых действий.

Несмотря на слабые стороны строительства, формирования и боевой подготовки британских легких Прибрежных сил, практика их боевой службы наглядно показывает обстановку и боевую деятельность в прибрежных водах, лишний раз иллюстрирует особенности современных боевых действий в море и знакомит со стилем поведения в бою британских офицеров и матросов. Автору удалось подобрать примеры, показывающие значение борьбы за первый залп в бою, и в связи с этим важность умения своевременно опознать противника и выиграть время для упреждения его в первом выстреле. В книге можно найти некоторые материалы по вопросам тактики ночных действий.

Приведенные в книге примеры иллюстрируют так называемую повседневную оперативную деятельность военно-морских сил. На этом общем фоне отчетливо выявляются особенности организации десантных операций, а также специальных операций («рейды») против береговых объектов. Легким Прибрежным силам, действовавшим в Ла-Манше и Северном море, пришлось в той или иной степени участвовать во всех комбинированных операциях. Примеры использования в них Прибрежных сил могут служить некоторым дополнением к уже известным опубликованным материалам.

Легкие Прибрежные силы, о которых рассказывается в книге, состояли главным образом из катеров. Описание их действия небезынтересно для советских читателей, с восхищением следивших за доблестной борьбой советских катеров. В самом деле, кто не помнит необычайную смелость, стойкость и самоотверженность личного состава наших катеров-охотников, торпедных катеров, катеров-тральщиков и других мелких надводных кораблей, проявленные в ожесточенных схватка с немецкими фашистами? Славные имена гвардейских и орденоносных катеров навечно войдут в историю Военно-Морского флота Советского Союза.

К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал значительным «москитным флотом», способным действовать артиллерийским, торпедным, минным, противолодочным и противоминным оружием. Реализуя указания Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина, наши катерные силы, поддерживаемые основными силами флота, береговой артиллерией и авиацией, с первых же дней войны вели губительную для противника повседневную борьбу. Они стали непременными участниками операций, проводимых совместно с сухопутными войсками. Наш «москитный флот» с самого начала своего существования пользовался заслуженным всеобщим вниманием и уважением. Его личный состав трудился над наиболее эффективным освоением новой техники и вырабатывал наилучшие приемы борьбы. Война показала, как далеко шагнули наши «легкие Прибрежные силы». Поэтому интерес книги «Битва в узких морях» заключается не в новизне самой темы, избранной английским автором, а лишь в ознакомлении нашего читателя, и в первую очередь офицера-катерника, с особенностями боевых действий британских Прибрежных сил.

Конечно, от автора не следует ожидать объективного, правдивого освещения боевого опыта, а извлечение из книги полезных сведений – дело нелегкое. К тому же ряд боевых примеров описывается путем простого изложения выдержек из рассказов участников боев без какого-либо анализа боевых действий со стороны автора книги. В некоторых рассказах проглядывает оттенок хвастовства. Все это обязывает к сугубо критическому подходу к книге. И само собой разумеется, что недопустимо механическое заимствование и усвоение методов проведения боевых действий, описанных автором.

По своей политической направленности и замыслу «Битва в узких морях» типична для английской военной литературы, посвященной второй мировой войне.

Правящие круги Англии, равно как и США, всячески пытаются извратить подлинную историю второй мировой войны. Историческая справка «Фальсификаторы истории», опубликованная Советским информационным бюро, разоблачила перед мировым общественным мнением вероломную политику Англии и США, руководящие круги которых во время войны не прерывали связи с гитлеровской Германией. Вскрыты факты сепаратных переговоров между представителями Англии и Германии, а также между представителями США и Германии. Разоблачена попытка мюнхенцев достичь компромиссного мира с Германией с тем, чтобы направить гитлеровскую агрессию исключительно на Восток.





Уникальные архивные книги



ОТ АВТОРА
ГЛАВА I
1. БОРЮЩИЕСЯ СИЛЫ
2. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КАТЕРОВ
3. ПОЯВЛЕНИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КАТЕРОВ
4. КОМАНДА И ПЕРСОНАЛ ДЛЯ УХОДА ЗА КАТЕРАМИ



П. Скотт
Битва в узких морях



ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА