Питер Скотт
БИТВА В УЗКИХ МОРЯХ
4. Команды и персонал для ухода за катерами

Питер Скотт. Битва в узких морях. 4. Команды и персонал для ухода за катерами


ГЛАВА I.
4. КОМАНДА И ПЕРСОНАЛ ДЛЯ УХОДА ЗА КАТЕРАМИ


Стр. 17

Команды больших катеров Прибрежных сил постоянно находились на своих катерах, команды же малых катеров жили на береговой базе так же, как авиационные экипажи живут на базе военно-воздушных сил. Эти базы рассматривались как пловучие базы торпедных и артиллерийских катеров, и большинство из них называлось по имени жалящих насекомых: британский корабль «Wasp» (оса), «Midge» (комар), «Hornet» (шершень), и т. д. Обычно они состояли из ремонтных мастерских и складов вблизи катеров с канцеляриями и жилыми помещениями, размещенными в переоборудованной гостинице вблизи гавани.

Численность команды торпедных и артиллерийских катеров колебалась от 8 или 9 человек на малых катерах и до 30 на крупных катерах. Команды состояли главным образом из рядовых, пришедших во флот по мобилизации и прошедших лишь при поступлении во флот кратковременное обучение и последующее краткосрочное специальное практическое обучение служебным обязанностям в Прибрежных силах. Команды должны были выполнять технические обязанности, которые с каждым днем становились сложнее, поскольку на катерах применялось всё больше новейших изобретений.

Для работы катеров наших Прибрежных сил был необходим в одинаковой мере персонал для ухода за катерами на береговой базе Прибрежных сил. Двигатели внутреннего сгорания, торпеды, автоматические пушки, радиотелеграфное и радиотехническое оборудование – всё это требовало повседневного ухода, а также неизбежного периодического или постоянного мелкого ремонта и регулировок. Для этой работы на каждой базе содержался большой штат мотористов, машинистов, торпедистов, артиллерийских техников, матросов-специалистов по вооружению, радиомехаников, электриков, телеграфистов и т. д., обеспечивающих содержание действующих катеров в рабочем состоянии. Некоторые из этого рода работ выполнялись девушками женского вспомогательного корпуса.

Работа Прибрежных сил преимущественно велась ночью и в большинстве случаев проходила без каких бы то ни было событий. Нормально для каждого боевого действия требовалось много ночей бесплодного патрулирования. Хотя в этой книге и описываются преимущественно бои, но следует оговориться, что эти бои были только исключением, случайно прерывающим монотонность длительных ночей патрулирования, может быть, стоянки с застопоренными моторами и беспомощного качания на коротких волнах или крейсирования полным ходом.

Активность Прибрежных сил в значительной степени зависела от погоды. Хотя катера и могли выходить в море в очень плохую погоду, но они не могли вести боёв при таких условиях. Было бесполезно пробиваться через Северное море в крепкий ветер, когда катера не могут устойчиво держаться на курсе для торпедной атаки, а артиллеристы при сильной качке не в состоянии производить точную наводку.

В период хорошей погоды Прибрежные силы могли находиться ночами в море, осуществляя поиски неприятельских конвоев и охраняя свои коммуникации от немецких торпедных катеров. Чаще всего неблагоприятная погода бывает зимой, и в это время команды катеров находились в утомительной бездеятельности. Когда погода становилась умеренной, продолжительность ночного патрулирования увеличивалась и вместе с тем сильно возрастало напряжение личного состава команд. Летом, когда море спокойное, активность Прибрежных сил ограничивалась короткими часами темноты.









Уникальные архивные книги



ГЛАВА II
1. ПРОТИВНИК НАХОДИТСЯ ДАЛЕКО




В НАЧАЛО

ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА