П. Скотт
БИТВА В УЗКИХ МОРЯХ
2. Эволюция строительства катеров

Питер Скотт. Битва в узких морях. 2. Эволюция строительства катеров


ГЛАВА I.
2. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КАТЕРОВ


Стр. 13

Строительство наших кораблей лёгких сил в такой же мере отличалось от немецкого, как и строительство воздушного флота. Германия сосредоточила усилия на постройке в больших количествах катеров одного или двух типов, тогда как мы разработали много различных типов, из которых затем смогли выбрать лучшие. В начале войны мы были так же плохо снабжены торпедными катерами, как и истребительной авиацией.

Прибрежные силы последней войны были прямыми потомками моторных посыльных катеров предшествовавшей войны. В июле 1915 г. Адмиралтейство заказало Америке первые 50 моторных посыльных катеров, затем последовал заказ ещё на 500 единиц. Это были 80-футовые (24,4 м) катера с двумя 250-сильными моторами и скоростью в 20 узлов; подобно современным посыльным катерам, они использовались для выполнения самых разнообразных обязанностей. Они протраливали минные поля, атаковывали подводные лодки, эскортировали конвои.

В конце войны некоторые из них были проданы в качестве яхт или катеров для личного пользования, но большинство продолжало оставаться в грязи реки Хамбл – печальная судьба для такого доблестного флота. Однако значительное количество их было снова использовано для размещения команд некоторых небольших десантных ботов в то время, когда они ожидали начала вторжения во Францию.

В начале 1916 г. Адмиралтейство одобрило проект 40-футового (12,2 м) торпедного катера (*1); двенадцать таких катеров были немедленно построены. Они были известны под названием прибрежных моторных катеров или, в английском условном обозначении, C. M. Bs.

После 40-футовых (12,2 м) прибрежных катеров в 1916 г. последовали 55-футовые (16,76 м) катера, вооруженные двумя 18-дюймовыми (457 мм) торпедами, и на них были установлены 2 мотора по 375 л. с., обеспечивавшие им скорость свыше 35 узлов.

В 1935 г. Адмиралтейство дало заказ на двенадцать 60-футовых (18,3 м) торпедных катеров. Катера должны были иметь две 18-дюймовые (457 мм) торпеды и три мотора Непир Лайон по 600 л. с. Каждый. Первые шесть из этих катеров, из которых состояла первая флотилия, были сданы в марте 1937 г. В целях испытания катера совершили переход своим ходом в Средиземное море в сопровождении траулера британского флота «Vulcan», переоборудованного в пловучую базу. Последующие шесть катеров были отправлены в Гонконг, где они находились в строю до падения Гонконга в декабре 1941 г.







Уникальные архивные книги



ПРИМЕЧАНИЯ
1. Приоритет в развитии торпедных катеров принадлежит русскому флоту. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. минные катера, оборудованные по проекту С. О. Макарова, впервые в истории боевых действий на море успешно применили шестовые мины и в дальнейшем самодвижущиеся мины – торпеды. В ходе последующего развития минных катеров появились миноноски и миноносцы. С изобретением же мотора внутреннего сгорания идея минных катеров получила новое оформление в виде современных торпедных катеров. – Прим. ред.



3. ПОЯВЛЕНИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ КАТЕРОВ


В НАЧАЛО

ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА