Сэр Артур Игнатиус Конан Дойл (Дойль) (Sir Arthur Ignatius Conan Doyle; 22 мая 1859, Эдинбург - 7 июля 1930, Кроуборо, Сассекс) - всемирно известный шотландский и английский писатель - автор детективных произведений о сыщике Шерлоке Холмсе, приключенческих и научно-фантастических - о профессоре Челленджере, юмористических - о бригадире Жераре, Дойлем были написаны также исторические романы («Белый отряд» и др.), пьесы («Ватерлоо», «Ангелы Тьмы», «Огни судьбы», «Пёстрая лента»), стихотворения (сборники баллад «Песни действия» (1898) и «Песни дороги»), автобиографические очерки («Записки Старка Монро» или «Загадка Старка Монро») и "бытовые" романы («Дуэт в сопровождении случайного хора»), либретто оперетты «Джейн Энни» (1893, в соавторстве).
Сэр Артур Конан Дойл родился в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. Имя Конан ему дали в честь дяди отца, художника и литератора Мишеля Конана. Отец - Чарльз Алтамонт Дойл, архитектор и художник, в возрасте 23 лет женился на 17-летней Мэри Фоули, страстно любившей книги и обладавшей большим талантом рассказчицы. От неё Артур унаследовал свой интерес к рыцарским традициям, подвигам и приключениям. «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идёт у меня, я считаю, от матери», - писал Конан Дойл в автобиографии. - «Яркие образы историй, которые рассказывала она мне в раннем детстве, полностью заменили в моей памяти воспоминания о конкретных событиях в моей жизни тех лет».
Семья будущего писателя испытывала серьёзные финансовые трудности - исключительно из-за странностей в поведении отца, который не только страдал алкоголизмом, но и обладал крайне неуравновешенной психикой. Школьная жизнь Артура прошла в подготовительной школе Годдера. Когда мальчику исполнилось 9 лет, богатые родственники предложили оплачивать его обучение и направили на следующие семь лет в иезуитский закрытый колледж Стонихерст (графство Ланкашир), откуда будущий писатель вынес ненависть к религиозным и классовым предрассудкам, а также к физическому наказанию. Немногочисленные счастливые моменты тех лет для него были связаны с письмами к матери: с привычкой подробно описывать ей текущие события своей жизни он не расставался всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в интернате Дойл с удовольствием занимался спортом, в основном крикетом, а также открыл в себе талант рассказчика, собирая вокруг себя сверстников, которые часами слушали на ходу придумывавшиеся истории.
В 1876 году Артур закончил колледж и вернулся домой: первым делом ему пришлось переписать на свое имя бумаги отца, который к тому времени почти совершенно лишился рассудка. О драматических обстоятельствах заключения Дойла-старшего в психиатрическую лечебницу писатель впоследствии поведал в рассказе «The Surgeon of Gaster Fell» (1880). Занятиям искусством (к которым предрасполагала его семейная традиция) Дойл предпочёл карьеру медика - во многом под влиянием Брайана Ч. Уоллера, молодого врача, которому мать сдавала комнату в доме. Доктор Уоллер получил образование в Эдинбургском университете: туда и направился Артур Дойл для получения дальнейшего образования. В числе будущих писателей, с которыми он здесь познакомился, были Джеймс Барри и Роберт Льюис Стивенсон.
Будучи студентом-третьекурсником, Дойл решился попробовать свои силы на литературном поприще. Его первый рассказ «Тайна Сэсасской долины» (англ. The Mystery of Sasassa Valley), созданный под влиянием Эдгара Аллана По и Брета Гарта (его любимых на тот момент авторов), был опубликован университетским Chamber’s Journal, где появились первые работы Томаса Харди. В том же году второй рассказ Дойла «Американская история» (англ. The American Tale) появился в журнале London Society.
С февраля по сентябрь 1880 года Дойл в качестве корабельного врача семь месяцев провёл в арктических водах на борту китобойного судна «Надежда» (англ. Hope), получив за работу в общей сложности 50 фунтов. «Я взошел на борт этого корабля большим неуклюжим юношей, а сошёл по трапу сильным взрослым мужчиной», - позже писал он в автобиографии. Впечатления от арктического путешествия легли в основу рассказа «Капитан Полярной звезды» (англ. Captain of the Pole-Star). Два года спустя он провёл аналогичный вояж, к Западному побережью Африки на борту парохода «Mayumba», курсировавшего между Ливерпулем и западным побережьем Африки.
Получив в 1881-м году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой, сначала совместной (с крайне недобросовестным партнером - этот опыт был описан в «Записках Старка Мунро»), затем индивидуальной, в Портсмуте. Наконец, в 1891 году Дойл решил сделать литературу своей основной профессией. В январе 1884 года журнал «Корнхилл» опубликовал рассказ «Сообщение Хебекука Джефсона». В те же дни он познакомился с будущей женой Луизой «Туей» Хокинс; свадьба состоялась 6 августа 1885 года.
В 1884 году Конан Дойл начал работу над «Торговым домом Гердлстон», социально-бытовым романом с криминально-детективным сюжетом (написанном под влиянием Диккенса) про циничных и жестоких негоциантов-стяжателей. Он был опубликован в 1890 году.
В марте 1886 года Конан Дойл начал, и уже в апреле в основном завершил работу над «Этюдом в багровых тонах» (первоначально предполагалось название A Tangled Skein, а двух главных героев звали Шеридан Хоуп и Ормонд Сэкер). Издательство «Уорд, Локк и Ко» купило права на роман за 25 фунтов стерлингов напечатало его в рождественском выпуске Beeton’s Christmas Annual 1887 года, предложив отцу писателя Чарльзу Дойлу проиллюстрировать роман.
В 1889 году вышел третий (и, возможно, самый странный) роман Дойла «Тайна Клумбера» (англ. The Mystery of Cloomber). История «посмертной жизни» трёх мстительных буддистских монахов - первое литературное свидетельство интереса автора к паранормальным явлениям - впоследствии сделала его убеждённым последователем спиритуализма.
Исторический цикл.
В феврале 1888 года А. Конан Дойл завершил работу над романом «Приключения Михея Кларка», повествовавшем о мятеже Монмута (1685 г.), целью которого было свержение короля Якова II. Роман увидел свет в ноябре и был тепло встречен критикой. Начиная с этого момента в творческой жизни Конан Дойла возник конфликт: с одной стороны, публика и издатели требовали новых произведений о Шерлоке Холмсе; с другой - сам писатель всё более стремился получить признание как автор серьёзных романов (прежде всего исторических), а также пьес и стихов.
Первым серьёзным историческим произведением Конан Дойла считается роман «Белый отряд». В нём автор обратился к критическому этапу в истории феодальной Англии, взяв за основу реальный исторический эпизод 1366 года, когда в Столетней войне наступило затишье и стали возникать «белые отряды» добровольцев и наемников. Продолжая войну на территории Франции, они при этом сыграли решающую роль в борьбе претендентов за испанский престол. Конан Дойл использовал этот эпизод для своей художественной цели: он воскресил быт и нравы того времени, а главное, представил в героическом ореоле рыцарство, к тому времени уже находившееся в упадке. «Белый отряд» печатался в журнале «Корнхилл» (издатель которого, Джеймс Пенн объявил его «лучшим историческим романом после „Айвенго“»), а отдельной книгой вышел в 1891 году. Конан Дойл всегда говорил, что считает его одним из своих лучших произведений.
С некоторым допущением к разряду исторических можно отнести и роман «Родни Стоун» (1896): действие здесь происходит в начале XIX века, упоминаются Наполеон и Нельсон, драматург Шеридан. Первоначально это произведение задумывалось как пьеса с рабочим названием «Дом Темперлей» и писалось под известного в то время британского актера Генри Ирвинга. В ходе работы над романом писатель проштудировал массу научной и исторической литературы («История флота», «История бокса» и т. д.).
Наполеоновским войнам, от Трафальгара до Ватерлоо, Конан Дойл посвятил «Подвиги» и «Приключения» бригадира Жерара. Рождение этого персонажа относится, по-видимому, к 1892-му году, когда Джордж Мередит вручил Конан Дойлу трехтомные «Мемуары» Марбо: последний и стал прототипом Жерара. Первый рассказ новой серии, «Медаль бригадира Жерара», писатель впервые прочел со сцены в 1894-м году во время поездки по Соединенным Штатам. В декабре того же года рассказ напечатал «Стрэнд мэгэзин», после чего работу над продолжением автор продолжил в Давосе. С апреля по сентябрь 1895 года «Подвиги бригадира Жерара» печатались в «Стрэнде». Здесь же вышли впервые и «Приключения» (август 1902 - май 1903 года). При том, что сюжеты рассказов о Жераре фантастичны, историческая эпоха выписана с большой достоверностью. «Дух и ход этих рассказов замечательны, точность в соблюдении имен и названий сама по себе демонстрирует масштабы затраченного вами труда. Немногие смогли бы отыскать тут какие-либо ошибки. А я, обладая особым нюхом на всякие промахи, так и не нашел ничего за ничтожными исключениями», - писал Дойлу известный британский историк Арчибальд Форбс.
В 1892-м году были закончены «франко-канадский» приключенческий роман «Изгнанники», и историческая пьеса «Ватерлоо», главную роль в которой сыграл известный в те годы актёр Генри Ирвинг (который приобрел у автора все права).
Шерлок Холмс.
«Скандал в Богемии», первый рассказ из серии «Приключения Шерлока Холмса» был напечатан в журнале «Стрэнд» в 1891-м году. Прототипом главного героя, ставшего вскоре легендарным сыщиком-консультантом, был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека. В течение двух лет Дойл создавал рассказ за рассказом, и в конце концов начал тяготиться собственным персонажем. Его попытка «покончить» с Холмсом в схватке с профессором Мориарти («Последнее дело Холмса», 1893 год) оказалась неудачной: полюбившегося читающей публике героя пришлось «воскресить». Холмсовская эпопея увенчалась романом «Собака Баскервилей» (1900), который относят к классике детективного жанра.
Похождениям Шерлока Холмса посвящены четыре романа: «Этюд в багровых тонах» (1887), «Знак четырех» (1890), «Собака Баскервилей», «Долина Ужаса» - и пять сборников рассказов, самые известные из которых - «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894) и «Возвращение Шерлока Холмса» (1905). Современники писателя были склонны преуменьшать величие Холмса, усматривая в нём своего рода гибрид Дюпена (Эдгара Аллана По), Лекока (Эмиля Габорио) и Каффа (Уилки Коллинза). В ретроспективе стало ясно, насколько Холмс отличается от предшественников: сочетание необычных качеств подняло его над временем, сделало актуальным во все времена. Необычайная популярность Шерлока Холмса и доктора Ватсона постепенно переросла в отрасль новой мифологии, центром которой по сей день остается квартира в Лондоне на Бейкер-стрит, 221-b.
1900-1910 гг.
В 1900 году Конан Дойл вернулся к медицинской практике: в качестве хирурга военно-полевого госпиталя он отправился на англо-бурскую войну. Выпущенная им в 1902-м году книга «Англо-Бурская война» встретила горячее одобрение консервативных кругов, сблизила писателя с правительственными сферами, после чего за ним утвердилось несколько ироническое прозвище «Патриот», которым сам он, впрочем, гордился. В начале века писатель получил дворянское и рыцарское звание и дважды в Эдинбурге принимал участие в местных выборах (оба раза он терпел поражение).
4 июля 1906 года от туберкулеза скончалась Луиза Дойл (от которой писатель имел двоих детей). В 1907-м году он женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен с момента знакомства в 1897 году.
По окончании пост-военных дебатов Конан Дойл развернул широкую публицистическую и (как бы сейчас сказали) правозащитную деятельность. Его внимание привлекло так называемое «дело Эдалджи», в центре которого оказался молодой парс, которого осудили по сфабрикованному обвинению (в причинении увечий лошадям). Конан Дойл, взяв на себя «роль» сыщика-консультанта, досконально разобрался в тонкостях дела и - всего лишь продолжительной серией публикаций в лондонской газете «Дэйли телеграф» (но с привлечением экспертов-криминалистов) доказал невиновность своего подопечного. Начиная с июня 1907 года в Палате Общин стали проходить слушания по делу Эдалджи, в ходе которых обнажилось несовершенство юридической системы, лишенной такого важного инструмента, как апелляционный суд. Последний был создан в Британии - во многом благодаря активности Конан Дойла.
В 1909 году в сферу общественных и политических интересов Конан Дойла вновь попали события в Африке. На этот раз он выступил с разоблачением жестокой колониальной политики Бельгии в Конго и подверг критике британскую позицию в этом вопросе. Письма Конан Дойла в «Таймс» на эту тему произвели эффект разорвавшейся бомбы. Книга «Преступления в Конго» (1909) имела столь же мощный резонанс: многие политики именно благодаря ей вынуждены были заинтересоваться проблемой. Конан Дойла поддержали Джозеф Конрад и Марк Твен. Но недавний единомышленник Редьярд Киплинг встретил книгу сдержанно, заметив, что она, критикуя Бельгию, косвенно подрывает и британские позиции в колониях. В 1909 году Конан Дойл также занялся защитой еврея Оскара Слейтера, несправедливо осужденного за убийство, и добился его освобождения, хоть и спустя 18 лет.
В литературе для Конан Дойла было несколько несомненных авторитетов: в первую очередь - Вальтер Скотт, на книгах которого он вырос, а также Джордж Мередит, Майн Рид, Р. М. Баллантайн и Р. Л. Стивенсон. Встреча с уже престарелым Мередитом в Бокс-Хилле произвела на начинающего писателя гнетущее впечатление: он отметил для себя, что мэтр пренебрежительно отзывается о современниках и в восторге от себя самого. Со Стивенсоном Конан Дойл лишь переписывался, но смерть его воспринял тяжело, как личную утрату.
В начале 90-х годов у Конан Дойла установились приятельские отношения с руководителями и сотрудниками журнала «Айдлер»: Джеромом К. Джеромом, Робертом Барром и Джеймсом М. Барри. Последний, пробудив в писателе страсть к театру, привлек его к (не слишком плодотворному в конечном итоге) сотрудничеству на драматургическом поприще.
В 1893 году сестра Дойла Констанция вышла замуж за Эрнста Уильяма Хорнунга. Сделавшись родственниками, писатели поддерживали приятельские отношения, хоть и не всегда сходились во взглядах. Главный герой Хорнунга, «благородный взломщик» Раффлз очень напоминал пародию на «благородного сыщика» Холмса.
А. Конан Дойл высоко оценивал и произведения Киплинга, в котором, кроме того, видел политического союзника (оба были яростными патриотами). В 1895 году он поддержал Киплинга в спорах с американскими оппонентами и был приглашен в Вермонт, где тот жил с женой-американкой. Позже (после критических публикаций Дойла о политике Англии в Африке) отношения между двумя писателями стали прохладнее.
Натянутыми были отношения Дойла с Бернардом Шоу, который однажды отозвался о Шерлоке Холмсе как о «наркомане, не имеющем ни единого приятного качества». Есть основания считать, что выпады первого в адрес (малоизвестного сейчас автора) Холла Кейна, злоупотреблявшего саморекламой, ирландский драматург принял на свой счет. В 1912 году Конан Дойл и Шоу вступили в публичную перебранку на страницах газет: первый защищал команду «Титаника», второй порицал поведение офицеров затонувшего лайнера.
Конан Дойл был знаком с Гербертом Уэллсом и внешне поддерживал с ним хорошие отношения, однако внутренне считал его антиподом. Обострялся конфликт тем фактом, что если Уэллс входил в элиту «серьёзной» британской литературы, то Конан Дойла считали, пусть и талантливым, но - производителем развлекательного чтения для подростков, с чем сам он был категорически не согласен. Конфронтация приобрела открытые формы в публичной дискуссии на страницах «Дэйли Мэйл». В ответ на большую статью Уэллса по поводу рабочих волнений 20 июня 1912 года Конан Дойл выступил с аргументированным выпадом («Волнения рабочих. Ответ мистеру Уэллсу»), показав губительность любой революционной деятельности для Британии.
"Господин Уэллс производит впечатление человека, который во время прогулки по саду может заявить: «Мне не нравится это фруктовое дерево. Плодоносит не лучшим образом, не блещет совершенством форм. Давайте-ка его срубим и попробуем вырастить на этом месте другое дерево, получше». Того ли ждет британский народ от своего гения? Куда естественнее было бы услышать от него: «Мне не нравится это дерево. Давайте попробуем улучшить его жизнеспособность, не нанеся повреждений стволу. Может быть, удастся заставить его расти и плодоносить так, как нам того бы хотелось. Но не будем уничтожать его, ведь тогда все прошлые труды пропадут даром, и неизвестно ещё, что мы получим в будущем»." А. Конан Дойл, 1912.
Конан Дойл в своей статье призвал народ выразить свой протест демократическим путем, в ходе выборов, замечая, что трудности испытывает не только пролетариат, но и интеллигенция со средним классом, к которым Уэллс не испытывает симпатии. Соглашаясь с Уэллсом в вопросах необходимости земельной реформы (и поддерживая даже создание ферм на местах заброшенных парков), Дойл отвергает его ненависть к правящему классу и заключает: «Наш рабочий знает: он, как и любой другой гражданин, живёт в соответствии с определенными общественными законами, и не в его интересах подрывать благосостояние своего государства, подпиливая ветвь, на которой он сам сидит».
1910-1913 гг.
В 1912 году Конан Дойл опубликовал научно-фантастическую повесть «Затерянный мир» (впоследствии не раз экранизировавшуюся), за которой последовал «Отравленный пояс» (1913). Главным героем обоих произведений стал профессор Челленджер, ученый-фанатик, наделенный гротескными качествами, но при этом по-своему человечный и обаятельный. Тогда же появилась и последняя детективная повесть «Долина Ужаса». Это произведение, которое многие критики склонны недооценивать, биограф Дойла Дж. Д. Карр считает одним из его сильнейших.
«Затерянный мир» хоть и имел шумный успех, не был воспринят современниками как серьёзное научно-фантастическое произведение, несмотря на то, что автор описал реальное место: горы Рикардо Франко-Хиллс, расположенные на границе Боливии и Бразилии. Визит сюда совершила экспедиция полковника Фоссетта: после встречи с ним у Конан Дойла и родился замысел повести. История, рассказанная в повести «Отравленный пояс», показалась всем ещё менее «научной». В основе её - известная гипотеза о том, что универсальной космической средой является эфир, пронизывающий пространство. Причём эта гипотеза уже была развенчана Эйнштейном в ОТО, однако впоследствии претерпела второе рождение в научной фантастике (например, А. Азимов, «Космические течения»), и, частично, в науке - так некоторые свойства многих объектов современных физических теорий (например, нейтрино, реликтового излучения как «эха Большого взрыва», теории струн и суперструн) чисто умозрительно описывались в гипотезах эфира конца 19-го века.
Основными темами публицистики Конан Дойла в 1911-1913 годы были: неудача Британии на Олимпийских играх 1912 года, автопробег Принца Генри в Германии, строительство спортивных сооружений и подготовка к Олимпийским играм 1916 года в Берлине (так и не состоявшимся). Кроме того, чувствуя приближение войны, Конан Дойл в своих газетных выступлениях призывал возродить поселения йоменов, которые могли бы стать основной силой новых мотоциклетных войск («Дэйли экспресс» 1910: «Йомены будущего»). Занимала его также проблема срочной переподготовки британской кавалерии. В 1911-1913 годах писатель активно высказывался в пользу введения гомруля в Ирландии, в ходе дискуссии не раз формулируя свое «империалистическое» кредо.
1914-1918 гг.
Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойла. Сначала он записался добровольцем на фронт, будучи уверенным, что его миссия состоит в том, чтобы подавать личный пример героизма и служения родине. После того, как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистической деятельности.
Начиная с 8 августа 1914 года в лондонской «Таймс» появляются письма Дойла на военную тему. Первым делом он предложил создать массовый боевой резерв и создание отрядов гражданского населения для несения «службы по охране железнодорожных станций и жизненно важных объектов, помогать в возведении фортификаций и выполнять многие другие боевые задачи». У себя в Кроуборо (графство Сассекс), Дойл собственноручно занялся организацией подобных отрядов и в первый же день поставил под ружье 200 человек. Затем он расширил сферу своей практической деятельности до Истбурна, Ротерфорда, Бакстеда. Писатель вошел в контакт с Ассоциацией по подготовке добровольческих подразделений (председатель - лорд Денсборо), пообещав создать гигантскую объединенную армию численностью в полмиллиона волонтеров. В числе предложенных им новшеств были - установление на борту кораблей противоминных трезубцев («Таймс», 8 сентября 1914 года), создание индивидуальных спасательных поясов для матросов («Дэйли Мэйл», 29 сентября 1914 года), использование индивидуальных бронированных защитных средств («Таймс», 27 июля 1915 года). В серии статей «Германская политика: ставка на убийство», помещенных в «Дэйли кроникл»), Дойл с присущей ему страстностью и силой убеждения обрисовал злодеяния германской армии в воздухе, на море и на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Отвечая американскому оппоненту (некоему м-ру Беннету) Дойл писал «Нью-Йорк Таймс», 6 февраля 1915 года: «Да, наши летчики бомбили Дюссельдорф (равно как и Фридрихсхафен), но каждый раз атаковали заранее намеченные стратегические цели (авиационные ангары), коим нанесли, как было признано, весомый урон. Даже враг в своих сводках не попытался обвинить нас в неразборчивом бомбометании. Между тем, приняв на вооружение германскую тактику, мы бы легко забросали бомбами многолюдные улицы Кёльна и Франкфурта, также открытые для ударов с воздуха».
Ещё более ожесточается Дойл, когда ему становится известно о пытках, которым английские военнопленные подвергались в Германии.
"…Трудно выработать линию поведения в отношении краснокожих индейцев европейского происхождения, которые подвергают пыткам военнопленных. Ясно, что сами мы не можем подобным же образом истязать немцев, находящихся в нашем распоряжении. С другой стороны, бессмысленны и призывы к добросердечию, ибо средний немец имеет то же понятие о благородстве, что корова - о математике… Он искренне неспособен понять, например, что заставляет нас с теплотой отзываться о фон Мюллере из Веддингена и других наших врагах, пытающихся хотя бы в какой-то мере сохранить человеческое лицо…" А. Конан Дойл. «Таймс», 13 апреля 1915 года.
Вскоре Дойл призывает к организации с территории восточной Франции «рейдов возмездия» и вступает в дискуссию с епископом Винчестерским (суть позиции которого состоит в том, что «осуждению подлежит не грешник, но грех его»): «Пусть грех ляжет на тех, кто вынуждает нас согрешить. Если мы будем вести эту войну, руководствуясь Христовыми заповедями, толку не будет. Подставь мы, следуя известной рекомендации, вырванной из контекста, „вторую щеку“, империя Гогенцоллернов уже распростерлась бы по Европе, и вместо Христова учения здесь проповедовали бы ницшеанство», - писал он в «Таймс», 31 декабря 1917 года.
В 1916 году Конан Дойл проехал по боевым позициям британских войск и посетил армии союзников. Результатом поездки явилась книга «На трех фронтах» (1916). Понимая, что официальные сводки значительно приукрашивают реальное положение дел, он, тем не менее, воздерживался от всякой критики, считая своим долгом поддерживать боевой дух солдат. В 1916 году начала выходить его работа «История действий английских войск во Франции и Фландрии». К 1920 году были изданы все 6 её томов.
Брат, сын и два племянника Дойла ушли на фронт и там погибли. Это явилось сильнейшим потрясением для писателя и наложило тяжелую печать на всю его дальнейшую литературную, публицистическую и общественную деятельность.
1918-1930 гг.
На исходе войны, как принято считать, под воздействием потрясений, связанных с гибелью близких людей, Конан Дойл стал активным проповедником спиритуализма, которым интересовался ещё с 80-х годов XIX века. В числе книг, сформировавших его новое мировоззрение, была «Человеческая личность и её дальнейшая жизнь после телесной смерти» Ф. У. Г. Майерса. Основными работами К. Дойла на эту тему считаются «Новое Откровение» (1918), где он рассказал об истории эволюции своих взглядов на вопрос о посмертном существовании личности, и роман «Страна туманов» («The Land of Mist», 1926). Итогом его многолетних исследований «психического» феномена явился фундаментальный труд «История спиритуализма» («The History of Spiritualism», 1926).
Конан Дойл опровергал утверждения о том, что интерес к спиритуализму у него возник лишь на исходе войны:
"Многие люди не сталкивались со Спиритизмом и даже ничего не слышали о нём до 1914 года, когда во многие дома постучался ангел смерти. Противники Спиритизма полагают, что именно потрясшие наш мир социальные катаклизмы вызвали такой повышенный интерес к психическим исследованиям. Эти беспринципные оппоненты заявили, что отстаивание автором позиций Спиритизма и защита Учения его другом сэром Оливером Лоджем объясняются тем, что оба они потеряли сыновей, погибших на войне 1914 года. Из этого следовал вывод: горе помрачило их рассудок, и они поверили в то, во что никогда бы не поверили в мирное время. Автор много раз опровергал эту беспардонную ложь и подчёркивал тот факт, что его исследования начались в 1886 году, задолго до начала войны. («История спиритизма», глава 23, «Спиритизм и война»).
К числу наиболее спорных работ Конан Дойла начала 20-х годов относится книга «Явление фей» (The Coming of the Fairies, 1921), в которой он попытался доказать истинность фотографий фей из Коттингли и выдвинул собственные теории относительно природы этого феномена.
В 1924 году вышла автобиографическая книга Конан Дойла «Воспоминания и приключения». Последним крупным произведением писателя стал научно-фантастический роман «Маракотова бездна» (1929).
Последние годы.
Всю вторую половину 20-х годов писатель провёл в путешествиях, побывав на всех континентах, не прекращая активной публицистической деятельности. Заехав в Англию лишь ненадолго в 1929 году, чтобы отпраздновать 70-летний юбилей, Дойл отправился в Скандинавию всё с той же целью - проповедовать «…возрождение религии и того непосредственного, практического спиритизма, который есть единственное противоядие от научного материализма». Эта последняя поездка подорвала его здоровье: весну следующего года он провёл в постели в окружении близких.
В какой-то момент наступило улучшение: писатель немедленно отправился в Лондон, чтобы в беседе с министром внутренних дел потребовать отмены законов, преследовавших медиумов. Это усилие оказалось последним: ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Сассекс) Конан Дойл умер от сердечного приступа. Он был похоронен неподалеку от своего садового домика. На надгробной плите по просьбе вдовы выгравирован рыцарский девиз: Steel True, Blade Straight («Верен как сталь, прям как клинок»).
Семья.
В 1885-м году Конан Дойл женился на Луизе «Туйе» Хокинс; она долгие годы страдала туберкулёзом и скончалась в 1906 году.
В 1907-м году Дойл женился на Джин Лекки, в которую был тайно влюблен с момента знакомства в 1897 году. Жена разделяла его увлечение спиритизмом и даже считалась довольно сильным медиумом.
У Дойла было пятеро детей: двое - от первой жены - Мэри и Кингсли, и трое - от второй - Джин Лена Анетт, Денис Перси Стюарт (17 марта 1909 года - 9 марта 1955 года; в 1936 году он стал мужем грузинской княгини Нины Мдивани) и Адриан.
Родственником Конан Дойла в 1893 году стал известный писатель начала XX века Вилли Хорнунг: он женился на его сестре, Конни (Констанции) Дойл.
Адриан Конан Дойл - автор биографии своего отца «Истинный Конан Дойл» - писал: «Уже сама атмосфера дома дышала рыцарским духом. Конан Дойл научился разбираться в гербах много раньше, чем познакомился с латинским спряжением».
Настоящая фамилия писателя - Дойл. После смерти своего любимого дяди по фамилии Конан (фактически воспитавшего его) он взял себе фамилию дяди в качестве второго имени. Таким образом, Конан - его «среднее имя», однако в зрелом возрасте он стал использовать это имя как писательский псевдоним - Конан Дойл. В русских текстах встречаются также варианты написания Конан Дойл (что более соответствует правилам передачи имён собственных при переводе - транскриптивный способ), а также Конан-Дойл и Конан-Дойл.
Музеи.
Дом Шерлока Холмса
Находка 2004 года.
16 марта 2004 года в Лондоне были обнаружены личные бумаги сэра Артура Конана Дойла. Более трёх тысяч листов были найдены в офисе одной юридической фирмы. Среди обнаруженных бумаг - личные письма, в том числе от Уинстона Черчилля, Оскара Уайлда, Бернарда Шоу и президента Рузвельта, дневниковые записи, черновики и рукописи неизданных произведений автора Шерлока Холмса. Предварительная стоимость находки составляет два миллиона фунтов стерлингов.
Артур Конан Дойл в художественных произведениях.
Жизнь и творчество Артура Конан Дойла стало неотъемлемой чертой викторианской эпохи, что закономерно привело к появлению художественных произведений, в которых писатель действовал в качестве персонажа, причём иногда в весьма далёком от действительности образе. Например, в цикле романов Кристофера Голдена и Томаса Э. Снигоски «Менажери» («The Menagerie») Конан Дойл предстаёт в качестве «второго по могуществу мага нашего мира».
В мистическом романе Марка Фроста «Список семи» (The List of Seven) Дойл помогает таинственному незнакомцу Джеку Спарксу в борьбе против сил зла, пытающихся захватить власть над миром.
В гораздо более традиционном ключе использованы факты жизни писателя в британском телесериале «Комнаты смерти. Тёмное происхождение Шерлока Холмса» («Murder Rooms: The Dark Beginnings of Sherlock Holmes», 2000), где молодой студент-медик Артур Конан Дойл становится ассистентом профессора Джозефа Белла (прототипа Шерлока Холмса) и помогает ему расследовать преступления.
|