ФЕНИМОР КУПЕР
П И О Н Е Р Ы
или Источники Сусквеганны
(Кожаный Чулок)

Фенимор Купер, Пионеры, или Источники Сусквеганны (Кожаный Чулок), Молодь, 1957 г.

Альманах «Книги и прочая Литература»
№ 4, апрель, 2019 г.


Д. ФЕНИМОР КУПЕР
ПИОНЕРЫ,
ИЛИ ИСТОЧНИКИ СУСКВЕГАННЫ
(Кожаный Чулок)


Издательство ЦК ВЛКСМУ "Молодь"
Киев ~ 1957


Перевод с английского
Рисунки Г. Брока
Художественное оформление Л. Склютовского
Сдано на производство 8.IV 1957 г.
Подписано к печати 8. IV. 1957 г.
408 стр. с иллюстрациями
Тираж 100 000 (4-я военная типография)
Цена 8 руб. 30 коп.


О КНИГЕ

"Пионеры, или У истоков Саскуиханны" (The Pioneers, or The sources of the Susquehanna) - роман известного американского писателя Джеймса Фенимора Купера. Был написан и опубликован в 1823-м году. Это первый из романов (по хронологии - четвёртый) о Натти Бампо. В некоторых советских изданиях название реки Саскуиханна писалось как Сусквеганна.

Фенимор Купер работал над своим третьим романом в период личных и финансовых трудностей: предыдущие книги не принесли дохода, имущество писателя было описано за долги, Купера мучили головные боли и приступы меланхолии. Тем не менее работа продолжалась, хотя Купер и не был уверен в успехе.

Он писал своему английскому издателю: «Я объявил эту работу как описательную историю, но, вероятно, слишком сильно ограничил себя рамками того, что я наблюдал в юности. Я понимаю, что нынешний вкус предпочитает действие и сильные переживания, и поэтому должен признать, что в этом смысле два первых тома явно страдают. Я все же надеюсь, что третий том как-то исправит положение. Если правда всё ещё чего-то стоит, то описанные мною картины точно соответствуют действительности, и я спокойно встречу самых придирчивых исследователей. Но оставим окончательное решение за читающей публикой, я верю, что она ошибается крайне редко».

Помимо всего прочего, Купера заставлял торопиться страх, что публика забудет о нём после успеха «Шпиона».

Однако книга поначалу имела огромный успех. Первый американский тираж в 3500 экземпляров был распродан в первый же день. Американские газеты считали необходимым сообщать о том, когда книги привезут для продажи в каждый конкретный город. Практически одновременно «Пионеры» вышли в Англии. Но в дальнейшем в прессе регулярно стали появляться негативные отзывы, а продажи в целом оказались более скромными, чем в случае со «Шпионом». Вероятно, публика оказалась не совсем готовой к новому типу американского романа.


Действие романа происходит в 1793-1794 годах в посёлке, находящемся у истока Саскуиханны из озера Отсего, то есть в тех местах, где Купер вырос, и в то время, когда ему было 4-5 лет. Книга рассказывает о сложных взаимоотношениях между двумя группами жителей посёлка: с одной стороны - новые поселенцы во главе с судьёй Мармадьюком Темплом, чувствующие себя хозяевами жизни, с другой - люди, которых общество всего лишило: Оливер Эффингем, уверенный, что судья захватил его наследство, старый индеец Джон Могиканин, или Чингачгук, племя которого когда-то владело всеми землями в этом районе (в реальной истории племя могикан владело землями к востоку от реки Гудзон), и охотник Натти Бампо, охотничьи права которого с появлением посёлка оказались ограничены законом.

Здесь снова, как в «Шпионе», используется тема любви между людьми из враждующих лагерей: Эффингем и дочь судьи любят друг друга и в конце книги женятся, а Бампо после смерти Чингачгука уходит на запад в поисках новых земель.


Фенимор Купер. Пионеры, или Источники Сусквеганны. Издательство Молодь, 1957 г.

Д. Ф. Купер. Пионеры, 1957 г.

Джеймс Фенимор Купер. Пионеры, или Источники Сусквеганны, Киев, 1957 г.




РЕЦЕНЗИЯ

...На исходе XVIII-й век, совсем недавно закончилась победой американских колоний война за независимость, юная страна расправляет плечи и хозяйским взглядом окидывает огромные новые территории. Девственная природа содрогается от бодрого стука топоров и ружейной пальбы, в гордом молчании замыкаются исконные обитатели здешних мест индейцы, а охотник-одиночка Натаниэль Б., невзирая на свой почтенный возраст, стремится подальше «от шума городского» - туда, где еще нетронутыми остаются леса, его надежное жилище, поддержка и опора.

Роман Купера с сегодняшней точки зрения наивен и беспримерно пафосен, читать его можно исключительно с легкой снисходительной улыбкой. Зато легко представить, какой ажиотаж книга вызывала в те далекие времена, а особенно во второй половине уже XIX века, какое это было замечательное мальчишечье чтение, как горели глаза и взволнованно бились сердца! Сколько игр «в индейцев» выросло из этих книг, сколько побегов в загадочную далекую Америку планировалось!..

Повествование в «Пионерах» начинается неспешно (а куда спешить на этих великих просторах?), состоит в основном из описаний прекрасно знакомой автору природы северо-западных штатов, из имущественных и «природоохранных» споров персонажей. И лишь после первой трети романа Купер словно спохватывается, что так читатель и заскучать может - и щедрой рукой сеятеля вбрасывает на страницы драматические ситуации, приключения и невероятные совпадения. И во всем этом царит дух игры, все словно немного понарошку, как в дворовых пацанячьих играх: «Давай мы как будто из тюрьмы убежали! А ты заметил и за нами в погоню!..» - особенно это заметно в сцене суда над Натти Бумпо (я читала архаичный перевод 1927 года под редакцией Н. Могучего, в котором фигурируют Елизавета Темпль вместо Элизабет Темпл, Бумпо вместо Бампо, Гирам Дулитль и т.п.), когда судья выражает свое недовольство «фамильярной беседой свидетеля с подсудимым» :) да и во многих других эпизодах - равно комических и героических.

Очень трогательной лично мне показалась своеобразная «семья» в доме судьи Темпля: она состоит из собственно членов семьи, кое-кого из соседей, а также друзей дома и даже случайных знакомых :)) Вот он, настоящий закон фронтира, а вовсе не «стреляй первым» или как еще там.

Приятно удивил тот аспект романа, который сейчас можно назвать экологическим. Здесь и вызывающая сильные эмоции, практически документальная сцена массового избиения голубей (странствующий голубь - одно из животных, напрочь изничтоженных человеком), и внушающие уважение воззрения судьи: Мармадюк Темпль рассуждает совершенно по-современному.

Отлично описаны автором эмоции героев романа: охотничий азарт, бахвальство (особенно этим отличался кузен судьи Ричард Джонсон, уж такой фанфарон и балабол, хоть в Палате мер и весов выставляй… ой, нет: он и этим принялся бы хвастаться!), смертельный страх и уязвлённая гордость, ностальгия по прошлому и замешательство в неловкой ситуации. Невозможно удержаться от смеха, читая о «пиктографии» Бена Помпы (Бенджамена Пенгвильяна) в дневнике его хозяина.

Снимаю шляпу перед мистером Фенимором: он сумел-таки почти до конца романа продержать меня в неведении относительно тайны хижины старого охотника, такой развязки я не ожидала, - и тут же снова высокомерно надеваю: уж больно слащав финал, настоящий сироп, которому тут совсем не место. Возможно, писатель просто не хотел обманывать ожидания своих будущих читателей?..

Несмотря на похвалы, оценка роману невысока: архаичность перевесила, а серьезно отнестись к такому чтению я нынче уже не в состоянии. Считаю, что если «Пионерам» и другим произведениям Джеймса Фенимора Купера в XXI веке суждены дальнейшие переиздания - хорошо бы, чтобы они и впредь сопровождались аутентичными старинными иллюстрациями Генри Брока или Михала Андриолли.

Автор:
Никола Питерский


Опубликовано:
26.4.2019 г.

ОСНОВНАЯ ПЕНТАЛОГИЯ ФЕНИМОРА КУПЕРА О КОЖАНОМ ЧУЛКЕ

Фенимор Купер, Зверобой, или Первая тропа войны, 1954 г.

Фенимор Купер, Следопыт, 1955 г.

Фенимор Купер, Последний из могикан, 1956 г.

Фенимор Купер, Пионеры, или Источники Сусквеганны (Кожаный Чулок), 1957 г.

Фенимор Купер, Прерия, 1958 г.

Зверобой,
или Первая тропа войны, 1954 г.

Следопыт
1955 г.

Последний из могикан
1956 г.

Пионеры,
или Источники Сусквеганны (Кожаный Чулок), 1957 г.

Прерия
1958 г.

Где и как купить контент для сайта

Д. ФЕНИМОР КУПЕР

БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ

ГЛАВНАЯ САЙТА