За выходом альбома последовал продолжительный тур, начавшийся 5.10.1981 в Англии, а закончившийся 17.12.1981 в Японии. Причем уже в феврале 1982 года начались новые гастроли в США. В марте КС несколько раз выступили в Великобритании и принялись за следующий альбом.
Новая пластинка была уникальна уже тем, что её КС записали в неизменном составе. Более того, впервые Фрипп не участвовал в продюсировании, а доверил эту работу Рэтту Дэвису (Rhett Davies), который участвовал в работе над предыдущим альбомом. Звук группы не претерпел серьезных изменений по сравнению с "Discipline", однако теперь КС едва ли стали бы сравнивать с TALKING HEADS. Ритм-секция отошла на второй план, и 2 гитариста определяли звучание всего альбома. Новая работа, вышедшая в июне 1982 года, получила название "Beat" (посвящение поколению битников). Пластинка была менее мелодичной и отчасти даже истеричной, что компенсировалось наличием "Heartbeat", пожалуй, наиболее доступной (впрочем, от этого не менее прекрасной) песней в репертуаре группы.
Критика в целом была благожелательной, но теперь стало доставаться Эдриану Бэлью за вокальные данные. Да и тематика альбома была крайне экзотична для времени расцвета MTV. Зато диск прошел в британские и американские чарты: 39 и 52 места соответственно.
Снова последовали продолжительные турне: в июле по США, в августе – сентябре по Европе в поддержку ROXY MUSIC и сольно. Затем группа взяла паузу до января, когда начались репетиции материала к следующему альбому. Сессии не привели ни к чему. Фрипп впоследствии объяснял это отсутствием единства в группе, которая в большей степени, нежели любой иной состав КС, была содружеством вполне самодостаточных виртуозных музыкантов. Роберт сетовал на то, что предоставленная другим участникам свобода в конечном счете обернулась ограничением свободы его самого. Каждый хотел двигаться в своем направлении, и это порождало неспособность КС как единого целого двигаться вперёд. Творческие противоречия привели к появлению личных трений. Поэтому работу над новым альбомом было решено отложить до лучших времён. На самом деле проблемы появились ещё в конце работы над "Beat", однако тогда разногласия между Бэлью и Фриппом не носили глобального характера, хотя Эдриан и вспоминал о работе над альбомом как о своем самом жутком опыте записи.
Перерыв в деятельности КС позволил музыкантам заняться своими делами: Бруфорд с Патриком Морацом (Patric Moraz) выпустил "Music For Piano And Drums", Бэлью закончил работу над вторым сольным альбомом "Twang Bar King", Фрипп развивал сотрудничество с Энди Саммерсом, начавшееся ещё весной 1982 года (дуэт выпустил 2 студийных альбома: "I Advance Masked" и "Bewitched"), а Тони Левин и так был занят (достаточно вспомнить, что всё это время он не прекращал сотрудничать с Гэбриэлом).
Однако уже осенью 1983 года музыканты в достаточной мере отдохнули друг от друга, чтобы повторить попытку совместной работы. 15.02.1984 года выходит новый сингл "Sleepless", получивший отличные рецензии в "Melody Maker", "Sounds" и "Music Week". Более 120 радиостанций включили песню в плэй-лист. Лонгплэй "Three Of A Perfect Pair" вышел в марте 1984 года, вновь порадовав стабильностью состава. На этот раз музыканты решили разделить песни и инструментальные композиции, поэтому 1-ая сторона пластинки была отдана под доступные вокальные композиции, а 2-ая – под инструменталы. Реакция на диск была неоднозначной: кто-то хвалил группу, ставя её в пример мастодонтам, типа YES, кто-то ругал, не понимая, как можно записывать что-то типа "Dig Me", когда на дворе 80-ые, и у каждой песни должны быть начало, припев и финал. Тем не менее, в чарты пластинка попала с весьма неплохим результатом: 30-ое место в Англии и 58-ое в США.
В апреле с концерта в Токио начался тур, закончившийся феерическими выступлениями в канадском Монреале в июле. С "Three Of A Perfect Pair" Фрипп отчасти повторил прием, использованный на "Red". Дабы объединить новый (и, очевидно, уходящий) состав КС с предыдущими требовалось некое связующее звено. Если на "Red" таким звеном стал Йэн Макдоналд, то теперь им стало появление композиции под названием "Larks’ Tongues In Aspic, Part III". Отныне квартет стал полноправной частью славной истории КС. Без специальных заявлений для прессы, взаимных обвинений и т.п. группа вновь прекратила существование, и как казалось тогда, навсегда.
GET CRAFTY!
По завершении тура с Энди Саммерсом, у Роберта Фриппа не осталось невыполненных обязательств перед лэйблом, да и конкретных планов тоже не было. Он был избран президентом CSCE (Claymont Society for Continuous Education), общества, основанного Беннеттом незадолго до кончины. Дважды Роберт отвечал отказом на предложение провести семинары по музыке, однако на третий раз, согласился. Это стало началом Guitar Craft, ещё одного детища Фриппа, не менее любимого, чем КС.
Неверно было бы полагать, что Guitar Craft – просто некая школа для гитаристов, основанная Фриппом (студентам GC вовсе необязательно уметь играть на гитаре на момент поступления, напротив, имеющийся опыт зачастую лишь мешает). Главные задачи курса состоят в развитии отношений с гитарой, развитии отношений с музыкой и, наконец, развитии отношений с самим собой. Таким образом, цель курса заключалась не только в повышении мастерства, но и в персональном развитии студента. CG стал источником множества афоризмов, таких как «решение изменяет мир», «художник – это мост между возможным, невозможным и существующим», «музыка меняется, когда люди слышат её», «исполнитель не может скрыть ничего, даже саму попытку скрыть что-то» и пр.
В музыкальном плане важно отметить, что GC использовался и используется Робертом по сей день для пропаганды Нового стандарта настройки (New Standard Tuning или NST), при котором гитарный строй выглядит так: Ми(6)-Си(5)-Фа(4)-До(3)-Соль(2)-Си(1), т.е. четыре нижние струны настроены как у скрипки. Роберт впервые опробовал NST в 1983 году, а с 1984 года полностью на него перешёл. Кстати, по словам Фриппа, идея создания нового стандарта посетила его в сауне.
Выпускники Guitar Craft, в том числе Трей Ганн (Trey Gunn) (13.12.1960) стали основой нового музыкального проекта Роберта THE LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS, просуществовавшего с 1986 по 1991 годы и реанимированного в 2002 году. Музыка Лиги была чересчур академична для 80-ых: ещё бы, более десятка музыкантов на акустических гитарах виртуозно исполняли весьма сложные композиции собственного сочинения и аранжировки произведений Баха.
Впрочем, нельзя сказать, что Фрипп занимался исключительно GC: в тот период времени он принял участие в записи альбомов старого друга Кита Типпетта, вместе с экс-коллегой по КС Мэлом Коллинзом работал над великолепной пластинкой Дэвида Силвиана (David Sylvian) "Gone To Earth". Помимо сотрудничества с Силвианом было и совместное творчество с собственной супругой Тойей Уилкокс (Toyah Wilcox): сперва альбомы "The Lady Or The Tiger?", "Desire" и "Prostitute", а затем создание полноценного проекта SUNDAY ALL OVER THE WORLD, выпустившего в 1991 году пластинку "Kneeling At The Shrine". Примечательно, что в записи данного диска также принимал участие Трей Ганн, к тому времени благополучно сменивший акустическую гитару на стик. Сочетание стика и гитарных соло Роберта Фриппа вызывало устойчивые ассоциации с музыкой KING CRIMSON, что неудивительно, поскольку Роберт уже всерьёз размышлял о способе вернуть группу к жизни.
Более того, на тот момент Фрипп провёл серьёзную работу по подготовке к выходу бокса из 4 дисков "The Essential King Crimson: Frame By Frame", который охватывал всю историю группы с момента создания, и помимо студийных версий (частично отредактированных) содержал диск с концертными записями. Примечательно, что бас Гордона Хаскелла был перезаписан Тони Левином, а вокал на "Cadence & Cascade" теперь принадлежал Эдриану Бэлью. В дополнение был выпущен сэмплер "The Abbreviated King Crimson: Heartbeat", изначально предназначенный для радиостанций. Следом вышел концертный бокс "The Great Deceiver. Live 1973-1974", представлявший состав Бруфорд / Фрипп / Кросс / Уэттон во всей красе.
Во время подготовки "Frame By Frame" Роберт впервые за несколько лет вновь работал в студии с Эдрианом и Тони. Оба музыканта изъявили желание возродить группу, в частности, Левин заявил, что «трёхлетний перерыв – это нормально, но семь лет – как-то уж слишком долго». Однако конфликт с лэйблом E’G, представлявшим КС ещё с 1969 года, из-за невыплаченных роялти от продаж альбомов (фактически деньги были выведены из компании для покрытия убытков менеджеров E’G в страховом бизнесе и недвижимости) затруднял возможное воссоединение. Судебный спор не только отнимал массу времени, но и усугубил финансовые проблемы Роберта (для организации европейского тура Лиги ему даже пришлось распрощаться с частью коллекции гитар). Однако были и положительные стороны: для суда Фриппу нужны были доверенности от всех музыкантов, когда-либо игравших в КС. Поэтому благодаря нечистоплотности руководства E’G были восстановлены отношения между экс-коллегами, не общавшимися 10 и более лет. Вторым важным событием стало решение о создании собственной звукозаписывающей компании: небольшой, мобильной и ориентированной на интересы музыкантов.
Вместе Ганн и Фрипп приняли участие в записи очередного сольника Тойи "Ophelia’s Shadow", кроме того, был создан The Robert Fripp String Qiuntet, помимо Ганна и Фриппа включавший ещё трёх выпускников Guitar Craft: Берта Ламса (Bert Lams), Хидейо Морийа (Hideyo Moriya) и Пола Ричардса (Paul Richards), с 1991 года выступавших под названием CALIFORNIA GUITAR TRIO. Квинтет стал своеобразным мостом между акустическим звучанием LoCG и предстоящим возвращением КС: Трей Ганн управлялся со стиком, а Фрипп продемонстрировал новую версию «фриппертроники», тогда ещё не получившую официальное название "soundscapes". В 1993 году был выпущен замечательный диск "The Bridge Between" (название говорит само за себя).
DRIVE TO DOUBLE TRIO
Следующим шагом к воскрешению КС стала запись альбома "The First Day" с Дэвидом Силвианом. На протяжении всей пластинки грядущее возрождение группы даёт о себе знать: таких соло от Роберта поклонники ждали без малого 20 лет! Характерно, что помимо Силвиана и Фриппа соавтором почти всех композиций выступил Трей Ганн. Сформировавшийся дуэт приступил к концертной деятельности, помимо новых композиций разбавив репертуар старыми работами Силвиана. Для живых выступлений были также приглашены бывший участник MR.MISTER барабанщик Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto) (10.09.1955) и гитарист Майкл Брук (Michael Brook). По итогам тура были выпущены диск "Damage" и видео "The Road To Graceland". По мощи живых выступлений сформировавшаяся группа ничем не уступала КС, да и материал, написанный триумвиратом Силвиан / Фрипп / Ганн, был великолепен. Впрочем, Дэвид Силвиан остался не слишком доволен работой, полагая, что авторитет Роберта Фриппа не позволил добиться правильного звучания (Роберт, напротив, всегда с большим энтузиазмом отзывался о работе с Дэвидом).
Тем временем, новый состав КС приобретал всё более чёткие очертания: Эдриан Бэлью, Трей Ганн, Роберт Фрипп, Тони Левин, Пэт Мастелотто и Джерри Маротта (последний, кстати, работал и над "The First Day"). По результатам сессий с Ганном и Мароттой, состоявшихся в апреле 1993 года, Роберт сообщил журналу Rolling Stone, что новые КС будут «жёстче и роковее», чем когда-либо. Впрочем, к записи планировалось приступить лишь в 1994 году, т.к. Тони Левин и Маротта были заняты в туре Гэбриела. Однако Ганн и Фрипп не теряли времени даром: помимо тура с Силвианом, они записались для великолепного альбома Тони Чайлдс (Toni Childs) "The Woman’s Boat". Роберт также поучаствовал в записи блестящего сольника Джона Уэттона "Battle Lines" (первоначально изданного как "Voice Mail"), а ещё Фрипп и Мэл Коллинз вместе приняли участие в работе над диском "Flowermouth" гениального проекта Стива Уилсона (Steve Wilson) NO-MAN.
Надо сказать, что ни один из участников квартета образца 80-ых не сидел, сложа руки в ожидании реформации: Эдриан Бэлью записывался с Лори Андерсон (Laurie Anderson), Полом Саймоном (Paul Simon), Майком Олдфилдом (Mike Oldfield), снова съездил в тур с Дэвидом Боуи, выпускал сольные пластинки (причём, "The Young Lions" при участии того же Боуи) и основал THE BEARS. Тони Левин продолжал работу с Питером Гэбриелом, писался с Бонни Тайлер (Bonnie Tyler), Ричардом Томпсоном (Richard Thompson), Энди Саммерсом, PINK FLOYD, DIRE STRAITS, Брайаном Ферри, YES и Дэвидом Торном (David Torn).
С Торном (равно как и с YES) в то же время сотрудничал и Билл Бруфорд. Билл сумел реализовать свою любовь к джазу, создав EARTHWORKS. Помимо этого, он вместе с экс-коллегами по YES Стивом Хау (Steve Howe), Риком Уэйкманом (Rick Wakeman) и Джоном Андерсоном (Jon Anderson) записал диск, дал серию концертов, чтобы потом влиться в расширенный состав YES, выпустив альбом "Union". Тур, посвящённый выходу указанной пластинки, поставил точку в отношениях Билла с группой, из музыки которой он вырос почти 20 лет назад. Положительным моментом стало то, что из YES Бруфорду вновь захотелось уйти в KING CRIMSON. Поэтому уже 7.01.1994 года Фрипп принял решение вместо Джерри Маротта позвать в «двойное трио» Билла. А 4.05.1994 новый состав приступил к записи.
VROOOM VROOOM
Миниальбом "VROOOM" вышел в ноябре 1994 года на лэйбле Discipline Global Mobile (DGM), которому отныне принадлежала честь заниматься изданием музыки, связанной с KC. На тот момент, новый состав уже дал серию аншлаговых выступлений в Аргентине, изданных позже в виде двойника "B’BOOM. Official Bootleg - Live In Argentina 1994". Кроме того, с сентября по декабрь на студии REAL WORLD Питера Гэбриела был записан полноценный альбом "Thrak", частично, впрочем, содержащий материал с "VROOOM". Пластинка вышла в апреле, и получила немало тёплых отзывов в прессе, но главное – не было предела восторгу фанатов группы. Пожалуй, впервые за много лет и поклонники первого состава, и фэны группы периода 80-ых приняли новый релиз «на ура». Несмотря на то, что 2/3 музыкантов новой инкарнации КС играли вместе с 1981 года, едва ли музыку "Thrak" кто-то стал бы сравнивать с TALKING HEADS. С первых аккордов "Vrooom" было понятно, что у "Red" появился младший брат. А сколько лет прошло с тех пор, как Роберт Фрипп последний раз играл на меллотроне?! Да и главный рифф "Dinosaur" до боли напоминал "Circus". Впрочем, группу трудно было упрекнуть в ретро-звучании, несмотря на обилие цитат и отсылок к собственному прошлому, альбом звучал очень современно.
Концертные выступления, как и всегда, были крайне важны для группы: на этот раз КС смогли совместить наследие 70-ых (снова появились импровизации, в сет-лист вернулась "The Talking Drum", более того несколько раз исполнялась "21st Century Schizoid Man"!) и 80-ых. Наличие собственного лэйбла позволило группе издать альбом, состоявший исключительно из импровизационных фрагментов, записанных во время тура. "THRaKaTTaK" был весьма неудобоваримым музыкальным продуктом, но зато позволял открыть малоизученную сторону «двойного трио».
Последнее выступление в рамках мирового турне состоялось 26.08.1996 года в Филадельфии, после чего последовала пауза. Роберт посвятил её дальнейшему развитию DGM (в частности, был выпущен концерт THE LEAGUE OF GENTLEMEN 1980 года), кроме того, параллельно с работой в КС, он выступал сольно с «саундскейпами», которые также издавались через DGM. А главное, был подготовлен архивный релиз – "Epitaph", состоявший из выступлений оригинального состава 1969 года на ВВС и в США (расширенное издание включало ещё 2 диска с записями из Пламптона и Честерфилда, но худшего качества). Следующим архивным изданием должен был стать концерт в Амстердаме 1973 года (вышел в ноябре 1997 года). Фрипп записался на сольных альбомах бывших коллег Дэвида Кросса ("Exiles") и Джона Уэттона ("Arkangel"), а Бэлью возродил THE BEARS.
В мае 1997 года шестеро участников КС собрались в Нэшвилле, чтобы приступить к работе над новым материалом, однако полученный результат едва ли соответствовал понесённым затратам (в т.ч. финансовым). Наработанного материала, по мнению Фриппа, было недостаточно для нового альбома (Бруфорд полагал иначе), и музыканты разъехались по домам. Спустя недолгое время, Роберт нашёл способ сохранить группу и искать новые пути её развития: фрактализация.
THE PROJEKCTS
Идея заключалась в том, чтобы музыканты «двойного трио» попробовали играть меньшим составом в различных комбинациях. Дополнительным плюсом было то, что работа в данном формате освобождала музыкантов от груза ответственности, неизбежного, выступай они под именем KING CRIMSON. На декабрь была запланирована серия концертов в составе Билл Бруфорд, Трей Ганн, Тони Левин и Роберт Фрипп. Данный состав получил название PROJEKCT ONE (P1). Однако неожиданно его опередил другой «проеККт»: Эдриан Бэлью приобрёл установку VDrum компании Roland для своей домашней студии. Роберт Фрипп, гостивший у Эдриана в то время, вызвал Ганна, и PROJEKCT TWO (P2) явился на свет. Изначально речь шла лишь о репетициях и обкатке пары идей, но трио за несколько дней записало 6 часов материала, часть которого вошла на двойной CD "Space Groove". Музыка «проеККта» была весьма неожиданной для поклонников КС – сравнить её с чем-либо ранее записанным, включая радикальный "THRaKaTTaK", было нельзя. Один из слушателей предложил термин «спэйс фьюжн», который так и закрепился за P2. Но самое интересное, что роль Бэлью ограничилась игрой на вышеназванной электронной ударной установке, ни гитары, ни вокала… Почти сразу после записи "Space Groove" Ганн и Фрипп отправились в Лондон, где в "Jazz Cafe" дебютировал Р1. Перед концертом квартет не репетировал, только настроил оборудование. В результате музыканты оказались в ситуации, близкой к дебюту 1972 года, когда недостаток материала вынудил тогдашний состав импровизировать. Кстати сказать, Р1 чем-то напомнил импровизации тогдашних КС, но было и что-то новое в звучании, ранее для группы нехарактерное. Более того, именно Р1 позволил аудитории оценить, что именно делает Трей Ганн в группе. Что до Бруфорда, использовавшего ксилофон и акустическую установку, то это выступление стало его лебединой песней в качестве участника КС (хотя ещё долгое время его новые диски выходили на DGM, а он регулярно появлялся на концертах группы в качестве зрителя).
Р1 не получил дальнейшего развития, зато к активной концертной деятельности приступил Р2. Живьём трио было ещё интереснее, чем в студии, причём дело не только в том, что музыканты освоились на новой территории – материал стал более серьёзным, лучше структурирован и в большей степени походил на продукцию КС, нежели "Space Groove" (появилась "Deception Of The Thrush"). Добавьте к этому эксперименты Эдриана с трип-хоповыми ритмами, адаптированные под новый формат "Vrooom" и "21st Century Schizoid Man" – всё это делало концерты Р2 весьма интригующими.
Следующим на очереди должен был стать PROJEKCT THREE (P3), в состав которого входили Ганн, Фрипп и Пэт мастелотто, однако к трио присоединился Тони Левин, и дебют этого «проеККта» был отложен. Так PROJEKCT FOUR (P4) опередил Р3. На концертах данного состава продолжился поиск нового материала и звучания, однако и уже найденные вещи продолжали доводиться до ума. "Deception Of The Thrush", "Light ConstruKction", "Heavy ConstruKction" хотя и были сочинены Р2, значительно эволюционировали. Звук стал богаче и ещё в большей степени соответствовал имиджу КС, но были и минусы – формат трио явно больше подходил для импровизационной музыки, нежели квартет. Однажды Тони Левин просто прекратил играть, не зная, каким образом вписаться в звуковой ландшафт, создаваемый оставшейся троицей.
Р3 стал, пожалуй, наиболее зрелым из всех «проеККтов»: уже имелся и материал для выступлений, да и репетировать более не возбранялось. Очевидно, что Фрипп был доволен своим учеником, однако и роль Мастелотто возрасла. В дневнике Роберт писал: «Пэт не перестаёт поражать меня: он постоянно двигается вперёд». Пэт и Трей играли как единое целое, являя собой куда больше, нежели просто ритм-секцию. В сет-листе помимо ставших фаворитами "Deception…" и обеих версий "ConstruKction" появляются новые композиции.
Тем временем, Бруфорд и Левин создали собственный проект BRUFORD LEVIN UPPER EXTREMITIES, куда пригласили гитариста Дэвида Торна и трубача Криса Ботти (Chris Botti), активно сотрудничавшего со Стингом (Sting). Вновь образованный квартет дал серию концертов и выпустил на DGM великолепный студийный альбом, впрочем, куда более ожидаемый в плане звучания, нежели любой из «проеККтов».
Кстати, одновременно со всем вышеописанным «проеККтированием» Фрипп продолжил выпускать архивные записи КС разных лет, наиболее ценными из которых являются записи периода 1971-1972 г.г., поскольку "Earthbound" ни в коей мере не даёт адекватного представления о том, как хорош был этот состав живьём. Да и выпущенные концерты 80-ых годов тоже не разочаровали поклонников группы. Кроме того, Фрипп выложил Интернет концерт КС в Мехико-Сити, который на протяжении нескольких месяцев мог скачать любой желающий.
THE CONSTRUKCTION OF LIGHT
В июне 1999 года появилась информация о том, что начата работа над новым студийным альбомом KING CRIMSON. Тогда же становится известно, что ни Тони Левин, ни Билл Бруфорд не войдут в состав группы. Если отсутствие Тони объяснялось занятостью последнего - на это время было запланировано мировое турне Сила (Seal), то неучастие Билла объяснялось его приверженностью к традиционным акустическим ударным установкам, в то время как Фрипп таковых в новой музыке КС не видел. Впрочем, Роберт заявил, что оба музыканта могут вернуться в группу, когда пожелают, двери для них открыты всегда. Эдриан Бэлью заявил о своём уходе из группы, если в неё не вернутся Бруфорд и Левин, однако после обстоятельного разговора с Робертом передумал.
В то же время менеджмент Грега Лэйка усиленно продвигал идею воссоединения оригинального состава КС для юбилейного тура, посвящённого 30-летию группы. Роберт Фрипп исключил возможность своего участия в подобных ностальгических мероприятиях, заявив, впрочем, что не будет возражать, если его экс-коллеги пригласят, например, Стива Хаккета (Steve Hackett) и отправятся с концертами под названием KING CRIMSON 1969 или чем-то подобным. Лэйк счёл такой вариант недостаточно заманчивым с финансовой точки зрения и отказался от идеи. Оставшиеся участники спустя некоторое время создали 21st CENTURY SCHIZOID BAND, группу, блестяще исполнявшую классический материал КС, и получившую полную поддержку Роберта. В состав «Шизоидов» вошли Йэн Макдоналд, Мэл Коллинз, Майкл и Питер Джайлзы и зять Майкла Джакко Джэкжик (Jakko Jakszyk). Позже Майка Джайлза сменил Йэн Уоллес, смерть которого положила конец проекту (в наследство осталось лишь несколько замечательных концертных записей).
Тем временем, изданный в 2000 году диск "The ConstruKction Of Light", в отличие от предшественника, вызвал очень неоднозначные отклики. Несмотря на то, что в нём сочетались как находки «проеККтов», так и музыка КС 80-ых и даже 70-ых (появилась очередная часть "Larks’ Tongues In Aspic" и "FraKctured", явное продолжение "Fracture"), мелодизма новой работе не хватало. Зато в избытке было математически выверенных аккордов и безупречного исполнения. Пожалуй, лишь величественно-трагичная "I Have A Dream", завершавшая альбом, соответствовала в полной мере уровню группы (несмотря на коробящее упоминание среди человеческих трагедий событий в Косово – настоящая трагедия началась там уже позже стараниями земляков Эдриана). Кстати сказать, текст песни никогда не нравился Роберту, и его усилиями во время концертных выступлений данная композиция со временем превратилась в инструментальную коду. После выпуска студийного альбома осталось немало материала, который квартету было жаль оставлять «за кадром», но в то же время он никак не подходил для "ConstruKction Of Light". Эта музыка была выпущена на диске PROJEKCT X "Heaven & Earth".
Концертный дебют квартета состоялся в мае 2000 года в Нэшвилле. На этот раз из репертуара КС практически полностью исключили материал, написанный до 90-ых г.г. (лишь "Three Of A Perfect Pair" исполнялась Бэлью ближе к концу концерта в одиночестве). Базировалось выступление на композициях с "Thrak" и последнего альбома, однако в конце зрителей ждал сюрприз: "Heroes" Дэвида Боуи, благо оба гитариста исполняли её (один в оригинале, другой в турне с Дэвидом). Стоит также отметить исполнение "Cage", которая в новой аранжировке зазвучала лучше оригинала.
Предполагалось, что к окончанию тура в полную меру заработает King Crimson TV, Интернет-сайт, через который можно будет приобретать видео- и аудио-записи концертных выступлений. Однако идея не получила развития, лишь несколько лет спустя реформа DGM привела к появлению DGMLive, через которую можно приобрести выступления группы (в т.ч. неиздававшиеся ранее на CD) в форматах flac и mp3. По результатам тура вышел тройной концертный альбом "Heavy ConstruKction".
НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Квартет продолжил работу над новым материалом, результатом чего стал выход миньона "Level Five". Предположить, что группа за какой-то год способна на такой прогресс, было почти невозможно. "Dangerous Curves" и "Virtuous Circle", хотя и являлись прямым продолжением наработок «проеККтов», значительно превосходили практически всё, что было создано музыкантами за предшествующие 3-4 года. "Level Five", в свою очередь, продолжала традиции КС 70-ых, и в большей степени походила на "The ConstruKction Of Light". 9.11.2001 состоялся дебютный концерт в рамках "Level Five Tour", и стало понятно, что живьём квартет больше не уступал ни одному из канонических составов КС. Группа чувствовала себя уверенно, исполняя как новейший материал, так и классику ("Red", "Thela Hun Ginjeet" или "Elephant Talk").
В 2002 году на прилавках появился ещё один релиз КС, предваряющий выход полноценного альбома – это "Happy With What You Have To Be Happy With". Направление, заданное предыдущим миньоном, сохранилось, и прибавилось влияние агрессивных американцев TOOL, концерты которых открывали КС в 2001 году. Стоит отметить и изящную балладу "Eyes Wide Open", которая была представлена на пластинке в акустической версии.
"The Power To Believe", вышедший в 2003 году, стал новой вершиной, покорённой квартетом. Несмотря на то, что материал частично уже был знаком аудитории, альбом получился неожиданным и практически безупречным.
Новое турне, в рамках которого КС впервые посетили Россию, закрепило репутацию квартета даже в глазах самых упёртых поклонников состава 72-74 г.г., да и от ностальгии по Бруфорду и Левину не осталось и следа, настолько великолепны были Мастелотто и Ганн.
Однако в ноябре 2003 года поклонников группы потрясла новость об уходе Трея Ганна из КС. Это было тем невероятнее, что Уорр-гитара последнего стала одной из важнейших составляющих нового звучания группы.
THE RETURN OF THE CRIMSON KING
По завершении тура в поддержку "The Power To Believe" музыканты занялись своими проектами. Бэлью, а затем и Фрипп последовательно «засветились» в качестве гостей на пластинках PORCUPINE TREE, Роберт возобновил сольные выступления с «саундскейпами», выпустил новый диск с Брайаном Ино и активизировал свою работу в Guitar craft. Пэт Мастелотто (помимо участия в многочисленных проектах, в числе коих работа с FLOWER KINGS) вместе с Ганном создали TU, экспериментальный дуэт, звучащий как полноценная группа. Планировалось, что TU будет приглашать других музыкантов для совместных импровизированных выступлений (благо опыт у дуэта имелся колоссальный). Наиболее удачным стало сотрудничество с безумным финским аккордеонистом Киммо Похйоненом (Kimmo Pohjonen), теперь проект существует на постоянной основе и называется KTU.
Трей занялся написанием музыки к фильмам, выступил пару раз на концертах Инны Желанной, создал мультимедийный проект QUODIA и присоединился к супер-группе Эдди Джобсона UKZ.
Уже весной 2004 года Роберт Фрипп заявил, что в группу возвращается Тони Левин. Однако вновь продолжительное турне с Питером Гэбриэлом помешало началу активной деятельности этого состава, хотя несколько сессий в Нэшвилле состоялись в том же году. Была попытка пригласить в группу Мэла Коллинза, существуют даже записи каких-то репетиций, однако развития эта идея не получила.
Только в 2007 году из интервью Бэлью, а затем и Пэта стало известно, что в 2008 планируется возрождение КС. Публика была заинтригована информацией о том, что в группе появится второй барабанщик. Несколько месяцев поклонники гадали, кто же это будет. Оказалось, что дружба со Стивом Уилсоном не прошла для Роберта и Эдриана даром – отныне Гэвин Харрисон (Gavin Harrison) будет барабанщиком сразу двух великих групп. Совместная работа Гэвина и Пэта во время репетиций оставила Фриппа весьма довольным. Тур начнётся в августе 2008 года.
В январе 2009 года KING CRIMSON исполнится 40 лет, к юбилею живые и ныне здравствующие участники группы (включая Джэми Мюира, давно променявшего музыку на живопись) совместно запишут новую версию "21st Century Schizoid Man". И несмотря на то, что Роберт Фрипп всё чаще говорит о необходимости свести к минимуму концертную деятельность группы, есть все основания надеяться, что новой музыки, которую могут создавать только KING CRIMSON, будет ещё немало.
|