"Earthbound" - первый концертный альбом известной британской прог-рок-группы "King Crimson". Представляет собой фрагменты выступлений группы на зимних 1972 года гастролях в США в поддержку студийного альбома "Islands" (1971 г.). Так как альбом записывался на кассету, то и качество его было плохим, причем настолько, что американский лейбл "Atlantic" не стал выпускать этот альбом. Он вышел только на лейбле "Islands" в странах Европы и в Новой Зеландии 6 июня 1972 года, а в 1973-м - в Австралии. Позже его выпуском занялся лейбл "Polydor" (1977-1980 гг.), а через некоторое время - и многие другие лейблы.
После неудачного тура по США в конце 1971-го поэт и, по совместительству, концертный осветитель Питер Синфилд покинул King Crimson. Однако контракт группы предполагал ещё несколько выступлений в Америке. Следующей весной "King Crimson" были вынуждены опять отправиться в Америку. Партии синтезатора VCS3, прежде исполняемые Питером, были отданы новичку Хантеру Макдоналду.
Поездка принесла новые потери. Почувствовав неизбежную кончину «Алого короля», трое участников "KC" - саксофонист Мел Коллинз, барабанщик Йен Уоллес и поющий бас-гитарист Боз Баррeл - после тура присоединились к проекту "Snape" блюзмена Алексиса Корнера (в своё время «открывшего» талант вокалиста "Led Zeppelin" Роберта Планта). Гитарист Роберт Фрипп остался единственным действительным участником "King Crimson", группа фактически распалась. Или нет?
Уход Синфилда доказал, что "KC" - коллектив одного человека - Фриппа. Все остальные роли при дворе «алого короля» второстепенны, исполнить их могут любые талантливые «статисты». Набор нового состава "King Crimson" продлился весь год. Чтобы напомнить публике о существовании группы, из записей весенних американских концертов Фрипп собрал альбом - буквально по одной песне с каждого концерта. Тот тур сопровождал выход «земного» студийника «Islands» и, соответственно, был назван «Earthbound» - «Земной». Такое же заглавие получил концертник.
Пресса восприняла релиз в целом благосклонно, поскольку сочла его «лебединой песней» группы. И потом, в Англии пластинка вышла в рамках бюджетной серии Island HELP и стоила всего 1,35 ф. ст. (предыдущий «Islands» отпускался по 2,15 ф. ст.), что подстегнуло продажу.
Коллаж концертных фото "King Crimson". Использованы буклеты переиздания «Earthbound» 2002-го года, а также коллекционного сборника «Ladies of the Road: Live 1971-1972». Рубиновый свет, заливающий сцену, - неизменный атрибут ранних шоу "King Crimson". Слева направо: Мел Коллинз (саксофон), Боз Баррел (бас-гитара, вокал), Йен Уоллес (барабаны), Роберт Фрипп (гитара).
Хантер Макдоналд записывал выступления на дешёвую кассетную плёнку. Именно эти плёнки были использованы при подготовке «Earthbound», отчего качество звучания пластинки соответствовало уровню пиратской концертной записи, а не официального концертного альбома. Шума толпы на записи нет (зачастую даже в перерывах между треками), однако присутствуют нежелательные хрипы в моментах, когда микрофон перегружается громкостью.
Лэйбл Atlantic, занимавшийся дистрибуцией творчества "King Crimson" в Штатах, отказался выпускать альбом на западной стороне Атлантики ввиду низкого качества записи. Дефицит породил спрос, в результате «Earthbound» оставался в США дорогостоящим раритетом вплоть до выхода концертника на CD в 2002-м. По настоянию Фриппа, качество звука тогда улучшено не было.
В том же 2002-м увидел свет двухдисковый сборник «Ladies of the Road: Live 1971-1972», основанный на записях, сделанных ещё Питером Синфилдом. Сборник был призван заместить тёмное пятно в дискографии группы, его звучание соответствовало солидному статусу "King Crimson".
Группа пошла навстречу консервативным фанатам лишь в 2017-м, когда пересведённая и расширенная версия «Earthbound» поступила в продажу на четырёх дисках.
Peoria, parts 2 & 3. Бесхитростный фанковый джем, исполненный единожды на концерте в городе Пеория, условно может быть разбит на три части: в первой - занимающей почти половину - звучит импровизация Мела Коллинза на саксофоне; далее следует джазовый скэт (музыкальный синоним бормотания) от Боза Баррела - и, наконец, отрывистая ритм-гитара Фриппа. Пьеса совсем не похожа на творчество "King Crimson", но определённую энергетику она имеет.
Earthbound, part 2. Второй уникальный трек с альбома представляет собой ещё один импровизационный номер, но сыгранный уже на концерте в Орландо. Ощущение живого фанковского грува в ритм-секции напоминает всё ту же «Peoria» и вряд ли понравится фанатам номерных альбомов "King Crimson". Особенную же ценность представляет узнаваемое гитарное соло Фриппа в финале композиции, которое знаменует возвращение к классическому звучанию "King Crimson" - редкое по меркам альбома явление.
Автор:
Михаил Белоногов
(19.5.2018 г.)
Источник:
Классика прогрессивного рока
Опубликовано:
11.11.2018 г.
|