Об альбоме группы King Crimson ISLANDS, 1971

Об альбоме группы King Crimson
ISLANDS, 1971 г.
Рок-энциклопедия


Альманах «Классика прогрессивного рока»
№ 3, март 2018 г.


Рецензия на альбом

НА ЗАРЕ ПРОГ-РОКА:
ОГОНЬ, ВОДА, ВОЗДУХ И ЗЕМЛЯ


В начале 1971-го перед "King Crimson" встала задача поиска новых вокалиста, барабанщика и бас-гитариста. Вопрос с вокалистом решился легко: Боз Баррелл, принимавший участие в создани альбома Centipede «Septober Energy» (а в 1968-м, совместно с будущими музыкантами "Deep Purple" даже записавший сольный сингл под именем Boz), изъявил готовность посотрудничать с гитаристом Робертом Фриппом в рамках его рок-проекта.

Энди Маккалох не сработался с группой, за барабанной установкой его сменил Йен Уоллес, начинавший карьеру в The Warriors вместе с вокалистом "Yes" Джоном Адерсоном. В то время Йен жил в квартире клавишника "Emerson, Lake & Palmer" Кита Эмерсона вместе с Маккалохом, его кандидатура казалась естественной. Колледжский приятель Фриппа Джон Уэттон, игравший на электрооргане в ранних группах Грега Лэйка, предложил свои услуги в качестве бас-гитариста. Однако Баррел уже начал осваивать инструмент сам.

Спустя годы неприкаянность альбома «Islands» в общей дискографии "King Crimson" бросается в глаза: предшествовала ему трилогия, изданная отдельным бокс-сетом «The First Three» в 1993-м; следом шла ещё одна трилогия, выпущенная самостоятельным сборником уже в 2016-м. «Islands» же оказался безликим мостиком между старым и новым творчеством "KC".

С другой стороны - если вспомнить теорию четырёх стихий, ставшую лейтмотивом «In the Wake of Poseidon», всё становится на места: дебют был огнём, дальше следовали вода и воздух - прямо по курсу земля.


King Crimson в 1971-м году. Рецензия на альбом. Рок-энциклопедия


"King Crimson" в 1971-м. Фотография из гримёрки франкфуртского клуба Zoom Club. В середине нулевых записи всех четырёх концертов, сыгранных тогда в этом клубе, начали продаваться через официальный сайт группы. Слева направо, верхний ряд: Мел Коллинз (саксофон, флейта), Йен Уоллес (барабаны), Роберт Фрипп (гитара, меллотрон); нижний ряд: Питер Синфилд (лирика), Боз Баррел (вокал, бас-гитара). Фотография оцветнена.

В Англии «Islands», как и вся предыдущая дискография KC, вышел на лэйбле Island Records, однако причиной названия послужило вовсе не это. Песни с альбома посвящены путешествиям - по дорогам, по морям, по скалистым уступам. Где же ещё петь оду путешествию, как не на покорённом острове? Синфилда увлекла эта тема, когда он отдыхал в Испании на Балеарских островах.

На обложку европейского издания альбома была вынесена предоставленная Институтом Карнеги космическая фотография Трёхдольной туманности, символизировавшая «небесное море» (образ из текста финального эпика). В 1967-м туманность промелькнула в кадре телесериала «Звёздный путь» и обрела некоторую популярность. Сегодня туманность безусловно ассоциируется с «Islands».

Обложка альбома ознаменовала отход "King Crimson" от традиции размещения картин художников на конвертах пластинок. Но произошло это только в Европе. На американские и канадские издания попал рисунок трёх островков (один спереди, два сзади), выполненный лично Синфилдом. Долго этот вариант не просуществовал: сегодня обложка с Трёхдольной туманостью имеет международную узнаваемость.

После записи «Островов» группа ощутила достаточную уверенность для проведения очередного американского турне. В ходе поездки по США Фрипп почувствовал, что не может больше работать с Синфилдом. «Я или он?» - спросил он у других участников. Те выбрали Роберта, в начале 1972-го было объявлено об уходе Питера из "King Crimson". Так группа осталась без сооснователя.



"Ladies of the Road". Запоминающаяся песенка удивила критиков смелой лирикой. Текстовик Питер Синфилд без затей делится историями «побед» над фанатками, сопровождающими группу. Можно назвать «Ladies of the Road» откровенной версией «Cadence and Cascade». Глядя на название, трудно не вспомнить известный анекдот: то ли леди, то ли ляди... Музыка песни - вероятная отсылка к творчеству The Beatles: в здесь мелодия «Michelle» переплетается с ритмом «Come Together», а к голосу Баррела присоединяется вся группа.

"Prelude: Song of the Gulls". Инструментальный номер, готовящий слушателя к десятиминутному эпику «Islands» (назван он в честь альбома или альбом в честь эпика - не ясно), позволяет оценить мастерство Фриппа во владении меллотроном, который заменил группе симфонический оркестр. Наблюдательные слушатели заметили, что корни «Песни чаек» - во второй части инструментальной пьесы Giles, Giles & Fripp «Suite No. 1». Но если короткая часть длилась от силы полторы минуты, то в новой версии музыкальная тема развернулась на полную.


Автор:
Михаил Белоногов
(24.3.2018 г.)


Источник:
Классика прогрессивного рока


Опубликовано:
11.11.2018 г.



Islands ~ 1971 ~ King Crimson
Автор музыки: Роберт Фрипп, автор текстов Питер Синфилд
Хронометраж композиций взят с английского винила 1971 г.


Side 1:
1. Formentera Lady - 9:55
2. Sailor's Tale (instrumental) - 7:20
3. The Letters - 4:25

Side 2:
4. Ladies of the Road - 5:29
5. Prelude: Song of the Gulls (instrumental) - 4:14
6. Islands - 9:14

Бонусы на разных переизданиях:
7. Untitled (hidden track, begins one minute after Islands ends) - 1:36
8. A Peace Making Stint Unrolls - 3:55
9. Pictures of a City - ???
10. Drop In - ???


Length - 43:49

Robert Fripp – guitar, mellotron, Peter's Pedal Harmonium and sundry implements
Mel Collins – flute, bass flute, saxes and vocals
Boz Burrell – bass guitar, lead vocals and choreography
Ian Wallace – drums, percussion and vocals
Peter Sinfield – words, sounds and visions
+
Keith Tippett – piano
Paulina Lucas – soprano (1)
Robin Miller – oboe
Mark Charig – cornet
Harry Miller – string bass (1, 6)


Released: 3 December 1971
Recorded at Command Studios, Piccadilly, London (England, October 1971)
Engineered by Andy Hendrikson
Produced by King Crimson for E. G. Records
Labels: Island (UK), Atlantic (USA)



Альманах «Аквариум»
№ 3, март 2009 г.


Рецензия на альбом

МАЛИНОВЫЙ КОРОЛЬ:
РАЗМЫШЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ


Было время, когда британский музыкальный коллектив King Crimson был святая святых для русского рок-интеллигента. Если есть священные коровы, то вот эта была самая священная из них: самая прогрессивная из всех групп "прогрессивного рока". И когда в темных аллеях каких-нибудь укромного городского сада раз в неделю рок-интеллигенты встречались со спекулянтами на предмет обмена пластинками, то наличие пластинки King Crimson гарантировало приндадлежность к самому высшему слою местной аристократии. И когда кто-нибудь доставал из портфеля или заплечного мешка привычно пахнущий одеколоном "Starless...", "Red" или - упаси Господи! - имевший странную репутацию "Lizard", то окружающие опускали головы в невольном почтительном поклоне, как будто в помещение вошел кто-то из великих князей. И было почему.

Об альбоме группы King Crimson ISLANDS, 1971 Основателя King Crimson Роберта Фриппа (Robert Fripp) было принято считать самым "гениальным композитором и самый поразительным рок-музыкантом нашего времени". И это уже цитата не из петербуржских рок-интеллигентов, а вполне себе непредвзятой английской музыкальной прессы. При этом Фрипп даже не был основателем группы, а просто в 1967 году ответил на объявление в газете: "Требуется поющий органист". Он был не органистом, а гитаристом, не пел, при этом по его собственным словам "был лишен чувства ритма и музыкального слуха" - однако, как-то сошелся с давшими объявления братьями Giles. Поначалу они назывались Giles, Giles & Fripp; в ноябре 1968 года родилась идея King Crimson, в январе 1969 прошла первая репетиция, а летом вышел их первый альбом "При Дворе Алого Короля" (In the Court of the Crimson King).

Pete Townshend из The Who, никогда не бросавший слов на ветер, назвал его "шедевром", а музыкальные критики писали, что звук этого альбома заложил основы альтернативного рока и гранджа и вообще положил начало всему движению "прогрессивного рока". Сам Фрипп сухо комментирует: "Я не думаю, что когда-либо был частью прогрессивной сцены; я просто играл музыку в тот же самый период времени".

Время, однако, было беспокойное, все менялось каждый час: музыканты приходили, уходили, объединялись в новые коллективы во всех возможных комбинациях, и очень скоро Фрипп остался единственным постоянным членом King Crimson. Как он сам говорил: "King Crimson - не какое-то определенное сочетание музыкантов, а метод создания музыки".

Последовало еще четыре альбома разной степени странности, каждый с разными участниками; и потом, наконец, третий состав King Crimson продержался вместе аж два года и записал четыре альбома такой красоты и свирепости, что (как писали в одном журнале) их "звук сдирал со стены обои". В 1974 году Фрипп пришел к убеждению, что существующие в музыкальном бизнесе условия несовместимы с созданием музыки (и вообще "скоро конец света") и группа перестала существовать 25 сентября 1974 года.

Спустя много лет, Фрипп снова решил, что King Crimson существует, но это уже совсем другая история. А сегодня мы говорим про самый странный альбом King Crimson - записанный в 1971 году альбом "Islands" - про который принято считать, что он "вышел за все грани возможного в рок-музыке".

Несмотря на все вышесказанное, было бы непростительной ошибкой воспринимать Роберта Фриппа, как взбалмошного эксцентрика; напротив, Фрипп - один из самых крепких на голову, интеллигентных и точных в своих выражениях мыслителей в музыке XX века. Тем более интересно, что - в своих, иногда более похожие на философские эссе интервью, он несколько раз повторял одно интересное наблюдение: что он воспринимает King Crimson как своего рода "присутствие"; духовно-энергетический феномен, не имеющий прямого отношения к нему самому, или людям, которые играют в группе. Иногда он есть, и тогда время доставать инструменты и записывать новый альбом или играть концерты; иногда его нет, и тогда - что ни делай - его нет. Другими словами: "Когда появляется музыка, которую может играть King Crimson, появляется King Crimson, чтобы сыграть эту музыку".

И еще одно точное наблюдения Фриппа: "Музыка так хочет быть услышанной, что иногда выбирает самых невероятных личностей, чтобы они дали ей голос".

Если первый певец King Crimson, детский друг Фриппа, Greg Lake был великолепным бас-гитаристом, то Boz Burrell, избранный в качестве певца ко времени записи "Islands" музыкантом вовсе не был; но, повинуясь какому-то своему внутреннему импульсу, Фрипп за несколько дней с нуля обучил его играть на бас-гитаре и сделал из него басиста с отменной репутацией. И это тоже придало музыке "Айлендс" особенный вкус.

Как пишут исследователи, из всех альбомов King Crimson "Islands" считается "альбомом, над которым легче всего издеваться и труднее всего понять; альбомом, который сложнее всего простить". Именно поэтому, наверное, мы и слушаем его сегодня. Было бы, может быть, проще и вернее построить эту передачу как биографию; но я был одержим идеей дать вам послушать именно "Islands"; "один из самых странных рок-альбомов, когда либо появлявшихся в этой вселенной".

Мне кажется, что критики склонны переваливать с больной головы на здоровую: у них было бы значительно меньше проблем, если бы они перестали пытаться повесить на творчество King Crimson унылый ярлык "рок" - или, если уж на то пошло, любой другой унылый ярлык. Мне все время казалось, что прелесть этого альбома в том, что его бессмысленно пытаться втискивать в какие-либо рамки. Как говорил сам Фрипп: "Вопрос ставился просто - С нами только что произошло нечто магическое; как нам найти условия, в которых эта магия возникнет вновь?".

Английский выпуск King Crimson - ISLANDS
Island Records, 1971 г.

King Crimson, Islands, 1971, England

Оригинал винилового диска группы King Crimson - ISLANDS, 1971

King Crimson, Islands, 1971, Великобритания

King Crimson, Islands, 1971, UK

King Crimson, Islands, 1971, Great Britain

King Crimson, Islands, 1971, английский выпуск


И для того, чтобы вновь соприкоснуться с магией, Фрипп пробовал все новые и новые комбинации; вот как в этой прелюдии под названием "Песня Чаек" - здесь используются инструменты симфонического оркестра и звучит все теоретически, как симфоническая музыка, но на самом деле говорится в этой музыке совсем о другом; и мне остается только молча склонить голову перед ее печальным совершенством.

Не зря однажды было замечено: "В музыке King Crimson всегда была невероятная печаль". Это так, и мало кто выражал печаль и трагедию с такой силой, как King Crimson; но - с другой стороны, печаль и трагедия - это только часть большей картины. И сам Роберт Фрипп это прекрасно понимает: "На самом деле музыка меня не интересует; музыка - это просто средство для создания магического состояния". "Я бы сказал, что суть моей жизни - это создание гармонии, а музыка - это одна из компонент этой гармонии".

Однажды кем-то было сказано: "Музыка берет свое начало в месте, более реальном, чем сама жизнь".

И однажды, на альбоме "Islands" облака бесконечной печали ненадолго разошлись, и мы на мгновение увидели солнечный свет на далеких берегах островов, в честь которых и назван альбом "Islands". И даже сложно сказать - а было ли это? не показалось ли это нам? И, может быть, что на эти вопросы вообще не может быть ответа... но, как говорят: "Начни с возможного, и постепенно продвигайся к невозможному".


Американский выпуск King Crimson - Island
Atlantic Records, 1971 г.

King Crimson, Islands, 1971, USA

King Crimson, Islands, 1971, США

King Crimson, Islands, 1971, United States

King Crimson, Islands, 1971, Atlantic records

King Crimson, Islands, 1971, американский выпуск




KING CRIMSON: РАДИКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ICE Congress Centre, Краков, Польша, 17 июня 2018 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ KING CRIMSON

СБОРНИКИ KING CRIMSON


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в KING CRIMSON

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА