В августе 1969 года на прилавках магазинов в Великобритании появился дебютный альбом KING CRIMSON - группы, которой суждено было стать поистине неслыханным до этого явлением в рок-музыке. Еще до появления первого альбома, группа уже была довольно-таки известна на британской андеграундной сцене и успела породить самые разнообразные, порой диаметрально противоположные, отзывы. Восторженные аплодисменты сменялись полным неприятием. Их музыкой восхищались Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Пит Таушенд (Pete Townsend) из THE WHO, ведущие музыкальные издания называли King Crimson открытием года, и, в то же время, многие считали её пустой и претенциозной группой, предрекая ей скорое забвение, утверждая, что попытка превратить рок из чисто развлекательной музыки в нечто более серьёзное, неизбежно должна закончиться провалом. Вот характерный пример высказывания о группе из прессы того времени: "Я обыкновенный скинхед, и мне осточертели все эти длинноволосые, которые пытаются интеллектуализировать поп-музыку. Все они - фальшивки, а в их искусстве не больше творчества, чем в "натягивании сапога". Все эти прогрессивные группы в роде King Crimson имеют такое же понятие о мелодии, как тот дикобраз, что чувствует себя как дома на фабрике воздушных шариков. Зато в любой момент я готов слушать Leapy Lee и Desmond Dekker" (Из письма Johnny "Gripper" Swag для Melody Maker). "Обыкновенные скинхеды", да и просто те, кто ищет в музыке лишь средство для развлечения не приняли группу, но зато слушатели посерьезнее были заворожены их музыкальными экспериментами. Время все расставило по своим местам, и на сегодняшний день King Crimson, как и её лидер Роберт Фрипп (Robert Fripp), является безусловным авторитетом для любителей серьезной рок-музыки, и вклад группы в её развитие вполне очевиден, что признают даже те, кто считает их музыку слишком рассудочной и "грузящей".
Роберт Фрипп впервые стал известен публике после того, как трио Джайлз, Джайлз и Фрипп (Giles, Giles and Fripp) выпустило пластинку "Веселое безумие" ("Cheerful Insanity"). Она представляла собой набор обыкновенных шлягеров, но с очень странным звучанием и необычной аранжировкой. Нельзя не заметить некоторую экспериментальность данной работы, но, в этом случае, эксперимент можно считать явно не удавшимся. Группу обозвали "одной из миллиона" (так называлась одна из песен), и в течение года было распродано всего 600 пластинок. Концертная деятельность у них также не клеилась, и вскоре трио распалось. В результате Питер Джайлз заявил о своём уходе со сцены (хотя впоследствии он участвовал в записи альбомов King Crimson и сотрудничал с различными музыкантами), а гитарист Фрипп и ударник Майкл Джайлз стали основателями King Crimson. Помимо них в группу вошли: Грег Лэйк (Greg Lake) - бас, вокал; Ян МакДональд (Ian McDonald) - клавишные, меллотрон, саксофон, флейта. Штатным членом группы считался поэт Пит Синфилд (Peter Sinfield), который также был дорожным менеджером и отвечал за световое шоу на концертах. также, некоторое время с ними сотрудничала вокалистка FAIRPOT CONVENTION Джуди Дайбл. Название группы придумал Синфилд. Считается, что под "малиновым королем" имелся ввиду император Священной Римской Империи Фридрих II (1194- 1250 гг).
Каково же было удивление публики, когда музыканты, всего год назад выпустившие "Веселое безумие", воспринятый скорее как неудачная шутка, предстали вдруг столь зрелыми и нетривиальными музыкантами, соединившими в своём творчестве хард-рок, джаз и психоделию с европейской сонатной классикой. Их музыка не могла оставить равнодушным. Она либо же сразу завораживала и заставляла забыть обо всем на сете, либо вызывала жгучее желание поскорее нажать на кнопку "стоп". Необычная полистилистика группы, а также жесткое, порой слишком тяжелое для своего времени звучание, делали её сложной для восприятия большинством слушателей. Активное использование меллотрона также значительно усложняло музыку группы. Спокойные, медитативно-созерцательные моменты вдруг взрываются, и на слушателя обрушивается лавина звука, затем буря стихает, и в музыку снова возвращаются покой и умиротворенность. Необычная и замысловатая, наполненная аллегориями и глубоким философским смыслом лирика Синфилда вполне сочетается с мрачной и фантасмагорической музыкой группы. Надо заметить, что никто из членов King Crimson не употреблял наркотики, в отличие от многих музыкантов данного направления. Обложка пластинки была оформлена другом Синфилда Барри Годбергом (он умер в 1970 году от сердечного приступа в возрасте 24 лет) под стать музыке. "Измученное, сведенное агонией лицо беззвучно орет на вас с обложки. Оно отвратительно, болезненно, и, все же, удивительно неотразимо" - Pat Kaley (Sussex Express).
Открывала альбом In the Court of the Crimson King композиция "21 Century Schizoid Man" - жесткая и давящая вещь (язык не поворачивается назвать это песней), с почти металлическим звучанием в которой искореженный синтезатором голос Лэйка, наполненный ужасом и отчаянием, кажется совершенно безумным и каким-то нечеловеческим. При ее прослушивании, невольно всплывает перед глазами то самое "безобразное" лицо с обложки. Короче говоря, музыка не для слабонервных. Зато "Moonchild" - полная противоположность первой. Это красивая и лиричная песня, напоминающая грустную сказку, и вызывающая прилив положительных эмоций. Нельзя также не выделить "Epitaph". Эта мрачная пессимистическая баллада, порожденная отчаянием и чувством безысходности, и по сей день является одной из любимейших вещей среди поклонников группы, и неизменно исполняется на всех концертах. По мнению Фриппа, "Группа была объединена общим знаменателем сильного разочарования и враждебности к внешнему миру в целом, и к себе в частности".
Первый альбом, наделавший так много шума, в Великобритании очень быстро раскупался, в континентальной Европе он пользовался определенным успехом, а в США, поначалу, группу не приняли совершенно. Во время первых гастролей по американскому континенту концерты проходили в полупустых залах, а однажды их выступление по ошибке анонсировали как концерт танцевальной соул-группы. "Публика так и не очухалась от первого шока, но, тем не менее, вела себя деликатно. Было впечатление, что толпу расплющило" - вспоминал позднее Фрипп. Зрителей также шокировало их совершенно не "рокерское" поведение во время концертов. Музыканты просто играли, неподвижно стоя на сцене, а лидер-гитарист, зачастую, играл, сидя на табуретке, полностью сконцентрировавшись на процессе исполнения, как бы подчеркивая этим, что он музыкант, а не акробат. Выступления сопровождались эффектным световым шоу Синфилда, который также играл на синтезаторе. Многие даже считали, что их студийные работы не передают и десятой части той энергии, которой обладает группа на концертах.
7 ноября 1969 года состоялся концерт в клубе "Kinetic Playground" в Чикаго. В нем также принимала учатие и King Crimson. Зал был расположен в одном здании с казино. Вскоре после концерта, в помещении начался пожар. Он произошел по причине поджога здания гангстерами, у которых с казино были какие-то свои счеты. В результате действий пожарных, King Crimson лишились меллотрона, а группа IRON BUTTERFLY потеряла почти всю аппаратуру (кстати, страховку им так и не выплатили), что стало одной из причин того, что эта интереснейшая группа так и не смогла добиться значительного успеха. Группе Фрэнка Заппы (Frank Zappa) повезло: музыканты уехали буквально за полчаса до пожара. Кто-то позже распустил слухи, что именно это событие увековечили Deep Purple в своей песне "Smoke on the Water", правда заметно изменив сюжет. Однако это только лишь неудачная легенда. Само событие, которое описали Deep Purple, произошло на несколько лет позже, и совершенно в другой точке земного шара.
Почти сразу после выхода первого альбома Джайлз и МакДональд покинули группу. Не было никаких скандалов и драматических высказываний в прессе. Все прошло на удивление спокойно, они разошлись с Фриппом по-дружески, объявив, что их не устраивает излишняя мрачность и апокалиптичность группы. "Это не счастливая музыка, а я хочу играть музыку, повествующую о добре, а не о зле. Моя музыка будет более разносторонней. Я сомневаюсь, что в ней будет много паранойи или агрессии. В ней будет меньше разочарования" - Ян МакДональд. Впоследствии, они совместно выпустили альбом, стилистически близкий к King Crimson, но более лиричный и жизнерадостный, и во многом походящий на THE BEATLES . В конце концов, Майкл Джайлз стал постоянным барабанщиком у Энтони Филипса (Antony Philips) из Genesis, а МакДональд осел в Foreigner. Фриппу было предложено стать штатным гитаристом в YES, но тот отказался. Во время переговоров о своем участии в этой группе Фрипп познакомился с Биллом Бруфордом (Bill Bruford), что впоследствии оказало значительное влияние на его судьбу.
Новыми членами группы стали: флейтист Мел Коллинз (Mel Collins) из группы CIRCUS и джазовый пианист Кит Типпет (Keith Tippet). Тогда же, Грег Лэйк объявил, что покидает группу, в связи с тем, что он хотел работать с Китом Эмерсоном (Keith Emerson) из NICE. Фрипп изъявил впоследствии желание присоединиться к их группе E.L.P. (Emerson, Lake, Palmer), но в то же самое время сам Джими Хендрикс (!) предложил им свои услуги в качестве гитариста, и Фриппу было вежливо отказано. Очень жаль, что альянс E.L.P. & Hendrix (название группы задумывалось как H.E.L.P.) не состоялся - это было бы НЕЧТО!. Замену ушедшим музыкантам Фрипп нашел далеко не сразу, и по этой причине они помогали ему в записи следующего альбома - "In the Wake of Poseidon".
"Посейдон" вышел весной 1970 года. Первая сторона пластинки была явным повторением пройденного. Она сильно напоминала предыдущий альбом, хотя музыка была более ровной и совершенной с точки зрения звукозаписи. Вторая сторона представляла собой уже нечто другое. Она включала в себя вещь (изданную предварительно в виде сингла) "Корм для Кошек" (Cat Food). Её текст наполнен иронией и сарказмом, чего в предыдущем альбоме вовсе не наблюдалось. Следующая инструментальная композиция "Дьявольский треугольник" (The Devil's Triangle), длящаяся более одиннадцати минут, воинственная и тревожная, была уже ближе к оркестровому авангарду, чем к року. Завершался альбом умиротворенной и созерцательной "Peace". Это уже был заметный шаг вперед в избранном направлении, но группу тут же обвинили в самокопировании и отсутствии свежих идей, а многие даже стали предрекать ей скорую кончину. На самом деле, второй диск заметно отличался от предыдущего, и лишь некоторые идеи были вторичны. Другим это сошло бы с рук, но от King Crimson все ожидали чего-то необыкновенного.
Летом 1970 года, несмотря на проблемы с составом, группа приступила к записи нового альбома. К тому времени к ней присоединился бывший одноклассник Фриппа поющий басист Гордон Хаскелл (Gordon Hackell) и ударник Энди МакКаллох (Andy McCullogh), принимавший участие в записи "Посейдона" в качестве "гостя". Сразу по окончании записи альбома Хаскелл и МакКаллох ушли, и судьба группы оказалась под вопросом. Несмотря на то, что появившийся вскоре альбом "Lizard" оказался вполне удачным, Фриппу было очень сложно найти подходящих музыкантов. Лучше всех причины постоянных сложностей с составом объяснил Грег Лэйк в интервью New Music Express: "Боб хочет сказать: "Я найму музыкантов", а те музыканты, которые достаточно хороши для Боба, не хотят, чтобы их нанимали". Очень требовательный и придирчивый, Фрипп был сложным человеком, но все, кто с ним играл, признавали его лидерство, и сознавались впоследствии, что получали немало удовольствия от работы в King Crimson. Надо заметить, что за все время существования группы, ни кто из бывших её членов ни разу враждебно не отозвался о Фриппе, ни кто не покидал группу со скандалом или затаенной обидой.
"Lizard", как и предыдущий альбом, породил массу споров и сомнений, но вторичным его уже никто не называл. Он продемонстрировал, что группа растет и динамично развивается, несмотря на то, что, как это ни смешно, в её составе остался всего-навсего один постоянный участник. Гораздо более спокойный и плавный, он выглядел менее спонтанным и хаотичным, и в нем была более заметна джазовая составляющая. Стиль игры Фриппа также претерпел некоторые изменения. Теперь он, перейдя в основном на акустическое звучание, старался держаться в тени, давая вести мелодическую линию духовой секции и меллотрону. Первая сторона пластинки включала песню "Счастливая семейка" (Happy Family), иронично повествующую о распаде THE BEATLES, о том, как их счастливые улыбки и показное дружелюбие, разом сменились взаимной неприязнью и склоками при дележе "наследства" группы. Всю вторую сторону занимала композиция "lizard", в первой части которой поет Джон Андрсон (Jon Anderson) из YES. Скорее всего, участие Андерсона в записи было ошибкой, так как на его фоне штатный вокалист выглядит очень бледно.
King Crimson вскоре нашли нового ударника в лице Яна Уоллеса (Ian Walles). Гораздо больше проблем возникло при поиске вокалиста. В качестве претендентов на эту роль рассматривались, в том числе, и кандидатуры никому еще не известных Брайана Фэрри (Brian Ferry) и Элтона Джона (Elton John). Фэрри в принципе Фриппу понравился, но для King Crimson он не подходил. Фрипп порекомендовал его своему другу Брайану Ино (Brian Eno), и вскоре тот уже пел в ROXY MUSIC. Элтон Джон приехал на прослушивание, но оно не состоялось, так как Фрипп даже не захотел с ним разговаривать, послушав его дебютный альбом. Пришлось Элтону Джону возвращаться домой, даже не удостоившись "королевской аудиенции", о чем он, спустя некоторое время, наверняка вовсе не сожалел. В конце концов, вокалистом стал никому не известный Боз Баррелл (Boz Barrell), которого Фрипп за 2 месяца научил играть на басу.
В декабре 1971 года King Crimson записали свой четвертый альбом "Islands" на студии Islands Records. На этот раз музыка была гораздо более ровной и мягкой, чем раньше. Он напоминал уже не некий обличительный манифест, а, скорее, старую добрую сказку, мудрую и лиричную. Мягкое и объемное звучание деревянных духовых придавало музыке какую-то особую чувственность и прелесть. Разве, что "Ladies of the Road" выбивалась из общего ряда. Во время записи "Островов", обострились взаимоотношения между Фриппом и Синфилдом. Откровенно говоря, конфликт зрел уже давно, но оба старались сдерживать эмоции и идти на компромисс. Два медведя не смогли долго выжить в одной берлоге, и вскоре их пути разошлись. "Мне позвонил Боб и сказал, что не может больше работать со мой. Я не спросил, почему… и точно этого не знаю. Мы оба достаточно сильны, нам трудно работать вместе, и мы были обречены разойтись" - сказал Синфилд по этому поводу журналисту из Melody Maker. А вот выдержка из интервью Фриппа для журнала Disc: "Все мы прошли через множество перемен, а в результате, мы с Питом обнаружили, что вышли в разных местах".
5 февраля 1972 года King Crimson отправилась в очередное турне по США уже без Синфилда. Записанный в то время материал, вошел в их первый официальный концертный альбом "Earthbound". Пластинка вышла небольшим тиражом в Великобритании 9 июня 1972 года, а в США она вообще не была издана, в связи с плохим качеством звука. Альбом стал хорошей иллюстрацией проблем, возникших в коллективе. Несмотря на присутствие в ней нескольких ярких эпизодов, на музыке заметно отразились уныние и чувство неудовлетворенности, царящие в группе. Давало о себе знать обострение отношений между Фриппом и другими музыкантами, которых не устраивали его слишком разноплановые музыкальные эксперименты. Они, в отличие от Фриппа, хотели играть музыку более похожую на то, что называется классическим роком. "…суть в том, что поняв, что хотел бы делать каждый, я понял, что я делать этого не хочу" - Роберт Фрипп. В результате, из Америки Фрипп вернулся один, но при этом он был полон энтузиазма и желания двигаться дальше в избранном направлении. Оставшиеся музыканты некоторое время сотрудничали с группой Алексиса Корнера, а затем их пути разошлись. Уоллес и Коллинз стали уважаемыми сессионными музыкантами, а Баррелл - одним из основателей BAD COMPANY. Коллинз сотрудничал позднее с ALAN PARSONS PROJECT, WINGS, CAMEL.
По возвращении из США, Фрипп формирует новый состав King Crimson. В него вошли: бывший ударник YES Билл Бруфорд (Bill Bruford), поющий басист Джон Уэттон (John Wetton) из FAMILY, скрипач Дэвид Кросс (David Cross) и перкуссионист Джэми Мюир (Jamie Muir), который к тому времени уже пользовался значительным авторитетом в музыкальных кругах. На этот раз Фриппу удалось подобрать очень сильный состав, и, к тому же, все музыканты очень хорошо между собой сработались. Билл Бруфорд: "Не было никакого прослушивания, ничего такого, просто все собрались в одном месте. Это было здорово, отличный способ создания группы.… На этот раз группа была создана мгновенно, и это отлично. Чем больше ты пыжишься и уговариваешь: "ну пожалуйста, приди в мою группу" или прослушиваешь кандидатов, тем хуже получается. А когда они все разом собираются в одной комнате, ты поневоле думаешь: "это фантастично!". И ты просто не имеешь права упустить такую возможность". Джеми Мюир: "Боб позвонил, я поиграл с ним и уже не захотел заниматься ничем другим".
В октябре 1972 года King Crimson снова приступила к концертной деятельности. Публика встретила новый состав настороженно, но музыканты вскоре сумели доказать, что с группой все в порядке, что она растет и развивается. Особенно всех шокировал Мюир, перкуссионист-безумец, который играл на всем, что может издавать хоть какой-то звук. Используя цепи, гонги, деревянные колотушки, он создавал ни на что не похожее звучание. Оставив свою ударную установку, он носился по сцене, находясь в каком-то экстатическом состоянии, потрясал около микрофонов цепями, колотил палочками по гонгам. Его поведение на сцене выглядело, мягко говоря, необычным, особенно на фоне неподвижных как сфинксы музыкантов и сидящего на стульчике Фриппа. Во время одного из таких концертов он сильно поранился цепью и заканчивал выступление обессилевшим и измазанным кровью. Травма оказалась достаточно серьезной, и Мюир вынужден был оставить музыку и вскоре удалился на 6 лет в буддистский монастырь, хотя он успел принять участие в записи пятого альбома King Crimson. Вернувшись в Англию, он недолгое время работал с различными джазовыми музыкантами, исполняя маргинальный авангард, но вскоре забросил музыку, желая реализовать себя в живописи.
"Заливное из язычков жаворонка" (Lark's Tongues in Aspic) был выпущен на Island Records в марте 1973 года. Открывала его инструментальная композиция "Lark's Tongues in Aspic part 1" - ни на что не похожая вещь, странная и сюрреалистическая, в которую очень большой вклад внес Мюир своими неординарно звучащими инструментами. Название для нее также придумал он. Существует легенда, что когда во время репетиции кто-то спросил, как же назвать эту вещь, Мюир, не задумываясь, ответил: "Заливное из язычков жаворонка, конечно, как же иначе". Стоит выделить также трек "Легкие Деньги" (Easy Money) - наполненную мрачным сарказмом песню, о цинизме и меркантильности современного общества. Завершала альбом "Lark's Tongues in Aspic part 2" - тяжелая инструментальная композиция, построенная на простеньком, но очень симпатичном гитарном рифе, по праву считающаяся одной из лучших вещей King Crimson. Тексты песен для этого альбома написал гитарист SUPERTRAMP Уильям Пальмер-Джэймс (William Palmer-James), игравший с Джоном Уэттоном еще в конце шестидесятых в подростковой группе.
В начале 1974 года вышел следующий LP "Starless and Bible Black". В то время прогрессивный рок в Англии находился на пике своего развития. Публика уже устала удивляться, и новый альбом King Crimson, воспринимался уже как должное. Эта пластинка, в целом повторявшая концепцию предыдущей, была записана почти в том же составе, разве, что Кросс перешел в разряд "гостей", в связи с нежеланием участвовать в концертах группы. Вместо него, Фрипп пригласил для "живых" выступлений скрипача Эдди Джобсона (Eddie Jobson), который до этого сотрудничал с ROXY MUSIC . Они планировали работать вместе на постоянной основе, но этот альянс не состоялся, из за "самостийного" характера Джобсона (не ко двору пришелся). также стало понятно, что уход Мюира из группы был для нее серьезной потерей.
Наконец-то стало казаться, что группа обрела долгожданную стабильность, но не тут то было. Следующий альбом "Red" вышел уже после того, как было объявлено об отречении Малинового Короля. Распад группы застал врасплох не только критиков и поклонников, но и самих музыкантов. Больше всех был ошарашен Бруфорд, который, ради работы с Фриппом, оставил уютное и прибыльное место барабанщика в YES, находившихся тогда в самом расцвете творчества. Но такой сильный ударник не мог долго оставаться не у дел. В 1975 году он прибился к группе Роя Харпера TRIGGER, а вскоре стал членом чрезвычайно популярной, но, к сожалению, недолговечной группы U.K.. Впоследствии он явился создателем интереснейшей группы EARTHWORKS, в составе которой, взялся за разработку техники игры на близких его сердцу электронных барабанах. Джон Уэттон, также долго не залежался. Его прибрали к рукам URIAH HEEP, а затем и ROXY MUSIC . В конце концов, он стал одним из основателей совершенно алогичной группы ASIA . Фрипп в интервью для Melody Maker назвал три причины роспуска группы: "Первая причина состоит в том, что это соответствует изменениям в мире. Вторая причина: я считал участие в такой группе, как Кримзон, лучшим либеральным воспитанием, какое только может получить молодой человек. Теперь я знаю, что это не так. Третья причина - это то, что энергии, заключенные в индивидуальном стиле жизни группы и в музыке, не соответствуют более моему стилю жизни". также он заявил, что, по его мнению, пора "супергрупп с множеством дорожных менеджеров" прошла, так как они превратились в паразитов и стали заложниками шоу-бизнеса, а настало время "небольших и мобильных интеллектуальных единиц". "Выходя на сцену, и сражаясь против агрессии пяти тысяч человек, сбивая их с ног, и доводя до того состояния, когда они начинают слушать, группа становится очень искусной в выступлениях перед публикой и начинает преуспевать во всем, кроме того, что относится к более высоким материям".
Несмотря на то, что "Red" оказался посмертным альбомом, это вполне цельная и качественная работа, гармонично соединившая в себе все лучшее из предыдущих воплощений группы. Не случайно Фрипп пригласил для его записи различных музыкантов из всех составов Кримзон. Заглавная инструментальная композиция по духу очень близка к "Lark's Tongues in Aspic part 2", а "One More Red Nightmare" как бы развивает тему "21 Century Schizoid Man". "Starless" и "Fallen Angel" заметно перекликаются с "Эпитафией", и, наконец, "Providence" настолько же странная (даже по кримзоновским меркам) и сюрреалистическая вещь, как и "Заливное из язычков жаворонка - часть 1". Имидж Фриппа к тому времени претерпел значительные изменения. Вместо кучерявого очкастого гения в потертой джинсовке, мы видим повзрослевшего коротко стриженого интеллигента в строгом костюме, в бороде и в очках, мрачно взирающего на нас из темноты обложки альбома. Не хватает только галстука. Этот альбом можно считать пиком в творчестве группы. Она достигла того предела, который возможен в рамках избранного стиля, но, что же дальше? Остается только все кардинально изменить или измельчать и опуститься до самокопирования и стагнации. Видимо, испугавшись застоя и не желая пародировать самого себя, Фрипп и принял решение распустить свое любимое детище, и изъять из обращения имя King Crimson. На прощание, группа выпустила концертный альбом "Live in USA '75" с отличным качеством звука. также в 1976 году вышел "Путеводитель для молодых людей по Кинг Кримсон" (The Young Person's Guide to King Crimson) - двойной коллекционный альбом в очень красивом конверте, содержавший треки со всех альбомов группы. Единственная не издававшаяся ранее вещь - "I talk to the Wind", была записана в 1968 году с участием экс - вокалистки FAIRPOT CONVENTION Джуди Дайбл.
После роспуска Кримзон Фрипп, совместно с Брайаном Ино занялся разработкой совершенно новых музыкальных технологий, экспериментируя с Frippertronics - незадолго до того изобретенным устройством, создающим ни на что не похожую абстрактную музыку. также он создал "Лигу хитроумных гитаристов" (League of crafty guitarists), которая представляла собой гитарную школу (кстати, учеником там был и наш соотечественник, джазовый авангардист Андрей Сучилин), и служила также для помощи молодым талантливым музыкантам. На несколько месяцев, Фрипп вообще оставил музыку, посвятив это время работе по духовному и физическому самосовершенствованию. В частности, в октябре 1975 года он отправился в Шербон Хаус в школу духовных практик Джона Беннетта, где пробыл десять месяцев, ведя аскетический образ жизни, занимаясь изучением теории Гурджиева и комплексом специальных физических упражнений.
|