И ЗВУКИ ЧУДНОЙ БАЛАЛАЙКИ…
Биографический очерк о Василии Васильевиче Андрееве
Газета "Советская культура", № 6 (6106), вторник, 14 января 1986 г.
Листая Старые Страницы

И звуки чудной балалайки... Газета Советская культура, 1986 г.

Валерий Петров

РУБРИКА
ПРОБЛЕМЫ, СУЖДЕНИЯ


Стр. 6

Многие века существовали русские народные инструменты. Но только в конце прошлого столетия их голоса услышали филармонические залы. У истоков этого благородного дела стоял Василий Васильевич Андреев, 125-летие со дня рождения которого мы сейчас отмечаем.


…Все дальше и дальше уходит в историю время его жизни и деяний. Ретушь и глянец – два вечных спутника жизнеописаний великих людей – коснулись и его исторического портрета. И хочется увидеть сквозь них живые черты Андреева, понять, сердцем почувствовать, как, почему именно у него, потомка старинного дворянского рода, появляется мысль возродить, усовершенствовать русские народные инструменты – «дать народу музыкальное орудие, соответствующее его складу, характеру и в то же время удовлетворяющее требованиям современной музыкальной культуры».

Вот детские годы Васи Андреева, о которых он впоследствии напишет:

И звуки чудной балалайки... Советская культура, 1986 г. Оригинал статьи «Я вспоминаю себя в возрасте 5-7 лет. Мы жили в Бежецке, в собственном доме-особняке. У нас была большая дворня – кучера, повара, лакеи… Я часто исчезал из комнат, чем приводил в страшное смущение своего гувернера или гувернантку. Меня находили в людской около моего любимца кучера Петра, или сидящим за столом вместе с обедающей прислугой. Конечно, не еда манила меня в людскую, а народ, к которому я с самого детства чувствовал непреодолимое влечение и который я инстинктивно полюбил еще мальчиком, - и любовь эта выросла вместе со мной».

Здесь, в людской, он слышал русские песни. Здесь впервые потянулся к простой русской гармонике и, как говорят, уже в пятилетнем возрасте наигрывал на ней русские плясовые мелодии, чем повергал в ужас своих родителей. Мальчика срочно начали обучать игре на фортепиано.

Вот молодой, 22-летний Василий Андреев, получивший подобающее его положению воспитание и образование, приобретший за время своих заграничных путешествий европейский лоск, музыкант-любитель, владеющий среди прочих инструментов фортепиано и скрипкой. Он жаждет деятельности, но не видит определенной цели. А пока в своем марьинском имении Андреев слушает деревенских «поседельников», играет сам на гармонике, жалейке, гитаре, мандрлине, попутно читает те немногие статьи и брошюры, в которых затрагиваются вопросы истории русской народной музыки.

Уникальна судьба русских народных инструментов. Многие столетия назад исполнительство на них достигло своего расцвета в среде музыкантов-скоморохов – носителей традиций Руси языческой. Это обстоятельство послужило причиной многовековых гонений на русских скоморохов со стороны православной церкви, а позднее и государевой царской власти. Скоморохов ссылали, били батогами, а их музыкальные инструменты, называемые не иначе как «гуденные бесовские сосуды», сжигали.

Неудивительно, что вскоре древнерусские инструменты совершенно исчезли из народного музыкального обихода, другие сохранились в неразвитой, самой примитивной форме…

В Марьино произошла встреча Андреева с крестьянином Антипом, игравшим на балалайке.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АНДРЕЕВА:

«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего дома и наслаждался тишиной деревенского вечера. В такой именно вечер я вдруг услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, звуки разгорались... мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске... Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин и играл... на балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры, и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент... может давать столько звуков!

Я помню, что тогда же, как раскаленным железом, выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!»


И до Андреева в России были образованные люди, обращавшие внимание на простонародную балалайку. Истрия сохранила имена виртуозов-балалаечников, удивлявших своей игрой слушателей задолго до Андреева. Отчего же именно ему удалось пробудить невиданный доселе интерес русского общества к своим народным инструментам? Ведь начало его артистической карьеры – выступления на балалайке в петербургских салонах – хотя и сопровождалось шумным успехом у веселящейся петербургской аристократии, вряд ли воспринималось хоть одним человеком, в том числе и самим Андреевым, как первый шаг на пути признания за русскими народными инструментами права на концертную жизнь, права на их развитие и совершенствование, права на общественный, серьезный к ним интерес.

В 1885-1889 годах «балалайкист-любитель» В. В. Андреев – «величайший аттракцион», сенсация Петербурга. А Андреев за эти годы… дважды усовершенствовал балалайку. Уже организован первый «Кружок любителей игры на балалайке», создан комплект ансамблевых инструментов – от балалайки-пикколо, до балалайки-контрабаса, совместно с П. К. Селиверстовым издана первая «Школа для балалайки», вынашиваются планы создания бесплатных классов по обучению игре на балалайке, сельских балалаечных ансамблей. Как-то М. С. Путятин предложил Андрееву обучить солдат гвардейского батальона. Василий Васильевич с готовностью согласился.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АНДРЕЕВА:

«Все дни проходили в занятиях с солдатами, и ежедневно был занят от часу дня до девяти часов вечера. Возвращался домой из казарм очень усталый, почти измученный, но на душе было легко. Я видел, с какой охотой, с каким удовольствием работали мои ученики, как им нравились их занятия и какие невероятно быстрые успехи они делали. Да и не мудрено, ведь инструменты, на которых они учились, были им близкие, родные по духу…»

Сомнения одолевают 34-летнего музыканта: тот ли путь он избрал, стоит ли отдавать этому труду все свои способности, время да и средства – ведь все расходы оплачивались самим Андреевым. Он обращается с письмом к Льву Николаевичу Толстому и вскоре получает от него ответ:

«Милостивый государь Василий Васильевич! Я думаю, что Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные прелестные песни. Думаю, что и путь, избранный вами, приведет вас к цели, и потому желаю успеха вашему делу».

А вскоре при содействии председателя Песенной комиссии Русского географического общества Т. И. Филиппова Андрееву удалось добиться осуществления своих планов.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АНДРЕЕВА:

«С сентября 1897 года штат преподавателей уже положил начало своей деятельности в войсках. Обученные воинские чины, из года в год возвращаясь к себе на родину с балалайками, постепенно уничтожили насмешки и недоверие, с каким ранее к ним относился народ, и широко распространили игру на народных инструментах по всей России. Народ принял их в свою среду».

На протяжении всей своей творческой деятельности Василий Васильевич умел привлечь к своему делу внимание как талантливых, самозабвенно влюбленных в народные инструменты дилетантов, так и крупнейших представителей русской культуры. Достаточно назвать имена Римского-Корсакова, Глазунова, Шаляпина, Ершова, Фигнер, Репина, которые не только словом, но и делом способствовали расцвету андреевского начинания.

…В начале 1897 года афиши возвестили о первом выступлении в Петербурге «Великорусского оркестра» - нового детища Андреева. В зале Дворянского собрания впервые зазвучал оркестр русских народных инструментов, в состав которого наряду с балалайками вошли гусли и домры. Пройдет совсем немного времени, и звучание оркестра обогатится тембрами русских духовых и ударных музыкальных инструментов. Теперь в исполнении оркестра звучали не только народные мелодии, но и произведения русских и западноевропейских композиторов. В этот период раскрывается еще одна грань музыкального дарования Андреева: он создает ряд произведений для своего оркестра.

Казалось, наконец-то дело, которому Андреев посвятил свою жизнь, обрело надежную основу. Во многих городах России были созданы оркестры русских народных инструментов: в начале XX столетия в России ежегодно выпускалось уже свыше 200.000 балалаек и домр андреевского образца, полным ходом шло обучение игре солдат, выпускались многочисленные самоучители игры на балалайке.

Но усиливались и протесты против балалайки и оркестра. Сам Василий Васильевич и его соратники подвергались резким нападкам, а порой и оскорблениям. В печати вспыхивали острые дискуссии. Андреева обвиняли в фальсификации народных инструментов, их реконструкция и усовершенствование объявлялись неуместными, репертуар оркестра – «мимонародным». В ответ Андреев еще активнее и тщательнее работает над оркестровым репертуаром, обращается к крупнейшим русским композиторам, в частности к Балакиреву и Глазунову, с просьбой о создании оригинальных сочинений для русского народного оркестра, выступает со статьями, в которых впервые формулирует принципы реконструкции и усовершенствования народных инструментов, задачи народных оркестров в деле музыкального воспитания широких народных масс, в развитии русской национальной культуры.

Огромное впечатление произвели выступления оркестра В. В. Андреева вл Франции, Германии, Англии, Соединенных штатах Америки. И дело даже не в восторге публики и блестящих рецензиях на концерты оркестра. Балалайка не только покорила слушателей – на этом простом русском инструменте стали играть американцы и англичане, немцы и шведы. И это не было данью кратковременной моде. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов и поныне существуют в США, Канаде, Австралии, Швеции, Франции и ряде других стран.

И когда в 1913 году отмечали 25-летие деятельности В. В. Андреева, чувства присутствующих прекрасно выразил Ф. И. Шаляпин, который сказал, обращаясь к Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир»…

Свершилась Великая Октябрьская революция. Для Андреева не было вопроса, что делать. Вся его жизнь была посвящена служению России, народу. Этому он остался верен и в суровое время революции. В канун первой годовщины Октября по просьбе А. В. Луначарского оркестр выехал на Северный и Восточный фронты для обслуживания частей Красной Армии. В архиве В. В. Андреева хранятся благодарственные письма оркестру от красноармейцев. Вот одно из них: «Красноармейцы Архангельского района приносят благодарность товарищам андреевцам, не убоявшимся поездки по фронту, чтобы доставить нам в дни пролетарского праздника несколько отрадных часов, восстановивших связь фронта с центром».

В той поездке Андреев тяжело заболел. Возвращение в родной город и лечение уже не смогли ему помочь…

Он шел первым по непроторенному пути. Он отдавал всего себя делу, взращивал его и вместе с ним рос сам как музыкант, как гражданин, чтобы навсегда остаться в истории русской национальной культуры.


Валерий Петров,
Лауреат международного конкурса,
дирижер Государственного академического русского народного оркестра имени Н. Осипова


Обновленоно:
22 января 2019 г.
Опубликовано:
23 августа 2019 г.



КАНТРИ: СЕЛЬСКАЯ МУЗЫКА СТАНОВИТСЯ ГОРОДСКОЙ
Журнал "Ровесник", №1, 1976 г. стр. 20

ПИТ СИГЕР В МОСКВЕ
Журнал "Музыкальная жизнь" № 11, июнь 1964 г. стр. 6-7

КЕЛЬТСКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ГИТАРЫ

ГЕНИЙ ФЛАМЕНКО - ПАКО ДЕ ЛЮСИЯ

МУЗЫКА ДЖАЗ

МУЗЫКА БЛЮЗ

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "НАРОДНАЯ МУЗЫКА"


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в МУЗЫКАЛЬНУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА