Исполнение кельтской музыки - фольклорной и традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретони на акустической гитаре - относительно недавнее нововведение. Эта довольно древняя музыка, часть которой датируется XIV веком и ранее, не исполнялась повсеместно на гитаре вплоть до XX века. Историческими инструментами, использовавшимися в такой музыке, были арфа, скрипка, флейты, вистлы, кнопочный аккордион, различные виды волынок (хайланд пайпс, иллианская волынка, смол пайпс) также как и многочисленные барабаны и перкуссии.
Соответственно, звучание этой музыки в большой степени наполнено нюансами именно вышеперечисленных инструментов и одной из задач, появившейся с началом исполнения ее на гитаре, является сохранение такого звучания. Всего лишь несколько исполнителей были удачливее других в переложении музыки для гитары, а именно это были Дак Бэйкер, Дэйви Грэхем, Мартин Карси, Дэйв Ивнс, Джон Ренборн и Пьер Бенсусан. Отдавая дань процветанию кельтской гитарной музыки в США, этот список был бы не полон без упоминания Стефана Гросмана. Он важен тем, что привлек внимание публики к работе современных гитаристов, играющих кельтскую музыку, посредством выпуска записей, нотных сборников по табулатурам и кассетных уроков. Его деятельность с "Кикинг Мьюл", "Шаначи Рекордз" (названия известных фирм звукозаписи, выпустивших огромное количество кельтской музыки, - примечание переводчика) и его гитарные мастер-классы продолжают привлекать наше внимание к работе великолепных гитаристов.
Совсем немного истории
Традиционная музыка Ирландии и Шотландии стара и это написано во многих книгах, повествующих скорее о музыкальной истории нежели о музыке. Некоторые из этих книг перечислены в приложении в конце этой статьи. Особый интерес для гитаристов представляют основные изменения в музыке и инструменты, под влиянием которых они происходили. Оказывается, что ирландская традиционная музыка, например, претерпела мало изменений в течении довольно долгого периода времени (предшествующего последнему тридцатилетию). Мы не будем вдаваться в подробности, почему случилось именно так (подобно некоторому застою в шотландско-ирландских фолк-песнях в Аппалачах в XVII и XVIII веках в Америке), но пользой от этого явилось то, что современные исполнители имеют возможность посредством записей и музыкантов, обученных традиционалистами, уверенно вводить гитару в традиционную музыку.
Где были корни традиции? Если вы послушаете арабскую и ближневосточную музыку, вы сможете услышать большинство характеристик, совпадающих с традиционной ирландской и шотландской музыкой. В частности, выражение обеих музыкальных традиций идет посредством мелодии и ритма. Сложность обоих стилей музыки состоит в мелодике и ритмике. Реже вы сможете найти выражение музыки в рамках более западных концепций посредством гармонии и контрапункта. В этом кроется уникальность (и проблема). Как у соло-гитаристов, у нас нету стандартного метода создания какого-либо перкуссионного ритма, лежащего в основе жиг и рилов, как не разработано (у большинства из нас!) искусное мелодическое голосоведение и орнаментация, скажем, в ирландской скрипичной традиции. Если мы обратимся к обычному методу гитарной аранжировки, примененному к кельтской музыке, нагромождая ее аккордами, перемежая басовой линией и гармонией, мы последуем в неверном направлении.
Для того чтобы понять, с чего следует начинать, совершенно точно необходимо послушать традиционных исполнителей (не гитаристов) и группы. Просто перебирающие струны гитаристы могут приблизиться к стилям игры ведущих инструментов (скрипок, волынок, флейт, вистлов), в то время как деятельный гитарист может стремиться к имитации целого ирландского бэнда! Для того, чтобы поддерживать традицию, всегда помни о ней, аранжируя и исполняя музыку.
Форма
Необходимо знать строение кельтских мелодий прежде тем как начать их разучивать. Даже если вы не музыкант, понимание формы доставит вам больше удовольствия от прослушивания музыки. В привычных для нас поп и кантри, существуют формы, определяемые как куплет, припев и проигрыш. Почти вся поп-музыка структурирована таким образом. Типичная песня может иметь форму "куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш, припев". В кельтской музыке части просто обозначаются буквами алфавита, например, часть А, часть B и т. д. Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB. Форма AABB присуща жигам и рилам. Иногда мелодия может иметь части C, D и E.
Если вы послушаете местную группу, играющую ирландскую или шотландскую музыку и ненадолго задержитесь рядом с ними, вы услышите такую часто используемую структуру формы. Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в поп-музыке мы бы обозначили это "куплет-припев", но в некоторых мелодиях разница между частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями на тему. Музыку становится легче воспринимать после того как вы мысленно свяжете эти простые буквенные обозначения с музыкальными переходами, которые вы слышите. Большинство традиционной аппалачской скрипичной музыки и Блюграс структурированы тем же способом.
Другой часто используемой концепцией является составление мелодий в циклы (сеты). В ирландской музыке сет - это ряд из двух или более мелодий, сгруппированных вместе и исполняемых как единое целое. Происхождение такой концепции, видимо, происходит из танцевальной традиции. Большинство кельтских мелодий являются танцевальными и сами по себе они очень короткие. Единственный способ позволить танцорам не останавливаться - это продолжать играть. Сами по себе мелодии очень коротки, сет из трех мелодий тоже, однако, составляет 4 или 5 минут. Подбор мелодий для сета иногда делается в разном темпе (для контраста) или в одном и том же. Одним из творческих аспектов для групп является поиск мелодий, которые хорошо вписываются в один и тот же сет.
Типы мелодий
Существует много отличных друг от друга типов мелодий, большинство из которых относятся к ирландским и шотландским традициям. Будет полезным запомнить их имена и характеристики. Типы мелодий различаются по лежащему в основе ритмическим акцентам, темпу и структуре. Существует много типов и каждый из них имеет свое название. Единственным способом выучить эти типы является многократное их прослушивание, тем не менее сейчас мы можем начать описывать их в словах.
1. Формы танцев
Жига (Jig).
Это форма с самым быстрым темпом и большинство людей отождествляют именно ее с "ирландской танцевальной музыкой". Размер: 6/8 (примечание: хотя жиги и записываются в размере 6/8, я всегда "чувствовал" их в размере 4/4. Я мысленно считаю 1-2-3-4 с триплетами в конце. Думаю, вы также могли бы сказать, что я думаю о них в размере 12/8).
Примеры: The Rakish Paddy, The Irish Washerwoman, The Blarney Pilgrim.
Слип-жига (Slip-jig)
Характеризуется быстрым темпом и размером 9/8 с трехчастным ощущением.
Примеры: Kid on the mountain, The Butterfly.
Рил (Reel)
Также в быстром темпе, размер - 4/4, но с более плавным ощущением, чем в жиге. Если вы прослушаете достаточно жиг и рилов, разница между ними станет очевидна, она заключается в разных ритмических акцентах.
Примеры: Temperance Reel, Green Fields of America, Gravel Walk.
Хорнпайп (Hornpipe)
Эта форма может иметь размеры 6/8, 12/8 или 4/4 с отличными от жиг и рилов ритмическими акцентами.
Примеры: Sailor's Hornpipe, Proudlock's Hornpipe, The Rights of Man.
Слайд (Slide)
Другая танцевальная форма, аналогичная жиге.
Сет танцев
Более величавое и, зачастую, классическое звучание танцевальной музыки.
Примеры: Morgan Magan, Rodney's Glory, The Blackbird.
2. Мелодичные формы
Ээр (Air)
Эта форма отличается медленным темпом и мелодичностью. Когда бы гармония не проникала в кельтскую музыку, обычно она делает это к месту.
Примеры: Pretty Maid Milking a Cow, Planxty Irwin, Skye Boat Song, Down in the Sally Gardens, Hewlett, The South Wind.
Ламентация (Lament)
Мелодичная как ээр, но с определенным элементом печали.
Peobracht
Шотландская волыночная форма, медленная, длинная и величественная. Обычно исполняется сольно, на хайланд волынке.
3. Другие формы
Марш.
Акцент на "ощущение барабанной дроби".
Примеры: The March of the King of Loaise, Sir Sidney Smith's March.
Сочинения О'Кэролана
Музыка слепого ирландского арфиста Турлоха О'Кэролана (1670-1738) занимает особое место. С точки зрения структуры, его сочинения идентичны другим традиционным формам, но с другой стороны, у них есть нечто общее с классическими произведениями Итальянского Ренассанса. О'Кэролан создал несколько самых мелодичных и понятных мотивов ирландской музыки.
Примеры: She bag an she mor, Blind Mary, Fanny Power, Carolan's Concerto.
Планксти (Planxty)
Планксти - произведение, кому-либо посвященное. Это мог быть покровитель, как в старые времена или друг, как в нынешние. Планксти - это не тип мелодий сам по себе; ээрам, жигам, рилам и т. д. могло быть дано название планксти.
Примеры: Planxty Kelly, Planxty Irwin.
Полька
Ни для кого не будет сюрпризом узнать, что эта живая форма ассоциируется с танцем. Вместе с жигами, рилами и хорнпайпами она относится к ирландской кейли традиции.
Стиль и орнаментация
Удачное переложение кельтской музыки для гитары влечет за собой несколько моментов. Один из них состоит в том, что вы должны стараться играть больше чем за один инструмент. Во многих случаях вы должны быть способны к ведению линии баса, ритма и мелодии. Отдельные медленные мелодии не являются строго ритмическими, но для правильного звучания требуют выигрывания контрапунктов (перекличек между мелодией и басом). Другой момент заключается в имитации стиля игры других инструментов. Довольно важным шагом на начальном этапе представляется простое восприятие на слух таких инструментов. Необходимость слушать аутентичных ирландских и шотландских музыкантов не может быть преувеличена. Почти вся традиционная музыка, исполняемая в США даже лучшими американскими музыкантами является производной от музыки Британских Островов. Аранжировки и стили на протяжении многих лет доходили до Америки, будучи передаваемыми от одного музыканта к другому.
В то время как это дало нам интересные расхождения, мы должны слушать как можно ближе к источнику и, насколько это возможно, добиваться первоначального смысла музыки. Послушайте такие ирландские команды, как Bothy Band, De Dannan или The Chieftains, например. Послушайте каждый инструмент в отдельности. Обратите внимание на настоящих ирландских скрипачей (напр. Tommy Peoples или Sean Keane). Сконцентрируйтесь на том, что есть уникального в инструменте и манере игры. В случае с ирландской флейтой и вистлом вы услышите едва различимые вибрато и множество слайдов между нотами. В случае с арфой, вы заметите многообразие созвучий в мелодии, подобно одновременному перезвону бубенцов. Слушая волынку, заметите объемные трели, неснимаемый звук между нотами (по-другому никак) и постоянный бурдон самого низкого дрона. В игре скрипок вы услышите виртуозно быстрые и сложные элементы орнаментации, зачастую 5 или более нот пролетающих в одну десятую секунды. После всего этого, вы сможете более экспрессивно играть на гитаре, подражая стилям этих инструментов. Также уделяйте внимание ирландским и шотландским традиционным музыкантам и группам, выступающим в живую. Если вы хотите точно и успешно исполнять кельтскую музыку на гитаре, это не руководство к действию, а обязанность. Вы будете придавать музыке новый смысл. Старайтесь передавать этот драйв и выразительность в своей игре.
Тональности
Если вы сойдетесь с группой ирландских музыкантов, вы быстро заметите, что почти все, что они играют находится в тональности ре мажор, соль мажор или смежных с ними. Это происходит потому, что большинство исполнителей использует ладовый или фиксированный строй диатонических инструментов; обыкновенные флейты, кельтские арфы, волынки и т. д. В них еще при изготовлении были заложены ограничения подобно губной гармошке: они благосклонны только к некоторым тональностям, что делает почти полностью невозможным игру в других ключах. Как гитарист, вы можете выбрать одну из стратегий. Первая заключается в перестройке вашей гитары в другой строй. DADGAD - это строй, используемый многими гитаристами, позволяющий определенно покровительствовать тональностям ре мажор, соль мажор и ля минор. (Прим. Dee Курцмана: DADGAD позволяет играть модальные аккорды, не мажорные и не минорные, без терции ("нейтральные"); на обычном строе надо пальцем эту терцию глушить, чтобы добиться такого эффекта.) Другим решением будет просто перестроить нижнюю ми в ре. Это дает больше простора и благозвучия в тональности ре мажор. Конечно, вы можете остаться и в стандартном строе, но открытая нижняя струна ми будет звучать намного менее выйгрышно. Если нижнее ми перестроено в ре и при этом вам надо сыграть что-нибудь в ми мажоре, вы можете легко поставить каподастер на второй лад (со временем переключение обратно из ре в ми будет даваться вам тоже легко).
Альтернативный строй
Большинство играющих кельтскую музыку на гитаре тяготели к альтернативным строям и много ирландской и шотландской гитарной музыки, слушаемой сегодня, исполняется также в строях, отличных от стандарта. Как уже отмечалось выше, ре мажор является любимой тональностью и нормально настроенная гитара не очень приветствует эту тональность. Некоторые гитаристы, такие как Дэйви Грэхем и Пьер Бенсусан, играли в строях EADEAE или DADGAG, позволяющим звучать квартам, квинтам и октавам. Такой строй представляется хорошей основой для воссоздания тональностей бурдонных инструментов. Для большинства музыкантов такая настройка покажет способ играть в этих тональностях при помощи открытых струн.
Использование альтернативного строя - это ни в коем случае не только то, что н еобходимо в этой музыке и я надеюсь что любой человек, играющей в любом строе может учиться играть какую угодно музыку (и это включает в себя стандартную настройку). Дак Бэйкер сопротивлялся использовать любую из радикальных настроек и подарил нам несколько самых проникновенных толкований ирландской музыки на сегодняшний день. Лично для меня, использование DADGAD и аранжировка ирландских и шотландских мелодий всегда шли рука об руку. Британский гитарист Дэйв Иванс всегда ассоциировался со строем CGDDAG, а оба Мартин Карси и Дэйви Грэхем - с EADEAE. Пьер Бенсусан создал школу игры в DADGAD. Короче говоря, настройка предлагает решать определенные задачи и получать возможности, а результаты добавляют разнообразие в музыку.
Музыка
В этом жанре нет недостатка в выборе. Только одна конкретная коллекция ирландских мелодий насчитывает более 1800 вещей! Включенная в приложение дискография, надеюсь, поможет сориентироваться в выборе мелодий для исполнения. Большинство гитаристов рано сталкиваются с музыкой ирландского композитора Турлоха О'Кэролана XVII века. Очень многие из его мелодий были аранжированы для гитары и доступны в табулатурной записи. Его музыка была сочинена для арфы и почти ничего из нее не существует в своей первоначальной форме. То, что осталось от нее - это то, что передавалось из поколение в поколение на протяжении долгих лет и во многих случаях сохранилась лишь одна мелодия. Это также относится и к ирландским мелодиям. По этой причине вы будете слышать одни и те же мелодии в разных гармониях и, конечно, вы сами можете принять участие в процессе поиска вашей собственной гармонической идеи, дополняющей мелодию. Способ, которым вы гармонизируете мелодию, станет частью вашего творчества. Будьте готовы к критике со стороны наиболее ревностных ирландских музыкантов, если переборщите с творческой стороной дела. Музыка Ирландии и Шотландии может стать мостиком в таинственный и не относящийся к определенному времени мир; место, только недавно ставшее посещаться гитарой. И здесь много неисследованного пространства.
Где найти материал
Гитаристы могут назвать несколько источников для изучения азов игры кельтской музыки. Самой уважаемой книгой является издание, собранное капитаном Френсисом О'Нилом в позднем XIX столетии. Собранные О'Нилом почти 2000 мелодий используются сегодня исполнителями на всех инструментах. Для гитаристов основная мелодия и ритм, записанный в этих мелодиях, являются формой и каркасом для полных аранжировок. В этом отношении нужно упомянуть, что музыка, написанная и аранжированная для других инструментов, как скрипка, может стать плодородной почвой для гитариста в поисках нового материала.
Если вы не чувствуете себя творческим человеком, большинство мелодий были уже аранжированы и записаны гитаристами, а так же доступны в табулатурной записи. Последние выпуски студии "Шаначи" примечательны тем, что ко многим из них к CD прилагается и табуляция.
Мой личный подход
Всегда, насколько я могу это вспомнить, в музыке меня привлекала неоднозначность тональности. Под этим я имею в виду музыку, которая не несет в себе достаточно гармонической информации, позволяющей судить мажор это или минор, например, могут ли быть здесь кварты или квинты, а не терции. Впервые я был ошеломлен таким качеством в средневековой музыке и ранней музыке XIII и XIV века. Более поздняя музыка, подобно Бартоку и Хиндемиту (не забывая Джонни Митчел и Дэвида Кросби!) также имеет эту гармоническую черту. Искренняя волыночная музыка также имеет это свойство и когда я впервые услышал аранжировку ирландской музыки на гитаре (это был Джон МкКормик, играющий особенно атональную версию The Blarney Pilgrim), я понял, что эта вещь была почтенного возраста, странной и обладала тем неоднозначным качеством, которое я так любил. С того дня я начал учиться музыке и это было для меня перспективным занятием. Я считаю, что современные гитаристы должны осознавать, что, возможно, мы является всего лишь первым или вторым поколением, пытающимся внедрить наш инструмент (сольно) в эту богатую музыкальную традицию. Первые шаги были сделаны Даком Бэйкером, Мартином Карси, Пьером Бенсунаном, Дэйвом Ивансом и Дэйви Грэхемом. Другие музыканты сделали неоценимый вклад, включая Джона Ренборна, Мартина Симпсона, Питера Фингера, Арти МкГлина и Сета Остена.
Когда я исполняю некоторые из моих любимых ирландских мелодий для других гитаристов и замечаю вспышку интереса с их стороны, я обычно приношу им свои извинения за "заражение" их ирландской музыкой. Для меня это стало страстью, которая только накаляется, чем дольше я занимаюсь исполнительством.
Опубликовано 5.12.2014 г.
Источник: МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА
|