Black Sabbath, Sabotage, 1975 г.

BLACK SABBATH ~ 1975
S A B O T A G E

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Sabotage - 6-й студийный альбом британской хэви метал-группы Black Sabbath. Записывался в феврале и марте 1975 года в Англии, на Morgan Studios (Лондон). Вышел в июле того же года сначала в Северной Америке на лейбле Warner Bros., а в Европе - в августе на лейбле NEMS. Продюсером выступил Майк Батчер при поддержке музыкантов группы. Альбом поднялся до №7 в UK Albums Chart и до №28 в Billboard 200, но в США стал первым альбомом группы, не получившим «платинового» статуса.


Скачать бесплатно альбом Sabotage, 1975

СКАЧАТЬ АЛЬБОМ
ГРУППЫ "SABOTAGE" 1975 г.
ВЫ МОЖЕТЕ ТУТ, НЕМЕДЛЕННО, БЕСПЛАТНО
И БЕЗ ВСЯКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Английские издания "Sabotage", 1975 г.

Black Sabbath, Sabotage, Великобритания

Black Sabbath, Sabotage, UK

Black Sabbath, Sabotage, England

Black Sabbath, Sabotage, Great Britain

Black Sabbath, Sabotage, английский выпуск

Black Sabbath, Sabotage, Made in England

Black Sabbath, Sabotage, английское переиздание



Sabotage (1975)

Музыка для всех композиций альбома написана всеми участниками группы совсестно.
Все тексты песен написаны Гизером Батлером единолично.


SIDE ONE:
1. Hole in the Sky - 4:00
2. Don't Start (Too Late) instrumental – 0:49
3. Symptom of the Universe - 6:29
4. Megalomania - 9:46

SIDE TWO:
5. The Thrill of It All - 5:56
6. Supertzar" (instrumental with vocalising choir) - 3:44
7. Am I Going Insane (Radio) - 4:17
8. The Writ - 8:46
+
9. Blow on a Jug - 0:26

Length - 43:44

Released: 28 July 1975 (US, Warners) and August/September 1975 (UK, Nems Records)
Produced by Mike Butcher and Black Sabbath
Robin Black and Mike Butcher – engineers
David Harris – tape operator and saboteur
Recorded February – March 1975 at Morgan Studios in London, England

Label: NEMS, Vertigo, Warner Bros. (US/Canada)


Ozzy Osbourne - vocals and synthesizer
Tony Iommi - guitar and synthesizer
Geezer Butler - bass and mellotron
Bill Ward - drums, piano on "Blow On A Jug"
+
Gerald Woodruffe – keyboards
Will Malone – arrangements for the English Chamber Choir


Российское издание "Sabotage", на SNC Records, 1991 г.


Black Sabbath, Sabotage, Russia



Пожалуй, самый зрелый альбом бирмингемской четвёрки. Он явился результатом всех экспериментов, проведённых ранее и позволивших найти идеальное звучание и идеальный баланс между тяжестью и мелодичностью.

Голос Оззи здесь очень силён и гораздо более разнообразен, чем раньше. Тексты достаточно сложны (не в последнюю очередю благодаря наркотикам, к сожалению) и требуют внимательного прочтения и разбора, но и музыка здесь великолепна: тяжёлые и мелодичные риффы, давно ставшие классикой, чьи отголоски можно услышать в работах всех групп, появившихся после Сэббат, разнообразнеёшие соло Айомми, есть и стремительные, уносящие словно вихрь, как в "Symptom of the Universe", техничные, как в "Hole in the Sky", и очень мелодичные, как в "Thrill of It All", например. Слабых вещей нет, я люблю чуть меньше "The Writ" и "Megalomania", чуточку меньше. Любимые песни: "Hole in the Sky" и "Symptom of the Universe", а композиция "Thrill of It All" одна из самых лучших у них с музыкальной точки зрения, там действительно Музыка на все времена.

По-моему, "Sabotage", наряду с альбомами "Master of Reality" и "Sabbath Bloody Sabbath", последнему я всё же отдаю предпочтение, стал лучшим альбомом Black Sabbath за всю их историю.


Автор: March of Time


Немецкие издания "Sabotage", 1975 г.

Black Sabbath, Sabotage, 1975, Germany

Black Sabbath, Sabotage, 1975, Германия

Black Sabbath, Sabotage, немецкое издание


Самые лучшие игры от Алавар для BLACK SABBATH

Американские издания "Sabotage", 1975 г.

Black Sabbath, Sabotage, США

Black Sabbath, 1975, Sabotage, США Warner Bros.

Sabotage, США Warner Bros.

Black Sabbath, Sabotage, USA


Сижу и смотрю на трек-лист этого альбома, прослушанного пару тройку дней назад. Открывашка "Hole In The Sky" задает своей атмосферой настроение всему альбому. Величественные, тяжелые и скорее медленные, чем средне темповые, риффы, смена ритма, возросший вокал Оззи, опять риффы, ставшие классическими для большинства хэви-метал групп, разнообразные запоминающиеся, и в то же время загадочные и неуловимые мелодии – от всего этого достоинства просто сносит крышу и в таком состоянии пребываешь не только до окончания альбома, но и надолго после этого. Инструменталка "Don't Start" и новый шедевр – "Symptom Of The Universe" – сложнейшая пьеса с частой сменой мелодики и темпа, опять классические риффы и чумовые мелодии. Но это еще не все. Следующая далее "Megalomania" окончательно добивает слушателя, особенно второй частью эпика – хэви метал высшей пробы, все органично и к месту, прилажено и создает невыносимое впечатление чего-то непознанного, но в тоже время прекрасного. Кажется сил просто уже нет, но далее идут "Thrill Of It All", дающий небольшую передышку хоровой инструментал "Supertzar" ("Самодержец"?!) и кончается шедевр восьмиминутной "The Writ", нисколько не уступающей начальным боевикам, но имеющей иную атмосферу и структуру. Шедевр, сотканный из шедевров. Главная удача BS того первого периода, после чего Йомми понесло в эксперименты, но это уже совсем другая история... Sabotage одна из жемчужин коллекции!

Автор: Keeper



К сожалению, выпуск великолепного во всех отношениях альбома "Sabbath Bloody Sabbath" не сильно улучшил общее настроение в рядах группы Black Sabbath. Помимо постоянных перепалок вечно "кайфующего" Оззи с Тони Айомми по поводу усложнения музыки, лечения все того же Оззи в клинике для наркоманов со стажем, тут еще добавились и серьезные проблемы со звукозаписывающей компанией Vertigo. Которые решились довольно кардинальным образом - группа ровно год не могла выпустить новый альбом, пока шли бесконечные судебные процессы. Тем не менее, в конце каждого туннеля есть свет - к началу 1975 года Black Sabbath окончательно перешли под крыло небольшой фирмы N.E.M.S., и даже более того - музыкантам удалось на фоне всего этого негатива записать и выпустить альбом, который смело можно назвать одной из сильнейших работ группы. Итак, шестой студийник под названием "Sabotage". Надо отдать должное мистеру Айомми - он каким то непостижимым образом умудрился угодить всем. Творческое развитие коллектива, несомненно, продолжилось, но здесь оно уже не так сильно заметно, возможно из-за наличия некоторого количества абсолютно "простых" композиций, в духе старых времен, за которые так ратовал Оззи. В качестве примеров можно привести совершенно ураганную открывашку "Hole In The Sky", которая, несомненно, послужила этаким первым камнем в огород будущих стилей трэш или дэт метала, легендарную композицию "Symptom Of The Universe", также оказавшую немалое влияние на будущих звезд тяжмета (правда, здесь Тони явно переборщил со своими новаторствами и вставил в конец скоростного боевика абсолютно неуместный акустический джингл), и длинный, тяжелый и грузный номер "The Writ", просто наполненный до краев злобой на весь музыкальный бизнес, и на бывших менеджеров в частности. Среди "прогрессивных" треков особо выделяются потрясающий десятиминутный эпик "Megalomania", подобных которому в творчестве группы еще не было, и помпезная инструменталка "Supertzar", в которой вовсю используется оркестровка специально приглашенного в качестве "секретного", пятого члена группы, клавишника Джесса Вудраффе. Запись и все технические дела, как обычно, на самом высоком уровне, так что оценку ниже девятки "Sabotage" я поставить никак не могу. Последний по-настоящему эпохальный альбом Black Sabbath, дальше начнется период разброда и шатаний.

Автор: Starbreaker


Мой музыкальный канал на Дзен

Как это ни печально, но "Sabotage" фактически стал последним альбомом истинного и классичесского стиля Black Sabbath. Он явился достойным преемником предыдущего "Sabbath Bloody Sabbath" и логическим завершением музыкального стиля, который они до этого развивали 5 лет. С полной уверенностью осмелюсь написать, что на этой работе музыка "Саббат" достигла своего полнейшего пика, которого они больше не достигнут никогда. Даже Оззи, отделясь от своих товарищей, в 1980 и 1981 гг. создаст сольно великолепные альбомы, но они они, к сожалению, будут звучать подобно жадкой тени незабвенному "Sabotage", лишь местами, с грустью напоминая о некогда существовашем коллективе" в котором пел Оззи. Коллектив - собственное творчество и достижение закончилось на этой работе именно в 1975-м году...

Автор: Локомотив 84


Шестой альбом группы так же стал очень сильной работой, и конечно же является одним из сильнейших у группы. Однако такой очаровательной осязаемой ауры как на "Sabbath Bloody Sabbath”, здесь уже нет (и, кстати, оной вообще никогда больше не будет). Что касается "Sabotage”, то он является скорее логическим продолжением развития идей первых четырех альбомов – то есть более прямолинейной музыки. Однако он во всех отношениях будет получше их.

Хочется отметить композицию "Symptom Of The Universe” (3): основная часть ее имеет в чистом виде трэшевый гитарный рифф и если бы голос Озборна не заглушал бы его во время куплетов, то трэшевая композиция и получилась бы! Ее же концовка напротив, очень лирична и красива… Вообще, на альбоме многие композиции состоят из разных частей с разными мотивами и темпом, что создает впечатление, что на альбоме больше вещей чем на самом деле. Но сие есть особенность музыки группы всего этого периода… И здесь все сделано не так идеально как на предшественнике. Например, длинющая (почти 10 минут!) вещь "Megalomania” (4) состоит из двух четко различающихся и совершенно равноценных песен, не объединенных друг с другом ничем кроме названия. Как нечто целостное не воспринимается в принципе…

Инструментал "Supertzar”, на мой взгляд, явный прокол… Его явно пересложненные хоровые партии явно не здорово ложатся на музыкальное сопровождение. Из-за этого хор создает впечатление каких-то несуразных завываний. В этом отношении противоположностью является великолепная "Spiral Architect” с предыдущего альбома, где наложение классического сопровождения осуществлено просто идеально. Правда в том случае использовалась инструментальная игра, а сдесь хор, но не суть…

А вот мало кем оцененая композиция "Am I Going Insane (Radio)" (7) напротив кажется мне вполне удачной. Во всяком случае, ее мелодичный и сильных припев очень легко запоминается и потом возникает желание его напевать. Звучание инструментов в этой композиции весьма оригинально – некое техногенное жужание, несколько тягучее и может быть даже занудное… Но так это замысел такой был – мне нравится! Да и вообще, именно такое жужание лучше всего подходит к едкому подхалимскому голоску Оззика. Вообще, вокал старины Джона на этом альбоме вполне удался. Здесь он и разнообразен в меру. Например, в последней песне альбома "The Writ” (в первой ее части) в оновных куплетах Оззи поет кричащим голосом, несвосвенным для него и ничего – здорово выходит.

В общем, альбом чертовски силен но, на мой взгляд, он таки заметно уступает предыдущему студийнику – "Sabbath Bloody Sabbath”, который, на мой взгляд, так и остался во многом непревзойденным достижением группы.


Автор: Stas-Vorobiev


К 1974 году Black Sabbath добились настоящей международной популярности. Альбомы "Master Of Reality", "Volume 4" и "Sabbath Bloody Sabbath" попали в британский Топ-10 и американский Топ-20. Но после четырех лет непрерывного цикла запись-турне силы группы были на исходе. Бас-гитарист Гизер Батлер рассказывает что происходило:

...Мы хотели сделать перерыв после того, как Тони свалился от истощения во время тура Sabbath Bloody Sabbath. Мы находились в Англии, только что вернувшись с гастролей, когда нам позвонили из нашего менеджмента и сказали, что мы должны поехать и отыграть на California Jam. Мы ответили "нет", но, в конце концов, нам пришлось это сделать.

Более того, Black Sabbath все с большим подозрением относились к их менеджеру Патрику Миэну. Оззи Осборн жаловался: «Патрик Миэн никогда не давал прямого ответа, когда его спрашивали, сколько денег мы заработали». Батлер высказался недвусмысленно:

...Мы чувствовали, что нас грабят.

Вскоре после возвращения с лос-анжелеского фестиваля California Jam, на котором выступила перед 300-тысячной аудиторией, группа известила Патрика Миэна о своем решении разорвать контракт с лейблом Worldwide Artists. Миен был не из робкого десятка и не собирался так просто расставаться с прибыльным именем Black Sabbath. Судебные тяжбы отнимали слишком много времени и сил, поэтому группе понадобился почти год, чтобы завершить запись своего нового альбома Sabotage. Гизер Батлер резюмирует настроение группы в тот период четырьмя словами: «Обеспокоенные, уставшие, пьяные, обдолбанные». Black Sabbath приступили к работе над альбомом только в феврале 1975 года в Morgan Studios (Виллисден, Лондон, на той же самой студии, где они записывали Sabbath Bloody Sabbath. С самого начала было решено, что он будет значительно отличаться от предыдущего, Sabbath Bloody Sabbath. Впоследствии Оззи Осборн сетовал на то, что именно этот альбом ознаменовал начало «студийной мании Айомми». «Sabotage» записывался долго и стал самым дорогостоящим альбомом группы. В общей сложности группа провела в Morgan Studios четыре месяца, поделенные на трехнедельные сессии. Звукорежиссером на Sabbath Bloody Sabbath был Майк Батчер, и ему было доверено продюсирование Sabotage.

«Мы могли бы продолжать совершенствоваться технически, использовать оркестры и все такое прочее, но нам этого не хотелось. Мы пригляделись к себе и решили сделать рок-альбом. Sabbath, Bloody Sabbath рок-альбомом, в сущности, не являлся», - утверждал гитарист Тони Айомми. Между тем, критики отмечали сходство двух альбомов: оба сочетали в себе тяжёлые вещи, основанные на мощных риффах (здесь - «Hole in the Sky», «Symptom of the Universe») и экспериментальные, усложненные композиции («Supertzar», «Am I Going Insane (Radio)»). Название последнего трека явилось причиной недоразумения: многие сочли его версией, специально отредактированной для радио. Однако других вариантов этой песни не существует. Считается, что слово «радио» здесь следует трактовать как часть выражения 'radio-rental', которое на кокни-сленге есть синоним понятия 'mental'. Песня (речь в которой действительно идет об умопомешательстве) завершается безумным хохотом, и таким образом переходит в «The Writ».

Визуальным символом «раскола личности» служит и сюжет обложки альбома, на которой участники группы сфотографированы перед большим бронзовым зеркалом с отражениями, являющимися в сущности их двойниками (они глядят в ту же сторону). Участники группы предстали на фотографии для обложки в различных одеяниях, самыми нелепыми из которых были одежды Билла Уорда и Оззи Осборна. Билл Уорд одет в черную кожаную куртку и красные колготки. «У меня были очень грязные старые джинсы, - объясняет он, - поэтому я одолжил колготки у своей жены. А чтобы прикрыть яйца под колготками, я также одолжил трусы у Оззи, так как своих у меня не было». Оззи в традиционном японском костюме выглядел так, из-за чего его дразнили «гомик в кимоно».

Альбом создавался в то время, когда группа находились в состоянии войны со своим менеджером Патриком Миеном, что и послужило одним из толчков к названию альбома «Саботаж». «Один день мы проводили в студии, а следующий - в суде или на встрече с юристами», - рассказывает гитарист. И гнев и тревога Тони Айомми подпитывали Sabotage. «Мое звучание было немного жестче, чем на Sabbath Bloody Sabbath, - объясняет Айомми. - Гитарный саунд был тяжелее. Сказывалось все то раздражение, которое мы чувствовали от общения с менеджментом и адвокатами». Однако тот же Тони Айомми, которого продюсер Майк Батчер охарактеризовал как «неофициального лидера» Black Sabbath, утверждал, что Sabotage был отчасти реакцией на сложный стиль альбома Sabbath Bloody Sabbath, на котором группа соединила свой фирменный хэви-метал с элементами прогрессивного рока при поддержке клавишника Yes Рика Уэйкмана и даже оркестра. «Мы могли бы становиться все более техничными, - говорит Айомми,- использовать оркестры и все остальное, но нам хотелось сделать рок-альбом».

Sabotage был тепло встречен критикой (журнал Rolling Stone счёл его лучшим на тот момент в истории группы). Наибольший успех у фэнов имели «Hole in the Sky» и «Symptom of the Universe»; рифф второй из них иногда рассматривается как один из ранних примеров трэш-метала. Альбом поднялся до №7 в UK Albums Chart и до №28 в Billboard 200.


Источник: Википедия


Выпуску 28 июля 1975 г. шестого студийного альбома Black Sabbath предшествовали события, из-за которых релиз постоянно откладывался. После записи пятой пластинки, лучшей в их дискографии, настали прямо-таки темные времена, когда нельзя было и думать о творчестве. Выплата денег в результате судебных процессов – это были еще цветочки. У Билла и Оззи опять начались нешуточные проблемы, в результате чего оба загремели в психиатрические лечебницы. Оззи вообще чуть не убил жену, с которой, кстати, к тому времени завел уже и второго ребенка, сына Луиса, но до развода в этот раз не дошло. Билла же, который так же нещадно губил свое здоровье кокаином и виски, пришлось даже откачивать, а то бедняга точно бы гигнулся (как говорил «гробовых дел мастер» Безенчук). Гизер с Тони очень злились, поскольку хотели работать над очередным альбомом, но поделать ничего не могли. Айомми даже хотел искать замену столь ненадежному контингенту, но Батлер его отговорил.

Вспомним также о том, что участники группы отказались от услуг менеджера и решили заниматься этим сами, т.е. не зависеть от кого-то, тем более что в последнее время их иногда даже не предупреждали, где они должны выступать. Собственными силами управлять делами группы у ребят не получилось, и они наняли нового специалиста. Им стал Дон Арден, работавший в той же компании, что и предыдущие. Это был человек, который говорил мало, но по делу, и всегда мог выпутаться из любой ситуации. Он подписал группу на лейбл NEMS. Секретарем у него работала 18-летняя дочь Шэрон. Оззи впервые увидел ее тогда, когда она пришла с отцом к нему в клинику. Однако бытует еще другая версия, больше напоминающая легенду: Осборн пришел в офис, прицепив на шею водопроводный кран, и, отказавшись от стула, сел на полу; столь странное поведение испугало девушку, и она даже попросила кого-то другого занести в кабинет кофе. Как бы то ни было на самом деле, что-то все-таки в Оззи юную мисс привлекло, раз позднее она стала ему другом, а потом и женой (и остается и по сей день).

Можно было работать над новым альбомом, но дальше – больше. Внезапно Европу охватил энергетический кризис – повысились цены на аренду помещения, стоимость грампластинок и т.п. Батлер с Осборном даже говорят о существовании некоего альбома, который был все-таки записан в это время, но так и не увидел свет. Прибавим к этому изменения ситуации на мировой рок-сцене, когда группы, подобные Black Sabbath, многие стали расценивать как динозавров, которым давно бы пора вымереть, а также внутренние трения по поводу того, в каком направлении следует дальше идти. Осборн многие годы в последующих интервью говорил, что Тони Айомми стал просто одержим студийным продюсированием, из-за чего времени и денег ребята тратили гораздо больше, чем раньше. Времена первых альбомов, записанных с минимумом затрат, окончательно канули в Лету.

Однако ребята все-таки как-то договорились, сделав еще одну отличную работу, которую можно по праву назвать одной из лучших в их истории. Плохих и даже не вполне хороших композиций нет. Все очень цельно и интересно. Да, это «саботаж» всего того, что было раньше, но диверсия, на мой взгляд, получилась конструктивной (пусть это и оксюморон). Кстати, по-моему, бoльший саботаж присутствовал на предыдущем релизе, но и с ним есть определенное сходство в плане того, что группа шла и дальше по пути сближения металла и прогрессива, и ей это весьма удавалось. Тяжести стало больше, что явно было на руку Оззи, тоскующему по простым, но мощным риффам. Можно даже сказать, что этот альбом имеет самое агрессивное звучание из всех. Удовлетворил результат и Тони, поскольку было использовано довольно много клавишных и симфонических штучек, благодаря которым саунд стал более оптимистическим, но не настолько, чтобы назвать эту работу белой и пушистой. Джеральд Вудрафф, уже помогавший ребятам во время концертов, стал фактически полноценным участником группы, и теперь уже только он заведовал черными и белыми клавишами. Что касается текстов, то альбом вполне можно назвать концептуальным, поскольку красной нитью через него проходит тема безумия и социального протеста, не без примеси мистицизма. Что же, Оззи с Биллом явно внесли в написание лирики свою ощутимую лепту. Не знаю, как Гизер с ними сотрудничал, но явно не обошлось без применения сильных средств, поскольку понять написанное и, соответственно, спетое иногда довольно затруднительно. Записывали целый год в Лондоне и Брюсселе, а к продюсированию привлекли Майка Бутчера. Оззи поет замечательно, Тони на высоте, Билл в ударе (на то он и ударник), Гизер тоже молодец, только его бас сделали почему-то немного тише, чем нужно.

Грэхэм Райт придумал весьма интересную обложку (хотя Тони называет ее одной из худших), на которой в первый и последний раз изображены все «блэк-саббатовцы». Они стоят у огромного зеркала (Тони, правда, сидит, напоминая этакого гуру) в маскарадных костюмах, причем их отражение также повернуто к нам лицами. На обратной стороне пластинки была помещена похожая картина – ребята стоят лицом к зеркалу, спинами к нам, а в зеркале то же самое. Смысл таков: от себя не убежишь, а если и убежишь, то только в какое-нибудь Зазеркалье.

1) «Hole in the Sky». В начале мы слышим репетиционный шум – цокают ударные, раздается чей-то пугающий крик, напоминающий хищную птицу, Тони настраивает гитару. После тихого отчета «1-2-3-4» вступает ритм-секция с мощнейшим искаженным риффингом, сопровождаемым не менее мощными ударными и отличным басом. Великолепный металл, заряжающий энергией. Достаточно сердитым голосом Оззи делится своими впечатлениями от пребывания в психушке. Его герой находится в месте, куда не заглядывает солнце и где не нужно вносить квартирную плату (что же, у каждого минус есть плюс); при этом он видит «дыру в небесах», через которую хочет попасть в рай. Вокал эффектно отражается эхом, словно герой кричит в пустоту. Можно также расценивать текст как метафорическое размышление о современном ужасном мире, из которого человеку частенько хочется исчезнуть. Западная цивилизация обречена, а «псы войны» (выражение из шекспировского «Юлия Цезаря», в современном английском языке ставшее популярным благодаря одноименному роману Фредерика Форсайта) пируют, пожирая чьи-то останки.

2) «Don’t Start (Too Late)». Первая композиция внезапно прерывается (словно просто вырубили запись) 50-секундным незатейливым инструменталом со сдвоенной акустической гитарой, играющей в духе фламенко. Происхождение названия таково: звукорежиссер постоянно говорил «Не начинайте», когда они включали запись, а ему отвечали: «Уже поздно». Звучит приятно, но очень уж коротко. Будем расценивать эту вещь просто как передышку между двумя мощными темами. Фишка здесь также заключается в том, что бренчание на гитаре записано так тихо, что слушатель инстинктивно делает громкость больше, из-за чего следующая тема сильнее бьет по ушам.

3) «Symptom of the Universe». Внезапно вступает отличный риффинг, часто считающийся первым трэшевым. Как-то я прочитал мнение, что он напоминает газонокосилку, которую давно не смазывали. Присоединяются мощные ударные и тихо бумкающий бас. Вновь энергично и вновь довольно тревожно. Голос Оззи звучит очень эмоционально. Текст вновь переполнен сложными образами, зачастую совершенно непонятными (типа «электризующего врага, утопающего в слезах» или «единорога адвентистов седьмого дня, ждущего в небесах»), однако можно с уверенностью сказать хотя бы одно – мир обречен на гибель, но есть по крайней мере одна вещь, ради которой стоит жить, и это любовь, ведь только благодаря ей и существует вселенная. Через две минуты риффинг меняется, и теперь бас уже слышится более четко, однако это длится недолго. Через некоторое время после второй вокальной части начинается отличное соло, в котором гитара просто улетает под небеса. Раздается звук, напоминающий рев улетающего самолета, потом металл исчезает, уступая место лиричности, и мы словно попадаем в совершенно другой трек. Звучит просто прекрасная акустическая гитара, а перкуссии приобретают какой-то интересный оттенок (уж не маракасы ли?). Герой предлагает своей любимой отправиться вместе с ним и познать счастье. Заканчивается эта вещь диминуэндо, словно эта пара действительно улетает от нас.

4) «Megalomania». Почти 10-минутная психоделичная композиция (одна из самых продолжительных у группы), поражающая фантазией придумавших ее людей. Начинается она медленно с тандема акустической и электрогитары, звучащих под мрачное гудение баса и тихие ударные. Голос Оззи, повторяющий первые слова текста, долго идет эхом издалека, словно пробивается откуда-то. Звуки накладываются друг на друга, создавая неповторимый эффект. Дойдя до нормальной громкости, Осборн выдает нам еще одну порцию впечатлений от пребывания в лечебнице. Мощный гитарный риффинг еще более усиливает мрак. Герой, переживающий крах личности, просит всех оставить его в покое. Он не хочет больше быть под влиянием грез и фантазий, заполняющих жизнь и заставляющих забыть о реальности. Спустя три минуты после начала, после второго вокального фрагмента, в музыку закрадывается фортепьяно, из-за чего звучание становится повеселее. Под стук ударных появляется новый отличный рифф, тема становится все более энергичной, а Оззи поет о том, что хочет быть счастливым, позабыть печаль, перестать лгать и прятаться. Временами ему подпевает Билл, прошедший через то же самое. Впечатляют крики «Ужальте меня!» (видимо, подразумевается укол) и совершенно уж неприличный «Отсосите у меня!». Сдвоенная жесткая гитара уверенно делает свое дело, а Уорд с Гизером стабильно ведут ритм. Прекрасной получилась короткая интерлюдия с мощным гитарным звуком. Пусть мы слышим одни и те же перетасованные музыкальные части, но звучат они прекрасно, особенно под столь эмоциональный вокал. Под риффинг, крики Оззи и странные жутковатые звуки (кто-то предположил, что это нюхают кокаин) появляются клавишные. Все превращается в музыкальный поток, который завершается гудением.

5) «The Thrill of It All». В одном динамике появляется запоминающийся рифф, к которому присоединяются ударные и бас. Затем гитара выдает короткое пронзительное соло. В определенный момент остается отрывистый риффинг под тихие барабаны. В сопровождении его, а также солидного баса, мощных ударных и даже прихлопов Оззи поет, обращаясь к Иисусу. Он просит о помощи и хочет знать, верит ли тот в человека. В середине появляется еще и фортепьяно, а гитара сочувственно солирует. После этого темп ускоряется, ударные приобретают забавное шуршание, возникают клавишные, в звучании которых чувствуется оптимизм. Размышляя о мире, в котором он живет и о своем месте в нем, герой приходит к выводу, что не следует постоянно думать о своих проблемах, а постараться обрести свободу, что не так уж и трудно. Заканчивается композиция диминуэндо после триумфального гитарного соло. Название взято из одноименного фильма 1963 г.

6) «Supertzar». Прекрасный инструментал с достаточно тревожной атмосферой. Риффует гитара, сопровождаемая басом и вокализами Английского камерного хора. Сначала поют в основном только мужчины, чьи голоса напоминают монахов. Усиливаются ударные, появляется акустическая гитара и колокольчики, на фоне которых возникают женские голоса. Очень похоже на что-нибудь из Рика Уэйкмана, только с более металлическим звучанием. Что же, Black Sabbath в очередной раз удивили. Не обращаешь внимания даже на то, что композиция состоит из повторяющихся фрагментов. Не знаю, честно говоря, что за «суперцарь» имеется в виду, но чувствуется в этом названии аллюзия на Иисуса Христа-суперзвезду (superstar). Есть также сведения, что это музыкальная иллюстрация перехода русской армии, попавшей в Сибири в метель. Что же, может быть. Особенно хорошо эту картину представляешь, когда музыка начинает в конце затихать, словно солдаты уходят дальше. Кассетная запись инструментала стала открывать концерты Black Sabbath вплоть до 1981 г., а потом еще и в 90-х годах во время различных турне.

7) «Am I Going Insane (Radio)». Вещь, полностью написанная одним Оззи и претендующая на звание самой слабой, поскольку не такая интересная и навороченная, как остальные, однако по тексту полностью вписывающаяся в контекст всего альбома. Что касается музыки, то она своей психоделичностью напоминает британские группы 60-х, в т.ч. и ранний Pink Floyd. Звучат клавишные, сопровождаемые ударными и басом, затем их сменяет гитара. Батлер пропустил бас через разные примочки, что придало ему некое потустороннее звучание. Герой сомневается в своей нормальности, чувствует себя параноиком (явная отсылка к классическому наследию группы) и хочет где-нибудь спрятаться. Соло словно сочувствует герою, вопрошающему: «Скажите-ка, люди, а не схожу ли я с ума». Смех, появляющийся в конце, когда Оззи продолжает петь, а музыка затихает, звучит настолько убедительно, что начинаешь думать, а может быть, он и прав, когда сомневается. Смеется сначала один человек, потом другой. Возникает еще один вопрос: причем здесь «радио»? Нет, это не радиоверсия. «Radio» – это сокращение от «radio rental», т.е. «прокат радиоаппаратуры», что в свою очередь является рифмой к «mental» (прием, часто используемый в сленге кокни, откуда это и взяли), т.е. «душевнобольной». Ходят слухи, что Оззи хотел поместить эту вещь в одноименный первый сольный альбом (впрочем, второй – «Дневник сумасшедшего» – недалеко ушел), о котором он думал уже в то время. Его участниками должны были стать бывший «дип-перпловец» Гленн Хьюз и ирландец Гэри Мур, известный у нас по песне «Still Got the Blues».

8) «The Writ». Еще одна жесткая и навороченная многочастная тема. К смеху из предыдущей композиции добавляются жуткие завывания или стоны от боли (это уж я не знаю). Трудно понять, издает ли эти звуки ребенок или взрослый. Мы слышим тихий, мрачный, завораживающий психоделический бас, а спустя целых 40 секунд в динамики, когда уже совсем не ожидаешь, врывается жесткая ритм-секция с отлично риффующей гитарой и эмоциональный вокал. Периодически звучит загадочное шуршание – словно наждачкой проводят, скажем, по дереву. Текст представляет резкое обращение (настоящее «а пошли вы все!») Оззи к бывшему менеджменту, которому было наплевать на артистов, ведь мысли были только о том, как нажиться на звездах рок-н-ролла. Название можно перевести как «исковое заявление» и связано оно с эпизодом, когда музыкантов вызвали повесткой в суд, где должен был разбираться иск Джима Симпсона. Гнев слышится в голосе, его чувствуешь в музыке, им пропитаны стихи. На третьей минуте вновь возвращаемся к седативному басу – на этот раз секунд на 25, – а потом вновь резкий переход. Осборн обвиняет работников музыкальной индустрии во лжи и проклинает их. В какой-то момент мелодика меняется – Оззи произносит шепотом слова «кошки» и «крысы», к нему присоединяется еще чей-то голос (видимо, Уорда), и они поют одновременно. После слов Осборна о том, что ему очень хотелось бы увидеть чью-то улыбку после всех несчастий, музыка становится лиричной благодаря акустической гитаре и металлофону или клавесину (а то и обоим). Создается ощущение, что попал в сказку, а Оззи, чей голос отдается переливчатым эхом, поет о том, что его жизнь началась по-новому и теперь он не знает, к чему придет. Периодически возвращается жесткий риффинг, а Осборн выражает уверенность, что все образуется. «Если нет, мне придется вышибить себе мозги», – говорит он в заключении. Композиция завершается мощным риффингом и драммингом, которые постепенно затихают. Нужно еще сказать, что существуют издания данного альбома, на которых треки 7 и 8 поменяли местами, удалив связующую их часть со смехом и воем.

На некоторых первых пластинках и кассетах, а также на ремастированных дисках после «The Writ» есть еще очень тихая 23-секундная вещь «Blow on a Jug», которая в отдельный трек не выделяется и фактически является кавером на Nitty Gritty Dirt Band. Оказывается, и тогда, когда компакт-дисков еще не было, уже существовали скрытые треки, которые стали так популярны в наше время. Правда, сейчас это превратилось в настоящую эпидемию. В сопровождении фортепьяно Оззи и Билл, которые просто дурачились пьяными в студии, предлагают всем выдуть бутылку. Корни этой шутки уходят в 1970 г., когда Black Sabbath играли на «Голливудском фестивале». Каждая группа старалась перещеголять другую, но круче всех оказались Mungo Jerry, потому что они дули в бутылки, сделав, видимо, из них еще один инструмент. Некоторые в шутку называют это лучшей вещью Black Sabbath, достойной «Грэмми».

После выпуска этого альбома группа была наиболее популярной, заняв второе место в списке хард-роковых команд Великобритании после Led Zeppelin. Билеты на концерты в США расходились мгновенно, а американские сатанисты, ни хрена не поняв в текстах, сделали из группы икону своего движения. Поскольку музыка была мрачной, один журналист как-то задал Оззи вопрос о причине этого, на что тот ответил: «А что – есть чему веселиться? Расскажите, и мы вместе посмеемся!» Композиции, исполненные на некоторых концертах в это время, позднее вышли на втором диске «Past Lives». Нужно также сказать, что благодаря Black Sabbath некоторые журналисты в это же время решили даже делать специальные хит-парады именно для тяжелых групп.

Англичане оценили новую работу по достоинству (7-е место), но именно с нее быстрое приобретение «золота» прекратилось. Одни считают эту пластинку началом конца, другие же склонны думать, что это последнее отличное творение группы (первого состава). Есть, конечно, еще те, кто любит и более поздние работы, но таких встречается крайне мало.


Автор: Featus



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ BLACK SABBATH

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ BLACK SABBATH

СБОРНИКИ BLACK SABBATH


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в BLACK SABBATH

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА