Выпуску 28 июля 1975 г. шестого студийного альбома Black Sabbath предшествовали события, из-за которых релиз постоянно откладывался. После записи пятой пластинки, лучшей в их дискографии, настали прямо-таки темные времена, когда нельзя было и думать о творчестве. Выплата денег в результате судебных процессов – это были еще цветочки. У Билла и Оззи опять начались нешуточные проблемы, в результате чего оба загремели в психиатрические лечебницы. Оззи вообще чуть не убил жену, с которой, кстати, к тому времени завел уже и второго ребенка, сына Луиса, но до развода в этот раз не дошло. Билла же, который так же нещадно губил свое здоровье кокаином и виски, пришлось даже откачивать, а то бедняга точно бы гигнулся (как говорил «гробовых дел мастер» Безенчук). Гизер с Тони очень злились, поскольку хотели работать над очередным альбомом, но поделать ничего не могли. Айомми даже хотел искать замену столь ненадежному контингенту, но Батлер его отговорил.
Вспомним также о том, что участники группы отказались от услуг менеджера и решили заниматься этим сами, т.е. не зависеть от кого-то, тем более что в последнее время их иногда даже не предупреждали, где они должны выступать. Собственными силами управлять делами группы у ребят не получилось, и они наняли нового специалиста. Им стал Дон Арден, работавший в той же компании, что и предыдущие. Это был человек, который говорил мало, но по делу, и всегда мог выпутаться из любой ситуации. Он подписал группу на лейбл NEMS. Секретарем у него работала 18-летняя дочь Шэрон. Оззи впервые увидел ее тогда, когда она пришла с отцом к нему в клинику. Однако бытует еще другая версия, больше напоминающая легенду: Осборн пришел в офис, прицепив на шею водопроводный кран, и, отказавшись от стула, сел на полу; столь странное поведение испугало девушку, и она даже попросила кого-то другого занести в кабинет кофе. Как бы то ни было на самом деле, что-то все-таки в Оззи юную мисс привлекло, раз позднее она стала ему другом, а потом и женой (и остается и по сей день).
Можно было работать над новым альбомом, но дальше – больше. Внезапно Европу охватил энергетический кризис – повысились цены на аренду помещения, стоимость грампластинок и т.п. Батлер с Осборном даже говорят о существовании некоего альбома, который был все-таки записан в это время, но так и не увидел свет. Прибавим к этому изменения ситуации на мировой рок-сцене, когда группы, подобные Black Sabbath, многие стали расценивать как динозавров, которым давно бы пора вымереть, а также внутренние трения по поводу того, в каком направлении следует дальше идти. Осборн многие годы в последующих интервью говорил, что Тони Айомми стал просто одержим студийным продюсированием, из-за чего времени и денег ребята тратили гораздо больше, чем раньше. Времена первых альбомов, записанных с минимумом затрат, окончательно канули в Лету.
Однако ребята все-таки как-то договорились, сделав еще одну отличную работу, которую можно по праву назвать одной из лучших в их истории. Плохих и даже не вполне хороших композиций нет. Все очень цельно и интересно. Да, это «саботаж» всего того, что было раньше, но диверсия, на мой взгляд, получилась конструктивной (пусть это и оксюморон). Кстати, по-моему, бoльший саботаж присутствовал на предыдущем релизе, но и с ним есть определенное сходство в плане того, что группа шла и дальше по пути сближения металла и прогрессива, и ей это весьма удавалось. Тяжести стало больше, что явно было на руку Оззи, тоскующему по простым, но мощным риффам. Можно даже сказать, что этот альбом имеет самое агрессивное звучание из всех. Удовлетворил результат и Тони, поскольку было использовано довольно много клавишных и симфонических штучек, благодаря которым саунд стал более оптимистическим, но не настолько, чтобы назвать эту работу белой и пушистой. Джеральд Вудрафф, уже помогавший ребятам во время концертов, стал фактически полноценным участником группы, и теперь уже только он заведовал черными и белыми клавишами. Что касается текстов, то альбом вполне можно назвать концептуальным, поскольку красной нитью через него проходит тема безумия и социального протеста, не без примеси мистицизма. Что же, Оззи с Биллом явно внесли в написание лирики свою ощутимую лепту. Не знаю, как Гизер с ними сотрудничал, но явно не обошлось без применения сильных средств, поскольку понять написанное и, соответственно, спетое иногда довольно затруднительно. Записывали целый год в Лондоне и Брюсселе, а к продюсированию привлекли Майка Бутчера. Оззи поет замечательно, Тони на высоте, Билл в ударе (на то он и ударник), Гизер тоже молодец, только его бас сделали почему-то немного тише, чем нужно.
Грэхэм Райт придумал весьма интересную обложку (хотя Тони называет ее одной из худших), на которой в первый и последний раз изображены все «блэк-саббатовцы». Они стоят у огромного зеркала (Тони, правда, сидит, напоминая этакого гуру) в маскарадных костюмах, причем их отражение также повернуто к нам лицами. На обратной стороне пластинки была помещена похожая картина – ребята стоят лицом к зеркалу, спинами к нам, а в зеркале то же самое. Смысл таков: от себя не убежишь, а если и убежишь, то только в какое-нибудь Зазеркалье.
1) «Hole in the Sky». В начале мы слышим репетиционный шум – цокают ударные, раздается чей-то пугающий крик, напоминающий хищную птицу, Тони настраивает гитару. После тихого отчета «1-2-3-4» вступает ритм-секция с мощнейшим искаженным риффингом, сопровождаемым не менее мощными ударными и отличным басом. Великолепный металл, заряжающий энергией. Достаточно сердитым голосом Оззи делится своими впечатлениями от пребывания в психушке. Его герой находится в месте, куда не заглядывает солнце и где не нужно вносить квартирную плату (что же, у каждого минус есть плюс); при этом он видит «дыру в небесах», через которую хочет попасть в рай. Вокал эффектно отражается эхом, словно герой кричит в пустоту. Можно также расценивать текст как метафорическое размышление о современном ужасном мире, из которого человеку частенько хочется исчезнуть. Западная цивилизация обречена, а «псы войны» (выражение из шекспировского «Юлия Цезаря», в современном английском языке ставшее популярным благодаря одноименному роману Фредерика Форсайта) пируют, пожирая чьи-то останки.
2) «Don’t Start (Too Late)». Первая композиция внезапно прерывается (словно просто вырубили запись) 50-секундным незатейливым инструменталом со сдвоенной акустической гитарой, играющей в духе фламенко. Происхождение названия таково: звукорежиссер постоянно говорил «Не начинайте», когда они включали запись, а ему отвечали: «Уже поздно». Звучит приятно, но очень уж коротко. Будем расценивать эту вещь просто как передышку между двумя мощными темами. Фишка здесь также заключается в том, что бренчание на гитаре записано так тихо, что слушатель инстинктивно делает громкость больше, из-за чего следующая тема сильнее бьет по ушам.
3) «Symptom of the Universe». Внезапно вступает отличный риффинг, часто считающийся первым трэшевым. Как-то я прочитал мнение, что он напоминает газонокосилку, которую давно не смазывали. Присоединяются мощные ударные и тихо бумкающий бас. Вновь энергично и вновь довольно тревожно. Голос Оззи звучит очень эмоционально. Текст вновь переполнен сложными образами, зачастую совершенно непонятными (типа «электризующего врага, утопающего в слезах» или «единорога адвентистов седьмого дня, ждущего в небесах»), однако можно с уверенностью сказать хотя бы одно – мир обречен на гибель, но есть по крайней мере одна вещь, ради которой стоит жить, и это любовь, ведь только благодаря ей и существует вселенная. Через две минуты риффинг меняется, и теперь бас уже слышится более четко, однако это длится недолго. Через некоторое время после второй вокальной части начинается отличное соло, в котором гитара просто улетает под небеса. Раздается звук, напоминающий рев улетающего самолета, потом металл исчезает, уступая место лиричности, и мы словно попадаем в совершенно другой трек. Звучит просто прекрасная акустическая гитара, а перкуссии приобретают какой-то интересный оттенок (уж не маракасы ли?). Герой предлагает своей любимой отправиться вместе с ним и познать счастье. Заканчивается эта вещь диминуэндо, словно эта пара действительно улетает от нас.
4) «Megalomania». Почти 10-минутная психоделичная композиция (одна из самых продолжительных у группы), поражающая фантазией придумавших ее людей. Начинается она медленно с тандема акустической и электрогитары, звучащих под мрачное гудение баса и тихие ударные. Голос Оззи, повторяющий первые слова текста, долго идет эхом издалека, словно пробивается откуда-то. Звуки накладываются друг на друга, создавая неповторимый эффект. Дойдя до нормальной громкости, Осборн выдает нам еще одну порцию впечатлений от пребывания в лечебнице. Мощный гитарный риффинг еще более усиливает мрак. Герой, переживающий крах личности, просит всех оставить его в покое. Он не хочет больше быть под влиянием грез и фантазий, заполняющих жизнь и заставляющих забыть о реальности. Спустя три минуты после начала, после второго вокального фрагмента, в музыку закрадывается фортепьяно, из-за чего звучание становится повеселее. Под стук ударных появляется новый отличный рифф, тема становится все более энергичной, а Оззи поет о том, что хочет быть счастливым, позабыть печаль, перестать лгать и прятаться. Временами ему подпевает Билл, прошедший через то же самое. Впечатляют крики «Ужальте меня!» (видимо, подразумевается укол) и совершенно уж неприличный «Отсосите у меня!». Сдвоенная жесткая гитара уверенно делает свое дело, а Уорд с Гизером стабильно ведут ритм. Прекрасной получилась короткая интерлюдия с мощным гитарным звуком. Пусть мы слышим одни и те же перетасованные музыкальные части, но звучат они прекрасно, особенно под столь эмоциональный вокал. Под риффинг, крики Оззи и странные жутковатые звуки (кто-то предположил, что это нюхают кокаин) появляются клавишные. Все превращается в музыкальный поток, который завершается гудением.
5) «The Thrill of It All». В одном динамике появляется запоминающийся рифф, к которому присоединяются ударные и бас. Затем гитара выдает короткое пронзительное соло. В определенный момент остается отрывистый риффинг под тихие барабаны. В сопровождении его, а также солидного баса, мощных ударных и даже прихлопов Оззи поет, обращаясь к Иисусу. Он просит о помощи и хочет знать, верит ли тот в человека. В середине появляется еще и фортепьяно, а гитара сочувственно солирует. После этого темп ускоряется, ударные приобретают забавное шуршание, возникают клавишные, в звучании которых чувствуется оптимизм. Размышляя о мире, в котором он живет и о своем месте в нем, герой приходит к выводу, что не следует постоянно думать о своих проблемах, а постараться обрести свободу, что не так уж и трудно. Заканчивается композиция диминуэндо после триумфального гитарного соло. Название взято из одноименного фильма 1963 г.
6) «Supertzar». Прекрасный инструментал с достаточно тревожной атмосферой. Риффует гитара, сопровождаемая басом и вокализами Английского камерного хора. Сначала поют в основном только мужчины, чьи голоса напоминают монахов. Усиливаются ударные, появляется акустическая гитара и колокольчики, на фоне которых возникают женские голоса. Очень похоже на что-нибудь из Рика Уэйкмана, только с более металлическим звучанием. Что же, Black Sabbath в очередной раз удивили. Не обращаешь внимания даже на то, что композиция состоит из повторяющихся фрагментов. Не знаю, честно говоря, что за «суперцарь» имеется в виду, но чувствуется в этом названии аллюзия на Иисуса Христа-суперзвезду (superstar). Есть также сведения, что это музыкальная иллюстрация перехода русской армии, попавшей в Сибири в метель. Что же, может быть. Особенно хорошо эту картину представляешь, когда музыка начинает в конце затихать, словно солдаты уходят дальше. Кассетная запись инструментала стала открывать концерты Black Sabbath вплоть до 1981 г., а потом еще и в 90-х годах во время различных турне.
7) «Am I Going Insane (Radio)». Вещь, полностью написанная одним Оззи и претендующая на звание самой слабой, поскольку не такая интересная и навороченная, как остальные, однако по тексту полностью вписывающаяся в контекст всего альбома. Что касается музыки, то она своей психоделичностью напоминает британские группы 60-х, в т.ч. и ранний Pink Floyd. Звучат клавишные, сопровождаемые ударными и басом, затем их сменяет гитара. Батлер пропустил бас через разные примочки, что придало ему некое потустороннее звучание. Герой сомневается в своей нормальности, чувствует себя параноиком (явная отсылка к классическому наследию группы) и хочет где-нибудь спрятаться. Соло словно сочувствует герою, вопрошающему: «Скажите-ка, люди, а не схожу ли я с ума». Смех, появляющийся в конце, когда Оззи продолжает петь, а музыка затихает, звучит настолько убедительно, что начинаешь думать, а может быть, он и прав, когда сомневается. Смеется сначала один человек, потом другой. Возникает еще один вопрос: причем здесь «радио»? Нет, это не радиоверсия. «Radio» – это сокращение от «radio rental», т.е. «прокат радиоаппаратуры», что в свою очередь является рифмой к «mental» (прием, часто используемый в сленге кокни, откуда это и взяли), т.е. «душевнобольной». Ходят слухи, что Оззи хотел поместить эту вещь в одноименный первый сольный альбом (впрочем, второй – «Дневник сумасшедшего» – недалеко ушел), о котором он думал уже в то время. Его участниками должны были стать бывший «дип-перпловец» Гленн Хьюз и ирландец Гэри Мур, известный у нас по песне «Still Got the Blues».
8) «The Writ». Еще одна жесткая и навороченная многочастная тема. К смеху из предыдущей композиции добавляются жуткие завывания или стоны от боли (это уж я не знаю). Трудно понять, издает ли эти звуки ребенок или взрослый. Мы слышим тихий, мрачный, завораживающий психоделический бас, а спустя целых 40 секунд в динамики, когда уже совсем не ожидаешь, врывается жесткая ритм-секция с отлично риффующей гитарой и эмоциональный вокал. Периодически звучит загадочное шуршание – словно наждачкой проводят, скажем, по дереву. Текст представляет резкое обращение (настоящее «а пошли вы все!») Оззи к бывшему менеджменту, которому было наплевать на артистов, ведь мысли были только о том, как нажиться на звездах рок-н-ролла. Название можно перевести как «исковое заявление» и связано оно с эпизодом, когда музыкантов вызвали повесткой в суд, где должен был разбираться иск Джима Симпсона. Гнев слышится в голосе, его чувствуешь в музыке, им пропитаны стихи. На третьей минуте вновь возвращаемся к седативному басу – на этот раз секунд на 25, – а потом вновь резкий переход. Осборн обвиняет работников музыкальной индустрии во лжи и проклинает их. В какой-то момент мелодика меняется – Оззи произносит шепотом слова «кошки» и «крысы», к нему присоединяется еще чей-то голос (видимо, Уорда), и они поют одновременно. После слов Осборна о том, что ему очень хотелось бы увидеть чью-то улыбку после всех несчастий, музыка становится лиричной благодаря акустической гитаре и металлофону или клавесину (а то и обоим). Создается ощущение, что попал в сказку, а Оззи, чей голос отдается переливчатым эхом, поет о том, что его жизнь началась по-новому и теперь он не знает, к чему придет. Периодически возвращается жесткий риффинг, а Осборн выражает уверенность, что все образуется. «Если нет, мне придется вышибить себе мозги», – говорит он в заключении. Композиция завершается мощным риффингом и драммингом, которые постепенно затихают. Нужно еще сказать, что существуют издания данного альбома, на которых треки 7 и 8 поменяли местами, удалив связующую их часть со смехом и воем.
На некоторых первых пластинках и кассетах, а также на ремастированных дисках после «The Writ» есть еще очень тихая 23-секундная вещь «Blow on a Jug», которая в отдельный трек не выделяется и фактически является кавером на Nitty Gritty Dirt Band. Оказывается, и тогда, когда компакт-дисков еще не было, уже существовали скрытые треки, которые стали так популярны в наше время. Правда, сейчас это превратилось в настоящую эпидемию. В сопровождении фортепьяно Оззи и Билл, которые просто дурачились пьяными в студии, предлагают всем выдуть бутылку. Корни этой шутки уходят в 1970 г., когда Black Sabbath играли на «Голливудском фестивале». Каждая группа старалась перещеголять другую, но круче всех оказались Mungo Jerry, потому что они дули в бутылки, сделав, видимо, из них еще один инструмент. Некоторые в шутку называют это лучшей вещью Black Sabbath, достойной «Грэмми».
После выпуска этого альбома группа была наиболее популярной, заняв второе место в списке хард-роковых команд Великобритании после Led Zeppelin. Билеты на концерты в США расходились мгновенно, а американские сатанисты, ни хрена не поняв в текстах, сделали из группы икону своего движения. Поскольку музыка была мрачной, один журналист как-то задал Оззи вопрос о причине этого, на что тот ответил: «А что – есть чему веселиться? Расскажите, и мы вместе посмеемся!» Композиции, исполненные на некоторых концертах в это время, позднее вышли на втором диске «Past Lives». Нужно также сказать, что благодаря Black Sabbath некоторые журналисты в это же время решили даже делать специальные хит-парады именно для тяжелых групп.
Англичане оценили новую работу по достоинству (7-е место), но именно с нее быстрое приобретение «золота» прекратилось. Одни считают эту пластинку началом конца, другие же склонны думать, что это последнее отличное творение группы (первого состава). Есть, конечно, еще те, кто любит и более поздние работы, но таких встречается крайне мало.
Автор: Featus
|