Стр. 32
После того, как с третьей попытки вокалист «Joy Division» Иэн Кертис все-таки сумел свести счеты с жизнью, перед оставшимися участниками группы встала проблема: продолжать играть надрывную «атмосферную» музыку, или найти новое направление? Экстатическое и болезненное творчество «Joy Division» держалось, в основном, на мрачной харизме Кертиса, и поэтому группа решила не только изменить свою музыку, но и взять новое название. Стивен Моррис, Питер Хук и Бернард Альбрехт решили переименоваться в «New Order».
Отправной точкой для их творчества могла стать песня «Love Will Tear Us Apart» - последняя из всего созданного погибшим лидером группы. Этот шедевр «Joy Division» был одной из немногих светлых композиций, записанных квартетом. Но было бы слишком простым решением – эксплуатировать прежний имидж, да и сами участники группы, не больные, слава Богу, эпилепсией, вряд ли смогли бы достоверно изображать героев пост-панка.
Новые песни появились уже летом 1980 года, и группа даже отыграла концерт. Четвертым участником «Нового порядка» стала Джиллиан Джильберт, которая заняла место за клавишами. И хотя музыканты попытались избавиться от сравнений с «Joy Division», критике было подвергнуто всё, включая само название: оно тоже имело «нацистский» оттенок. Казалось, болезненный дух Кертиса изгнать невозможно.
Первый сингл группы – «Ceremony» и дебютный альбом «Movement» были пропитаны идеями смерти и саморазрушения, как ни пытался избежать этого продюсер «New Order» Мартин «Зиро» Хэннет. Впрочем, все не так уж и плохо. Диск отличался той странной и прекрасной смесью красоты и затхлости, которую воспел еще Шарль Бодлер в стихах о разлагающемся трупе лошади. Но влияние прежних «атмосферных» идей не слишком радовало «New Order», и они пытались все-таки изменить общее направление своей музыкальной деятельности.
В 1982 году появился сингл «Temptation», с мощной игрой ритм-секции и явной приверженностью к танцевальной музыке. Это не было обыкновенной «трясучкой», которую выдают на-гора бесчисленные группы-однодневки: «New Order» совмещали (и весьма удачно) интеллектуальное влияние «Joy Division» с экзальтированной энергией «музыки для ног».
Мини-альбом «81-82», состоявший из пяти композиций, записанных в этот период, подтвердил верность выбранному курсу. Быть может, эти песни были несколько простоваты, но в Англии их услышали и полюбили. По крайней мере, это лучше, чем прямое эпигонство и эксплуатация прежних заслуг. Определенная холодность в восприятии публики и критиков еще оставалась, так как «New Order» были скрытны и несловоохотливы, но весь лед окончательно растопил 12-дюймовый сингл «Blue Monday». Это была, пожалуй, лучшая из всех композиций, записанных группой за ее пятнадцатилетнюю историю.
«Грустный понедельник», несмотря на свое название, был достаточно веселой и жизнеутверждающей песней, которую летом 1983 года непрерывно крутили все диск-жокеи в танцзалах Британии. К осени было продано более миллиона экземпляров альбома, и группа смогла облегченно вздохнуть: призраки прошлого покинули «New Order» навсегда. Второй лонг-плэй «Нового порядка», названный «Power Corruption And Lies» («Власть, коррупция и ложь»), был великолепным и целостным произведением с удивительной смесью из электронной музыки, потрясающей ритм-секции и остросоциальных текстов. Впрочем, это вовсе не помешало молодежи лихо отплясывать под эти песни. То, что через несколько лет начали выдавать «Pet Shop Boys» и многие другие группы, было с успехом сделано «New Order» ещё в 1983 году. Внешняя простота мелодий и аранжировок оказалась очень и очень обманчивой. На самом деле, многочисленные «напластования» инструментальных партий и электронных примочек сглаживались великолепной аранжировкой.
После этого диска «New Order» заметили за океаном. Сам Куинси Джонс, знаменитый джазмен и продюсер, вытащивший на свет божий Майкла Джексона, предложил группе свои услуги и свой собственный лейбл для выпуска альбомов в Штатах. Второй диск «Нового порядка» вошел в первую десятку хит-парадов.
Третий диск группы «Low Life» показал, что в области танцевальной музыки можно изрядно поэкспериментировать. По крайней мере, «New Order» доказали, что все творческие идеи, все настроения, все идеи могут быть переданы посредством электроники. От баллад, пронизанных изящной самоиронией, до радостных (на первый взгляд) песенок, в которых, подобно хорошей литературе, подтексты всплывают один за другим. После этого альбома музыканты спокойно заявили: «Да, мы твердо уверены, что «New Order» - лучшая инди-группа в мире. И даже если «U2» издают более продаваемые диски, наш творческий уровень несомненно выше». Музыканты очень дорожили своим «независимым» имиджем и записывались исключительно на знаменитой манчестерской студии «Factory», не откликаясь даже на самые лестные предложения «мэйджор-лейблов».
В 1987 году группа выпустила сборник «Substance», на котором был прослежен путь «Нового порядка» от мрачных псевдо-Кертисовских опусов в сторону оптимистичных композиций, популярных в дискотеках всего цивилизованного мира. Следующие альбомы – «Technique» и «Republic» - еще больше кренились в попсу, и хотя их успех был очень и очень велик, самим музыкантам показалось, что изготовление танцевальных хитов, как бы популярны они не были, сковывают их собственные творческие амбиции. Альбрехт, решив попробовать свои силы вне «New Order», начал работу над проектом «Electronic», который хоть и не имел особого успеха, но был признан как одно из самых интересных событий в английской музыке за последние десять лет. Правда, вместе с Альбрехтом в «Electronic» работал Джонни Марр – гитарист легендарных «Smiths», названный последним супергитаристом в истории поп-музыки, но все-таки это было равное партнерство. Питер Хук начал сотрудничество с группой «Revenge» и даже откатал вместе с ними один тур.
После этих событий «New Order» начали выпускать сборники «Великих Хитов», но если сначала критика восприняла эти подборки «на ура», то через некоторое время реакция стала более пессимистичной: «Ну вот, еще несколько заезженных хитов из репертуара «New Order», и зачем только им это надо?» Вряд ли это действительно необходимо самим музыкантам, скорее, речь идет об эксплуатации популярного имени. Но одно достоверно: название группы и имена ее участников исчезли из «горячих» рубрик музыкальных изданий. На фоне «Новой волны британской новой волны» «New Order» и в самом деле выглядят несколько архаично, но не стоит забывать о них. Во-первых, они оказались единственной группой, удержавшейся на поверхности после гибели лидера, а во-вторых, «New Order»умели писать такие песни, которые можно слушать в одиночестве и наслаждаться даже тем, кто считает себя эстетом или интеллектуалом. Кем угодно, но только не поклонником «Joy Division»…
И вряд ли можно сказать, в чем заключается разница между предательством и столь необходимым для творческого развития переменами.
Опубликовано:
16.3.2016 г. (15.6.2016 г.)
|