Группа U2

U 2
Мы не уважаем рутину
"Комсомольская правда", 03.8.1990 г.
Рок-энциклопедия


Специально для Клуба 33 1/3 «Комсомольской правды» интервью дает группа «Ю-Ту»

Множество анкет по итогам музыкального десятилетия было напечатано в газетах и журналах, н картину они дали, разумеется, максимально пеструю. Лишь один пункт был достаточно стабилен и предсказуем: лучшая рок-группа восьмидесятых - «Ю-Ту».

Под занавес декады в родном Дублине в относительно небольшом (тысяч на пять человек) зале «Ю-Ту» дали серию концертов под девизом «Любовь приходит в город». Заключительное выступление пришлось как раз на новогоднюю ночь. Концерты сопровождал невероятный ажиотаж, который подогревали слухи о том, что это фактически прощание группы со слушателями. Журналисты, друзья и поклонники «Ю-Ту» съехались со всего мира, цены на билеты на черном рынке (да, такое существует и на Западе) достигли тысячи фунтов за пару.

Мне посчастливилось побывать на двух последних представлениях, а спустя несколько дней взять интервью у гитариста «Ю-Ту» Эджа. Разговор проходил в номере гостиницы «Блумз» в Дублине.


- Итак, «Ю-Ту» - всеми признанная лучшая рок-группа мира, лучшая группа восьмидесятых. Могли бы вы представить себе это десять лет назад?

- Когда мы создали группу в конце семидесятых, нам хотелось, чтобы нас принимали всерьез - прежде всего. Пожалуй, мы уже тогда мечтали о том, чтобы стать самой значительной группой своего времени... Но, поверьте, мы никогда не помышляли о коммерческом успехе. Товар, деньги... мы никогда не мыслили этими категориями. В наше время довольно сложно существовать с таким мироощущением. Трудно быть серьезной рок-группой. Все это десятилетие мы боролись за то, чтобы сохранить остроту своего творчества, ие стать просто развлекательным ансамблем, как большинство. Это важнее для нас, чем успех, тиражи пластинок и миллионы проданных билетов.

- Как вам удалось сохранить независимость и не впасть в рутину поп-музыки?

- Я думаю, мы просто никогда не уважали эту рутину, бизнес... С самого начала нам это было просто неинтересно. Наши мысли были очень чисты, честны... Может быть, даже наивны. Когда мы начинали, мы чувствовали себя миссионерами, носителями идеи, в которую верили, и нас совершенно не волновало, какие блага мы можем за это получить. Эта вера осталась с нами до сих пор, хотя, конечно, многие иллюзии развеялись.

- «Ю-Ту» - группа из маленькой страны Ирландии. Это помогало вам или мешало?

U2. Мы не уважаем рутину. Комсомольская правда - Несомненно, помогало и помогает. Ирландия для нас - как тихая гавань, место, где можно отрешиться от суеты. Ирландия дает нам силы, вдохновение. Вместе с тем мы далеки от национализма и не ощущаем себя носителями некоей «ирландской идеи». Мы просто ирландцы - потому что мы здесь родились и выросли и впитали ирландскую культуру. Создавать какой-то нарочитый «ирландский рок», усугублять национальные чувства - по-моему, это отжившая идея. Наша маленькая страна хороша тем, что она оберегает нас от разрушительного влияния рок-бизнеса. В Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне коммерческое давление настолько велико, что многие группы, у которых поначалу были какие-го идеалы и творческие устремления, просто съедаются заживо этой машиной.

- А как насчет чисто музыкального влияния «родных стен»? Недавно я познакомился с теорией Вэна Моррисона (крупнейший ирландский рок-бард. - А. Т.), который утверждает, что всем известная американская народная музыка - блюз, госпел - во многом позаимствована у кельтов. Насколько важны для вас этнические корни?

- Важны, безусловно. С самого начала мы стремились достичь в нашей музыке какого-то нового синтеза, синтеза разных культур, в том числе, конечно, и ирландской. Думаю, что где-то, начиная со второго альбома («Октябрь», 1981. - А. Т.), нам это стало удаваться. На последних пластинках больше американских блюзовых интонаций - но это не дань конъюнктуре, это абсолютно органично для нас. Может быть, в связи с тем именно, о чем говорил Вэн Моррисон. Вообще в Ирландии необычайно плотная музыкальная среда, здесь невозможно жить, не слушая «живую» музыку, Кажется, ни в одной другой стране не проходит каждый день столько больших и маленьких концертов.

- Стараетесь ли вы как-то помогать - морально н материально - начинающим ирландским группам?

- Ирландия так помогает нам самим, что мы не должны оставаться в долгу. Несколько лет назад мы создали небольшую фирму грамзаписи - «Мазер рекордз» - специально для того, чтобы поддерживать талантливых начинающих музыкантов. Мы даем им возможность выпустить первую пластинку - а там, дай бог, их заметят крупные фирмы. Таким образом мы вывели в свет уже пять или шесть местных групп... Впрочем, я не уверен, что такая «аспирантура» - лучший вид помощи. Может быть, самая эффективная помощь с нашей стороны - это просто почаще бывать у себя на родине и самим этим фактом привлекать внимание к здешней музыкальной сцене. Кроме того, я считаю, что мы должны быть очень критичны по отношению к ирландским группам. Я заметил, особенно в последнее время, что они стали зазнаваться: дескать, раз мы ирландцы - это уже круто... Увы, не все то, что проходит «на ура» в Дублине, звучит так же здорово, скажем, в Лондоне. Вырастает масштаб - и то, что казалось большим, становится мельче... Так что единственный выход - не останавливаться в росте.

- Прежде чем мы перейдем к разговору о животрепещущих проблемах «Ю-Ту», я хотел бы спросить, что вы думаете о главном событии последнего времени - я имею в виду цепочку антитоталитарных революций в Восточной Европе?

- Разумеется, на Западе все поражены, шокированы, восхищены - и молниеносностью событий, и их сущностью. Кто бы мог подумать еще год назад, что Европа так радикально преобразится? И все же у меня, пожалуй, неоднозначные чувства по поводу того, что происходит в Восточной Европе... Я боюсь того, что дух капиталистического потребительства охватит эти страны со свирепостью лесного пожара. Мы видим, во что этот дух превратил Америку, - и я бы не сказал, что это симпатичное зрелище. Если «свобода» означает то, что национальные меньшинства загоняются в резервации и городские гетто, а социальное обеспечение и здравоохранение огсутствуют или недоступны по ценам, - я не уверен, что такая «свобода» вообще нужна. И мне хотелось бы верить, что экономические и прочие перемены в Восточной Европе не приведут к тому, что люди там станут относиться друг к другу более жестоко... Вообще коммунизм в моем представлении - это красивая, но слишком идеалистичная теория, которая не срабатывает главным образом из-за несовершенства человеческой натуры. Идея капитализма, к сожалению, намного реалистичнее, но опирается она скорее на негативные стороны нашего характера - эгоизм, корысть, честолюбие... И если эта идея начнет разворачиваться слишком быстро и на всю катушку, боюсь, ни к чему хорошему это не приведет.

- У меня тоже предчувствие, что многие страны Восточной Европы могут быстро перейти из одной крайности в другую, из псевдо-коммунистической в оголтело-потребительскую и реакционную. Психологически это легко понять: слишком долго те «эго-практические» качества, о которых вы говорили, у нас искусственно сдерживались и умерщвлялись. Как вы думаете, способен ли еще рок поддерживать в молодежи дух человеколюбия, идеализма? Ведь именно в этом была сущность антибуржуазной рок-революции шестидесятых. А как сейчас?

- Сейчас все намного труднее, но надежда, безусловно, есть. Если бы мы перестали верить в праведную миссию рока, то распустили бы группу. Я еще не знаю, каким будет наш следующий альбом и о чем он будет. Но я надеюсь, что это будет пророческая пластинка. Я думаю, что рок-н-ролл в своих лучших и самых острых проявлениях - это пророческая штука. Вспомните Боба Дилана и «Битлз» в шестидесятые годы, Элвиса в пятидесятые - все они пели о том, чего тогда еще не было, о том, что только должно было случиться. И они сами вызывали те «ветры перемен», о которых пели.

- Я думаю, ни в одной другой стране рок столько не напророчил, как у нас, в СССР. Судя по тому, что я видел на концертах «Ю-Ту», к вам здесь многие относятся как к мессиям. Как передается это чувство - через слово? Через музыку?

- Одинаково важно и то, и другое. Нам удается затрагивать какие-то струны в людях, вызывать их на ответное переживание... Я думаю, - сейчас немногие группы на это способны. Живые концерты - это потрясающая, уникальная вещь. Наши пластинки показывают лишь одну сторону «Ю-Ту», а на концертах мы раскрываемся целиком, до конца,- и здесь, я думаю, нас уже ни с кем не спутаешь...

- Вы считаете «Ю-Ту» группой, скажем так, «духовного рока»?

- Мы - группа, сознающая и старающаяся развивать духовное начало как в нас самих, так и у наших слушателей. Большинство музыкантов этого не делает, хотя бы потому, что это нелегко и требует полной самоотдачи. То есть каждая наша песня - это не просто упражнение в музыке и текстосложении, а нечто пережитое, идущее из глубины души... Сейчас, стоит включить радио или телевизор, звучит какая-то музыка, но невозможно определить - ни кто поет, ни про что песня, ни что эти люди чувствуют. Хотя, конечно, есть группы, в которых сохранилась искренность, настоящая красота. Тот же Вэн Моррисон... Так что «Ю-Ту» не одиноки. Духовная, мистическая сторона жизни становится, я думаю, все ближе всем нам... И вовсе не обязательно это выражается в религиозных песнопениях.

- Успех, да и вообще существование «Ю-Ту», конечно, вселяет надежды на будущее рока. С другой стороны, коммерческий триумф Кайли Миноуг, Джейсона Донована, «Брос» и т. п. настраивает скорее на пессимистический лад. Что вы думаете о будущем жанра?

- Я не могу не быть оптимистом. Когда я хожу по артистическим кварталам Дублина, - а я делаю это постоянно, - захожу в маленькие студии и репетиционные закутки, вижу я слышу множество молодых музыкантов со своими идеями, я понимаю - это и есть будущее. Рок-н-ролл сохранил свою привлекательность для молодых ребят, которые хотят общаться, которые хотят сказать что-то посредством своих песен. И я отказываюсь верить в то, что эта музыка окончательно выродилась в нечто типа Кайли Миноуг.

К сожалению, сейчас рок-н-ролл оценивается в основном с коммерческой точки зрения, масштаб артиста определяется по тому, сколько пластинок он продал. Для меня это не имеет никакого значения. Главное, я уверен, что где-то сейчас сидят и пишут песни Несколько новых Диланов, что пройдет несколько лет, и Мы услышим эти песни, в снова будем замирать от счастья...

- Ну а как же «Ю-Ту»? Какова может быть ваша лепта в будущее рока?

Сейчас мы на перепутье. Это поворотный момент в истории «Ю-Ту». Мы все чувствуем, что стоит на время затихнуть, собраться с мыслями и заново решить, для чего наша группа существует. В том, что мы делаем, обязательно должно быть ощущение свежести. Со старыми идеями, старыми находками работать скучно. И мы хотим найти новые пути, чтобы испытать их в новом десятилетии. Период поиска может продлиться шесть месяцев, может продлиться два года. Сейчас это невозможно сказать. Точно так же трудно сказать, чем мы сейчас будем заниматься. Лично у меня есть желание попробовать свои силы в кино. Нет, не в качестве актера - мне интереснее режиссерская или даже операторская работа. А вот Боно (солист «Ю-Ту».- А. Т.), я думаю, мог бы, и неплохо, сыграть какие-то роли. Как бы там ни было, «Ю-Ту» остается моим главным делом, мерилом моей творческой энергии. Мы не выбрасываем белый флаг, в каждом из нас и в группе сохранился большой потенциал, я мы не собираемся покидать сцену без боя. Поверь, если бы мы почувствовали, что из нас пар вышел, мы бы первые всем в этом признались. Но ощущение совсем другое. Мы полны надежды. И будем счастливы работать в новом десятилетии в новой Европе.

- Спасибо, Эдж. Желаю удачи в бою.

А. ТРОИЦКИЙ.

А будет ли «Ю-Ту» выступать в СССР? (Следите за нашей газетой»).

Группа U2. Рок-энциклопедия


ЖДЕМ ШЕСТОЙ...
Газета "Московский комсомолец", № 181, 1988 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ U2

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ U2

СБОРНИКИ U2


Самые лучшие игры от Алавар


Вернуться в РАЗДЕЛ "U2"

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в ИНТЕРВЬЮ СО ЗНАМЕНИТОСТЯМИ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА