Ранние "Black Sabbath" были в своё время величайшими предтечами стиля "соборного металла" (или doom-metal), этого тяжеловесного мрачного звука, подкреплённого очень жёсткой игрой, Сегодня они стали одной из немногих известных групп, играющих такую музыку. Масса групп второго и третьего поколения, которые свою музыку сводят в конце-концов к "Black Sabbath", например, "Trouble" и "Saint Vitus", находят отклик преимущественно в андерграунде. "Candlemass" же составляют исключение из этого правила.
...В конце 1982 года шведский композитор, поэт и бас-гитарист Лейф Эдлинг (Leif Edling) основал группу с названием "Nemesis" (по имени древнегреческой богини мести Немезиды). С "Nemesis" Лейф выпустил мини-альбом "The Day Of Retribution" ("День Возмездия") тиражом около 3 тысяч экземпляров на шведской независимой фирме. Лейф не поладил с остальными участниками и набрал новых музыкантов. В конце 1985 года его группа под вывеской "Candlemass" записала демонстрационную ленту с вещами "Bewitched", "Demon's Gate" и "Black Stone Wielder", и разослала её по разным компаниям грамзаписи. Первой откликнулась французская "Black Dragon", с которой и был заключён контракт на запись диска-гиганта. Квартет из Стокгольма выступал в составе: гимтаристы Матс Бьоркман и Клас Бергвал, басист Лейф Эдлинг и ударник Матс Экстрем. Вокальные партии записал студийный вокалист Йохан "Джон" Ланквист. Правда, дописывать альбом пришлось втроём из-за ухода Бергвала. В 1986-м году альбом "Epicus Metallicus" увидел свет. Дум-метал ещё не был в ходу, и альбом был выдержан в бодром ритме с острыми гитарными риффами и короткими вставками бас-гитары и ударных. Сразу после окончания записи в декабре 1986 года последовала смена состава, в результате которой за ударной установкой воцарился барабанщик Ян Линдх (Jan Lindh).
Конечно, в Швеции полным-полно католиков, но любителей "тяжелого металла" среди них оказалось явно недостаточно для коммерческого успеха пластинки. Реклама была очень плохой, и к тому же "Black Dragon" запретила продавать лицензии на выпуск альбома в других странах, например, в США. Новые демонстрационные записи были посланы на фирму, но "Black Dragon" не отвечала четыре месяца. В конце концов Дейв Констейбл (Dave Constable) из "Metal Forces"и менеджер группы принесли контракт с фирмой "Axis", где и был, наконец, выпущен очередной альбом.
Ещё в августе 1986 года Лейфу позвонил певец стокгольмской блэк-метал группы "Mercy" Мессайа Марколин и спросил, не может ли он присоединиться к "Candlemass". Прежде чем Лейф успел ему ответить, он проиграл тому записи некоторых своих песен, а затем спел по телефону. Год спустя он уже работал в группе как постоянный певец. О его даровании можно судить хотя бы по альбому 1987 года "Nightfall". Диск получил единодушное одобрение и не одну хвалебную рецензию критики. В США он вышел на известной "металлической" фирме "Roadrunner" и только за первые недели был продан в количестве 15 тысяч экземпляров. Оценивая эту работу, журнал "Metal Hammer" назвал "Candlemass" будущими королями соборного металла. Действительно, это было стопроцентно "готическое" звучание, вполне достойное дебюта "Black Sabbath", тем более, что в работе "молодым викингам" помогал сам Тони Айомми (Tony Iommi). "Nightfall" буквально был нашпигован мотивами Шопена и сатанизмом. В тематике песен доминировала мистика, кичевая религиозность и неотъемлемая дань жанру - философия смерти, её культ.
В 1987 году "Candlemass" гастролировали по Великобритании, поддерживали Кинга Даймонда (King Diamond) на его трёх выступлениях в Скандинавии и играли в небольших залах перед 1000-2000 зрителей. Было запланировано четвёртое шоу в лондонском театре "Hammersmith", но его отменили. Как говорил позже Лейф Эдлинг, музыканты условились с устроителями, что дорога будет оплачена, но ребят попытались заставить платить из собственного кармана, и тогда пришлось отменить концерт. Больше всех от этого пострадали лондонские фэны, поскольку из двух тысяч первоначально проданных билетов больше половины было возвращено в кассы после отказа группы. Несмотря на это, в Великобритании продолжался повышенный спрос на шведскую группу. Поэтому в апреле 1988 года музыканты начали турне по клубам этой страны. Существовала договорённость и о гастролях в ФРГ.
Можно утверждать, что "Nightfall" - достаточно сильный альбом, который нельзя игнорировать. Такой стиль может стать настоящей альтернативой трэшу. Лейф Эдлинг не раз повторял, что публике надоели постоянные рекорды в скорости игры, что в трэше нельзя работать с гармонией и мелодией, что необязательно играть по 20 нот в секунду. В чём он несомненно прав, так это в том, что "Candlemass" связывают типичные гармонии таких групп, как "Black Sabbath" и "Rainbow", с современным звучанием, даже более тяжёлым, чем тот же трэш. Тексты тоже жесткие, мощные и мрачные, но при их написании авторы не впадают в кровожадность.
В таком же духе и построен третий альбом стокгольмского квинтета "Ancient Dreams" (1988 г.). Ещё до поступления диска в продажу началась рекламная кампания, частью которой стало европейское блиц-турне. В свою очередь, гастроли включали выступление на фестивале в Голландии на эйндховенском стадионе "Dynamo Open Air"в компании с "Flotsam & Jetsam", "Exodus" и другими не менее именитыми коллективами. "Ancient Dreams", в целом, продолжал развивать идеологию "дум-металлизма". Тут и мистические интонации, и заниженный до анабиозного сердцебиения темп, и гипнотические гитарные риффы. В текстах разрабатываются всё те же темы старинных скандинавских легенд и стереотипы философии умирания. Соавтором Эдлинга выступил Марколин, впервые столь явно проявивший поэтический дар. По итогам года в категории "лонгплеев" это творение заняло почётное 13-е место.
Настало время подыскать себе более солидную фирму грамзаписи, и музыканты добились контракта с "Music For Nations". В её студии в 1989 году был записан новый альбом "Tales Of Creation". Диск вышел в октябре, и отличался, по мнению критиков, более продуманным саундом. Под рождество коллектив занесло в немецкую провинцию, но один вечер "Candlemass" всё-таки отыграли в таком крупном городе как Дюссельдорф.
С наступлением нового 1990 года группа наконец-то смогла выехать в США (естественно, с концертной программой, а не на постоянное место жительства). Во время этих выступлений была произведена запись лучших композиций группы, которая затем была воплощена в виде концертного диска (что делается думстерами крайне редко). Это было своего рода подведение итогов первого этапа творчества "Candlemass", после чего Эдлинг ощутил необходимость несколько изменить саунд группы, сделать его свежим и динамичным (читай - американским). Марколин воспротивился и выдвинул ультиматум: либо группа продолжает работу в прежнем ключе, либо они расстаются. Эдлинг пошёл на принцип, и в результате почти на два года лишился стабильного вокалиста. Таковой был найден только к лету 1992 года. Его звали Томас Вилкстром (Thomas Vilkstrom), и коллектив записал с ним шестой альбом "Chapter VI", но это была уже совсем другая музыка. Налицо явная коммерциализация звучания, хотя благодаря голосу нового певца группа зазвучала мелодичнее. Но для Эдлинга, похоже, стало главным, чтобы каждый его новый диск продавался лучше предыдущего. Что ж, на этот раз он преуспел, и похоже, долгожданный контракт с американскими фирмами не за горами.
Сам по себе стиль дум-метал нашёл развитие, преломившись через призму кровожадного дет-метала (death-metal) и трансформировавшись в так называемый дет-дум-метал, который исполняют молодые команды вроде "Nocturnus", "Tiamat" и иже с ними.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
ОКОНЧАНИЕ ТУТ:
ДИСКОГРАФИЯ "CANDLEMASS"
|