Турне "Black Sabbath" всё же состоялось и прошло с небывалым успехом, который основывался на полном взаимопонимании между группой и молодежной аудиторией, несогласной с музыкальными критиками, писавшими, например, что все песни группы неотличимы друг от друга, и "...состоят из вымученных хриплых воплей о "военных свиньях", "салате из крыс", "железных людях" и подобных мрачных тем, вполне подходящих к бесконечно повторяющимся риффам из двух аккородов".
Нетрудно было заметить, что структура песен группы значительно усложнилась, каждая из них стала своего рода мини-драмой, в которой анализировались насущные проблемы общества. Так постепенно выкристаллизовывалась центральная концепция "Black Sabbath": сегодняшний мир - это "чертова мельница", которая беспощадно перемалывает всё самое лучшее, что есть в молодых душах, калечит их и превращает в "параноиков", "железных людей" и "демонов", становящихся, в свою очередь, орудиями мирового зла. В своих произведениях музыканты рисуют картину тотальной гибели и бедствий атомной войны, выступают против наркотиков и затрагивают тему молодежного бунта.
"Paranoid" - это, пожалуй, лучший альбом того периода, когда хард-рок ещё имел остросоциальное звчание. В нём затрагивались такие же "проклятые" вопросы, как и на альбомах "Fireball" группы "Deep Purple" или "Back In The U.S.A." детройтской "MC-5", но, к сожалению, спустя короткий срок все лучшие представители хард-рока перешли на "коммерческие рельсы", и снова эти темы стали разрабатываться лишь в 80-х - с появлением "новой волны" хэви-метала, на которую повлиял также панк-рок середины 70-х. Ну, а "Black Sabbath", увы, больше не удалось создать пластинку, которая могла бы также определенно и точно выразить их сущность, как это сделал "Paranoid".
Пульсирующий ритм, "сдвинутая" партия гитары, не вписывающаяся в этот ритм - аранжировка композиции сделана в лучших традициях джаз-рока, необыкновенный по выразительности вокал. В течение всего года группа активно гастролировала по странам Европы, а после переиздания в Америке своих альбомов отправилась в турне за океан, которое проходило с такими "китами", как Wishbone Ash" и Grand Funk Railroad" и увенчалось огромным успехом. Сценические шоу группы превратились в настоящие бенефисы Сатаны. На сцене с помощью искусно изготовленных декораций возникали то картины старого кладбища с покосившимися надгробными крестами, то горящие адским огнём кабаллистические знаки на фоне залитой лунным светом пустынной равнины. Перед зрителем в луче света появлялись и тут же исчезали уродливые карлики, проносились гигантские нетопыри. Сами музыканты выступали в чёрных одеяниях колдунов, поверх которых вдруг оказывались расшитые золотом церковные ризы.
Не давая себе передышки, "Black Sabbath" в декабре 1970 года приступили к записи третьей пластинки - "Master Of Reality", которая, появившись в начале 1971 года, в сентябре попала на третье место по продажам в Англии, оставаясь в "Топ-20" целых тринадцать недель. В Америке за две недели она добралась до восьмого места, пробыв в таблицах 43 недели. Постепенно группа начинает концентрировать все усилия на совершенствовании своей музыки, и этот альбом - лучшее тому свидетельство. Рок-театр временно отходит на второй план, и акцент смещается от зрелищного шоу к овладению студийной техникой.
Материал, представленный на пластинке, весьма разнороден, но он объединен одной общей идеей - поисками выхода из тупика. Открывает альбом энергичная "Sweet Leaf", косвенно обвиняющая общество в порождении наркомании, за ней следует "After Forever" с рассуждениями о смысле жизни и её бренности. После инструментальной пьесы "Embryo" звучит "Children Of The Grave" - одна из самых сильных вещей, которая накатывается на слушателя ударной волной.
В песне "Lord Of This World", сочиненной Айомми, можно найти объяснение названия альбома. Здесь нарисован образ "Хозяина этого мира, Властителя Зла", гневно бичующего тех, кто сделал его своим кумиром. Композиция "Solitude" повествует об отвергнутой любви, но "Into The Void" восстанавливает равновесие всего альбома, завершая его на оптимистичной, но безжалостной ноте. Парадоксально, но этот альбом выражал идеи движения "детей цветов", те самые, которые "Black Sabbath" предавали анафеме в предыдущих своих альбомах.
На этой пластинке и в более поздних работах, в частности, в "Sabbath Bloody Sabbath" и её композициях "Sabbra Cadabra" и "Who Are You?" уже чувствовался настолько высокий профессионализм, что даже сам маэстро гитары Ритчи Блэкмор не находил в них слабых мест. По его оценкам "Чёрной Субботе" удалось достичь в музыке идеального гармонического баланса. Одно то, что партию клавишных к альбому "Sabbath Bloody Sabbath" исполнял Рик Уэйкмэн, говорило само за себя.
Музыка альбома "Black Sabbath Vol.4", вышедшего в сентябре 1972 года, значительно выросла в профессиональном плане. На "капитанском мостике" появился сменивший Роджера Бэйна новый продюсер - Патрик Михэн, который придал группе и новый саунд. Например, в тоскливой, но лиричной балладе "Changes" Оззи действительно поёт под звуки фортепиано и меллотрона, а не орёт во всю глотку, как было ранее.
Почти одновременно с выходом четвёртой пластинки, на фирме "Phonogram" был составлен и издан первый сборник "Black Sabbath" под названием "Attention", на котором, кроме лучших вещей с первых двух альбомов, находилась песня "Evil Woman (Don't Play Your Games With Me)", записанная ранее для первого альбома, но по разным причинам не увидевшая свет на североамериканском его издании.
Интенсивность гастрольной жизни в 1972 году достигла своего пика. За 18 месяцев группа семь раз побывала на концертах в США, и почти каждая из этих поездок сопровождалась печальными последствиями: Оззи постоянно попадал в больницу с самыми невообразимыми заболеваниями, включая ларингит и инфекционное заболевание горла. У Гизера стали пошаливать почки, Уорд сначала слёг с гепатитом, потом с ним случился нервный припадок, а Айомми однажды, после выступления перед огромным скоплением народа, потерял сознание от перенапряжения. Все музыканты страшно скучали по дому, особенно Оззи, которого ждали жена Тельма и двое детей. Посещаемлсть концертов "Black Sabbath" в Америке за этот год соствила в среднем по 17000 человек на каждом концерте.
После четвёртого альбома у многих поклонников группы возник вопрос: «Смягчился ли стиль игры Black Sabbath»? Но с появлением в декабре 1973 года лонгплэя "Sabbath Bloody Sabbath", записанного с помощью звукоинженера Майкла Батчера и занявшего одиннадцатое место в американских списках, все сомнения были развеяны. Пластинка получилась очень необычной и впечатляющей, судя по композициям Sabbra Cadabra, Killing Yourself Tohve и Looking For Today. Оззи назвал этот альбом более зрелым и менее агрессивным, чем предыдущие работы, но фантасмагория в багровых тонах, изображённая на обложке, и заглавная вещь, повествующая о заполненном паническим страхом мире, словно сошедшем со страниц романа Джорджа Оруэлла «1984», убеждали как раз в обратном. После грандиозного успеха вдруг начался затяжной кризис титанов хэви-метал, на первый взгляд, твёрдо вставших на ноги. Дело было в том, что первый менеджер группы, некий Симпсон, от услуг которого Black Sabbath отказались сразу после выхода дебютного альбома, подал на них в суд, и последовавшая за этим юридическая баталия закончилась тем, что группа была вынуждена выплатить Симпсону полную компенсацию за нанесённый ущерб. В то же время возникли трения с новыми менеджерами Патриком Михэн и Уилфом Пайн, которые не смогли разрешить многие финансовые проблемы, в результате чего фирма WWA, основанная для ведения дел группы (с этим лэйблом был издан диск «Sabbath Bloody Sabbath»), развалилась. Это привело к вынужденному прекращению всех записей и выступлений более чем на год.
Мужественно преодолев все трудности, Black Sabbath возвратились на сцену летом 1975 года, ознаменовав это событие стремительными гастролями по тридцати американским городам, включая Питтсбург, где они, выступая с Black Oak Arkansas, установили новый рекорд посещаемости шоу. Незадолго до турне по Великобритании к группе присоединился клавишник Джеральд «Джезз» Вудрофф. В сентябре этого же года, девятнадцать месяцев спустя после выхода великолепно записанного и очень эффектного «Sabbath Bloody Sabbath», на британской фирме NEMS появляется их новый альбом под названием "Sabotage", ставший важной вехой в творчестве Black Sabbath и представивший их совершенно новый подход к традиционному музыкальному материалу. Правда, несмотря на явный успех прошедших гастролей, он занимал только двадцать восьмое место в американских таблицах, но это, очевидно, было связано с общей кризисной ситуацией в рок-музыке того периода. Критики, однако, наконец обратили внимание на группу, и в рецензиях засквозили благожелательные нотки: «Новый альбом Black Sabbath отличается от предыдущего не только мастерством студийной записи, но и музыкальностью содержания. Хотя всепроникающий дух смерти и отчаяния ещё проскальзывает в их песнях, общее звучание ансамбля трансформировалось в сложное сплетение студийных эффектов и жёстких аккордов, которые составляют бешеную музыкальную атаку». Первая сторона альбома целиком посвящена «космической» тематике. Её открывает «забойная» Hole In the Sky, сделанная в лучших традициях группы, но уже в Don't Start (Too Late) музыкальная тема постоянно меняется, и Йомми в который раз демонстрирует свое мастерское владение акустической гитарой. Следом записана тягучая Symptom of the Universe с устрашающим гнусавым вокалом Оззи, переходящая в более подвижную Megalomania.
Вторая сторона начинается композицией Thrill of In All, радующей проблесками оптимизма, за которой следует мрачная инструментальная пьеса Super Tzar, в своём эпилоге сильно напоминающая эксперименты с хором у Pink Floyd в заглавной сюите Atomheart Mother с одноимённого альбома 1970 года. Am I Going Insane (Radio) - явно одна из лучших вещей на «Sabotage», в которой Оззи размышляет о своих личных проблемах, заканчивается демоническим хохотом и душераздирающим воплем, доносящимся словно из подземелья, после чего звучит тяжелейшая The Writ, завершающая этот весьма необычный альбом.
Несмотря на всю грандиозность замысла, спад в творчестве группы, начавшийся сразу после «Sabbath Bloody Sabbath», выразился теперь ещё более отчетливо. Одним из главных его симптомов стали музыкальные разногласия, возникшие между Осборном и Йомми, Оззи всегда стремился сделать упор на музыкальную простоту и выразительность, что когда-то являлось главным преимуществом Black Sabbath, а Тони в последнее время был занят поисками новых, более сложных музыкальных форм и студийных эффектов. Запись «Sabotage» заняла почти год, а если сравнить этот срок с несколькими днями, которые потребовались для создания «Paranoid», то станут понятны те изменения, которые произошли в группе за это время. К тому же в начале своей карьеры Black Sabbath были выразителями настроений разочарованного молодого поколения. Четверо парней из рабочей среды трезво смотрели на мир и протестовали против его недостатков и несправедливости. Теперь же у каждого из них была шикарная вилла, дорогая машина и крупный счёт в банке. Сами они повзрослели, и у них появились другие заботы. Оззи Осборн, Тони Йомми, Гизер Батлер и Билл Уорд действительно «продали свои души рок-н-роллу», как гласило название двойного сборника «We Sold Our Soul For Rock'n' Roll», составленного из лучших вещей всех шести альбомов группы и вышедшего в декабре 1975 года, но благосклонность этого «рок-божества» могла очень быстро смениться на немилость.
В "Technical Ecstasy", выпущенном в октябре 1976 года на их старой фирме Vertigo, группа предприняла путешествие к новым границам звукозаписи, но чудом не попала в зависимость от последних достижений электроники. Проводником Black Sabbath на этом опасном участке пути стал звукоинженер Робин Блэк, услугами которого Майк Батчер пользовался ещё при записи «Sabotage».
«Фактически, первая наша пластинка была записана полностью всего за пару дней, - говорил в интервью Йомми. - Тогда мы чувствовали, что работаем под невероятным давлением, но, оглядываясь назад, видим, что этот альбом не так уж плох. Раньше мы сильно зависели от своего энтузиазма, а теперь у нас есть время и мы можем более тщательно записывать наши альбомы, добиваясь нужного звучания. Так, к примеру, было с «Technical Ecstasy», над которым мы работали очень долго, но думаю, что наши усилия были не напрасны». Работа действительно была проделана впечатляющая, но если судить по создающим много шума Back Street Kids и RocK'n'Roll Doctor, абсолютно неинтересной All Moving Parts (Stand Still) и мажорной It's Allright с вокалом Уорда, то станет очевидно, что магия Black Sabbath явно стала пропадать. Определённый шарм, правда, придают альбому лирико-трагичная She's Gone и заключительная Dirty Woman, однако самыми эффективными вещами являются You Won't Change Me с массивным органным вступлением, в котором проявляется великолепная игра Джезза Вудроффа на клавишных, и Gipsy - многоступенчатая композиция с энергичным началом, по мере развёртывания приобретающая всё более мрачную окраску. Используя традиционный сюжет с гаданием цыганки, Оззи буквально выворачивает его наизнанку: гадалка оказывается переодетым дьяволом, а сам герой вынужден превратиться в... цыганку.
Это единственная вещь, которая отдаленно напоминает ранние «колдовские опусы» Black Sabbath, но она является лишь слабым их подобием. Если «Master Of Reality» опровёрг ранние тезисы группы о неприятии системы ценностей рок-культуры 60-х, a «Sabotage» продолжительностью работы над записью и тщательностью отделки песен поставил крест на практике моментальной записи исходного материала, то «Technical Ecstasy» полностью перевернул всё с ног на голову не только в плане музыки, но и в текстах, почти половина из которых затрагивала традиционные «любовные проблемы», что буквально год назад было бы для Black Sabbath чем-то вроде святотатства.
Долго скрываемый внутренний разлад и несовпадение интересов наконец-то проявились, что привело к ухудшению морального состояния членов группы. Оззи, например, был вынужден обратиться в психиатрическую клинику для лечения. Обстановка ещё больше усугубилась тем, что последние две пластинки, включая сборник лучших вещей, продавались из рук вон плохо. Black Sabbath снова ушли в тень, и затянувшееся молчание прервалось только осенью - 1977 года проведением гастролей по Великобритании, после которых поползли упорные слухи о том, что Оззи собирается оставить группу. Слухи были официально опровёргнуты, но 5 октября 1977 года Оззи Осборн сам объявил о решении начать сольную карьеру и стал набирать свою новую команду, куда вошли гитарист Джон Бразиер Бинни и басист Терри Хорбург из Dirty Tricks.
В декабре этого года на фирме NEMS выходит сборник "Greatest Hits" и создаётся впечатление, что это последний альбом Black Sabbath. Но оставшееся трио не отчаивается и, пригласив вокалиста Дэйва Уолкера из Бирмингема, певшего в Red Cap и Savoy Brown, в начале 1978 года приступает к работе над своим новым проектом. В январе этого года, спустя три месяца после ухода, Оззи возвращается в Black Sabbath, а неудачливому новичку приходится освободить место. Альбом под многообещающим названием «Never Say Die» был записан в Торонто к лету 1978 года, но выпущен только в октябре. После крупного турне по Америке и Англии, организованного для рекламы пластинки, Оззи окончательно оставляет Black Sabbath и возвращается к своему очередному проекту, на этот раз под названием Blizzard of Ozz, собирая для этой цели великолепного гитариста Рэнди Роудса из Quiet Riot, ударника из Uriah Heep Ли Керслэйка и басиста Боба Дэйсли из Rainbow.
Между тем, "Never Say Die", выпущенный на фирме Phonogram, получился очень оригинальным и нестандартным, хотя разочаровал многих поклонников Black Sabbath, ждавших от них повторений избитых клише. Надо было обладать немалым мужеством, чтобы решиться на такой эксперимент. На старый материал группы здесь были похожи только Shock Wave и Never Say Die, которая летом 1978 года попала в британскую таблицу «Тор-20». А такие вещи, как Johnny Blade и Juniors Eyes имели сложную структуру и просто не вписывались в шаблоны хэви-метал, равно как и воздушно-грациозная Air Dance, в которой проявился недюжинный талант клавишника Дона Эйри из Rainbow. Завершали альбом композиции Breakout и Swinging The Chain с аранжировкой Уилла Мэлоне, в которых слышны духовые инструменты и даже чувствуется привкус джаза.
В конце 70-х годов обозначился отход от традиций стиля, началось падение популярности. Осборн покинул группу, но его место занял не менее выдающийся и оригинальный вокалист Ронни Джеймс Дио. Бывший солист "Elf" и "Rainbow", а также несостоявшийся кандидат во фронтмены группы "Sweet", Дио стал не просто сезонным участником, роль какового ему первоначально отводилась - он в корне изменил своим вокалом музыку группы. в обновленном составе ансамбль выпускает альбомы "Heaven And Hell" и "Mob Rules", свидетельствующие о возвращении к жесткому "металлическому" стилю. Эра Дио окончилась в январе 1983 года, когда он вместе с барабанщиком Винни Эпайсом (сменившим Билла Уорда в 1981 году) покинул группу "Black Sabbath", чтобы организовать собственный проект.
Место за микрофонной стойкой занял Ян Гиллан, в прошлом вокалист легендарных "Deep Purple", который за несколько месяцев до этого распустил собственный коллектив "Gillan", весьма неплохой в музыкальном плане, но не совсем состоятельный коммерчески. С возвратившимися Уордом и Батлером был записан альбом "Born Again" (Рождённый вновь, 1983 г.). В этом названии содержался намёк на новый виток творческого развития "Black Sabbath".
В дальнейшем состав группы менялся чрезвычайно часто: приходили и уходили барабанщики, так, в 83-м из "ELO" пришёл Бев Бивен, в 87-м появился Гленн Хьюз (бывший басист "Deep Purple" исполнял в Black Sabbath чисто вокальные партии), также в составе группы "отметились" и многие другие известные и неизвестные певцы и музыканты. Неизменной сплачивающей силой был Айомми, но былой славы ансамбль так и не достиг.
Новым певцом на какое-то время стал Рэй Гиллен, и с ним был записан альбом под рабочим названием "Bloodgood" (записи сохранились, их можно прослушать тут), но Рэй внезапно ушёл, и фонограмма альбома была переписана с новым вокалистом Тони Мартином. Эта пластинка вышла в 1987 году и называлась "The Eternal Idol" (Вечный идол). Появление в составе Тони Мартина и ударника Кози Пауэлла, выход альбома "Headless Cross" и мировое турне с заездом в СССР под одноименным названием вселили надежду на благоприятные перспективы Black Sabbath.
В 1990 году появилась новая работа группы - диск "Tyr", но настоящей сенсацией стал выпущенный два года спустя альбом "Dehumanizer", записанный с вернувшимся на время Дио. Именно он внёс характерные черты в эту работу, особенно ощущаемые в композиции "Time Machine". Остальной материал ближе к клоассическим "сэббетовским" вещам - совершенно убойный, вколачивающий по уши в землю и самый суровый за последние десять лет.
В 1994 году Black Sabbath ещё раз подтвердили свой высочайший класс работой "Cross Purposes".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
|