Перерыв между последним студийным альбомом Black Sabbath с Оззи Осборном и новым альбомом "13" огромен - 35 лет. Критики и слушатели делают упор на этот факт, сильно утрируя событие, поскольку 35 лет будто разом взяли и вычеркнули из истории группы. Будто не было в этот промежуток времени Блэк Саббат с великолепным Ронни Джеймсом Дио, будто благодаря сольной карьере Оззи Осборн не стал звездой такого порядка, что остальные участники Саббат могут только тихо завидовать его гонорарам. Разумеется, число 35 действует на слушателя магическим образом, в разы приумножая реальную значимость события, а, следовательно, его в данном контексте еще долго будут эксплуатировать.
Раскрутка альбома отлично вписывается в концепцию реалити-шоу, на одном из которых Оззи обрел бешеную популярность среди людей никогда не слушавших тяжелую музыку. Сейчас нам представили новый эпизод "35 лет спустя они нашли друг друга". Я понимаю, что без этого не было бы таких хороших продаж и первого места в журнале Billboard, но вот только к музыке это не имеет никакого отношения. Если я захочу посмотреть хороший сериал, то выберу новую серию "Теории большого взрыва", а от Black Sabbath мне в первую очередь нужна хорошая музыка. К счастью, ее тоже достаточно.
Когда говорят о новом альбоме Black Sabbath и большом творческом перерыве с 1995-го года, когда вышел предпоследний студийный альбом "Forbidden", часто забывают, что на самом деле с того момента свет увидел еще один альбом группы. Было это в 2009-м году, альбом назывался "The Devil You Know", а в его записи участвовал другой золотой состав с Ронни Джеймсом Дио, Тони Айомми, Гизером Батлером и Винни Эпписи. Вот только группа называлась Heaven and Hell. По юридическим соображениям имя Black Sabbath решили не трогать, использовав вместо него название первого и лучшего альбома эпохи Дио. К сожалению, в нашем мире имен и названий такой ход позволил "забыть" о той группе и том альбоме вместе со смертью Ронни Джеймса Дио в 2010-м году.
Участие, а затем неучастие барабанщика оригинального состава Билла Уорда обсуждалось в духе бабушкиных разговоров возле подъезда после просмотра любимого сериала. Нашлись даже такие уникумы, которые не захотели слушать новый альбом, раз там не было Уорда. Несколько человек нашло разницу между стилем игры Билла Уорда и Брэда Уилка, который до этого с успехом стучал в Rage Against the Machine и Audioslave. Но все же ценителей Билла Уорда было очень мало на фоне общего количества потенциальных слушателей. В тот момент, когда стало ясно, что музыканты не договорятся, и Уорда в новых Саббат не будет, его образ просто исчез со всех фотографий на официальном сайте группы.
Волшебным образом классический квартет превратился в трио. Гораздо позже музыканты объясняли, что в своей нынешней форме Билл Уорд просто не потянул бы многомесячные гастроли, и поэтому с ним пришлось расстаться. То есть вроде бы было логическое объяснение. Но я уверен, что если бы у группы и ее продюсера были подозрения, что это снизит продажи, они придумали бы как обойтись без отстранения Уорда от барабанной стойки. Но альбом получился отличным, продажи высокими и тема Уорда потеряла свою остроту.
За время сольной карьеры Оззи Осборн научился петь, а не просто следовать гитарной партии. На новом альбоме разница заметна, хотя по сравнению с последними сольными работами кажется, что он сделал шаг назад. Но это было спланировано продюсером Риком Рубином, который попросил музыкантов забыть все, что было после легендарного альбома "Paranoid" и создать новый материал в таком же ключе. Для тех, кто подзабыл, что "Paranoid" выпустили осенью далекого 1970-го года, и был он всего лишь вторым студийным альбомом группы. Представляете, каково это забыть практически всю свою карьеру? Конечно, выполнить пожелание Рубина на все 100% не удалось, и местами проскальзывают моменты из более поздних работ группы, затрагивая даже период Ронни Джеймса Дио. Но в целом музыканты справились с задачей.
Начало альбома "13" напоминает вступление на самом первом одноименном альбоме "Black Sabbath". Снова мы слышим гитарные звуки дьявольского интервала, который Тони Айомми сделал сверхпопулярным в тяжелой музыке. Фраза "Is this the end of the beginning? Or the beginning of the end?" ("Это конец начала или начало конца?") дает понять, что музыканты всерьез рассматривают этот альбом, как один из последних, если не последний в своей карьере. Хорошее начало, за которым следует главный хит альбома "God is Dead?"
Как и большая часть песен на альбоме, "God is Dead?" далеко выходит за временные рамки "форматной" композиции, занимая рекордные 8 минут 54 секунды. За это время по радио можно услышать пару-тройку попсовых хитов. Ближе к концу возникает ритм, напоминающий песню "Fairies Wear Boots". В "God is Dead?" собрано почти все лучшее, что есть в наследии Sabbath, а после 2-х первых достаточно похожих по настроению песен, кажется, что ничего лучше на альбоме мы уже не услышим. Но дальше было только интереснее.
Ритмичный "Loner" возвращает прямо к песне с дебютного альбома "N.I.B." - такой же классный и драйвовый. А следующая за ним песня "Zeitgeist" при помощи акустических гитар, бонго и эха создает такую космическую атмосферу, что сравнения с "Planet Caravan" при всем желании невозможно избежать. На мой взгляд "Zeitgeist" получилась более мелодичной и интересней, но это не имеет никакого значения, поскольку "Planet Caravan" уже признанная классика.
"Age of Reason" радует красивым гитарным соло, но в целом она немного напоминает песню Саббат времен Дио "Over and Over" с альбома "Mob Rules" - там очень похожая атмосферная концовка. "Live Forever" берет за душу фразой "I don't want to live forever, but I don't want to die" ("Я не хочу жить вечно, но я не хочу умирать") - вспоминается и болезнь Тони Айомми и возраст музыкантов.
"Damaged Soul" словно только что пришла из 69-го года, когда про метал еще никто не слышал, и невероятно тяжелым считалось скрещение блюза и гитарного рока. Для сравнения послушайте ранних Jethro Tull или Free. Губная гармошка является ярким представителем тех времен, и к тому же напоминает о песне "The Wizard" с дебютного альбома Саббат.
Завершается "13" еще одной монументальной композицией "Dear Father". Мне она напоминает Follow The Tears с уже упомянутого альбома The Devil You Know - похожие гитарные риффы и общая монументальность. Песня неплохая и можно было бы еще порассуждать о ее достоинствах и недостатках, но все забивает колокол, звучащий в финале. Тот самый колокол, что открывал первую песню на первом альбоме группы. И вот он звучит снова! История началась, история закончилась. Если бы история Black Sabbath была сказкой, то здесь надо было бы поставить точку.
Впечатления от музыки "13" очень хорошие - с момента выхода альбома я прослушивал его по нескольку раз в месяц. При всей своей мрачности материал очень мелодичен - сначала запоминаются основные хиты - "God Is Dead?", "End of the beginning", а затем подтягиваются и все остальные композиции. Поначалу вызывающие ухмылку цитаты из первых альбомов, через несколько прослушиваний становятся вишенками на вкусном многослойном торте - погоды они не сделали, но их присутствие радует.
Альбом "13" не выглядит устаревшим - это свежая современная высококлассная музыка, да еще и выполненная под классику. На мой взгляд дело в длительном отсутствии значительного прогресса в современной рок-музыке. Последняя значительная революция в рок-музыке состоялась более 20 лет назад силами Nirvana, и с тех пор все шло более-менее гладко, без особых взрывов. Принципиально новая музыка просто не появляется, а если и появляется, то не в состоянии завоевать массового слушателя.
Современные рок-гиганты не могут предложить чего-то оригинального, такого, чего мы бы не слышали раньше. Это золотое время для разнообразных возрождений и камбэков, как отдельных групп, так и целых жанров. Слушатели становятся неприхотливыми и готовы слушать уже просто качественную музыку, не задумываясь по которому уже разу музыканты перерабатывают одни и те же гармонии. В итоге оказывается, что в случае с альбомом "13" даже большое количество цитат и аллюзий не только не отталкивает, но даже является плюсом, поскольку материал становится будто бы давно знакомым, и на него можно сходу как бы вешать ярлык "классика".
Несмотря на грамотно организованную шумиху вокруг нового альбома Black Sabbath, "13" получился замечательным. В нем можно искать и находить недостатки, заимствования из классических альбомов группы, плохой звук и даже губную гармошку. Но если вы послушали "13" хотя бы пару раз, то будете возвращаться к нему снова и снова. В 2013-м году было выпущено немало хорошей музыки, но чаще всего за этот год я слушал альбом, который своим названием прямо утверждает, что если вы хотите узнать, что такое метал 2013-го года слушайте альбом Black Sabbath "13".
Опубликовано:
1.7.2017 г.
|