CANDLEMASS
ШВЕДСКИЕ КУЗНЕЦЫ ЦЕРКОВНОГО МЕТАЛЛА

Candlemass: Шведские кузнецы церковного металла

Журнал "HR Pilorama", 1993 г.

В этой статье речь пойдет о «Candlemass», шведских кузнецах «церковного металла» (так называлась статья, помещенная в информационном бюллетене «Рок» за 1988 год).

«Black Sabbath» в свое время были величайшими предтечами так называемого стиля «церковный металл» (сейчас его обычно называют «дум-метал»), этого тяжеловесного мрачного стиля, отличающегося очень жесткой игрой. Сегодня «Candlemass» стали одним из немногих коллективов, играющих такую музыку, которые смогли пробиться на широкую арену…

История Candlemass Масса групп второго и даже третьего поколения, сводящие свою музыку в конце концов к великим «Black Sabbath», например, такие как «Saint Vitus» или «Trouble», находят стабильный отклик только в подполье (в 90-е годы картина изменилась к лучшему). А «Candlemass» - пятеро музыкантов из шведской столицы – получали со своим диском «Nightfall» одну за другой хвалебные рецензии. «Метал хэммер/Крэш» назвал их в том же году «будущими королями соборного металла» (а «Аардшок» - «непревзойденными мастерами «дум-метал»)… Хотя «Candlemass» и бросились в глаза широкой зрительской и читательской аудитории только в последние месяцы 1988 года, в андерграундных кругах они уже несколько лет привлекали внимание…

В 1989 году стиль «хэви-метал» отметил свое 10-летие. За этот период он перестал быть вотчиной англо-американцев: появились добротные коллективы во многих европейских странах, в том числе и в Скандинавии. Одним из таких составов и являются «Candlemass» (не путать с созвучной по названию, но отличной по его правописанию и, главное – по стилю калифорнийской хард и спидкор группой) – представители шведского «металлического» движения. В отличие от «Europe» и «Treat», шведских составов твердого рока в сочетании с явной поп-метал-ориентацией, они следуют традициям «подлинного металла». Но обо всем по порядку.

В конце 82-го самодеятельный композитор, поэт и бас-гитарист Лейф Эдлинг заложил в Стокгольме группу «Nemesis», с которой на рубеже 1983-1984 гг. выпустил мини-альбом «The Day Of Retribution» («День возмездия»), разошедшийся общим тиражом около 3 тысяч экземпляров и являющийся ныне раритетом. Из «Nemesis» через два года возникли «Candlemass».

Из энциклопедии «Металлика»: Архитектор и автор проекта под названием «Candlemass» басист Лейф Эдлинг начал карьеру на шведской метал-сцене в рядах малоизвестной команды «Nemesis», история которой оказалась недолговечной. После распада последней из-за возникших между участниками музыкальных разногласий он сформировал новую группу – первый вариант «Candlemass».

Музыканты часто менялись и стабилизация состава произошла лишь после появления гитариста Матса Бьоркмана и ударника Матса Экстрема. Затем присоединились еще два музыканта – Класс Бергвалл (соло-гитара) и Джон Лэнквист (вокал). Сыгравшись, парни в конце 85-го записали первые демо-ленты с композициями «Bewitched» («Колдовство»), «Demon Gate» («Дьявольские врата») и «Black Stone Wielder» («Черный жертвенный камень»), принесшие парням договор с французской компанией грамзаписи «Блэк Дрэгон».

В мартовском интервью 1988 года западногерманскому журналу «Метал Хэммер» руководитель коллектива Л. Эдлинг рассказывал: «В конце 1986-го мы сделали наши первые демонстрационные записи и разослали их по фирмам. Первыми интерес проявили бизнесмены из «Блэк Дрэгон». В апреле следующего года мы записали наш первый лонг-плей «Epicus, Dominicus, Metallicus». Тогда мы играли втроем, потому что выставили во время записи за дверь нашего лидер-гитариста К. Бергвалла. На этом диске, выполненном в стиле хэви-метал, можно услышать студийных музыкантов и певца Иохана «Джона» Лэнквиста, которые позже покинули нас. Пластинка вышла в июле 86-го на «Роудраннер Рекордз» и везде получила хорошие отзывы критиков, в частности, в ФРГ, где нас окрестили «трэш-и-пауэр-металлом» из Скандинавии, идущим по следам земляков из «Heavy Lord» и «Mercy» в одной стае с «Bathory», «Destiny» и «Agony». Критика тогда впервые назвала нас «тяжелейшей группой в мире» и сравнила по стилю с «сэббетс» начала 70-х. Многие обозреватели отметили абсолютно новое, свежее звучание. Термин «дум» тогда еще не был в ходу».

Альбом «Epicus…», микшированный в стокгольмской студии «Зандерлод», сделан был в типичном «жанровом» темпе с острыми гитарными рифами и короткими вставками бас-гитары и ударных инструментов, которым были характерны спид-ритмика и монолитный звук. При этом, как отмечали специалисты, сильно контрастировали «металлические» гитарные рифы и вокальные пассажи…

Потом состоялось евротурне с американскими составами «Heir Apparent» и «Savage Grace», после чего ряды группы оставили Бьоркман и Экстрем, места которых заняли Ласе Йоханссон и Йонни «Лэнни» Линд. Чуть позже присоединился и вокалист стокгольмской блэк-метал группы «Mercy», выступавший под псевдонимом Мессайя Марколин.

Вернемся к вышеупомянутому интервью Эдлинга. «Но нам было мало этого для прорыва, поскольку реклама была очень плохой, и «Блэк Дрэгон» запретили давать лицензии на выпуск нашего альбома в других странах, например, в США, чего я, честно говоря, до сих пор никак не пойму. А спрос на нашу продукцию, сделанную с помощью продюсера Рэгна Вальквиста, опытного специалиста в металлороке и бывшего члена хэви-метал группы «Heavy Lord» (их часто именовали хэви-викингами), все рос и рос: особенно это касалось таких вещей, как «Demon’s Gate», «Sorcerer’s Pledge» («Поручительство колдуна») и «Crystal Ball» («Кристальный шар»).Но по-прежнему слабым местом в группе был вокал… В августе 86-го мне позвонил тип по имени Мессайя Марколин и спросил, не может ли он присоединиться к нам. Прежде, чем я успел ему ответить, он проиграл мне записи некоторых своих песен, а затем даже спел по телефону… С тех пор у нас появился постоянный певец».

Причем, добавим от себя, певец этот был весьма неплох и оригинален. Кто слышал второй лонгплей Эдлинга и Ко под названием «Nightfall» («Сумрак»), то наверняка согласится, что Марколин по праву считается лучшим вокальным акробатом Скандинавии. Его голос стал одной из причин популярности вышеупомянутого диска, хотя и «Epicus…» был совсем неплох. Обозреватель журнала «Керранг!»: «Появление в рядах «Candlemass» вокалиста Мессайи Марколина, с узнаваемым голосом, ставшим вскоре своеобразной визитной карточкой группы, и безумным внешним видом, придало им своеобразие. Этот тяжеловес, внесший с музыкальную палитру проекта «готику», оказался и неплохим шоуменом».

Энциклопедия хард'н'хэви: «Очередная смена составапоследовала в декабре 1986 года – ударник первого состава окончательно ушел и был заменен Лэнни Линдом. На время «команда Эдлинга» прервала свои выступления и заперлась в студии. Новые записи были посланы на фирму-куратор, но «Блэк Дрэгон» не отвечали целых четыре месяца. В конце концов Дэйв Констрэйбл из «Метал Форсиз» и менеджер группы принесли контракт с небольшой фирмой «Эксиз». По договору фирма, при посредничестве «Роудраннер» и «Фоногрэм/Джет Рекордс», предложила оркестрантам всемирное распространение их продукции («Nightfall», выйдя в Штатах, только за первые недели был продан в количестве 15 тысяч экземпляров)».

Второй альбом оказался значительно лучше дебютного. Это был «готический металл» в духе первого диска британских «великанов хард-рока» «Black Sabbath». Несмотря на присутствие песен в стиле блэк-метал, в целом пластинка была инспирирована тяжелым роком 70-х. Песня «Миллион киловатт», например, клишировалась с таких известных вещей, как «Эн. Ай. Би.» и «Предостережение», а «На краю виселицы» почти что копировала «Сон обманщика» группы «Judas Priest» с их альбома «Sad Wings Of Destiny» (1976 г.). Лейф Эдлинг: «Действительно, за образец мы брали «Black Sabbath» (времен Оззи), «Uriah Heep» и «Judas Priest». Мы все еще живем в 70-х. Не зря один из критиков назвал диск «сизифовыми рукописями»»…

«Сумрак», занявший в апрельском хит-параде «Метал хэммер» за 1988 год в разделе «по продаже» 16-е место (обогнал работы «MSG», «Metallica» и «Aerosmith», был буквально нашпигован мотивами Шопена и сатанизмом. В тематике песен доминировала мистика, квазирелигиозность и стародавняя философия смерти, ее культ. Авторы обратились к мифологии своей родины – к легендам Страны викингов. Они воспевали тему смерти, тему, которая для многих людей является табу. Можно утверждать, что это достаточно сильный альбом, который нельзя было игнорировать. Кстати, в его подготовке молодым «метал-викингам» помогал лидер самих «сэббетс» Тони Айомми.

В ходе британского вояжа в конце 1987 года, принесшего группе большой успех, ее концерты посетило более 30 тысяч человек. Затем «С» (возьмем для удобства это сокращение) в Скандинавии поддерживали новую группу экс-вокалиста «Mercyful Fate» Кинга Даймонда на ее трех представлениях в небольших залах перед 1-2 тысячами зрителей. Было запланировано и четвертое шоу в лондонском театре «Хэммерсмит одеон», но его пришлось отменить. «Мы условились с устроителями, что дорога будет оплачена ими, но когда нас захотели заставить платить из собственного кармана, пришлось отменить концерт, хотя нам было этого жаль…». Лондонским фэнам, очевидно, тоже, поскольку из двух тысяч первоначально проданных билетов больше половины было возвращено в кассы после отказа группы. Вот и гадай: кто был гвоздем программы, «King Diamond» или наши герои. Судя по этому факту, в Англии был настоящий спрос на «С»: поэтому в апреле следующего года ребята стартовали с гастролей по клубной сцене этой страны (потом у них существовала договоренность о серии концертов в Западной Германии).

Итак, малоизвестная за границей шведская группа быстро набирала обороты: первыми склонили голову страны материковой Европы, потом та же участь постигла и консервативную Британию. Группой серьезно заинтересовались специалисты – многие специализированные издания сочли обязательным помещать регулярные статьи о группе Эдлинга/Марколина. «Их стиль, отмечал корреспондент «Метал стар», - может стать настоящей альтернативной трэш- и спид-металлу, хотя «Candlemass» часто играют и трэш, и спид. Лейф Эдлинг не раз повторял, что людям надоели постоянные игры в скорость. «В трэше нельзя работать с гармонией и мелодией, - утверждал он. – Кроме того, мне кажется, что это не отвечает требованиям настоящего хэви-метал-рока, который создали группы типа «Black Sabbath» и «Uriah Heep». Необязательно выдавать двадцать нот в секунду. Я, например, предпочитаю всему тяжелые и тягучие вещи, длинные и медленные. Ведь если у меня появилась идея песни – почему она должна закончиться через три минуты?!»…

В чем Лейф несомненно прав, так это в том, что «С» связывают типичные гармонии таких составов, как «Black Sabbath» (с Оззи Осборном) и «Rainbow», с современным звучанием, более тяжелым, чем трэш и спид-метал. Тексты тоже жесткие, мощные и мрачные, под стать музыке. Причем шведы доказали, что не обязательно для этого впадать в кровожадность а-ля «Slayer»…

Последнее подтвердил новый лонгплей стокгольмского квинтета. Этот третий по счету альбом вышел в конце ноября 88-го и назывался «Ancient Dreams» («Древние сны»). Для обкатки материала (еще до поступления диска в широкую продажу) группа совершила европейское мини-турне. Восходящую группу заприметили и пригласили организаторы (боссы журнала «Ардшок») традиционного фестиваля «Динамо оупэн эа» в Голландии. Этот августовский форум в Эйдховене собрал многих популярных исполнителей: «Flotsam And Jetsam», «Death Angel», «Exodus», «Sabbath», «Toxic» и др. Не менее успешным было выступление в том же 1988 году Эдлинга со товарищи на фестивалях в Дюссельдорфе и Бремене в одной упряжке с «Motorhead» (они были лидерами), «Coroner», «Sacred Reich» и «Destruction».

Но вернемся к альбому и приведем фрагмент рецензии из «Метал хэммер/Крэш»: «Основной автор слов и музыки бас-гитарист Лейф Эдлинг и его четверо товарищей, которых нередко называют «шведскими Black Sabbath», выдали на гора очередную метал-продукцию, изданную фирмой «Эктив Рекордз», на попечение которой группа перешла от «Эксиз». Лейф верен себе. Добрую услугу своему боссу оказал ведущий вокалист Мессайя Марколин, чьё утробное пение действительно впечатляет. В целом группа звучит вновь как «сэббетс» времен Оззи Осборна. Выделим следующие номера: «Mirror Mirror» («Зеркало»), «Носитель боли», «The Bells Of Acheron» («Колокола Ашерона»), отмеченные отменными готическими хоралами; «Вопль из склепа» с гитарными риффами в трэшевом духе и, пожалуй, «Samaritan» («Самаритянин»), вышедший синглом. По большому счету, диск продолжает уже разработанную группой тему (в этом его концептуальность): мистика в музыке (темный мистический звук, средний темп, гипнотические гитарные риффы, отчетливая ритмика) и в текстах, где с патетикой разрабатываются темы старинных легенд скандинавских народов, стереотипы философии смерти. Авторами всего материала выступили Эдлинг и Марколин, открывшиеся здесь многим с новой стороны. Резюме: на хэви-метал-сцене появились короли шумового «готического металла» из Швеции и их имя – «Candlemass». Справедливости ради оговоримся сразу, что в их пироге чувствуется трэшевая начинка».

В ноябре 88-го по данным компьютера Института Гэллэпа по продаже «металлических» альбомов в 366 специализированных магазинах Великобритании эта новинка была на 18-м месте. В «саундчеке» журнала «Метал хэммер/Крэш» за январь 89-го пластинка набрала сумму 5.90 (из 7-ми) и заняла второе место, пропустив вперед лишь работу «Dokken». В целом этот сильный альбом получил у специалистов журнала высшую категорию. Как компакт-диск в январе 1989 г. Он был 16-м, как лонгплей по продаже – 9-м. Итог года по продаже №13.

Правда, были и негативные отзывы: «Металл болен. Металл в состоянии упадка. Все симптомы налицо, одним из которых является беззастенчивое копирование более удачливых коллег по жанру посредством полного «сдирания» чужого стиля. В результате возникают целые цепочки однообразных исполнителей, где уже не понять: кто оригинал, а кто подобие. Далеко за примерами ходить не нужно: «Queensryche» - «Crimson Glory» - «Savatage» - «King Diamond» - «Sanctuary» - «Candlemass»…

Затем последовало небольшое рекламное евро-турне, после которого был взят тайм-аут и начата работа над новой долгоиграющей пластинкой под рабочим названием, сохраненным в дальнейшем – «Tales Of Creation» («Легенды о сотворении мира»). Вышла она в октябре 89-го после подписания контракта с фирмой «Мьюзик фор нейшнз» и отличалась, по мнению многих обозревателей, «более продуманным, более лучшим звучанием».

В том же году квинтет вновь (первый раз после 1988 г.) был среди участников фестиваля в Эйндховене («Mordred», «Wolfsbane», «Vengeance» и др.), где его «превосходный роковый металл» был встречен очень хорошо.

В самом конце декабря «Candlemass» стали участниками рождественского вояжа по Федеративной Германии «Motorhead» и «Destruction» в одной компании с «Coroner» и «Venom» (планировались и «Angel Dust»): 27 декабря – Бремен, 28 – Дюссельдорф, 20 – Фюрт, 30 – Гроссумштадт. В начале следующего года эта «звездная тусовка» совершила блиц-турне по ФРГ, после которого наши герои сопровождали Кинга Даймонда и Ко.

На рубеже 1989/90 годов на «Метал Блейд Рекордз» был издан сингл «Mirror Mirror», а чуть позже прилавки увидел видео-ролик «3-Way Thrash» (на нем были также представлены вещи «D.A.M.» и «Dark Angel»).

И вот весь «металлический» мир был шокирован известием о том, что Мессайя Марколин, названный некоторыми спецами «мужским секс-символом 80-х», решил покинуть ряды команды: существование одной из лучших думовых групп оказалось под угрозой!!!

Тем временем, в конце 90-го, легендарные шведские думстеры решились на довольно рискованный шаг, издав на «Мьюзик фор нейшнз» двойной концертник «Live», включивший лучшие свои вещи, исполненные «вживую» в ходе американских гастролей. Почему рискованный? Дело в том, что группы этого направления не практикуют выпуск двойных концертных альбомов… Надо признать, что «Candlemass» сделали большое дело – они просто собрали в сборник многие свои боевики и подали их в концертной версии. Первая реакция фэнов была положительной, давая понять, что номер удался.

Однако реакция критиков была неоднозначной. «Метал хэммер», в чьи списки популярности альбом попал довольно быстро, писал: «Дружно работают под ранних «Black Sabbath» шведские металлорокеры из «Candlemass», но понимают их как-то превратно и примитивно. Это христианская группа, но стоит какой-нибудь детали нарушить это пуританство, как дело доходит до кощунств. Когда слышишь этот состав с феноменальным певцом Массайей Маколином, создается впечатление, что в церковь пробрался сам Люцифер и проповедует с амвона ангельским голосом – настолько он выпадает из привычной для дум-метал картины. Выпустив свой двойной концертный сборник (продюсер Матс Линдфордс), собравший воедино 14 старых хитов, шведские приверженцы блэк-метал явно погорячились»…

Вокруг ухода вокалиста появилось множество слухов и домыслов. Лейф Эдлинг был вынужден внести ясность. «В 1990 году мы посетили с концертами США. В ходе турне были хорошие и плохие моменты. Наш американский роуди откровенно сачканул, поэтому на шоу собралось меньше фэнов стиля, чем планировалось (отсутствовала должная реклама). Хотя в Детройте и Чикаго мы, помнится, нарезали при переполненных залах и все было о’кей. Все-таки я определил бы этот вояж, как нашу победу. По возвращении из Америки домой мы должны были начать запись нового диска, но тут свалил Мессайя Марколин… Еще во время американского турне с «Atheist» я решил для себя, что хватит делать вещи а-ля готика, пора что-нибудь попробовать иное, новое, менять аранжировки и т. д. Однако тут я столкнулся с непонятным мне упрямством Мессайи… Мы хотели сделать наше звучание более свежим и динамичным, да, коммерческим (насколько позволяет наш стиль), черт побери! Уйти от чистого дума в сторону хэви-метала, так как он дает возможность творческого роста. Однако Мессайя не захотел петь написанные для него новые вокальные партии. Его реакция была ультимативной: «Если я не могу петь как хочу, я просто уйду!»…

Почти два года «Candlemass» не имели стабильного вокалиста, поэтому практически они не появлялись перед поклонниками: исключением стал голландский фестиваль «Вальдрок» в Бургуме, среди участников которого также были «Sepultura», «Sacred Reich», «Heathen», «Musky Pup», «Scat Opera», «Skylad», «Incursion Dementia» и «Glasnost» (состоялся 22.6.91 г.)…

В 1991 же году поступил в продажу сингл «Night Of The Witch» («Ночь ведьмы»)…

Только к лету 92-го в составе нарисовался новый стабильный певец по имени Томас Вилкстрем, с которым группа записала свой шестой по счету альбом «Chapter VI» («Шестая глава»). Он свидетельствует, что музыка коллектива претерпела-таки изменения. Лейф Эдлинг: «Том до нас пел с несколькими стокгольмскими метал-командами, с которыми мы в свое время даже джемовали. Так что мы с ними старые знакомые… Сначала, правда, была идея вернуть нашего оригинального вокалиста Йонаса Лэнкуиста, но она быстро отпала сама собой: за шесть лет разлуки наш стиль видоизменился, и его вокальная манера просто не вписывалась в современные стандарты группы… Поначалу мы опасались, что с утратой Мессайи Марколина потеряем свой так называемый «фирменный знак», но с появлением Томаса Вилкстрема успокоились: он дал нам ту дополнительную энергию, которой так раньше не хватало… Дома мы в обновленном составе дали несколько концертов и, по отзывам многих поклонников и специалистов, замена эта нам удалась».

Итак, «Candlemass» отошли от прежнего экстремального стиля. Сделали они это, видимо, в расчете на увеличение числа фэнов. К сожалению, у любого исполнителя подобного направления рост ограничен, а опасность коммерциализации весьма велика. Что из этого выйдет – покажет время…

А пока, пластинку оценивают крайне неодинаково: часть критиков в восторге, другая – выжидает, давая обтекаемые рецензии, а третья – льет помои. Наиболее часто встречаются подобные отзывы: «В сравнении с Марколином Томас Вилкстрем явно не тянет, хотя группа, благодаря ему, стала звучать более мелодично. Скорее всего «Шестая глава» может стать последней для «Candlemass», так как попытки нового вокалиста переплюнуть Мессайю – абсолютно тухлое дело»…

Тем не менее Ульф Эдлинг и Ко не вешают нос: «Наш каждый следующий альбом продавался лучше предыдущего, особенно на родине. Все это справедливо и в отношении нашего последнего опуса. Беда в том, что мы все еще не имеем контракта в Америке – эти перестраховщики все присматриваются да прицениваются… Поэтому альбом, как и наш двойной концертник, вышли пока только в Европе. Кстати, по той же причине снятый в 1990 году полнометражный видео-ролик наших гастролей в Штатах так и не вышел».

Группа сейчас на распутье: продолжать ли поиск новых форм, или вернуться к уже апробированным, принесшим ранее удачу.



КОНЕЦ ИСТОРИИ

ОПУБЛИКОВАНО: 15.12.2015 г.
ОБНОВЛЕНО: 1.7.2017 г.



ДРУГАЯ БИОГРАФИЯ "CANDLEMASS"

ДИСКОГРАФИЯ "CANDLEMASS"

РОК-МУЗЫКА 2000-х ГОДОВ

ГРУППА ВЕКА: BACHMAN-TURNER OVERDRIVE

СУПЕР-ГРУППА СТОЛЕТИЯ: BAD COMPANY

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "ЗАРУБЕЖНАЯ РОК-МУЗЫКА"

РАЗДЕЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"


Как спамить дорвеи типа ДДЛ

CANDLEMASS

Музыкальный мир

КАРТА САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА