Альманах «Музыкальные Разборки»
№ 11, ноябрь 2011 г.
Автор:
Мыкола Питерский
ЙЕСЫ НАЧИНАЮТ ИСПРАВЛЯТЬСЯ:
КОГДА ПОСЛЕ КУЧИ ДЕРЬМА ПОЯВЛЯЕТСЯ ЯЩИК КОНФЕТ
Relayer - седьмой альбом английской группы прогрессивного рока Yes, вышедший в декабре 1974 года на Atlantic Records: K 50096 - в Великобритании, SD 18122 - в США, ATL 50096 - в Германии и т. д. Relayer - первый альбом Yes после ухода Рика Уэйкмана и единственный с участием клавишника Патрика Мораца.
Как известно, Рик Уэйкман был ужасно недоволен предыдущим альбомом "Yes", над которым работал самозабвенно, но недостаточно хорошо - это двойник "Tales from Topographic Oceans" (1973 г.). Он считал его напыщенным и претенциозным, но ни слова не сказал о том, кто именно его таким сделал. Рик с большой неохотой отыграл турне в сопровождение альбома, но когда "Yes" принялась за запись следующего, он понял, что ему больше в этой группе делать нечего. Его уходу поспособствовал как раз ко времени подоспевший большой успех его сольного альбома "Journey to the Centre of the Earth" (1974 г.). Это был второй сольный альбом Уэйкмана, записанный во время участия в "Yes", и он попал на 1-е место в британских чартах.
Группа не сразу нашла замену Уэйкману. Были прослушаны несколько именитых клавишников, в числе их: Жан Руссель (работал в "Atlantis", а также с Кэтом Стивенсом), Эдди Джобсон ("Curved Air", "Roxy Music", позже - "King Crimson", "Jethro Tull" и "U.K."), греческий музыкант Вангелис Папафанассиу из легендарной группы "Aphrodite's Child" и известный позже просто как Vangelis. Срастись с группой ему тогда не удалось, зато это знакомство позже вылилось в совместные проекты с Джоном Андерсоном ("Jon and Vangelis" в 1980-х).
Окончательным выбором стал клавишник из Швейцарии Патрик Морац, который до этого играл в трио "Refugee", двое других музыкантов в котором были бывшие участники группы "The Nice". Морац был опытным джазовым музыкантом, и ему был очень по душе стиль джаз-фьюжн, в который с головой ударились в то время "Yes". Благодаря Морацу в новом альбоме зазвучали синтезаторы и звуки перкуссии, каких доселе не бывало в музыке "Yes".
Патрик Морац - большой энтузиаст своего дела - часто использовал тестируемые образцы различной аппаратуры, которую вероятно фирмы-производители предоставляли ему для обкатки. Таков был например Vako Orchestron, который симулирует звук струнных на протяжении всего альбома. С помощью других синтезаторов Морац создал всевозможные звуковые эффекты - все эти судорожные хрипы, свисты и проч. - в инструментальном коллаже композиции Gates of Delirium (Врата исступления). Но на этом "Yes" не остановились, и когда однажды Джон Андерсон и Алан Уайт проезжали мимо "авторазвала" - знаете, где продаются запчасти от разбитых машин, остановились и купили там несколько старых железяк - какие-то муфты, запчасти тормозов и т.п. Всё это тоже послужило перкуссией в деле создания конкретных звуков.
"Перкуссия в этой песне довольно необычная," - говорил Алан Уайт про Gates of Delirium. - "Мы ездили обычно в домашнюю студию Криса вместе с Джоном, и однажды по дороге остановились около "автомобильного развала". Поковырялись там и нашли всякие гремящие штуковины - всякие пружины, куски металла, тормоза и муфты. Купили их, привезли в студию, потом соорудили для них нечто типа вешалки, подвесили все это хозяйство и стучали по ним. А во время записи я толкнул всю эту штуковину - отсюда весь этот грохот, что вы слышите в альбоме." Произошло это случайно, но группе понравился такой незапланированный трюк, и его решили оставить.
Дело в том, что композиция Gates of Delirium (можно перевести как "Врата исступления"), которая длится почти 22 минуты и занимает всю первую сторону альбома Relayer, была вдохновлена книгой Л.Н. Толстого "Война и мир" (а может быть и фильмом). Она отражает толстовскую позицию бессмысленности всякой войны, а инструментальная часть призвана передать весь ужас и хаос военного сражения, отсюда в ней масса дисгармонии, галлопирующих ритмов, мелодии марша и всевозможные "стреляющие" эффекты. Как разумное противопоставление всему этому звучит заключительная часть Gates of Delirium с ее мягкой мелодией и молитвой о мире, которая была в 1975 году выпущена в США на сингле отдельной песней, которую назвали "Soon" (Скоро).
Sound Chaser (Звуковой преследователь, а может наоборот - Преследователь звука) - типичный джаз-фьюжн, который в то время ввели в моду группы Mahavishnu Orchestra и Return To Forever. To Be Over - сложная аранжировка гитары и электроситара. Кстати, насчет гитар. Стив Хау, обычно предпочитавший Gibson, в Gates of Delirium играл на Фендере Телекастере, а в самой ее концовке - на стальной педальной гитаре (а также в To Be Over). Крис Сквайр, обычно предпочитавший бас-гитару Rickenbacker в To Be Over сыграл на Фендер-басе. Аранжировка в альбоме настолько плотная, что Андерсону с трудом удается втиснуть туда свое пение, Relayer в большей степени стал инструментальным альбомом.
Relayer записывали в домашней обстановке, вдали от шума городского, в доме Криса Сквайра в небольшой деревушке Вирждиния Уотер (графство Суррей) на мобильной студии Эдди Оффорда. Он же и писал. Это тот самый Эдди, которому посвятили свою шуточную песенку "Are You Ready, Eddy?" (Ты готов, Эдди?) Emerson, Lake & Palmer в своем альбоме Tarkus. Эдди Эффорд записал лучшие альбомы этих двух групп - Yes и ELP и теперь может себе позволить спокойно "прохлаждаться" где-то в Южной Калифорнии. Микшировали альбом уже в студийной обстановке на Advision в Лондоне.
В музыкальном отношении Relayer сильно отличается от того, что группа писала раньше. Это красочно передал биограф группы Yes Билл Мартин в своей книге "Музыка Yes". Он вспомнил, как будучи еще подростком, пришел на концерт Yes в конце 1974 года в г. Атланта (штат Джорджия). Группа начала выступление с никому неизвестной тогда композиции Sound Chaser ( к тому времени Relayer в США еще не продавался), и когда они заиграли это, парнишка подумал, что музыканты просто сошли с ума. Стив Хау говорит об этом с большим удовольствием: "Topographic был достаточно спокойным для наших ушей, а Relayer - сплошная скорость, особенно на Sound Chaser, где мы стали звучать остро и угловато. Мы издавали свирепые и пугающие звуки... Это немного пугало... Для моих ушей Yes намного поднялся".
Несмотря на такую уникальность в каталоге Yes, или скорее благодаря ей, Relayer называют одним из самых любимых альбомов многие поклонники и даже сами участники группы. Своим уникальным звучанием Relayer во многом обязан Патрику Морацу, который сильно не вписывался в привычный формат Yes. Морац внес элементы, присущие джазу, которые Уэйкман никогда не играл бы, отсюда и новый стиль, который кстати, привлек группе новых поклонников - из тех, кто любит джаз. Была необычна для Yes также напряженная борьба, которую устроили Морац на клавишах - Стив Хау на гитаре.
Однако быстро стало ясно, что Морац - не жилец в Yes, он сильно не вписывался в группу. Крис Сквайр так комментировал культурные различия между ними: "Некоторые музыкальные положения, вполне естественные для любой английской группы, были ему непривычны. Совершенно очевидно, ему как личности и как музыканту приходилось понуждать себя как-то соответствовать этому... Потом произошло несколько стычек на этой почве, и в конце концов, как мы, так и Патрик согласились, что ему будет приятнее играть где-то в другом месте. Потому что он чувствовал себя напряженно с нами".
Лучше всего передал ситуацию тогдашний роуди Yes - Майкл Тэйт, которому со стороны лучше видно было, что швейцарец был аутсайдером в группе: "Патрик Морац был приятным человеком, но не Йесменом. У него не было шансов быть полностью принятым. Он был слишком иностранным! А Yes - английская команда, и в этом все дело. Патрик был веселый и милый парень и хороший игрок, но это не одно и то же".
В США альбом вышел не сразу. Сначала распространили специальные промокопии - рекламные экземпляры только для радиодиджеев, чтобы прокрутить альбом побольше на радио. Для этой цели смонтировали даже особый вариант The Gates of Delirium, разбив ее на три части: вступительную секцию с вокалом, чисто инструментальную сцену "битвы" и заключительную песню "Soon" в конце. Критики восприняли Relayer по-разному: одни хвалили за новизну, другие - ругали за претенциозность. Однако у публики альбом имел большой успех - №4 в британских и №5 в американских чартах.
Обложку как всегда сделал английский художник - дизайнер Роджер Дин. Он до сих пор делает обложки к альбомам до сих пор играющего Yes. Как сказал про Дина Стив Хау: "Между нашим звучанием и живописью Роджера существует довольно тесная связь." Кстати, брат художника Мартин Дин тоже был при деле у Yes: он делал им задники и декорации для сценических выступлений.
Опубликовано:
28.09.2019 г.
|