Yes - Tales from Topographic Oceans

YES ~ 1973
TALES FROM TOPOGRAPHIC OCEANS
Рок-энциклопедия


Tales from Topographic Oceans, 1973 "Tales From Topographic Oceans" - 6-й студийный альбом (двойной, состоящий из двух пластинок) британской группы прогрессивного рока Yes, выпущенный в декабре 1973 года лейблом Atlantic Records в большинстве частей света (в Северной Америке альбом появился в продаже лишь в январе 1974 года). Концепция альбома основана на шастрических текстах, описание которых было найдено Джоном Андерсоном в виде одного из примечаний к книге Парамаханса Йогананды «Автобиография йога».

ПОДРОБНЕЕ
Двойной студийный альбом "Tales From Topographic Oceans" стал наиболее амбициозной и противоречивой работой группы и вызвал совершенно полярные мнения. Каждая сторона диска содержала в себе по одной 20-минутной композиции, что в принципе уже стало привычным песенным форматом группы, однако, по мнению музыкальных критиков, на сей раз музыкантам Yes изменило чувство меры, вследствие чего их работа стала слишком претенциозной и напыщенной. Вокалист Джон Андерсон заявлял впоследствии, что проблема была в том, что высокие идеи не были подкреплены соответствующей энергетикой. Своё недовольство большей частью материала выражал и клавишник Уэйкман.


Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, Tales From Topographic Oceans до сих пор признаётся многими слушателями, как один из шедевров прогрессивного рока. Одно можно сказать точно - это произведение Yes, вызвав острую дискуссию, никого не оставило равнодушным, что само по себе явилось позитивным фактором, как для творцов, так и для дальнейшего развития рок-музыки в целом.


Футуристическая реклама от YES

= Немецкие выпуски альбома =
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ

Немецкие выпуски Yes 1973




Yes. 1973. Tales from Topographic Oceans
Released: 14 December, 1973

All lyrics written by Anderson/Howe, all music composed by Anderson/Howe/Squire/Wakeman/White.

Side 1:
1. The Revealing Science of God (Dance of the Dawn) - 20:25

Side 2:
1. The Remembering (High the Memory) - 20:38

Side 3:
1. The Ancient (Giants Under the Sun) - 18:35

Side 4:
1. Ritual (Nous Sommes Du Soleil) - 21:37


Length 81:15

Jon Anderson - lead vocals, timpani, harp, tambourine
Steve Howe - guitars, timpani, vocals
Chris Squire - bass guitar, timpani, vocals
Rick Wakeman - keyboards
Alan White - drums, percussion

Rick Wakeman appears by courtesy of A&M Records Ltd

Recorded at Morgan Studios, London, England, during late summer and early autumn 1973
Label: Atlantic Records
Produced by Yes & Eddie Offord



= Английские выпуски альбома =
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ

Британские выпуски Yes 1973




Пожалуй, самый противоречивый альбом великих арт-рокеров "YES". Многие относят его к неземному шедевру, иные же норовят выбросить его в мусорное ведро, причем последние это могут сделать, лишь глянув на длины композиций. Но разве все так плохо, чтобы прямо таки выбрасывать его в мусорное ведро ? или же наоборот: Всё ли так хорошо, чтобы превозносить его в лучшие творения группы ?. "Любить - не любить" дело вкуса. Ну а касательно альбома:

Во-первых, первое, что бросается в глаза это "рука Роджера Дина", приложенная к написанию не просто обложки, а целой картине. В развороте, с внешней стороны можно увидеть целую историю, часть которой заложена в лирике альбома, а также неплохую фантазию Дина по переносу дна "воздушного океана" в морское.

Во-вторых. На сей раз за лирическую основу взялись Джон Андерсон и Стив Хау. На развороте внутри платстинки можно найти историю, что являлось вдохновением к написанию текстов альбома, но это не столь важно. Стоит отметить конкретно саму концепцию: четыре полноценных эпика, не имеющих разбиения по частям, чтобы можно было наверняка уделить внимание какой-нибудь части в отдельности (к примеру, как на Close To The Edge), но зато обладающих такой неземной атмосферой, что порой уже не задумываешься о таком пустяке, как длина. Самой сильной вещью на альбоме, по-моему, является Ritual. Про эпики Yes можно сказать, что, чем длиннее вещь - тем она лучше. Ritual, конечно же, не исключение: это целая пьеса с боевой серединой и драматическим концом, обладающая мощным динамическим музыкальным образом, что отчасти тяжело ложится на ухо даже заклятому фану Yes. В Ritual как и на всем альбоме бушует религиозная тема, что делает альбом одним из самых "нагруженных" и творчески развитых в дискографии группы.

В общих чертах альбом интересный и динамичный, хоть и затянутый (по причине длительности треков), но, если проникнуть в тему альбома, прочувствовать всю его атмосферу, то можно получить массу удовольствия.


Автор рецензии:
YesFan92



= Американские выпуски альбома =

Yes. Tales from Topographic Oceans 1973. США

Yes. Tales from Topographic Oceans 1973. USA






Не ловили ли Вы себя на мысли, что, когда Вы слушаете авангардную музыку в духе Штокгаузена или смотрите на полотна Малевича или Пикассо, то Вам иногда кажется, что Вас просто надувают? Не проскальзывает ли коварная мысль, от которой Вы спешите отмахнуться, будто в этих работах и нет никакой глубины и высокого вкуса, а вся их масштабность, значимость и высокохудожественность высосаны из пальца, и что вообще все это - чепуха и халтура, а сами композиторы или художники просто решили посмеяться над своими поклонниками-снобами, выдав совершенно никчемную мазню или хаотичный набор звуков за очередной якобы шедевр? Согласитесь, такие мысли иногда приходят в голову. Приходят они и при прослушивании шестого студийного альбома Yes, на четырех сторонах которого размещены всего четыре композиции.

Объективных критериев для оценки высокохудожественности того или иного произведения нет и быть не может, т.к. сама природа искусства сугубо субъективна. Мало того, что оно (искусство) отображает субъективное видение художника какого-то мира (внутреннего, внешнего или какого-то третьего - не важно), так еще и восприятие той или иной работы носит исключительно субъективный характер. Единственное, на что можно полагаться при восприятии и оценке - это опыт. Да, именно опыт, как чувственный, так и рациональный, формирует вкус, позволяет нам отличать одно произведение от другого, делать различия между халтурой и подлинным шедевром, оценивать и предвидеть. И чем богаче этот опыт, тем как бы "объективнее" (насколько это слово вообще применимо к искусству) взгляд на ту или иную работу.

Возможно, кому-то прийдутся не по душе приведенные выше философские выкладки (кстати, не обязательно верные), но без философии работу "Tales From Topographic Oceans" не понять. "В лоб" такие работы просто не воспринимаются, т.к. являют собой нечто большее, чем просто очередной альбом в стиле арт-рок. И если предыдущий альбом группы "Close To The Edge" - это работа художественная, то "Tales..." - скорее, философская. И для ее полноценного восприятия необходима не только эстетическая чуткость, но и глубокое осмысление. Нужен и опыт, о котором говорилось выше: люди, никогда ранее не слышавшие арт- или прог-рок, или знакомые с ним поверхностно, вряд ли смогут оценить эту работу или хотя бы дослушать ее до конца.

Шестой альбом Yes оказался одним из самых спорных моментов в дискографии группы. Мнения относительно данного альбома не просто диаметрально противоположны: этой работой Yes многих запутали настолько, что зачастую возникают пустые и долгие споры о том, как вообще отличить гениальную работу от полного бреда. Нет смысла детально разбирать причины подобного отношения к альбому (особенно в рамках данной реценции), но определенные размышления по этому поводу все же уместны.

Но прежде всего обратимся собственно к музыке на диске. Структура альбома - по одной продолжительной композиции на каждой из сторон двух дисков - не является каким-то новшеством в прогрессивном роке. Так был, например, скомпонован третий альбом Soft Machine. Однако, если у последних подобная структура определялась, скорее, импровизационным характером музыки, то у Yes - это исключительно композиторский замысел, и число сторон этого альбома с легкой руки Андерсона стало равным количеству океанов, времен года и сторон света на планете Земля. Увлечение Андерсона древней философией и историей уже давно стало притчей во языцех, и не удивительно, что и в этот раз идея создания "Tales From Topograpic Oceans" была почерпнута именно оттуда.

На первой стороне альбома представлена тема (а все четыре композиции здесь называются "темами" - "movements") "The Revealing Science of God - Dance of the Dawn", начинающаяся чем-то вроде молитвы или заклинания. Вокал Андерсона, очень деликатный, иногда почти что шепот, речетативом напевает текст под минимальный аккомпанимент; постепенно нарастает напряжение, подключаются ударные и клавишные, и Андерсон поет уже в сопровождении Хау и Сквайра; в какой-то момент наступает кульминация и после небольшого ударного проигрыша начинается основная тема данной композиции. Почти вся "тема" проходит в неторопливом темпе, мелодии плывут одна за другой, иногда уступая место соло Хау или Уэйкмана. Голос Андерсона здесь звучит патетически и очень вдохновенно.

Вторую сторону занимает тема "The Remembering - High In the Memory" с прекрасной органной мелодией поверх мелодичных гитарных переборов во вступлении. Здесь мелодических линий поменьше, чем на предыдущей вещи, и сама пьеса имеет более атмосферный характер, в основном, благодаря частым "космическим" экзерсисам Уэйкмана. Однако где-то в середине неожиданно появляется интереснейшая часть с акустическими гитарами, играющими нечто итало-балканское по духу. Голос Андерсона, идеально вписывающийся в подобное сопровождение (кстати, весьма нетипичное для Yes), здесь даже напоминает молодого, периода Aphrodite's Child, Демиса Руссоса.

На третьей стороне располагается "The Ancient - Giants Under the Sun". Это наиболее экспериментальная пьеса на альбоме с минимумом вокала. Особенно здесь отличился Хау, чья гитарная работа очень впечатляет: от завывающей гитары во вступлении, через хаотичное звукоизвлечение в середине и до очень мелодичной акустики в концовке.

Четвертая сторона - под сюитой "Ritual - Nous Sommes du Soleil", которая уже давно стала концертной коронкой ансамбля. Резкое вступление, переходящее в изумительную гитарную мелодию на фоне Меллотрона, патетическое пение Андерсона, цитаты из остальных "тем" альбома, и грандиозный и эмоциональный финал - все это придает альбому целостность и делает его поистине монументальным произведением, а саму композицию - одной из сильнейших в творчестве группы.

На мой взгляд, именно на этот альбом приходится пик творческой самореализации группы. Нравится этот альбом или нет - дело вкуса, но отношение к этой работе целиком определяет отношение к группе как таковой. Можно бесконечно восхищаться монументальностью и космизмом этой работы, а можно и предавать ее анафеме за непомерную пафосность и претенциозность. Но как бы там ни было, это Yes в чистом виде.


Автор рецензии: Filareth



= Японские выпуски альбома =

Yes. Tales from Topographic Oceans 1973. Япония

Yes. Tales from Topographic Oceans 1973. Japan




М-да, такое редко бывает. Двойная пластинка, каждую сторону которой занимает одна композиция. Что из этого могло получиться? Либо шедевр всех времен и народов – как, например, случилось с альбомом Jethro Tull «Thick as a Brick» (пусть он и не двойной), – либо полный бред. Первого, к сожалению, ожидать не стоит, хотя многие любители арт-рока с этим не согласятся, а вот второго, к счастью, мы все-таки избежали, хотя и здесь многие будут утверждать обратное.

Альбом вошел в Top10 по обе стороны Атлантики, но в то же время занял одно из первых десяти мест в списке 50 худших альбомов всех времен и народов. В общем, само противоречие. Так сказать, красавец и чудовище в одном лице.


Идея альбома пришла Андерсону в голову тогда, когда группа находилась в Токио. Он просматривал книгу Парамхансы Йоганады «Автобиография йога» (однако!) и на 83-й странице обнаружил длинное примечание, в котором описывались Шастры – трактаты на религиозные и социальные темы, но затрагивающие также и искусство. Тут-то Андерсон и загорелся желанием сделать двойной альбом, каковая задумка уже сама по себе рискованна. В этом его согласился поддержать Стив Хоу, и утверждается, что они писали музыкальный материал в гостиничных номерах при свечах. Возможно, поэтому на этот альбом нужно постоянно проливать свет :-) для непосвященных. Амбициозность проекта прет со всех сторон – сделать то, что до тебя никто раньше не делал, – но стремление сделать четыре композиции по 20 минут, каждую из которых обозвали «movement» (как в классической симфонии), привело к тому, что ребята, видимо, только тем и занимались, что старались довести эту самую продолжительность до нужной цифры любыми средствами. Это что касается музыки. Тексты, естественно, тоже не особенно понятны, что, впрочем, в случае с Yes можно расценивать скорее как диагноз :-). К счастью, каждую композицию альбома (кстати, как вы заметите, они имеют двойные названия) Андерсон снабдил комментариями, однако и их нельзя назвать полностью удачными.

1) «The Revealing Science of God: Dance of the Dawn». Данная композиция касается Шрути («Учение путем слушания») – священных индийских книг, предметом которых является божественное откровение. Согласно Андерсону, здесь мы можем увидеть «вечно открытый цветок, в котором возникают простые истины, и при этом исследуются сложности и магия прошлого и то, каким образом нам не следует забывать песню, которую оставили нам для прослушивания. Познание Бога – это поиск, постоянный и ясный».

Красивые клавишные под мягкий и вкрадчивый голос Андерсона действительно напоминают рассветную музыку. Он говорит о настоящем времени и призывает нас увидеть все то, что может сделать нас счастливыми – способность видеть, думать, любить. К произносящему слова нараспев Андерсону присоединяется и Хоу, и их вокалы эффектно переплетаются. Появляются ударные, звучащие все громче, Уэйкман наяривает на клавишных, а бас-гитара Сквайра звучит довольно мягко. Размеренная и несколько снотворная музыка постепенно становится эмоциональнее, а затем и быстрее – звучит гитара, гулко стучат ударные. Андерсон сетует на то, что мы сегодня потеряли нужные способности и лишь плачемся о разных своих бедах. Затем возникает меллотрон, а гитара выдает блюзовые аккорды. Музыка меняется от более энергичной до более лирической и, если хотите, медитативной несколько раз, но ничего особо выдающегося мы не слышим. Вокализы, торжественные клавишные под энергичную ритм-секцию, все быстрее. С возвращением к медитативной музыке вновь появляется вокал – кстати, его здесь больше всего по сравнению с остальными тремя композициями. Андерсон вновь говорит о том, что нам нужна любовь, и предлагает нам, «искателям истины», совершить путешествие в прошлое. В целом, получается светлая мажорная композиция, однако что-то не рисуется в воображении распустившийся цветок, скорее какие-то полеты по воздуху, однако совершенно непонятно, откуда летишь и куда (и самое главное – зачем).

2) «The Remembering: High the Memory». Описываемые здесь трактаты – это Сурити (правильнее – Смрти) («Воспоминания»), основанные на человеческой памяти, что отличает их от Шрути. Согласно Андерсону, «все наши мысли, впечатления, знания, страхи развивались на протяжении миллионов лет. Мы можем установить связь с нашим собственным прошлым, нашей собственной жизнью, нашей собственной историей. Здесь клавишные Рика оживляют наше духовное око с его приливами, отливами и глубиной: Топографический океан. Нужно надеяться, мы сможем оценить то обстоятельство, что определенные моменты времени не столь значительны, как природа того, что оставляет след в душе, и то, как мы это сохраняем и как этим пользуемся».

Вновь светлое начало – мягко звучат флейта и гитара. Появляется вокал – музыка при этом медленная, и под нее представляешь себя плавающим по спокойному синему морю, наслаждаясь тишиной и покоем. Под гитарные и басовые аккорды возникают клавишные, а Андерсон поет медленно, растягивая слова, предлагая нам войти в мир воспоминаний и познакомиться с различными моментами в прошлом – теми, которые были еще тогда, когда наша цивилизация не существовала. Под такую музыку вполне можно заснуть, причем даже тогда, когда она становится чуть более энергичной. Опять можно отметить несколько переходов от энергетике к лирике. Такое ощущение, что нас постоянно хотят разбудить, как это делал Гайдн с лондонцами, однако у того все-таки литавры гремели. В определенный момент гитара начинает играть в испанском стиле. Музыка клавишных немножко грустная и тревожная, но и в то же время торжественная. Хоть человечество и забыло о многом, однако оно вполне еще может вспомнить, и от этой мысли становится светло. Клавишные, гитара, хор – все торжественно, пафосно и вызывает мало эмоций. Здесь Андерсону опять удается лирика, однако музыка не особо впечатляет – как-то не способствует она воспоминаниям. Скорее наоборот – хочется ни о чем больше не думать и просто заснуть, а сделать это немудрено, учитывая, что большую часть времени музыка здесь поистине снотворная.

3) «The Ancient: Giants Under the Sun». Следующие трактаты – это Пураны («Древние сказания»), т.е. различные мифы, легенды и родословные. Согласно Андерсону, здесь мы проникаем «еще дальше в прошлое, за пределы момента воспоминаний. Здесь гитара Стива играет основную роль в обострении размышлений о красотах и сокровищах потерянных цивилизаций. Индия, Китай, Центральная Америка, Атлантида. Эти и другие народы оставили необъятные сокровища знаний». Таким образом, Андерсон хочет сказать, что именно древние народы могут ответить на все вопросы, которые возникают у современного человека.

Самая странная часть альбома, которую многие считают худшей. Однако если на первых двух композициях вполне можно заснуть, то эта как раз должна вас разбудить. В начале мы слышим, как перкуссии выдают тревожные звуки. Затем начинается быстрая и тревожная музыка в духе авангардных джаз-роковых экспериментов King Crimson – воет гитара, клавишные, громко стучат ударные, звенят тарелки, словно вызывая кого-то на поединок. После замедления музыки, когда клавишные и гитара продолжают прекрасно звучать в тандеме, наконец появляется и вокал – Андерсон называет божеств, олицетворявших солнце, которое согревало представителей разных народов – настоящих великанов (вероятно, в метафорическом смысле, хотя есть утверждение, что атланты, например, были весьма высокими), ступавших по земле (вот уже и третий элемент после воздуха и воды). Алан Уайт оторвался в этой композиции по полной программе – его перкуссии и стучат, и звенят, и еще много чего делают, – хотя и гитара Стива Хоу играет отлично. Музыка здесь наконец-то соответствует тому, что хотели сказать, действительно заставляя вспомнить о древних цивилизациях земли. Однако в лирике это не особо заметно – в последнем вокальном фрагменте, где звучит прекрасная акустическая гитара в испанском стиле, Андерсон говорит о том, что он «услышал миллион поющих голосов» и призывает нас защищать жизнь – не только какого-то конкретного человека или существа, но и в более глобальном смысле. В конце звучит еще одно короткое гитарное соло, а потом под звон перкуссий музыка затихает.

4) «Ritual: Nous Sommes du Soleil». Последний вид трактатов – это Тантры. Согласно Андерсону, есть «семь нот свободы, чтобы учить и познавать ритуал жизни. Жизнь – это борьба между источниками зла и чистой любви. Алан и Крис показывают нам борьбу, из которой исходит позитивный источник. Мы принадлежим солнцу. Мы можем видеть».

Это единственная композиция, где и лирика, и музыка смогли проиллюстрировать то, что нужно. Вполне на уровне третьей части, поскольку нам вновь не дают заснуть, и явно лучше первых двух. Здесь можно услышать музыкальные темы из предыдущих композиций и даже из «Close to the Edge». В открывающей музыкальной теме действительно можно обнаружить все семь нот. Инструменты – клавишные, гитара, ударные – звучат довольно энергично, в особенности под мажорные «ла-ла-ла» Андерсона, когда можно услышать отличное соло на бас-гитаре, а затем на гитаре и на клавишных. После красивого гитарного соло вновь вступает Андерсон, поющий на французском языке: «Мы принадлежим солнцу» или «Мы рождены солнцем». (Акцент, кстати, ужасный, поэтому хорошо, что он произносит только одну фразу.) Его голосу прекрасно вторит бас-гитара. Он говорит о том, что только с любовью мы можем вернуться к добру, которое было в людях в начале времен. Четвертый элемент – это огонь, который должен возникнуть в нас и сжечь все плохое. Музыка при этом торжественна и лирична, а затем весьма энергична, особенно когда Уайт начинает отбивать быстрый ритм, поддерживаемый бас-гитарой, а также солирующей гитарой. В определенный момент все участники группы берутся за перкуссии – они звенят, стучат, скрежещут, гупают и даже словно шумно вздыхают. С появлением лирического гитарного соло и фортепьяно мы возвращаемся к началу. Андерсон, помимо всего прочего, обращается к любимой и поет по-французски ту же фразу. Музыка становится все более энергичной – вновь отлично солирует гитара, – однако затем все постепенно стихает под протяжные клавишные и басовые аккорды. Окончание настолько резкое и неинтересное, что это разочаровывает.

Альбом получился достаточно эклектичным и хаотичным, местами пафосным и претенциозным, зачастую скучноватым, однако коммерческий успех все-таки имел. Скорее всего, получилось так по инерции от предыдущих работ, потому что для большинства слушателей «въехать» в него представляется затруднительным. Видимо, я таки еще не «въехал», хотя и не считаю эту работу очень плохой. Может быть, стоило все-таки не гоняться за тем, чтобы растянуть четыре композиции на 80 с чем-то минут, впихивая в них самые разнообразные и иногда не связанные друг с другом идеи, а сократить их вдвое. Глядишь – и поинтереснее бы вышло. В результате получилось нечто такое, что очень трудно выслушать сразу за один присест, хотя я большие темы, например, обожаю и «Thick as a Brick» Jethro Tull, о котором я уже упоминал, – это один из моих любимейших альбомов. В свою защиту скажу, что Уэйкман этот альбом ненавидел и сравнил его с «раздутым бюстгальтером», который выглядит хорошо снаружи, но как только тебе позволяют узнать, что же он скрывает, тут-то и приходит разочарование. В конце концов он прошелся по, так сказать, самовлюбленности Андерсона и предложил пойти в отставку, чтобы заняться сольной карьерой. Позднее он сказал, что существуй в то время компакт-диск, все в истории группы могло бы быть по-другому – не пришлось бы думать о том, чтобы каждая из сторон двух пластинок была обязательно занята одной композицией.


Автор рецензии:
Fitrus



= Аргентинские выпуски альбома =

Yes. 1973. Аргентина


Yes. 1973. Argentina



= Неопознанные выпуски альбома =

Yes, Tales from Topographic Oceans




СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ YES

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ YES

ДИСКОГРАФИЯ ДЖОНА АНДЕРСОНА

ДИСКОГРАФИЯ СТИВА ХОУ


Тайна острова Оук. А. Бирюк. Читать книгу


Вернуться в Y E S

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА