М-да, такое редко бывает. Двойная пластинка, каждую сторону которой занимает одна композиция. Что из этого могло получиться? Либо шедевр всех времен и народов – как, например, случилось с альбомом Jethro Tull «Thick as a Brick» (пусть он и не двойной), – либо полный бред. Первого, к сожалению, ожидать не стоит, хотя многие любители арт-рока с этим не согласятся, а вот второго, к счастью, мы все-таки избежали, хотя и здесь многие будут утверждать обратное.
Альбом вошел в Top10 по обе стороны Атлантики, но в то же время занял одно из первых десяти мест в списке 50 худших альбомов всех времен и народов. В общем, само противоречие. Так сказать, красавец и чудовище в одном лице.
Идея альбома пришла Андерсону в голову тогда, когда группа находилась в Токио. Он просматривал книгу Парамхансы Йоганады «Автобиография йога» (однако!) и на 83-й странице обнаружил длинное примечание, в котором описывались Шастры – трактаты на религиозные и социальные темы, но затрагивающие также и искусство. Тут-то Андерсон и загорелся желанием сделать двойной альбом, каковая задумка уже сама по себе рискованна. В этом его согласился поддержать Стив Хоу, и утверждается, что они писали музыкальный материал в гостиничных номерах при свечах. Возможно, поэтому на этот альбом нужно постоянно проливать свет :-) для непосвященных. Амбициозность проекта прет со всех сторон – сделать то, что до тебя никто раньше не делал, – но стремление сделать четыре композиции по 20 минут, каждую из которых обозвали «movement» (как в классической симфонии), привело к тому, что ребята, видимо, только тем и занимались, что старались довести эту самую продолжительность до нужной цифры любыми средствами. Это что касается музыки. Тексты, естественно, тоже не особенно понятны, что, впрочем, в случае с Yes можно расценивать скорее как диагноз :-). К счастью, каждую композицию альбома (кстати, как вы заметите, они имеют двойные названия) Андерсон снабдил комментариями, однако и их нельзя назвать полностью удачными.
1) «The Revealing Science of God: Dance of the Dawn». Данная композиция касается Шрути («Учение путем слушания») – священных индийских книг, предметом которых является божественное откровение. Согласно Андерсону, здесь мы можем увидеть «вечно открытый цветок, в котором возникают простые истины, и при этом исследуются сложности и магия прошлого и то, каким образом нам не следует забывать песню, которую оставили нам для прослушивания. Познание Бога – это поиск, постоянный и ясный».
Красивые клавишные под мягкий и вкрадчивый голос Андерсона действительно напоминают рассветную музыку. Он говорит о настоящем времени и призывает нас увидеть все то, что может сделать нас счастливыми – способность видеть, думать, любить. К произносящему слова нараспев Андерсону присоединяется и Хоу, и их вокалы эффектно переплетаются. Появляются ударные, звучащие все громче, Уэйкман наяривает на клавишных, а бас-гитара Сквайра звучит довольно мягко. Размеренная и несколько снотворная музыка постепенно становится эмоциональнее, а затем и быстрее – звучит гитара, гулко стучат ударные. Андерсон сетует на то, что мы сегодня потеряли нужные способности и лишь плачемся о разных своих бедах. Затем возникает меллотрон, а гитара выдает блюзовые аккорды. Музыка меняется от более энергичной до более лирической и, если хотите, медитативной несколько раз, но ничего особо выдающегося мы не слышим. Вокализы, торжественные клавишные под энергичную ритм-секцию, все быстрее. С возвращением к медитативной музыке вновь появляется вокал – кстати, его здесь больше всего по сравнению с остальными тремя композициями. Андерсон вновь говорит о том, что нам нужна любовь, и предлагает нам, «искателям истины», совершить путешествие в прошлое. В целом, получается светлая мажорная композиция, однако что-то не рисуется в воображении распустившийся цветок, скорее какие-то полеты по воздуху, однако совершенно непонятно, откуда летишь и куда (и самое главное – зачем).
2) «The Remembering: High the Memory». Описываемые здесь трактаты – это Сурити (правильнее – Смрти) («Воспоминания»), основанные на человеческой памяти, что отличает их от Шрути. Согласно Андерсону, «все наши мысли, впечатления, знания, страхи развивались на протяжении миллионов лет. Мы можем установить связь с нашим собственным прошлым, нашей собственной жизнью, нашей собственной историей. Здесь клавишные Рика оживляют наше духовное око с его приливами, отливами и глубиной: Топографический океан. Нужно надеяться, мы сможем оценить то обстоятельство, что определенные моменты времени не столь значительны, как природа того, что оставляет след в душе, и то, как мы это сохраняем и как этим пользуемся».
Вновь светлое начало – мягко звучат флейта и гитара. Появляется вокал – музыка при этом медленная, и под нее представляешь себя плавающим по спокойному синему морю, наслаждаясь тишиной и покоем. Под гитарные и басовые аккорды возникают клавишные, а Андерсон поет медленно, растягивая слова, предлагая нам войти в мир воспоминаний и познакомиться с различными моментами в прошлом – теми, которые были еще тогда, когда наша цивилизация не существовала. Под такую музыку вполне можно заснуть, причем даже тогда, когда она становится чуть более энергичной. Опять можно отметить несколько переходов от энергетике к лирике. Такое ощущение, что нас постоянно хотят разбудить, как это делал Гайдн с лондонцами, однако у того все-таки литавры гремели. В определенный момент гитара начинает играть в испанском стиле. Музыка клавишных немножко грустная и тревожная, но и в то же время торжественная. Хоть человечество и забыло о многом, однако оно вполне еще может вспомнить, и от этой мысли становится светло. Клавишные, гитара, хор – все торжественно, пафосно и вызывает мало эмоций. Здесь Андерсону опять удается лирика, однако музыка не особо впечатляет – как-то не способствует она воспоминаниям. Скорее наоборот – хочется ни о чем больше не думать и просто заснуть, а сделать это немудрено, учитывая, что большую часть времени музыка здесь поистине снотворная.
3) «The Ancient: Giants Under the Sun». Следующие трактаты – это Пураны («Древние сказания»), т.е. различные мифы, легенды и родословные. Согласно Андерсону, здесь мы проникаем «еще дальше в прошлое, за пределы момента воспоминаний. Здесь гитара Стива играет основную роль в обострении размышлений о красотах и сокровищах потерянных цивилизаций. Индия, Китай, Центральная Америка, Атлантида. Эти и другие народы оставили необъятные сокровища знаний». Таким образом, Андерсон хочет сказать, что именно древние народы могут ответить на все вопросы, которые возникают у современного человека.
Самая странная часть альбома, которую многие считают худшей. Однако если на первых двух композициях вполне можно заснуть, то эта как раз должна вас разбудить. В начале мы слышим, как перкуссии выдают тревожные звуки. Затем начинается быстрая и тревожная музыка в духе авангардных джаз-роковых экспериментов King Crimson – воет гитара, клавишные, громко стучат ударные, звенят тарелки, словно вызывая кого-то на поединок. После замедления музыки, когда клавишные и гитара продолжают прекрасно звучать в тандеме, наконец появляется и вокал – Андерсон называет божеств, олицетворявших солнце, которое согревало представителей разных народов – настоящих великанов (вероятно, в метафорическом смысле, хотя есть утверждение, что атланты, например, были весьма высокими), ступавших по земле (вот уже и третий элемент после воздуха и воды). Алан Уайт оторвался в этой композиции по полной программе – его перкуссии и стучат, и звенят, и еще много чего делают, – хотя и гитара Стива Хоу играет отлично. Музыка здесь наконец-то соответствует тому, что хотели сказать, действительно заставляя вспомнить о древних цивилизациях земли. Однако в лирике это не особо заметно – в последнем вокальном фрагменте, где звучит прекрасная акустическая гитара в испанском стиле, Андерсон говорит о том, что он «услышал миллион поющих голосов» и призывает нас защищать жизнь – не только какого-то конкретного человека или существа, но и в более глобальном смысле. В конце звучит еще одно короткое гитарное соло, а потом под звон перкуссий музыка затихает.
4) «Ritual: Nous Sommes du Soleil». Последний вид трактатов – это Тантры. Согласно Андерсону, есть «семь нот свободы, чтобы учить и познавать ритуал жизни. Жизнь – это борьба между источниками зла и чистой любви. Алан и Крис показывают нам борьбу, из которой исходит позитивный источник. Мы принадлежим солнцу. Мы можем видеть».
Это единственная композиция, где и лирика, и музыка смогли проиллюстрировать то, что нужно. Вполне на уровне третьей части, поскольку нам вновь не дают заснуть, и явно лучше первых двух. Здесь можно услышать музыкальные темы из предыдущих композиций и даже из «Close to the Edge». В открывающей музыкальной теме действительно можно обнаружить все семь нот. Инструменты – клавишные, гитара, ударные – звучат довольно энергично, в особенности под мажорные «ла-ла-ла» Андерсона, когда можно услышать отличное соло на бас-гитаре, а затем на гитаре и на клавишных. После красивого гитарного соло вновь вступает Андерсон, поющий на французском языке: «Мы принадлежим солнцу» или «Мы рождены солнцем». (Акцент, кстати, ужасный, поэтому хорошо, что он произносит только одну фразу.) Его голосу прекрасно вторит бас-гитара. Он говорит о том, что только с любовью мы можем вернуться к добру, которое было в людях в начале времен. Четвертый элемент – это огонь, который должен возникнуть в нас и сжечь все плохое. Музыка при этом торжественна и лирична, а затем весьма энергична, особенно когда Уайт начинает отбивать быстрый ритм, поддерживаемый бас-гитарой, а также солирующей гитарой. В определенный момент все участники группы берутся за перкуссии – они звенят, стучат, скрежещут, гупают и даже словно шумно вздыхают. С появлением лирического гитарного соло и фортепьяно мы возвращаемся к началу. Андерсон, помимо всего прочего, обращается к любимой и поет по-французски ту же фразу. Музыка становится все более энергичной – вновь отлично солирует гитара, – однако затем все постепенно стихает под протяжные клавишные и басовые аккорды. Окончание настолько резкое и неинтересное, что это разочаровывает.
Альбом получился достаточно эклектичным и хаотичным, местами пафосным и претенциозным, зачастую скучноватым, однако коммерческий успех все-таки имел. Скорее всего, получилось так по инерции от предыдущих работ, потому что для большинства слушателей «въехать» в него представляется затруднительным. Видимо, я таки еще не «въехал», хотя и не считаю эту работу очень плохой. Может быть, стоило все-таки не гоняться за тем, чтобы растянуть четыре композиции на 80 с чем-то минут, впихивая в них самые разнообразные и иногда не связанные друг с другом идеи, а сократить их вдвое. Глядишь – и поинтереснее бы вышло. В результате получилось нечто такое, что очень трудно выслушать сразу за один присест, хотя я большие темы, например, обожаю и «Thick as a Brick» Jethro Tull, о котором я уже упоминал, – это один из моих любимейших альбомов. В свою защиту скажу, что Уэйкман этот альбом ненавидел и сравнил его с «раздутым бюстгальтером», который выглядит хорошо снаружи, но как только тебе позволяют узнать, что же он скрывает, тут-то и приходит разочарование. В конце концов он прошелся по, так сказать, самовлюбленности Андерсона и предложил пойти в отставку, чтобы заняться сольной карьерой. Позднее он сказал, что существуй в то время компакт-диск, все в истории группы могло бы быть по-другому – не пришлось бы думать о том, чтобы каждая из сторон двух пластинок была обязательно занята одной композицией.
Автор рецензии:
Fitrus
|