Одна из легенд арт-рока прочно вошла в полосу работ лишь с длинными навороченными темами и пока не собиралась сходить с этой дорожки. В 1974 г. она выпустила один из самых сильных своих альбомов – «Транслятор», состоящий из трех композиций. Правда, в свое время многие фэны Yes расценили его как разочарование, да и сейчас есть такие, кто считает точно так же. Я к последним не отношусь, поскольку это был первый альбом данной группы, который я услышал, и сравнить мне было не с чем. Если говорить о предыдущих работах, то этот диск получился одним из самых резких и тяжелых в творчестве Yes (о чем говорит и серая, словно предостерегающая обложка), но в то же время не таким уж и мрачным, а достаточно светлым, в отличие от работ других корифеев жанра в то же время. Кроме того, все не так запутанно и эклектично, как, скажем, на предыдущем «Tales from Topographic Oceans», а что-то среднее между ним и «Close to the Edge». На клавишных уже не Рик Уэйкман, занявшийся сольной карьерой, а швейцарец Патрик Морац, отметившийся лишь на этом диске и ушедший затем в Moody Blues. В отличие от Уэйкмана, у этого товарища уклон идет больше в сторону джаза, чем классической музыки. Кроме того, Морац не очень любит солировать, а скорее вплетает свою музыку в общую картину.
1) «The Gates of Delirium». Первая вещь имеет протяженность почти 22 минуты. То энергично, то лирично, то быстро, то медленно. Главной темой композиции является противопоставление войны и мира. (Есть утверждения, что некоторое влияние здесь оказал Лев Толстой.) В начале звучит музыка, вызывающая образ всадников, скачущих на битву. Андерсон, изображающий, видимо, одного из солдат, сначала пытается понять, зачем им эта война, однако потом поддается общему настроению и начинает говорить о стремлении завоевать свободу, о том, что ради этого они готовы уничтожить всех, кто может этому помешать. (Напомним, что это было время Вьетнамской войны, которая уже подходила к концу.) Это ли не путь к вратам безумия? Середину композиции составляет впечатляющий длительный инструментал – быстрый и жесткий, потом триумфальный и под конец тревожный и лиричный. Благодаря различным звуковым эффектам он как нельзя лучше представляет нам музыкальную картину битвы. После этого начинается вторая вокальная часть, впоследствии ставшая отдельной композицией под названием «Soon», – красивая, умиротворяющая, обнадеживающая. После битвы лирический герой верит, что бесконечная ночь вскоре прекратится, солнце укажет путь и есть ради чего жить.
2) «Sound Chaser». Весьма экспериментальная композиция в духе джаз-рока, видимо, написанная в результате каких-то импровизационных джемов в студии. Довольно резкое начало с несколько сумбурными клавишными и ударными. Далее идет быстрая музыка с вокалом. Текст, видимо, посвящен творчеству, с помощью которого можно достичь новых высот и увидеть восхищение в глазах других. После двух куплетов музыка замедляется – звучат гитарные и клавишные экзерсисы. Затем идет третий куплет, в котором говорится о том, что хорошая музыка трогает душу. После этого возвращение к началу и энергичное инструментальное окончание, прерывающееся хоровым «ча-ча-ча» (весьма прикольно).
3) «To Be Over». Лирическая тема, весьма контрастирующая с остальной частью альбома и более всего похожая на прежних Yes. В начале, словно несмело, звучат инструменты в восточном духе, затем вступает вокал и ударные. В лирике говорится о том, что все мы желаем идти по правильным тропам, жаждем исполнения своих грез и стремимся к любви, однако не стоит грустить, если что-то не так. После вокала тема постепенно становится более быстрой и временами достаточно энергичной.
В заключение хотелось бы сказать: если вы не знакомы с Yes, возможно, не стоит начинать с этого альбома, однако если так получилось, не спешите давать ему окончательную оценку после пары прослушиваний – это музыка, всю прелесть которой открываешь для себя постепенно.
Автор рецензии: Featus
|