Альманах «Beonlive.ru»
№ 4, апрель 2008 г.
Автор:
Владимир Дар
МОИ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АЛЬБОМЕ:
КОГДА ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ ВИНИЛ, ЧЕМ ЦИФРУ
В 1974-м году "Yes" выпустили свой самый проникновенный, пожалуй, но зато и не самый скучный альбом - "Relayer". Он состоит всего из трех довольно длинных композиций, каждая из которых является самой настоящей рок-оперой. Альбом вышел в декабе 1974-го, получил практически мгновенное признание публики и быстро начал распродаваться. Только за первые две недели и только в США было продано более 500 тысяч копий, за что музыканты получили золотой сертификат Ассоциации звукозаписывающей промышленности Америки (RIAA). В январе 1975 года был выпущен сингл из заключительной части одной из композиций этого альбома - "The Gates of Delirium" - под названием "Soon".
Что хочется сказать от себя. Рассказывать о "Yes" или писать рецензию с запозданием в 34 года (треть века!) - занятие совершенно неблагодарное и бессмысленное. Просто "Yes" - одна из самых моих любимых групп и сейчас в нашу безраздельно цифровую эпоху послушать оригинальный винил именно тех лет, подержать в руках в самом процессе картонный супер-конверт альбома все еще слегка пахнущий незыбываемым ароматом фирменных пластинок 70-х (кто помнит, меня поймет), все это вкупе составляет чудное и несравнимое удовольствие. Аналоговое звучание этой пластинки именно 1974 года издания выпущенной в Германии, удивительно - ведь современные цифровые переиздания винила звучат безжизненно и лишены какой-либо энергетики и шарма "живого" звука.
Что же касается цифровых копий высокого разрешения (оцифровки винила в частности), как показал личный опыт, превращает звук в нечто совершенно непотребное как по мне. Если слишком кратко, альбом "Relayer" совершенно фантастический и удивительный. Послушать с вами эту пластинку в аналоге конечно не удастся, но услышать композицию "Soon" на YouTube вполне себе можно, а в качестве дополнительной компенсации отсутствия аналогового звука - выкладываю фото этой великолепной пластинки, ее супер-конверта, разворота и вкладки. Также разбавлю фото ряд некоторыми дополнительными сведениями об этом восхитительном альбоме.
Дизайно супер-обложки альбома был разработан и проиллюстрирован английским художником Роджером Дином (Roger Dean), который с 1971 года создавал обложки всех альбомов группы "Yes" (а также групп "Asia", "Budgie", "Uriah Heep", "Gentle Giant" и другие), включая и их логотип. В свой книге "Vieiws" 1975 года Дин выбрал эту обложку как свою самую любимую созданную им для Yes, и запись кстати ему понравилась более всех. Он решил изобразить для обложки альбома "гигантскую "готическую пещеру" как своего рода укрепленный город "воинствующего монашествующего ордена". Упоминая об этой обложке "Relayer" в 2004-м году, он сказал: "я играл с идеями о замке-твердыне, последнего оплота укрепленного города. Это была в некотором роде фантастическая идея. Я искал таких персонажей, как рыцари-тамплиеры, или то, что вы видите в нынешнем супер-сериале "Властелин колец". Изгибающиеся, закрученные фантастические хрустальные опоры-целики устремленные прямо в космос, изображенны на многих обложках альбома Дина и задают потусторонний загадочный несущий тон и являются узнаваемой частью визуального стиля группы. Для "Relayer" воины-всадники отражают лирические темы войны, присутствующие во "Вратах Исступления". Работа гениально отрисована Роджером Дином в карандаше в так называемом цвете "грязной воды"...
На внутреннем развороте обложки альбома выложены без названия четыре романтичные и загадочные строфы стихотворения писателя Donald Lehmkuhl датированные октябрем 1974 года. Читатель может при желании уловить волшебный загадочно-романтический стиль этих строк. Там есть кое-что насчет "свернувшихся змеиных колец на граните" - это насчет оборотной стороны супер-обложки альбома. В общем, этот раз переводить ничего не стал)...
Композиция "The Gates of Delirium" (можно перевести как "Врата Исступления"), длительностью в 22 минуты занимает всю первую сторону альбома. Джон Андерсон утверждает, что создал ее, вдохновившись эпопеей Л. Н. Толстого "Война и мир" (а может быть и от просмотра советской кинокартины). Она отражает толстовскую позицию бессмысленности всякой войны, а инструментальная часть призвана передать весь ужас и хаос военного сражения, отсюда в ней масса дисгармонии, галлопирующих ритмов, мелодии марша и всевозможные "стреляющие" эффекты.
Как разумное противопоставление всему этому звучит заключительная часть "Gates of Delirium" с ее мягкой мелодией и скорее молитвой о мире, которая была кстати в 1975-м году выпущена в США как сингл (отдельной песней), которую назвали "Soon" (Скоро) (кстати очень гармоничная и чувственная композиция которую мы и послушаем в финале поста).
"Relayer" получил в основном положительные отзывы критиков. Музыкальный журналист Chris Welch дал положительный отзыв в Melody Maker, высоко оценив альбом как "один из самых успешных и лучших альбомов Yes". Журнал Billboard назвал "Relayer" еще одним почти безупречным усилием "Yes" и отметил, что Patrick Moraz "гармонично вписывается в коллектив YES".
Источник:
Beonlive.ru
Опубликовано:
28.09.2019 г.
|