Второй свой альбом бывший клавишник "Yes", решивший полностью посвятить себя сольной карьере, сделал в виде музыкального пересказа романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», с некоторыми сюжетными отличиями. Записано было все живьем при помощи рок-группы, Лондонского симфонического оркестра и Английского камерного хора, и инструментальная музыка, под которую декламируется текст романа, сменяется здесь четырьмя песнями.
После приветственных аплодисментов следует, как водится, увертюра - звучит торжественная музыка и вокализы женского хора. После этого нам представляют первую песню - балладу «The Journey», больше бы подошедшую для какого-нибудь мультфильма. Вокала два - сначала звучит высокий и очень мягкий (Гэри Пикфорд-Хопкинс), потом добавляется еще и второй - более низкий (Эшли Холт), и оба мне не особо нравятся; в лирике говорится о двух людях, отправившихся в путешествие и проникших внутрь вулкана. Вновь появляется хор, и все звучит жутко пафосно.
Наконец в дело вступает рассказчик, актер Дэвид Хеммингс, с четким британским литературным произношением повествующий о том, как под землей профессор Отто Лиденброк и его спутники, племянник Аксель и их проводник, исследуют галереи в поисках прохода, ведущего к центру Земли. В романе повествование ведется от лица Акселя, на альбоме же рассказ идет от третьего лица. Текстовые фрагменты периодически сменяются инструменталами - точнее говоря, музыка звучит все время, просто когда голос рассказчика смолкает, музыка перестает быть фоном, а нашему вниманию обычно предстают неплохие соло (клавишные, гитара) и/или вокализы хора, которые довольно неплохо иллюстрируют описываемые события, хотя ничем оригинальным, в принципе, не блещут.
Следуя по одному из тоннелей, герои обнаруживают водный поток, однако каким-то образом разделяются. Аксель, оставшийся один, охвачен паникой, однако он может слышать голос дяди, проходящий по стенам на расстояние в четыре мили, и решает вновь присоединиться к нему. Отлично звучит инструментал на гитарной основе, предваряющий «Recollection» - следующую песню, красивую, но опять достаточно пафосную благодаря хору, оркестру и двум вокалам; здесь Аксель вспоминает о том, как прекрасна жизнь на Земле, о том, что там его ждет невеста и друзья. Последние две строчки повторяют первую композицию. Герои наконец добираются туда, куда они хотели, - в странный мир, где до них не бывал ни один человек. Пафос достигает своей кульминации в мощно звучащем оркестре и хоре, после чего первая сторона пластинки заканчивается.
Вторая сторона начинается со звуков моря и рассказа о том, как наши герои соорудили плот и пять дней плыли по океану, пока не увидели битву двух морских чудовищ - ихтиозавра и плезиозавра. После этого следует невероятно глупая с точки зрения лирики песня об этом самом событии, которая так и называется - «The Battle». Только послушайте эти призывы «Спасите меня», с которыми обращаются к нам то вокалисты, то женский хор, то они вместе. Слушается жутко смешно, хотя по идее рассчитывали на совершенно противоположный эффект.
Но вернемся к повествованию. Героев застал штиль, и они стали ждать шторма. Музыкальную иллюстрацию этого шторма, начинающуюся с внезапного вступления клавишных, можно считать одним из лучших моментов альбома, и тревожно звучащий хор здесь как раз к месту. Шторм длился четыре дня, пока путешественников не выбросило на берег. Здесь они обнаружили лес, а также примитивное человекообразное существо - протея. Звучит последняя (и слава богу!) песня на альбоме - «The Forest», описывающая то, что увидели в этом лесу герои повествования. По-моему, это самое большое попсовое убожество, которое только можно услышать. Здесь уже вокал и хор звучат не просто смешно, а откровенно раздражают. Герои в конце концов выбираются обратно на поверхность Земли возле Этны (у Жюля Верна это был вулкан Стромболи).
Завершается альбом инструменталом - сначала звучит музыка, иллюстрирующая путешествие героев, потом тема из Грига, «В чертогах подземного короля» (Боже, сколько рокеров ее использовали в своих произведениях - не пересчитать!), ну и в конце своеобразное экстро, повторяющее одну из музыкальных тем начала.
Как бы я ни любил Рика Уэйкмана и Жюля Верна, но рассказчик как-то бесстрастен, музыка получилась местами очень уж помпезной и пафосной (что стало характерно почти для каждого из его сольных альбомов), а песни тут вообще ни к селу ни к городу и только портят неплохие впечатления от инструменталов. Возможно, тогда это звучало неплохо, но сейчас… Вот для диснеевского мультфильма с таким сюжетом это все могло подойти, а так… Ну, не получилось у Рика Уэйкмана сделать удобоваримой достаточно хорошую идею. Впрочем, аплодисменты, которыми в конце награждают его и всех тех, кто участвовал в записи альбома, зрители и одновременно слушатели, он вполне заслужил.
Кстати, спустя 25 лет Рик решил выпустить продолжение данного альбома, пригласив к его записи очень много известных музыкантов, однако это уже другая история. Даже не буду говорить, получилось ли у него лучше. Всему свое время.
Рецензент: Featus
|