Рик Уэйкман устами Севы Новгородцева, часть 1

РИК УЭЙКМАН
Рассказывает Сева Новгородцев
Рок-энциклопедия


Сева Новогородцев. Рок-посевы
27 ноября 1981: Rick Wakeman - 1
.


Добрый вечер, друзья. Недели три назад рок-газета "Sounds" напечатала большой очерк о Рике Уэйкмане, бывшем пианисте и органисте группы "Yes". В этом очерке довольно, на мой взгляд, занимательно описаны его злоключения последнего времени, его творческие метания, финансовые и личные проблемы. Страдания юного Уэйкмана кое-кому из вас покажутся, как говаривал мой дедушка, "страданьем мужичка на сахарном заводе" - жизнь мол, сладкая, а он страдает, тем не менее, послушайте.

Рик Уэйкман в самом начале Чтоб лучше понять о чем идет речь, начнем по порядку, с самого начала. Рик Уэйкман родился 18 мая 1949 года в Лондоне в семье музыкантов. К шестнадцати годам он очень недурно играл на фортепиано так что решено было готовить из Рика классического концертанта - он поступил учиться в Королевский Колледж Музыки. Начиная курса этак со второго наш герой стал поигрывать в вечерних клубах, питейных заведениях, молва о юном виртуозе ширилась, работы становилось все больше. Рик начал пропускать лекции - поскольку днем приглашали записываться - профессора колледжа некоторое время терпели это безобразие, а потом поставили вопрос ребром: или-или. В конце концов Рик Уэйкман покинул Королевский колледж без диплома с сургучными гербами и печатями, и начал работать студийным музыкантом. Записываться приглашали многие: Кэт Стивенс, "Tyrannosaurus Rex", Дэвид Боуи - альбом "Hunky Dory" записан с участием Рика Уэйкмана. Наконец, в 1970 году он становится членом группы "Strawbs", а еще через год переходит в "Yes". Еще в 1973 году, до того, как он покинул группу, Рик Уэйкман выпустил сольный альбом под названием "Шесть жён Генриха Восьмого". Шесть композиций альбома были посвящены соответственно каждой из несчастных жертв королевской страсти: из истории известно, что две жены Гених казнил - одну за измену, другую за длинный язык, с двумя развелся, одна умерла после родов и лишь последняя супруга, Катерина Парр, сама дважды побывавшая замужем, смогла найти общий язык со своенравным монархом. В посвященной ей композици Рик блистает мелкой техникой пальцев и становится понятно, что даже если бы он, по иронии судьбы, родился б совсем в другой стране, то и там талант его не пропал - отличный баянист бы получился!

Следующий альбом Рика Уэйкмана свидетельствовал, по моему мнению, о затаенном его желании что-то кому-то доказать. Вы помните, что он собирался стать концертным пианистом, учился в консерватории и был оттуда отчислен. Отчислению, несомненно сопутствовали долгие и неприятные педагогические переговоры, возможно, даже с участием родителей. "Подумай, - вероятно говорили ему, - чего ты себя лишаешь: блестящая карьера, выступления с камерными и симфоническими оркестрами, может быть даже в зале Королевской филармонии, а ты хочешь променять это на какие-то пивные, и потом - эти оглушительные гитары, длинные волосы..." Спустя пять лет, к семьдесят четвертому году, Рик готов был доказать, что в искусстве нехоженая тропа, хоть и неказиста на вид, прямиком ведет туда же, куда и широкая проезжая дорога, на которой к тому же чтобы пробиться, нужно энергично работать локтями. Короче говоря, Рик написал четыре больших композиции на тему романа Жюль Верна "Путешествие к центру Земли" и исполнил их на концерте не больше не меньше как в сопровождении Лондонского Симфонического Оркестра и Английского Камерного Хора. Концерт состоялся, как вы наверное уже догадались, в зале Королевской Филармонии, записи сделанные во время концерта и были изданы отдельным альбомом. Альбом получился настолько интересным, насколько интересен хороший приключенческий рома. Например, в одной из композиций, которая называется "The Battle" ("Битва"), речь идет о битве между двумя морскими чудами-юдами, которыми наша планета была так богата в эпоху доисторического материализЬма.

Альбом "Путешествие к центру Земли" поднялся в 1974 году на первое место в списке долгоиграющих пластинок в Великобритании и на 3 место в Штатах. Тем же летом было дано еще несколько концертов, также с хором и симфоническим оркестром, на которых по ходу действия перед публикой появлялись огромные доисторические чудовища, сделанные из раскрашенной резины и накачанные воздухом. Все это требовало немало организационных усилий и, главное, денег. От избытка волнений Рика Уэйкмана хватил тогда микроинфаркт, однако как только он оправился от сердечного недуга, он принялся за еще более амбициозный проект: сочинение семичастной композиции "Мифы и легенды короля Артура и рыцарей Круглого Стола". При записи альбома он использовал оркестр из 45 человек и хор в пятьдесят голосов. В мае 1975 года пышное представление этого опуса состоялось на искусственном катке "London Empire Pull". Можете себе представить масштабы: балет на льду, хор, оркестр да еще рок группа - "Инглиш рок-ансамбль" самого Рика Уэйкмана. Подготовка, репетиции, само представление с многими десятками обслуживающего сценического персонала - осветителей, радистов и т.д. - стоили автору целое состояние. Тут надо отдать ему должное: Рик Уэйкман не стал сундучить заработанные честным трудом фунты стерлингов, а, как говорится, выступил на всю капусту.

Рик Уэйкман на вершине славы После того, как и альбом "Мифы и легенды короля Артура" вышел на вершину британского списка и стал золотым в Америке, Бразилии, Японии и Австралии Рика Уэйкмана заметили и в кинопромышленности; вернее в сопряженной с рок-н-роллом ее части. Английский постановщик Кен Рассел, известный по фильму "Tommy" по рок-опере Пита Таунзэнда, снимал в это время фильм "Листомания" - нечто вроде рок-мюзикла по жизни пианиста и композитора Ференца Листа, и он предложил Рику Уэйкману аранжировать и частично написать музыку к фильму. Роль Листа в фильме исполнил певец группы "The Who" Роджер Долтри, который уже до этого снялся в заглавной роли в фильме "Tommy", кроме того в небольших ролях снялся Ринго Старр и сам Рик Уэйкман. Музыка к фильму вышла отдельной пластинкой. О фильме можно судить даже по этой пластинке - в аннотациях к ней в таком это игривом тоне говорится, что Лист стал гастролером в ещё одиннадцатилетнем возрасте, что во время гастролей, когда он подрос, от девочек отбою не было, и что его по праву можно назвать первой поп-звездой в истории. "Не верьте," - говорится далее, - "сухим школьным учебникам - в девятнадцатом веке тоже хипповали вовсю". Короче, вы уже наверное поняли, что Главкинопрокат этой картины ни на большой, ни на средний, ни даже самый малюсенький экран не выпустил бы ни за что.

После этого выходили и другие альбомы, была написана музыка и к другим фильмам - по мере развития рассказа мы будем слушать отрывки. Итак, в 1977 году Рик Уэйкман удивил всех, заявив, что он снова возвращается в группу "Yes", откуда он ушел в конце 1973 года. До прошлого года все было, вроде хорошо, "Yes" выпустили четыре добротных альбома, сам Рик Уэйкман процветал, он был в числе прочего - директором более десятка кампаний: фирмы музыкальных инструментов, звукозаписывающей студии, фирмы по прокату "Роллс-Ройсов" и так далее. "Все, до чего я дотрагиваюсь, - сказал он в минуту душевного размягчения, - превращается в золото". Но вот в прошлом году наступил переломный момент: привыкнув жить на широкую ногу и вкладывать большие деньги в новые проекты, Рик крупно прогорел на постановке нескольких рок-пантомим; в группе "Yes" музыканты устали друг от друга, начались небольшие трения, а в такой обстановке ничего хорошего не сочинишь, а без нового материала и без выпуска новых альбомов на гастроли здесь отправляться как-то не принято. В конце концов, летом 1980 года группа "Yes" распалась, вернее было объявлено об уходе Рика Уэйкмана и Джона Андерсона - вокалиста ансамбля и идейного лидера. Рик все чаще стал прикладываться к рюмочке и семейная жизнь его тоже пошла по швам - они с женой решили разводиться. Финансовые дела осложнялось еще тем, что Рик хотел выступать только со своим собственным ансамблем и не желал подписывать никаких контрактов по созданию новой "супергруппы" - сколько бы денег ему за это ни сулили. Быстро надвигался кризис. Вспоминая эти дни, Уэйкман сказал, что восьмидесятый год был худшим годом в его жизни, все шло не так, как надо. Здесь-то, собственно, и начинается наша история, все что я рассказывал до сих пор, было лишь вступлением. Вступление это, конечно, немного затянулось, но без него и кризис было бы не описать: ведь известно, что чем выше взлетел, тем выше падать, а Рик Уэйкман летал высоко и падать ему пришлось ой как долго.

ОКОНЧАНИЕ ТУТ <<

Рик Уэйкман представляет Короля Артура


НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ РИКА УЭЙКМАНА

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ РИКА УЭЙКМАНА

СБОРНИКИ РИКА УЭЙКМАНА

ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ РИКА УЭЙКМАНА

РИК УЭЙКМАН - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОЛШЕБНИК

РИК УЭЙКМАН ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ
Газета «Московский комсомолец», 21 февраля 1999 г.


Рик Уэйкман устами Севы Новгородцева


Вернуться в РАЗДЕЛ RICK WAKEMAN

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА