Ричард Кристофер Уэйкман родился в графстве Миддлсекс 18 мая 1949 г. Папа Милфред хотел назвать мальчика Саймон, а мама Сирил - Дианном. Но в итоге остановились на Ричарде. В 1954 г. Рика отдали в церковную баптистскую школу, где его стали учить играть на пианино.
В 1961 г. после окончания музыкальной школы Уэйкман создал свою первую группу "Brother Wakeman and the Clergyman", двумя годами позже он присоединился к достаточно известной блюзовой группе "The Atlantic Blues" и чуть позже к "Concords", с которой играл на свадьбах и в пивных барах, и лишь в 1966 г. наконец-то основал собственный бэнд "Curdled Milk", будучи очарованным группой Эрика Клэптона "Cream". Но поработать с ней ему особо не удалось, т.к. Рик поступил в Королевскую академию музыки, где помимо пианино он освоил орган и аранжировку. Правда, отучился лишь 1-й курс - из-за отсутствия денег он бросил академию и в том же году сыграл на клавишах в песне "Space Oddity" Дэвида Боуи и присоединился к звездам тех лет - группе "The Strawbs".
За 1970 г. в качестве сессионного музыканта он играл в 19 (!) составах, включая "Black Sabbath" и "Magna Carta", коллективах Элтона Джона и Дэвида Боуи, Луи Рида и Мэри Хопкин.
После записи второго диска со "Strawbs" Рик был приглашен в "Yes" и, записав LP "Fragile", тотчас же получил контракт с А&М Records на запись сольных дисков, которыми в начале 70-х закреплял успех команды, недавно гостившей в Москве (естественно, уже без Рика). В 1979 г. он впервые покинул "Yes" вместе с вокалистом Джоном Андерсоном и стал... директором футбольного клуба "Брэнтфорд".
Его музыка была просто ненужной - началась эра панк-рока. Эту невостребованность смогла в какой-то мере скрасить Нина Картер, в прошлом топ-модель и в будущем его вторая жена. И все-таки Рик не очень отчаивался в начале 80-х записал для "Charisma Rec." еще два альбома: "1984" и "Cost of Leaving" - оба на стихи Тима Раиса.
Помимо футбола Рик стал в эти годы страстным поклонником гольфа и теперь является почетным членом двух престижных клубов. В 1984 г. он женился на Нине, которая еще до церемонии успела подарить ему дочку Джемму, а еще через пару лет - сына Оскара.
В 1988 г. его семья переехала на остров Мэн, а на континенте им был создан "English Rock Ensemble" (EXA), с которым он до сих пор и работает. В середине 90-х он на какое-то время возвращался в "Yes", записывал альбомы один за другим и приезжал в Санкт-Петербург на фестиваль "Белые ночи".
В 1999-м Рик пышно отметил свое 50-летие и продолжал писать, писать, писать, играть в футбол и гольф.
Последний на сегодня альбом Рик выпустил 20 августа 2001 г. - это CD "Out of the Blue". А сейчас он занят завершением записи диска "The Wizard (And the Forest of All Dreams)", который выйдет где-то в начале следующего года.
В истории современной рок-музыки вы вряд ли найдете более плодовитого и работоспособного человека, чем бывший клавишник "Strawbs" и "Yes" Рик Уэйкман. Попробуйте только представить цифру в 97 (!) сольных альбомов (и это не считая его работ над оформлением театральных постановок и кино). Ведь в лучшем случае это целая коллекция среднего меломана. В отдельные годы он умудрялся записывать по 6-8 пластинок и полгода не вылезал из турне. Естественно, что полную его дискографию мы не имеем возможности привести...
Но при столь обширной коллекции работ есть одно "но". Вся музыка его носит явно некоммерческий план, поэтому Рику до сих пор не удалось перебить по тиражам его самый успешный проект - третий сольник "Путешествие к центру Земли" (1974) по мотивам одноименного произведения Жюля Верна. А по пафосности и величественности так и остались лучшими его 4-5 первых дисков (включая "Листоманию", "Мифы и легенды короля Артура", "Шесть жен Генриха VIII").
Дважды Уэйкман решался повторить свой ранний успех - сначала записав в 1999г. сиквел "Путешествия..." на CD "Return to the Centre of the Earth"), затем в том же году продолжение его "Белой скалы" и десятью годами раньше еще одно величавое произведение "Черные рыцари во дворе Фердинанда IV".
Что еще удивительно во всей сольной карьере Уэйкмана - это постоянство музыкантов, с которыми он работает (например, барабанщик Тони Фернандес с ним уже почти 30 лет), а также гостей, успевших засветиться на его пластинках. Назовем лишь самых известных - это Оэзи Осборн, Трэвор Рэбин, Бонни Тайлер, Давид Палмер, Джастин Хэйуорд и, конечно же, его сыновья - Оливер и Адам.
Уэйкман играет не только собственные произведения, но и Прокофьева, Римского-Корсакова, Густава Хольста, Гершвина и Моцарта. А иногда даже что-то из "Sex Pistols". В 1997-м Рик осуществил свою давнюю мечту, записав диск с его 11 версиями песен Beatles (a "Eleanor Rigby" с тех пор исполняется на всех его концертах).
Больше всего любят музыку Уэйкмана-отца в странах Южной Америки (где он чаще всего и гастролирует), в Японии (где все его диски снабжаются необычными бонусами), Швейцарии (где он почти постоянноживет и записывает альбомы) и, возможно, России (для которой он еще в 1993 г. записал инструментальную композицию "Дети Чернобыля" на диске "No Expense Spared"). Его имя и Россия связаны еще и 24 (!) альбомами, которые в 1994 г. выпустила для наших меломанов по лицензии, к сожалению, уже не существующая фирма "Триарий". Все эти диски давно уже стали коллекционной редкостью.
|