ВЕЧНЫЙ ЗВУК
Рок-энциклопедия

Вечный звук

Вечный звук

Недавно, собирая вещи для переезда, я наткнулась на пыльную стопку грампластинок. В ней нашлись альбомы Beatles, привезенные мамой в начале 60-х из Берлина, соцстрановские издания редких записей Берлиоза и Вагнера, моя любимая желтая пластинка с Чебурашкой. Но наша семейная "Вега" канула в небытие лет пятнадцать назад, и что делать с этими сокровищами, было совершенно непонятно. Расследование показало, что пластинки сегодня не просто продолжают слушать и выпускать, но и считают лучшим по качеству звука носителем. И что чудом сохранившийся у меня заграничный "винил" 60-70-х годов - самый ценный. А стоить одна старая пластинка может столько же, сколько новый российский автомобиль.

"Ходят тут кругами"
Проникнуть на столичный рынок грампластинок удалось не сразу. Практически никто из обширного круга моих друзей и знакомых не представлял, где можно купить "винил", сколько он стоит, выпускаются ли сейчас пластинки и проигрыватели, годятся ли они для старых "вертушек" и дисков. Помогли в группе "Союз", в одном из магазинов которой нашлась небольшая стойка с грампластинками и пара сведущих специалистов.

Евгений Полесский, менеджер-консультант "Союза" в ЦУМе: В "Союзе" "винил" покупают в первую очередь диджеи. Поэтому у нас нет в ассортименте старых пластинок, только современные и только в одном магазине. В принципе группа никогда не делала ставку на "винил" как на отдельное направление. Скорее это просто дополнительная линейка. В то же время в Москве существует несколько специализированных магазинов, которые занимаются продажей старых и новых грампластинок. Самый большой в столице и, пожалуй, в России - на Шаболовке.

Этот магазин, широко известный узкому кругу любителей "винила", существует уже 15 лет, меняя время от времени адрес. Последние несколько лет он располагается возле метро "Шаболовская" и носит неформальное имя "Звуковой барьер" (официально торговая точка называется просто "Музыкальный магазин"). В начале следующего года магазин снова переедет (коллекция растет и требует расширения площадей), но его владелец и директор Павел Ерошев пока не знает точно, куда. Павел Ерошев: Сегодня у нас в ассортименте около 50 тыс. наименований пластинок, почти каждая в нескольких экземплярах. В мировом масштабе коллекция средняя, на границе с крупной. Все это старый "винил", современных пластинок мы продаем очень мало. В основном покупают, чтобы слушать. Среди клиентов есть, конечно, и коллекционеры, и те, кто просто рассматривает редкую пластинку как инструмент для вложения денег, как, например, картину. С точки зрения социальных групп круг также широк - от явно малоимущих людей до тех, кто приезжает на авто стоимостью в $250 тыс. Много покупают заезжие иностранцы, в том числе музыканты и диджеи. Ходят тут кругами, фотографируют, восторгаются.

Другой "виниловый" дилер Юрий Гришин пытался открыть магазинчик в центре "Электроника на Пресне", но опыт оказался неудачным. Теперь он с партнером продает пластинки через интернет. Юрий Гришин: Мы стараемся доставать "винил" только высокого качества, старый, но высокой сохранности - 35-50-летний рок, 40-60-летний джаз. В основном покупатели пытаются восстановить коллекции, утраченные в период резкого снижения интереса к "винилу". Лишь отдельные клиенты просят пластинки, никогда раньше не попадавшие в Россию. Часто коллекции собирают по лейблам звукозаписывающих студий - раньше они достаточно строго подбирали свой репертуар в одном стиле. Однако надо отметить, что сегодня доставать качественный "винил" становится все труднее - основной массив пластинок уже разобран коллекционерами и дилерами.

"Виниловые" закрома
За товаром продавцам "винила" приходится ездить за границу. Павел Ерошев привозит западные пластинки в основном из Англии и Канады, покупая их в небольших частных коллекциях или на своеобразных специализированных рынках. Например, в Лондоне на стадионе Уэмбли почти каждые выходные собираются тысячи продавцов и покупателей "винила" со всего мира. Устроено это примерно так же, как раньше старая "Горбушка". Арендуется часть стадиона, продавцы выкупают за 100 фунтов столики. На них и под них ставятся коробки с пластинками. Нередко туда приходят популярные музыканты и раздают автографы. В специальных журналах печатаются объявления.

Павел Ерошев: Это рынок одиночек. Люди, занимающиеся реализацией старого "винила", ездят из страны в страну, продают, покупают, обмениваются. Зарабатывают на этом деньги. У нас на "Горбушке" тоже раньше была похожая тусовка "филофонистов", но сейчас ничего серьезного не происходит, в основном водку пьют. Кроме развалов старые пластинки можно купить в крупных лондонских магазинах, но там их стоимость в несколько раз выше. Так что можно не ехать в Лондон, а зайти в мой магазин. Уровень цен будет примерно одинаковым.

Юрий Гришин считает, что наиболее бережно к "винилу" относятся в Швеции и именно оттуда раньше можно было привезти пластинки наилучшей сохранности. Но сегодня тамошние коллекции уже почти исчерпаны.

Юрий Гришин: Когда я в 1996 году впервые приехал в Швецию за пластинками, там можно было купить все и в прекрасном состоянии. В это же время из Англии мы с партнером привезли сразу 10 тыс. пластинок. В 1999 году в Швеции еще можно было что-то найти, но выбор был ограничен. В 2000 году в Англии обеднение ассортимента чувствовалось уже очень остро. А за последний год из оборота резко вышла основная часть пластинок высокого качества. Это фактически золотой запас, он всегда может быть реализован.

Пластинок советского производства дефицит, впрочем, не коснулся. Фирма "Мелодия", официально существующая с 1964 года, выпускала их миллионными тиражами, таких не было ни в одной другой стране. Иссяк этот "виниловый" поток в конце 80-х - начале 90-х. В 1992-1994 годах массовое производство грампластинок прекратилось, они исчезли из фирменных магазинов.

Илья Степанов, сотрудник группы "Союз": "Мелодия" сейчас пластинки не выпускает, только компакты. Но до сих пор существуют склады "винила", опечатанные еще в 80-е годы. Пластинки лежат никому не нужные. А на крупнейшем в России Апрелевском заводе по причине дороговизны переработки просто закопали несколько ангаров пластинок.

Остальные заводы грампластинок, некогда входившие в "Мелодию",- Ленинградский, Рижский, Ташкентский и Бакинский - прекратили массовое производство "виниловой" продукции примерно в это же время.

Евгений Полесский: "Мелодия" выпускала много пластинок с уникальными записями, которые потом ни на каких носителях не выходили,- классическую музыку, советскую эстраду. Их сегодня нет на компакт-дисках, и многие, скорее всего, уже и не появятся. Конечно, у "Мелодии" должны быть оригиналы первичных записей на пленке, но та тоже стареет, сыплется и безвозвратно портится. Ряд людей и организаций занимаются ремастерингом записей с пластинок на компакты. Но при этом очень часто принципиально ухудшается качество. Иногда в процессе "чистки" теряются целые инструментальные партии, и в итоге диск выходит с музыкой, которая звучит уже по-другому. Сама фирма массовым переводом пластинок на CD не занимается, в первую очередь потому, что на эти записи нет серьезного спроса, и ремастеринг не окупается.

Тем не менее редкостью отечественные пластинки так и не стали. Павел Ерошев: Советский "винил" на продажу, как правило, приносит население. В Апрелевку и на склады "Мелодии" я тоже много ездил. Правда, в основном их ассортимент уже выбран. В любом случае коллекция советской эстрады сейчас ценности не представляет, потому что пластинок - безумное количество по цене порядка 100 руб. за штуку. На Западе нашими пластинками не интересуются. Там и так достаточно серьезное перенасыщение рынка. Тем более что в основном популярны рок- и поп-культура, а у нас такого "винила" немного. Действительно дорогие пластинки начинаются с уровня соцстран - это польские, венгерские.

На вес золота
Разброс розничных цен на "винил" весьма впечатляющий - от 3 руб. до $3 тыс. Самые дешевые - маленькие гибкие советские пластинки. Их покупают в основном не для того, чтобы слушать (хотя есть записи, ни на каких других носителях не выходившие), а, например, для оформления интерьеров. Недавно одна радиостанция скупила в "Звуковом барьере" весь запас гибких пластинок для организации презентации в стиле ретро. Для аналогичных целей в магазине держат и уцененные, поврежденные пластинки. Несколько тысяч долларов (то есть примерно как золотой слиток того же веса) может стоить, например, Beatles-VI на желтом виниле. Эта пластинка вышла в Англии небольшим тиражом в 1965 году и предназначалась для продажи в США.

Павел Ерошев: Все пластинки нумеровались, и первые десять экземпляров обычно гораздо дороже прочих. Они расходились среди самих исполнителей и имеют отдельную ценность. Это вообще аукционный товар. Так, у "Белого альбома" Beatles самая высокая цена в каталоге - 1,5 тыс. фунтов, альбом #26 оценен в 800 фунтов. Я знаю владельца этой пластинки - он не согласился ее продать и за 6 тыс. фунтов. Конечно, так происходит только с отдельными пластинками. В интервале от 10 до 100 фунтов каталожные цены соответствуют рыночным.

Каталоги грампластинок в Англии выходят ежегодно, там описываются редкие пластинки и приводится их оценочная стоимость сообразно спросу британского рынка. Естественно, цены каждый год растут, опережая инфляцию, и потолка, по мнению "виниловых" дилеров, еще не видно. Каталожные пластинки почти невозможно купить на развалах, подобных Уэмбли,- ценный "винил" продается через интернет и личные контакты.

В среднем европейские пластинки стоят в Москве $6-20, британские, из США и Канады - $20-50, советские - 30-400 руб. Лучшим считается английский "винил" 60-70-х годов, хотя ряд любителей предпочитает японские переиздания британских пластинок. Из отечественной продукции наиболее ценны сигнальные партии, которые выходили на цветных болванках - красных, желтых и т. д. Современные пластинки стоят примерно столько же, сколько лицензионные компакт-диски. Контрафактного "винила", понятно, не бывает в принципе.

Вечный носитель
В "Союзе" ассортимент грампластинок и компакт-дисков на соседних стеллажах примерно совпадает по главным позициям-именам. Целый ряд западных исполнителей сегодня параллельно выпускают альбомы на CD и на "виниле".

Евгений Полесский: Выход пластинок наряду с компактами в первую очередь определяется желанием самого исполнителя. Почти всегда дублирует свои CD "винилом" Metallica, а также многие современные английские группы "новой волны", что обусловлено стилистикой музыки.

На мировом рынке грампластинок был определенный провал в период примерно с 1991 по 1997 год, когда на "виниле" выпускались только "старые" группы типа Beatles и Rolling Stones - общепризнанные и пользующиеся устойчивым спросом имена. Современные альбомы в середине 90-х выходили очень небольшими тиражами и уже становятся редкостью. Но сейчас ситуация изменилась.

Павел Ерошев: Пластинки никуда не ушли. Только у нас их продажи так резко сократились. В любой другой стране "винил" покупали всегда и продолжают покупать. Те же самые пионеры новых технологий, японцы, скупают его в Англии тоннами. Почему у нас так упал спрос, сложно сказать. Возможно, потому, что россияне вообще падки на новые технологии и при этом легко и не слишком осмысленно отказываются от старых. В середине 80-х ввозить CD в Россию было трудно и дорого. И когда импорт облегчился, спрос на них вытеснил пластинки. Придумывалось много бредовых доводов в пользу CD - они легче, меньше, их удобнее слушать и хранить. Но никто не обращал внимания на то, что CD полностью убивает качество звука. По сравнению с пластинками оно просто отсутствует.

Евгений Полесский: "Винил" - это оригинальный носитель музыки, а не суррогат, как CD. Он создает значительно лучший эффект присутствия, поскольку механический съем звука всегда более четкий и самый реалистичный. Кроме того, с "винилом" работают многие диджеи - для него существует целый ряд специальных приемов звукоизвлечения. С CD такого сделать невозможно. Пластинка, конечно, портится, но диджеям по большей части все равно.
По качеству лучшими считаются пластинки 60-х и начала 70-х годов. Они отличаются от современных первичной аналоговой записью, а также материалом, из которого изготовлены. Сегодня на пластинки идет в основном вторичный винил, рециклинговый, не обеспечивающий должного качества звука. При этом, по общему мнению коллекционеров, пластинка является единственным по-настоящему надежным аудионосителем.

Илья Степанов: Уже сейчас среднего качества CD, выпущенные до середины 90-х, начинают окисляться. Структура рушится, и диск просто не читается. CD ждет та же участь, что и кассеты. А "винил" будет только шипеть немного из-за деформации дорожки. В этом плане пластинка, с которой бережно обращаются, даже если проигрывать ее на старых советских, но исправных "вертушках",- носитель почти вечный.


Автор: Рената Ямбаева
17 октября 2013 г.



ЧТО ТАКОЕ БУТЛЕГИ

ОТ ГРАММОФОННОЙ - ДО СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ...

КОЕ-ЧТО О ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНКАХ

О ВИНИЛЕ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

10 САМЫХ ДОРОГИХ ВИНИЛОВ

THE BEATLES: АНГЛИЯ И ВИНИЛ НА ЭКСПОРТ

И ЕЩЁ РАЗ О ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНКАХ

ИСТОРИЯ ФИРМЫ "МЕЛОДИЯ"

РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ВИНИЛ

КОНЕЦ ВИНИЛОВОГО ВЕКА

ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ГРАМЗАПИСИ

КАЧЕСТВО ВИНИЛА ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

О КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК

ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК ГРУППЫ "ДДТ"

КУЛЬТ ВИНИЛА

ДЕФЕКТНЫЙ ВИНИЛ

КОЛЛЕКЦИОНЕР ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК


Тайна острова Оук. Александр Бирюк. Читать книгу


Вернуться в ВИНИЛОВЫЙ МИР

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА