Журнал "Музыкальная жизнь", № 7, апрель 1964 г.
От граммофонной - до стереофонической...
Каждому любителю музыки, собирающему грамзаписи, известно чувство преклонения перед этим чудом XX века. Музыка далекого прошлого дошла до нас в безмолвных нотных манускриптах, а о том, как звучали произведения Баха и Моцарта, Шопена и Листа в их собственной интерпретации, мы знаем Только из легенд. И лишь наш век расскажет о себе грядущим поколениям «живым» голосом грампластинки.
Беря в руки отлично звучащую долгоиграющую пластинку, каждый из нас, наверное, думал: «А что еще изобретет человек, чтобы запись была вместительней и достоверней в тембровом отношении?».
Трудно предсказать, как будет выглядеть пластинка будущего. Будет ли это гибкая пластинка типа звуковой страницы нашего нового журнала «Кругозор», только с еще меньшей скоростью вращения (16 или даже 8 оборотов в минуту), или вид ее совершенно изменится. Но бесспорно, что в будущем пластинка станет неизмеримо лучше и удобней той, которую сегодня мы считаем чуть ли не идеальной.
А какой была первая в мире пластинка? Это вопрос, который, конечно, также интересует любителей. И хотя история грамзаписи не уходит далеко в глубь веков, первые пластинки, появившиеся всего около 80 лет назад, основательно отличаются от тех, что мы видим теперь.
Прибором, на котором впервые записали и воспроизвели звук, был, как известно, эдисоновский фонограф. В 1877 году Томас Эдисон записал свой голос на цилиндрический валик, покрытый вначале металлической фольгой, которую затем сменил воск. А десять лет спустя появился граммофон, изобретенный Э. Берлинером. К этому времени и относится рождение грампластинки.
Как же выглядела она тогда? Это был 20-сантиметровый односторонний цинковый диск, покрытый слоем воска. Звучал он всего одну минуту. Воск - очень недолговечный материал. И вот с воскового слоя научились снимать гальваническим способом негативную медную копию, с которой в свою очередь можно получить на воске стереотипный отпечаток. И не только на воске. После испытания разных материалов остановились на смолах.
Прошло немного времени, и диаметр диска стал 25, а затем и 30 сантиметров. В 1904 году зазвучали обе стороны пластинки. Длительность звучания стала уже 8-9 минут. Скорость вращения граммофонного диска сначала не была точно установлена. Пластинки записывались на 76, 78, 80 и более оборотов в минуту.
И только в 1925 году число оборотов стало стандартным - 78. В том же году механо-акустический способ записи уступил место более современному - электро-акустическому. Микрофон и ламповый усилитель пришли на смену примитивной трубе, направляющей звук к мембране записывающего аппарата.
Это позволило отказаться от тесных студий, не вмещавших симфонического оркестра, и перенести запись в большие помещения и даже в залы оперных театров. И как зазвучала пластинка! Вспомним запись фортепианного концерта Шумана в исполнении Альфреда Корто (1927 г.) или одну из первых записей, произведенных на публике,- сцену смерти царя Бориса с участием Ф. Шаляпина, записанную в лондонском театре Ковент-Гарден в 1928 году.
Можно утверждать, что в грамзаписи с того времени и до конца 40-х годов не произошло существенных перемен, пока не появились долгоиграющие пластинки - легкие, бесшумные диски, звучащие почти целый час.
Еще одно важное событие последних лет - применение двухканального стереофонического метода записи, благодаря которому звук стал объемным и удивительно красочным. Звучание стереофонической пластинки приближается к живому исполнению, возникает «эффект присутствия».
О пластинке можно рассказать много интересного. Любители все хотят знать: что предшествует ее рождению, как происходит запись на магнитную ленту, как монтируется, как переписывается на диск, как прессуется пластинка. К сожалению, обо всем этом на русском языке почти нет общедоступной литературы.
Книгу о грампластинке издали недавно в Варшаве (*1). В аннотации к ней сказано, что она «предназначена для работников торговли грампластинками, для любителей и коллекционеров, а также и в качестве учебника для школ торгового ученичества».
Читатель, владеющий польским языком, найдет здесь те сведения из истории грамзаписи, о которых мы говорили вначале, элементарные сведения об акустике, технике звукозаписи, об устройстве проигрывателей, о производстве грампластинок и даже краткий очерк истории музыки и словарь музыкальных терминов.
Может быть, стоит перевести эту книгу и издать ее у нас?
Автор: Г. К.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Мариан Мазовецкий. «Граммофонная пластинка». Варшава, 1962.
Опубликовано:
22 ноября 2016 г.
|