АНС - синтезатор звука
А. Волынцев
Как известно, на инструментах темперированного строя нельзя воспроизвести интонации музыки многих народов, не укладывающиеся в рамки темперации. Эту возможность дает замечательный инструмент - «синтезатор звука», изобретенный кандидатом технических наук Евгением Александровичем Мурзиным. Но есть у «синтезатора» и другие качества. Если композитор создает произведение для фортепиано, то он может подойти к нему и проверить написанное. А как быть с оркестровыми сочинениями? Собирать оркестр, для того чтобы проверить те или иные места партитуры, нет возможности. Тут на помощь композитору приходит «синтезатор» - он способен, в принципе, воспроизвести любой тембр, любые смешанные звучности. Более того, он позволяет воспроизвести и звук удаляющейся ракеты, и журчание ручья, и шелест листьев, и таинственные шорохи ночи. Инструмент также расширяет ритмическую и динамическую сферу музыки.
Е. А. Мурзин работает над «синтезатором» вот уже более четверти века, постоянно совершенствуя его. Он назвал свой инструмент АНС (*1) - в честь великого русского композитора Александра Николаевича Скрябина, увлекавшегося идеей выхода музыки за границы темперированного строя. С технической стороны инструмент сравнительно прост, в нем звуки подвергаются кодированию, основанному на исключительно остроумном использовании связи между звуком и светом. Композитор работает с АНСом, вооружившись пером, которым он чертит на стекле, покрытом несохнущей краской, штрихи, из совокупности которых складывается тембр. Местоположение штрихов определяет высоту звука, их толщина - громкость, а длина - продолжительность. Когда стекло, испещренное такими штрихами, приводится в движение, последовательно воспроизводятся соответствующие звуки, и автор слышит свою музыку.
По словам изобретателя, работа композитора с АНСом напоминает работу художника с мольбертом. Эту аналогию с живописью можно развить дальше. Как известно, в живописи нет дифференциации на автора и исполнителя. Художник одновременно и создатель, и исполнитель. Аналогично обстоит дело с АНСом. Здесь композитор является и исполнителем, что устраняет многие трудности реализации звучания произведений. Вместе с тем написанная автором «партитура» может быть интерпретирована другими исполнителями.
Остановимся на вопросе тембровой специфики АНСа. Как уже указывалось, в принципе на АНСе можно воспроизвести любой тембр, если знать его спектр. Однако тембры обычных инструментов - фортепиано, скрипки и других - вряд ли целесообразно воспроизводить, проще использовать сами эти инструменты. На АНСе уместнее находить тембры, служащие дополнением к тембрам обычного инструментария. Композиторы, работающие сейчас с АНСом, пока еще увлекаются своего рода экзотикой - гулкими, «космическими» звучаниями.
У каждого, кто интересуется АНСом, возникает вопрос: легко ли освоить инструмент? На это можно ответить, что АНС освоить гораздо проще, чем скрипку, кларнет, саксофон и т. д. После месяца работы с АНСом композитор сравнительно уверенно владеет этим инструментом.
Музыка композиторов Э. Артемьева, С. Крейчи, А. Немтина, созданная для «синтезатора», с успехом демонстрировалась на советских выставках в Лондоне и Париже. Ими же написана музыка к научно-популярному фильму «В космос». АНС нашел применение и в художественных фильмах - это фильмы одесской киностудии «Приходите завтра» (музыка А. Эшпая) и «Мечте навстречу» (музыка В. Мурадели и Э. Артемьева). Кроме того, с помощью «синтезатора» Э. Артемьев написал музыку к спектаклю театра имени Моссовета «Осторожно, листопад!» (пьеса С. Михалкова).
АНС высоко оценен рядом выдающихся композиторов и ученых, советских и зарубежных, он награжден золотой медалью ВДНХ. По ходатайству Д. Д. Шостаковича Госкомитетом по радиоэлектронике был изготовлен промышленный образец «синтезатора», который недавно экспонировался на советской торгово-промышленной выставке в Италии. Нововведением здесь является наличие «магнитной памяти», позволяющей зафиксировать найденный композитором тембр и затем окрашивать этим тембром любую мелодию.
До сих пор музыка, написанная на АНСе, имела главным образом прикладной характер, она использовалась в кино, в театральных постановках. В настоящее время изобретатель усиленно работает над созданием исполнительского образца «синтезатора», который бы нашел применение в концертной практике.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Об истории создания «синтезатора» рассказано в книге Г. Анфилова «Физика и музыка» (М., 1962; глава «Композитор как живописец»). (прим. ред.).
Опубликовано:
4 ноября 2016 г.
|