Альманах «Oldies Goldies.ru»
№ 6, июнь, 2005 г.
Инна Богословская
ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВИНИЛА:
ЧТО ТАКОЕ БУТЛЕГИ И КАКОЙ В НИХ ПРОК?
Бутлеги - нелегальные виниловые пластинки с рок-музыкой впервые стали появляться в 1969-м году в США. Самым первым бутлегом был альбом Боба Дилана "The Great White Wonder", который был составлен двумя молодыми калифорнийскими фанами Дилана, известными только по прозвищам Dub и Ken. Эти Даб и Кен имели какое-то отношение к музыкальной индустрии, иначе откуда бы у них взялись ацетаты с нереализованными записями Боба Дилана. Это был двойной альбом, состоявший из различных студийных дублей. Он не имел никаких надписей - чистый белый конверт и чистые белые ярлыки на дисках. За что, вероятно, и получил название "Большое белое чудо", которое затем, в качестве прозвища, закрепилось за самим Бобом Диланом! Будучи запущен в продажу, бутлег имел мгновенный успех, и даже часто крутился на местных радиостанциях.
В Калифорнии тогда было много маленьких независимых заводиков, штампующих пластинки, и хозяев этих заводиков - вполне в духе тех времен "flower power" - ничуть не волновали ни авторские права, ни чьи деньги они брали за то, чтобы напечатать диски. Так что штампануть пластинку было плевым делом, вскоре другие последовали примеру Даба и Кена, так что через год бутлегерские альбомы стали выпускаться повсюду - в США, Европе и на Дальнем Востоке. Что касается Даба и Кена, вдохновленные успехом "The Great White Wonder", они основали ставший уже легендарным лэйбл под названием "Trade Mark Of Quality" ("Торговая марка качества") и выпустили на нем бутлегов больше, чем кто либо за всю историю бутлегерства.
Первые годы, большинство американских бутлегов были оформлены очень просто, чаще всего в простых белых штампованных конвертах. Надо отметить, что рание европейские бутлеги значительно превосходили их как в оформлении, так и по качеству звучания. К концу 1970-х в США ужесточились законы об авторских правах, и ФБР "накрыло" многих производителей бутлегов. Главный признак, по которому их вычисляли даже такие некомпетентные "товарищи" как ФБР, было то, что бутлеги, по-прежнему, паковались в дешевые бумажные конверты, что снижало их себестоимость, но в то же время делало их легко отличимыми от официальных альбомов. Такие обложки привлекали особое внимание "органов", ибо выглядели по-настоящему подпольно, андерграундно. И тогда бутлегеры стали переходить на высококачественные цветные конверты...
Вот выдержки из книги Клинтона Хейлина про историю виниловых бутлегов "Великие белые чудеса":
The Dark Side Of The Moo ("Другая сторона му")
Из рассказа бутлегера, по имени Ричард: "Название "Dark Side Of The Moo" - это каламбур, на который указывает обложка с коровами. Я подумал, что это будет лучшее название и лучшая обложка. На конверте никаких надписей, только картинка одной коровы на лицевой стороне и двух коров - на обратной. Мне пришлось наклеивать стикер, чтобы дать понять, чья это музыка. Было продано 15000 пластинок - я был потрясен!"
World Tour ("Мировое турне")
Рассказ другого бутлегера, под условным именем "Эрик Бристоу": "Когда Пинк Флойд собрались вновь в 1987-м и отправились в мировое турне, их первый концерт был в Оттаве. Одни мой друг рванул туда, записал концерт на пленку, купил концертную программку и "отфедэксил" все это (то есть отправил курьерской компанией Fed Ex) мне, так что на следующее утро все было у меня в Калифорнии. После обеда уже был готов мастер. А на другой день, я оказался уже на другом конце Американского континента с готовыми пластами! Пластинки были отпечатаны на розовом виниле с цветными ярлыками в конвертах с разворотом, за семь дней мы продали прямо на улицах 7000 экземпляров... Один из парней, работавший на Пинк Флойд, зашел в нью-йоркский магазин "It's Only Rock and Roll" и увидел этот бутлег, - а они еще не играли в этом турне в Нью-Йорке! "Боже мой! Я работаю на этих парней, дайте-ка мне взглянуть на это!" Он взглянул и был ошеломлен. Купил, принес в отель и показал группе. Они тоже так обалдели, что отправили его прикупить для них еще три штуки. Это было через полторы недели после концерта в Оттаве."
С падением продаж виниловых пластинок в 1980-х годах, многие виниловые бутлегеры старой гвардии посчитали свое дело конченым. Те, кто остались в бизнесе, искали новые места, где можно было бы штамповать компакт-диски, но это уже другая история...
Производство виниловых бутлегов продолжается до нашего времени, правда с конца 1980-х количество CD-бутлегов стало значительно превышать количество виниловых. Многие из старых бутлег-альбомов представляют огромный интерес для коллекционеров и стоят огромные деньги. Многие из бутлегов имели весьма ограниченный тираж (обычно одна или две тысячи экземпляров), что повышает их ценность и спрос.
Отношение самих музыкантов, - особенно тех, чьих бутлегов выпускалось больше всего, - к бутлегам самое разное. Если Мик Джаггер, Кейт Ричард, Пит Тауншенд, Джимми Пэйдж, "The Grateful Dead" и Джон Леннон были (и остаются) страстными коллекционерами собственных бутлегов, то например, Брюс Спрингстин и Боб Дилан, начинавшие с одобрения бутлегов, позже изменили свою позицию. Чаще всего бывает так, что на ранней стадии своей карьеры музыкант считает, что иметь бутлеги - это круто, это показатель того, что "мы сделали это!" Но позже все меняется...
Ник Мейсон:
"Я ненавижу бутлеги. Абсолютно не одобряю бутлегерство. Мы имеем право выбирать, какую часть своей работы выпускать, а какую - нет. Я против бутлегерства в целом, и не симпатизирую бутлегерству наших работ, в частности. Я думаю, если кому-то нравится вести дела так, как это делают "The Grateful Dead", пусть делают, если хотят. Если сама группа выбирает такой способ, это их дело. Мне же совсем не хочется этого, и когда люди подают мне бутлегерские альбомы, чтоб я поставил автограф, я обычно принимаю желтушный вид. У меня есть кое-какие наши бутлеги в качестве напоминания о том, как я ненавижу их."
Роджер Уотерс:
Вопрос: - Что Вы думаете о фанах, которые обмениваются вашими бутлегами?
Ответ: - Я считаю, это здоровое хобби.
Дэйв Гилмор:
"Качество звучания у них обычно ужасное, но у меня сотни таких вещей. Даже не знаю, откуда они их берут. Для таких людей, как мы, добившихся за эти годы многого, это не такая уж большая проблема, как для людей начинающих, которым, должно быть, трудновато сладить с бутлегерством."
DEEP PURPLE И БУТЛЕГИ
Первым бутлегом Deep Purple стала запись их концерта в Аахене, Германия на Райх-стадионе, вышедшая под названием H-bombs. В то время бутлеги были еще в новинку. Года за три до того вышел первый в истории рок-музыки бутлег, которым считается "Great White Wonder" Боба Дилана. А к 1970 году чести иметь бутлег удостоились всего несколько рок-групп: The Beatles, The Rolling Stones, The Who и Deep Purple. Melody Maker тогда написала статью про пиратские пластинки, в которую включила и свой хит-парад бутлегов, куда сразу вошла и H-bombs. Впоследствии, Deep Purple стала одной из самых любимых пиратами рок-групп.
Роджер Гловер говорил по этому поводу в 1998-м году: "Никогда не понимал причин такого успеха нашей группы. Я не мог понять, почему столько людей покупали наши записи, хотя там было много неудачных моментов. Потом я послушал наши бутлеги, сравнил их с нашими официальными записями и пересмотрел свое отношение к этому. Слушая бутлеги 1970-х, я понял, как сильно мы любили рисковать и как здорово было не знать, что произойдет в следующий момент. Мы шли по такой тонкой грани между хаосом и упорядоченностью, это было такое волшебное ощущение, что из-за него - я думаю - столько людей покупали эти записи.
Я пришел в "Deep Purple" из поп-группы, а там принято раз заучив песню, играть ее каждый день одинаково. И тут я попадаю в команду, которая меняется каждую секунду - вдруг неожиданно появляется соло в ми, хотя должно было быть что-то другое... Эй, что происходит? - Волшебство, вот что!"
Роджер Гловер: "Много лет назад я встретился в Германии с бутлегерами. У нас получился интересный разговор о нелегальных записях. Парни сказали: "Слушай, бутлегеры тебя не обворовывают, ты не теряешь из-за них никакие деньги. То, что на твоей музыке зарабатывают другие люди - это факт, но ты не теряешь деньги, ибо они так и так не попали бы тебе в карман. Обычно, люди, которые покупают бутлеги, уже имеют все твои альбомы, а некоторые - даже не по одному экземпляру."
Это был весомый аргумент, и мне он понравился. Кроме того, эти люди подарили мне музыку, которую я сто лет не слышал, а именно - кое-что из наших записей, сделанных для Би-Би-Си. Там была одна песенка, написанная тогда на злобу дня, так ничего особенного, но я ее обожаю. Ее никогда не выпускали официально, единственная версия - на бутлеге. Я был очень рад вновь ее услышать. Так что именно бутлегеров - ну или бутлегеров в том числе - надо благодарить за то, что сохраняют подобные вещи.
Источник:
OLDIES-GOLDIES.RU
Опубликовано: 17.3.2019 г.
|