"Високосное лето" - известная советская рок-группа, была основана в Москве летом 1972 года гитаристом-вокалистом Александром Ситковецким и клавишником Крисом Кельми.
Когда Крис (Анатолий Арьевич) Кельми учился в школе, он организовал группу «Садко» (1971 г.), в составе играли и пели:
~ Крис Кельми (родился 21 апреля 1955 г.), не последний ученик по классу фортепьяно в музыкальной школе имени Дунаевского;
~ Игорь Окуджава - на гитаре;
~ Александр Ситковецкий (родился 5 апреля 1955 г.), в просторечье - Сит, игрок на еще одной гитаре;
~ Сергей Шевелев - на барабанах;
~ некто Крылов - на басу.
Группа была в ранге дублирующего состава известной в то время московской команды «Рубиновая Атака». На обломках «Садко» впоследствии был образован один из наиболее ярких и популярных составов на московской рок-сцене 70-х. Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Крис Кельми (бас, клавишные, вокал), Юрий Титов (ударные) этот состав с 1972 года стал называться «Високосное Лето». Год был високосным - отсюда и название.
Первое выступление группы состоялось в школе №5 на Кутузовском проспекте - в районе заселенном, в основном, работников ЦК и дипкорпуса. В этом же году в группе появился, теперь уже легендарной - Андрей Давидян, его мощный голос отлично подходил для исполнения хард-роковых вещей «Led Zeppelin», «Grand Funk» и др., выступали преимущественно на студенческих вечерах отдыха.
В 1973-м году в группе произошли первые большие перемены: Андрей Давидян ушел, а Юрия Титова за барабанами сменил Анатолий Абрамов, впоследствии ушедший в «Аракс». Тогда же состоялся первый приход в «Високосное Лето» басиста Александра Кутикова. Пели втроем: Крис, Сит и Кутиков. В этом составе, исполняли песни собственного сочинения, хотя и на английском языке. Вскоре произошли новые изменения: Кутиков вернулся в «МАШИНУ ВРЕМЕНИ», вместо него на бас-гитару пришел Павел Осипов, а петь начал Михаил Файбушевич. В период 74-75 годов «Високосное Лето» увлеклось творчеством группы «Slade».
1976-й год. На замену Анатолию Абрамову в группу пришел Валерий Ефремов, тогда же вернулся из «машины» Александр Кутиков. Собрался «золотой» состав «Високосного Лета»: Александр Ситковецкий - гитара, Крис Кельми - клавишные, Александр Кутиков - бас-гитара, Валерий Ефремов - ударные.
Как и с любыми группами, которые были в андерграунде в те годы, с коллективом приключалась масса историй. Первым значительным успехом было выступление на рок-фестивале в Таллинне в 1977 году, группа «Високосное Лето» достаточно успешно выступила в первый день фестивале во Дворце спорта «Калев», показав разноплановую программу, продемонстрировав не только высокий профессиональный уровень, но и обилие новых для отечественного рока решений, интересные тексты (автор - Маргарита Пушкина, ее перу пренадлежат хиты группы: «Ослепший художник», «Свиньи рвутся в бой», «Колдун крадет стеклянных лебедей», «Похититель снов»), однако после первого выступления группу вообще сняли с концерта. С чем это было связано?
В то время группа «Високосное Лето» играла арт-рок, и в ее выступлении было большое количество световых и голограммных спецэффектов, которые другие группы тогда еще не использовали. Среди них были и эффект «черного кабинета», и «пляшущие скелеты». Концерт в те времена состоял из трех отделений: сначала сложные по музыкальной структуре арт-роковые композиции, далее - рок-опера «Прометей прикованный» и заканчивалось выступление группы рок-н-роллами типа «Так надо...», «Все очень любим рок-н-ролл», «Ты стал стар...» и т. д., каждое из которых сопровождалось своими декорациями, костюмами, использовали стробоскоп, придававший их выступлениям налет фантасмагоричности, восторг публики вызывали «Сатанинские пляски», когда на сцене появлялся Крис Кельми, облаченный в черный тренировочный костюм, на котором флюоресцентными красками был нарисован скелет, в результате - зал завелся, стали бить стекла, выбегать на сцену. Тогда оргкомитет Таллина крайне напрягся, и во второй день члены коллектива уже только смотрели на выступления других, но не играли.
В том же 1977-м в группу пришел вокалист Владимир Варган, запомнившийся исполнением баллады «Мир деревьев». В 1977-1979 гг. группа много выступала в Москве, успешно гастролировала в Ленинграде, Риге и Архангельске, делала попытки записать магнитофонный альбом рок-оперу «Прометей прикованный». В 1978 г. участвует в рок-фестивале в Черноголовке, где наряду с «Машиной Времени» имеет наибольший успех и получает премии за профессионализм и театрализацию.
Итак, 1978 год, Черноголовка. «Високосное Лето» большой любовью у жюри не пользовались, хотя всеми силами старались произвести на вершителей судеб благоприятное впечатление. Уже тогда Александр Ситковецкий разрабатывал курс на карьеру профессионального музыканта и с упорством маленького носорога протаптывал тропинку к заветной цели. Однако прозападная направленность поэтическо-музыкального мышления вызывала у большинства «судей» аллергию. Действительно, психоделически-смурному «Похитителю снов», с драным балахоном и пассажами из «Yes» и «Genesis», трудновато было тягаться со знаменитой макаревической «Вся жизнь - телега, я еду в ней...».
Здесь, наверное, было бы уместно провести параллель между творчеством «високосников» и их братьев по рок-оружию из Эстонии. Например «Mагнетик-Бэнд» Гуннара Граппса. И те и другие уделяли основное внимание не социально-мессианской начинке песен, а скорее оттачивали композиционное решение и (по мере сил) исполнительское мастерство, отдавая приоритет музыке.
Первое место, естественно, получили «Машина Времени». Товарищ Саульский отметил «интересный музыкальный материал» и "хороший исполнительский уровень" группы «Високосное Лето» и попенял музыкантам за «оторванность в текстах от реалий сегодняшнего дня». Да, страшно далеки были от простого народа высоколобые «високосники»! Да и до развала группы оставалось чуть меньше года...
В то же время внутри «Високосного Лета» назревали расхождения, и в результате в мае 1979 г. группа раскололась надвое: Кутиков и Ефремов ушли в реорганизованную «Машину Времени», а Ситковецкий продолжил эксперименты в области арт-рока в образованном им «Автограф», к которому вскоре ненадолго присоединился и Крис Кельми, вместе с которым группа заняла 2-е место на 1-ом Всесоюзном фестивале в Тбилиси в 1980 году.
Группа «Високосное Лето» просуществовала 6 лет и 10 месяцев и умерла весной 1979 года...
Источник:
Маргарита Пушкина
«Легенды русского рока»
Издательство Леан, Москва, 1999 г.
Опубликовано:
2.7.2019 г.
|