Советская рок-группа
В О С К Р Е С Е Н И Е
Самые известные рок-группы нашего Отечества

Прекрасная советская рок-группа Воскресение

ВоСкРеСеНиЕ
Рок-энциклопедия

Альманах «Музыкальный Мир»
№ 7, июль 2019 г.


Биография и дискография

ОТ "ВОСКРЕСЕНЬЯ" ДО "ВОСКРЕСЕНИЯ":
ИСТОРИЯ САМОЙ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ СУПЕРГРУППЫ


«Воскресение» - известная советская и российская рок-группа. Образовалась в Москве в 1979-м году, существует с перерывом в 1982-1994 гг. до настоящего дня. Лидер коллектива - Алексей Романов (1979 г. - настоящее время), также больше влияние на творчество группы в 1980-1981 гг. оказал один из ее бывших участников Константин Никольский. Стиль музыки группы - рок, нечто среднее между блюзом, психоделическим и арт-роком с элементами кантри и рок-н-ролла.

Первый состав группы Воскресение, 1979 г. История группы «Воскресение» начиналась так. Весной 1979-го барабанщик группы «Машина времени» Сергей Кавагоэ покинул группу. Чуть позже, в июне того же года из «Машины» ушел его коллега - басист Евгений Маргулис, которому в новом музыкальном коллективе было предложено место. Маргулис согласился, так и основалось ядро группы «Воскресение». Чуть позже к ней примкнул гитарист и вокалист группы «Кузнецкий мост» Алексей Романов, который стал автором первых песен новой группы, а также Алексей Макаревич (двоюродный брат Андрея Макаревича). Последний был ангажирован на роль соло-гитариста.

У группы на тот момент было очень мало музыкальных инструментов и возможностей для записи песен, но постепенно все начало налаживаться. Дома у одного из участников новой группы, буквально на коленке, за месяц музыканты «сделали» 10 песен. Для их записи группа отправилась в учебную студию ГИТИСа, где оператором подвизался бывший участник «Машины Времени» Александр Кутиков. В записи также участвовал клавишник «Машины» Пётр Подгородецкий, отметился и Андрей Сапунов из очень популярного тогда ВИА Стаса Намина «Цветы», где он пел и играл на гитаре.

На записи песен Кавагоэ временно переквалифицировался в клавишника и прописал партию синтезатора, который оказался на студии. После знакомства с Андреем Сапуновым в репертуар «Воскресения» вошли некоторые песни Константина Никольского, знакомого Сапунова. Кстати, половина новых песен, собственно, не была «воскресенскими», например, такие будущие хиты как «Снежная баба» и «Кто виноват?» входили до этого в репертуар «Кузнецкого моста», а песня «Есть у меня» - это из репертуара «Машины времени», она была написана в тот период, когда там пел Романов.

Итак, популярность к «Воскресению» (тогда группа еще называлась «Воскресенье», через «ь») пришла очень быстро. Ее песни почти сразу же стало транслировать радио «Moscow World Service», которое вещало на Запад в преддверии московской Олимпиады. Таким образом группа стала бешено популярной - так, суперхитом становится песня «Кто виноват?», которая в списке популярных песен газеты «Московский Комсомолец», обойдя знаменитый «машино-временовский» «Поворот», заняла почетное 5-е место, а в 1999-м заняла 9-е место в списке «100 лучших песен русского рока в XX веке» по версии радиостанции «Наше радио». Кроме того, популярностью пользовались песни «Снежная баба» и «Сон».

В сентябре 1979-го в Маргулисе неожиданно просыпается путешественник, и он уходит из группы. За бас-гитару взялся Сапунов. Талантливый в музыкальном отношении, он быстро освоил новый инструмент.

В ноябре того же года состоялись первые концерты группы, и тут всем стало ясно, что «Воскресение» оказалась на пике славы.

В январе 1980 г. в группу вернулся Маргулис, также появились ещё два участника – профессиональный трубач Сергей Кузьминок и такой же прекрасный саксофонист Павел Смеян. Весной коллектив продолжает успешно выступать, появляются новые песни, первый и второй альбомы, растиражированные на магнитной ленте, разошлись мгновенно (позже, в 1993-м году, они были выпущены как один двойной альбом «Кто Виноват? Воскресение 79-80«). Однако на фоне внешнего благополучия в составе назревает конфликт. «Все друг другу надоели» - так можно прокомментировать атмосферу, сложившуюся в группе в то время. Участники группы сочли, что Алексей Макаревич - соло-гитарист - не очень умело исполняет свои партии. Было принято решение поменять его на другого музыканта – тогда между группами существовала такая практика. Взяли Алика Микояна, бывшего участника «Машины Времени». Игра Микояна всем понравилась, но наступило лето, и музыканты уехали на отдых в Пицунду.

А в сентябре 1980 г. «Воскресения» не стало - Маргулис ушёл в «Аракс», Кавагоэ и Макаревич оставили музыку (первый пошёл по научной дороге). В группе остаётся один только Романов. Позже он вспоминал, что Алексей Макаревич был очень не профессиональным музыкантом, а Кавагоэ – попросту склочником, и группа от их ухода совершенно ничего не потеряла. Начался подбор новых музыкантов, который проходил, по словам Алексея Романова, в условиях «повального пьянства». Однако реанимировать группу не удавалось, и тогда Романов тоже ушел, перейдя в «Аракс» на должность сочинителя песен.

Казалось, «Воскресению» пришел конец, но тут за дело взялся Константин Никольский. Этот музыкант был известен не только советской «рок-тусовке», но и любому простому отечественному слушателю как автор музыки к очень популярной в те годы песне «Старый рояль» - признанного хита ВИА «Цветы». У него и у его приятеля Сапунова уже практически был новый состав - он, Сапунов, Романов и очень хороший барабанщик Михаил Шевяков. Был и кое-какой репертуар, оставалось только найти «базу» для репетиций и аппаратуру получше качеством.

Второй состав «Воскресения», пожалуй, был самым интересным, но и самым противоречивым, а потому и весьма нестабильным. Лирика Никольского на первый взгляд была очень похожа на «Воскресенскую», но в, то же время, очень хорошо были видны и достаточно глубокие различия. Константин Никольский писал «красивые» песни с весьма повышенным градусом пафоса, которые отлично запоминались слушателями. Естественно, появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера ни к чему хорошему не привело, и этому составу не была суждена долгая жизнь. Так и не сыграв ни одного концерта, этот состав все же писал песни для нового альбома, планируя записать их в студии при первой же оказии.

В первой половине июня 1981 года был записан второй диск группы, который, также как и первый (двойной), был растиражирован на магнитных бобинах, а в 1991-м вышел на виниле под названием «Воскресенье». Песни с альбома пользовались популярностью, однако группа перестала существовать.

В мае 1982 года Алексей Романов, находившийся в то время без работы и без музыкантов, принял приглашение бывшего звукооператора «Машины времени» Ованеса Мелик-Пашаева и возглавил собранную им группу, которая так и именовалась: «Группа Мелик-Пашаева». В состав группы, ставшей в известном смысле новой инкарнацией «Воскресения», вошли: гитарист Вадим Голутвин (экс-«Аракс»), басист Игорь Кленов (экс-«Шестеро молодых»), клавишник Петр Подгородецкий (экс-«Машина времени») и барабанщик Александр Воловик. Группа интенсивно гастролировала по стране, попутно Воловик был сменен на Владимира Воронина из «Фантазии». Следующей весной музыканты устроились в Московскую областную филармонию (их директором в то время, кстати, был нынешний президент «PolyGram Russia» Борис Зосимов) и записали новый альбом «Радуюсь!» (1983 г.), однако, летом этого же года Романов был неожиданно арестован, и по сфабрикованному (как он сам утверждал) обвинению в организации нелегальных концертов посажен в тюрьму, правда, ненадолго, потому что суд ему присудил 3,5 года условно. Державшаяся на нем группа стремительно покатилась под откос. В 1983-84 гг. у микрофона промелькнули вокалисты Алексей Антонов, Олег Курятников, Анатолий Алешин из «Аракса», которые, естественно, пели песни Романова, но все это не могло остановить процесс распада. Весной 1984-го группу покинул Голутвин, и в мае, вместо него, на сцене Дворца спорта «Крылья Советов» на гитаре - тряхнув стариной - играл сам Мелик-Пашаев.


Воскресение на концерте 6 мая 2019 г.


Концерт группы "Воскресение" в клубе "16 Тонн" (г. Москва )
6 мая 2019 г.

В 1983-м году, после разгона «Аракса», его бывший участник Евгений Маргулис собрал свой коллектив под названием «Наутилус» (не путать с "Наутилусом Помпилиусом"!), который быстро провалился. В 1988 году Маргулис основал новую группу - «Шанхай», но и этот проект канул в лету через год.

Андрей Сапунов после распада поначалу потрудился в ВИА «Самоцветы», а после основал группу «Лотос» совместно с клавишником Александром Слизуновым в 1986-м году.

Позднее в том же году Голутвин и вернувшийся на свободу Алексей Романов собрали просуществовавшую года полтора группу «Салют», а в конце 80-х годов встретились в составе «СВ», которые, опять-таки, играли песни Романова. В 1990-м году к ним, после распада своей группы «Лотос», присоединился и Сапунов.


Наступали новые времена. СССР начал распадаться, эпоха гонений на рок закончилось, и для освободившихся от этого идеологического гнета музыкантов наступил период нового гнета – финансового. Кто-то смог оседлать новую волну, кто-то – нет, и нельзя сказать, что «Воскресению» в этом плане сильно повезло.

В 1992-м, когда московская фирма «FeeLee» издала на пластинке второй альбом группы, было предпринято несколько попыток реорганизовать «Воскресение» в той или иной форме. Состоялось несколько выступлений второго состава группы, но, в конечном счете, Романов и Никольский разошлись в разные стороны.

Следующий (третий по сути) этап в истории «Воскресения» начался лишь в мае 1994-го, когда на волне ностальгии группа собралась в своем «почти оригинальном» составе начала 80-х годов: Романов, Маргулис, Сапунов, Макаревич и Михаил Шевяков, занявший место уехавшего в то время в Японию Кавагоэ (он был этническим японцем по отцу, и у него в Японии были близкие родственники). На майские музыканты отыграли в питерском киноконцертном зале «Октябрьский» два тепло встреченных концерта (любопытно, что в ранние свои годы группа в Ленинграде не выступила ни разу), после чего о «воскресении» «Воскресения» было объявлено официально. С тех пор они стали регулярно выступать в Москве, изредка гастролировать и работать в студии (но, к сожалению, не над своим новым материалом, а переписывая старый). Алексей Макаревич в декабре 1994-го вновь покинул сцену, чтобы заниматься своим поп-проектом «Лицей».

В сентябре 1995 г. скрытый конфликт между базовым составом «Воскресения» и Константином Никольским, сыгравшим в истории группы хотя существенную, но все же достаточно эпизодическую роль, проявился в виде заявления для прессы, в котором участники «Воскресения» возражали против использования им в своей рекламе названия группы.

В начале 1996-го свет увидел концертный альбом «Мы вас любим», на котором был представлен материал, записанный на одном из первых концертов реорганизованной группы в Москве (киноконцертный зал «Россия», июнь 1994 г.).

В 2000-м году группа участвовала в фестивале «Максидром», в 2002-м последовал следующий фестиваль - «Крылья».

В 2001-м вышел альбом «Всё сначала», а в 2003-м - альбом «Не торопясь», состоящий частично из забытых песен середины 80-х, частично из совершенно новых произведений. После премьеры альбома Евгений Маргулис, до того совмещавший должности в группах «Воскресение» и «Машине времени», полностью отдался последней, ушёл и барабанщик Шевяков.

С осени 2003 года «Воскресение» выступает как трио: Алексей Романов, вокал, гитара; Андрей Сапунов, вокал, гитара, бас-гитара, ножная басовая клавиатура; Алексей Коробков, ударные, перкуссия.

25-летие группы отмечалось в 2004-м году в Киеве, где помимо Алексея Романова, Андрея Сапунова и Алексея Коробкова, играли и пели Александр Кутиков и «Нюанс», «Сплин», «Братья Карамазовы». А том же году музыканты снялись в клипе на песню «Мне говорили (Жизнь - это пятна)» для сериала «Не в деньгах счастье» (2005 г.), аранжировка новая и отличается от той, что попала на альбом «Не торопясь».

В 2005-м году «Воскресение» (Романов, Сапунов и Коробков) сыграли на 15-летии группы «Братья Карамазовы» (запись издана на CD «Юбилейный»).

Совместный концерт «Машины времени» и «Воскресения» прошёл 2 апреля 2006 года в Государственном Кремлёвском дворце. Выступление явилось обычным сейшеном.

В 2008-м году к группе присоединился басист Дмитрий Леонтьев.

30-летие «Воскресение» праздновало в ГЦКЗ «Россия» 24 сентября 2009 года, в сопровождении оркестра Государственной классической академии имени Маймонида. В качестве гостей выступили Андрей Макаревич и группа «Машина времени».

23 марта 2012 года «Машина времени» и «Воскресение» вместе сыграли в Crocus City Hall в Москве.

Юбилейный концерт с программой «От Воскресенья до Воскресения» состоялся 4 октября 2014 года в Crocus City Hall, концерт открывал, к удовольствию собравшейся публики, «ностальгический состав» - Романов - Сапунов - Маргулис - Шевяков. На сцену вышли почти все музыканты - участники составов группы за 35 лет ее существования. Не было только Никольского, который посчитал на этом шоу себя лишним, и покойных Алексея Макаревича (умер незадолго до этого, в августе 2014 года) и Сергея Кавагоэ, эмигрировавшего ещё в 80-х в Японию, позднее - в Канаду (умер в сентябре 2008-го). Пётр Подгородецкий был в качестве ведущего и клавишника, Евгений Маргулис вспомнил хиты своей собственной группы «Шанхай», а Андрей Сапунов исполнил некоторые песни «Лотоса». Присутствовал и состав «СВ» - Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Юрий Китаев, Сергей Нефёдов и трио Романов - Сапунов - Кобзон также воссоединились специально для участия в этом концерте.

Воскресение в наши дни По поводу инструментальной записи «Не верьте словам», на которую в 2013-м году отыскался текст, Романов с Маргулисом решили что запишут вокал, если лейблы предложат переиздать ВГИКовскую сессию.

В 2015-м году вышла книга Андрея Бурлаки «Воскресение. Иллюстрированная история группы».

В интервью «Российской газете», данное 17 декабря 2015 года, Алексей Романов высказал сомнение в том, что группа продолжит свою музыкальную историю в прежнем формате. С начала 2016 года он уже гастролировал с совершенно другими музыкантами, входящими в так называемое «Трио Алексея Романова». Пресс-атташе «Воскресения» Антон Чернин по этому поводу заявил: «К этому давно и шло, и между Романовым, и Сапуновым произошло то же, что пелось и в классической песне этой группы «Дороги наши разошлись». По мнению бывшего участника Евгения Маргулиса, «эта история уже исчерпала себя. Играя старый материал, нужно всё же и что-то новое делать. А они перестали совместно придумывать песни».

27 марта 2016 года в Крыму, на концерте в Симферополе, произошел достаточно громкий скандал, когда музыкантов группы закидали яйцами зрители, возмущенные тем, что коллектив приехал в урезанном составе, а продолжительность сольного концерта группы составила всего лишь 1 час 20 минут против заявленных 2-х часов. Алексей Романов произнёс такой спич: «Наш товарищ Андрей Сапунов не поехал в ваш оккупированный Крым. Но Крым - ваш». Директор группы Владимир Сапунов (брат музыканта) ответил, что считает это злостной провокацией: «Хоть мы и не хотели выносить сор из избы, Алексей, в конце концов, сказал: «Андрей считает вашу территорию оккупированной, но мы здесь, потому что мы другой позиции».

30 марта 2016 года Андрей Сапунов объявил о своем уходе из группы на личной странице в социальной сети Facebook. 28 июня того же года стало известно, что ушедшего Сапунова заменит в составе группы клавишник Юрий Смоляков, ранее сотрудничавший с Вадимом Голутвиным, Василием Лавровым, группами «Адо» и «Старый приятель». Первый концерт с новым составом был намечен на 11 августа в московском зале «Stereo Hall». 13 февраля 2017 года группа стала участником программы «Соль». Издана книга Сергея Мирова о «Воскресении».

В августе 2017 года Дмитрия Леонтьева на бас-гитаре сменил Сергей Тимофеев. Алексей Романов подтвердил, что Тимофеев играет в основном составе.

6 мая 2018 года от рака скончался директор группы, Владимир Сапунов.


По мотивам источников:
ВиКиПеДиЯ и альманах «Легенды русского рока»


Опубликовано:
29.7.2019 г.

Основная дискография группы "Воскресение"
Студийные альбомы, всего их вышло 4.

Кто Виноват? Воскресение 79-80, 1979-81 г.

Воскресенье, 1981 г.

Воскресение, Всё сначала, 2001 г.

Воскресение, Не Торопясь, 2003 г.

Кто Виноват? 79-80, записи 1979-81 гг., выпуск 1991 г. 2xCD

Воскресенье, запись 1981 г., выпуск 1993 г.

Всё сначала, 2001 г.

Не Торопясь, запись 2002-2003 гг., выпуск 2003 г.



ИНТЕГРАЛ

ЧИЖ & Co

ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

ТАНЦЫ МИНУС

РУССКИЙ РОК

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА "РУССКИЙ РОК"


Тайна острова Оук. А. Бирюк. Читать книгу

Внимание! Воскресение

Самые известные рок-группы СССР и России. Музыкальный мир

КАРТА САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА