РАССУЖДЕНИЯ О РУССКОЙ РОК-МУЗЫКЕ
Начало русской рок-истории
Рассуждения об особенностях русской рок-музыки и воспоминания о первых русских рок-группах необходимо начать с анализа того влияния, которое оказали на образ и творчество каждой рок группы глобальные политические изменения в обществе. До сих пор определённая часть старого рокерского поколения вполне искренне считает, что зерно сомнения в головы советских граждан "поздней формации" посеяла именно рок-музыка. Спорить не следует, вполне возможно, что всё так и было. Но при этом не следует забывать, что аудитория слушателей тогда была ограничена, потому что не было прямого доступа к музыке ВСЕХ существовавших тогда групп, а то, что продавалось в магазинах, спрос не удовлетворяло никоим образом. А что сегодня? СССР уже не существует, рок-музыка стала совершенно общедоступна, а рок-музыканты всё также отстаивают свои взгляды и идеалы.
Русская рок музыка за исключением, конечно, псевдорока, всегда отличалась глубокомысленным содержанием. В наши дни все пытаются заработать деньги, в первую очередь поэтому так называемые рок группы часто появляются и исчезают, забывая о моральной стороне искусства и заботясь лишь о маркетинге. Русский рок никогда не был тем, что западные музыканты вкладывали в это слово, и в истории рок групп нет фактов удачного копирования тех же Beatles или Queen. В основном, русские рок группы взяли западную стилистику игры и элементы субкультуры рока. А вот содержание песен и их смысловая нагрузка - отличительная особенность именно русского рока. Попробуйте вспомнить в истории рок групп на западе что-то вроде «Кино» или «Наутилуса».
В настоящее время, несмотря на возможность легко скачать альбомы рок групп, русский рок находится в упадке по многим причинам. Таким, как усталость людей, например, ведь работая на выживание некогда думать о прекрасном, гораздо проще слушать попсу. Кроме того, гениальные поэты, такие, как Цой и Высоцкий, например, остались лишь в наших сердцах. А новые звезды вынуждены думать о заработке - ведь шоу-бизнес крайне жесток. Поэтому серьезные рок группы поют сейчас, в основном, для небольшой аудитории, для тех, кому нужна горькая русская философия. А истории рок групп все менее интересны простому обывателю, это видно даже по количеству информации об этом в сети Интернет.
Что касается музыки, нет сомнений, что большая часть её в нашей стране скопирована с запада, ведь там даже дети, не создающие никакие рок группы, имеют возможность играть на электрогитаре, и общий уровень развитости творческой инфраструктуры, несмотря на возможность без проблем скачать альбомы рок групп, недостижим для русских исполнителей. Тем не менее, нельзя сказать, что русский рок умирает, он будет также звучать, только не масштабных фестивалях, а, например, на региональных слетах. Кроме того, как же он умрет, если сеть дала нам возможность скачать альбомы рок групп бесплатно и безлимитно.
Архив Русского Рока
|
|
Что есть русский рок, а что - рок советский:
"Машину Времени", Градского, БГ, Шевчука, "Кино" ошибочно называют "русским роком", хотя это, конечно же, советский рок, "советские люди осваивают модную западную культуру, прикупив джынсов, жувачки и нелегальную пластинку группы "Дорз". В их текстах, в их звуках, в их манерах безошибочно угадывается печать позднесоветского инфантильного гуманизма, когда чудовищное красное государство чуть подраспустило своих граждан и граждане занялись активной духовной жизнью. В ситуации культурного вакуума и изоляции, когда даже один из базовых текстов западной цивилизации, Библию, приходилось доставать с боями, духовные поиски закономерно привели к формированию добродушно-дебиловатого мировоззрения десятилетнего ребенка, когда простые истины вызывают восторг, а сложных истин нет вовсе.
Все это прекрасно слышно в песнях БГ, Шевчука и Цоя, которые, открыв что надо мыть руки перед едой, начали петь про это замысловато-кривоватым русским языком, придававшим плакату "Уходя, гасите свет!" особый, глубокий смысл (местами буквально - в одной из песен Цой пересказывает какое-то производственное пособие по технике безопасности). В принципе, во всей этой движухе "я познаю мир, сидя в Северной Корее" есть свое очарование, но это чисто советское культурное явление, невозможное в ситуации открытого общества.
Поэтому первый по-настоящему русский рок - это "Мумий тролль". Виртуозная, ускользающая, переливающаяся обсценность их текстов ("Кот кота ниже живота... вот и вся любовь!" - несомненно, одна из самых восхитительно грязных фраз во всей популярно-русской музыке) не имеет корней в советской культуре, где были или высокая любовь (у интеллигентов, по модели фильма "Ирония судьбы", с непременным плаксиво-домашним мужчиной и жалеющей его женщиной-матерью) или блядки (во всей остальной, реальной жизни), без секса, заигрывания, поддразнивания.
Лагутенко же начал играть несоветскую сексуальную музыку, одинаково чуждую и для рабочих общаг, и для интеллигентских кухонь, но близкую и понятную первому поколению людей, выросших на обломках КНДР и не считавших джинсы и "Битлз" вершинами цивилизации. Более того, это музыка людей, которым нравится жить, не бороться, не страдать и не терпеть, а утопать в неге и ничуть этого не стесняться. При этом до сих пор царящая в обществе патриархально-дикарская половая мораль дала дополнительные, протестные смыслы "эротично-ебливым" песням Лагутенко, причем смыслы куда более интересные и нужные, чем бессмысленная и беспощадная Борьба С Системой и Обществом Потребления, занимающая остальные российские рок-группы.
К сожалению, новая эротичность Лагутенко не получила дальнейшего развития (в первую очередь потому, что требовала серьезного поэтического дара) и русский рок так и остался советским, дурным балаганом взрослых вроде бы людей, в надрыв вопящих в микрофон: "Уходя! Гасите! Свет!" (ну или эзотерически шепчущих то же самое, "Я видел вдали / Свет золотой / Но зверь невиданный / Укусил выключатель / И свет погас / Не отдалят нас от сансары растраченные киловатты!").
В итоге советских народных артистов (зачастую родившихся уже после краха СССР) смел русский рэп, чисто по жанру куда лучше подходящий для социально-политических жалоб. Но - совершенно верно - или абсолютно асексуальный (нойзо-хипстеры), или сексуальный грубо и явно, на уровне пьяного мужика из деревни (тимати-гламуры). Это так печально.
|
|
|