"ДОМ КУЛЬТУРЫ"
САМАЯ ПЕРВАЯ ПАНК-ГРУППА В СССР
ИНТЕРВЬЮ С СЕРГЕЕМ ЖАРИКОВЫМ
Газета "На дне" (Одесса), № 8(14), 2000 г.
Группа «ДК» выпустила более 40 альбомов. Это в основном студийная группа. Сергей Жариков (единственный постоянный член группы), занимаясь непрерывным экспериментом, для создания каждого нового альбома набирал новых музыкантов. В общем-то, Жариков и есть группа «ДК» («Дом Культуры»). В настоящее время он возглавляет национал-радикальную партию России, в которую вступили многие известные рок-музыканты: Егор Летов («Гражданская оборона»), Паук («Коррозия металла»), Стас Подлипский («Клуб унылых лиц»), Олег Скрипка («Вопли Видоплясова») и многие другие. Несколько лет назад Сергей Жариков был признан самым популярным человеком года. Воспользовавшись личным знакомством с Сергеем, я с радостью представляю вам материал нашей беседы.
- Сережа, расскажи, пожалуйста, историю группы «ДК», потому что многие спрашивают, что такое «ДК», когда она образована, что значит ее название? Кто играл в «ДК» и какая идея вообще всего этого мероприятия?
Группа была основана в 1972 году. Еще в школе мы собрались и играли на танцах. Затем, когда учился в институте, я набрал новый состав. Тогда мы играли просто рок. Но как «ДК» группа существует с 1982 года, зато само занятие роком началось в 1972 году. Десять лет назад мы исполняли в основном западный репертуар: «Лэд Зэппелин», «Блэк Сабат», «Дип Перпл» и другие группы, в общем, репертуар тяжелого рока. Первая группа у нас называлась «Секунда…» (второе пришествие). Тогда в основном составе были я, Крустер и Паша Победный. Кстати, Паша до сих пор помогает нам при записи, он сейчас стал большим человеком – завлабораторией в Академии наук.
- Ну вот, пришел 1982 год, и вдруг кому-то пришла в голову идея назвать группу «Дом культуры»…
- А! Я объясню. Была группа. В группе было три оператора и три звукотехника. Один ремонтировал аппаратуру. Раньше ведь все делали сами, у всех самопалы были. Один во время концертов ручки крутил, другой занимался светом. Ну, в общем, много занимались вспомогательной работой. Так вот, Морозов тогда был звукооператором, то есть занимался ремонтом усилителей. На сцену он тогда практически не выходил. На тот момент в составе группы были я, Крустер, Паша и Билл, который сейчас работает в ФСБ и у него трое детей. Играл он средненько, но на разных инструментах: клавишах, гитаре, на чем угодно. На гастролях кто-нибудь из музыкантов, как обычно, сильно напивался, и Билл его заменял. Так в нашем составе поддерживалась стабильность.
Мы базировались в Кунцевском районе и давали там много концертов. Концерты, учеба в институте, тяжело было все это совмещать. Из-за этого произошел раскол. И я перестал заниматься музыкой, немного надоело все это: шум, гам. А Паша с Крустером тем временем организовали группу «Смещение». Потом у ним присоединились Грановский, Потемкин, Алеська Троянская. Я и Билл объединились с Морозовым и гитаристом Димой Яшиным, который, кстати, тогда вообще не умел играть на гитаре. Мы играли на свадьбах, в основном песни группы «Спэйс», а также цыганочку и прочую муру, в общем, зарабатывали деньги. Морозов был конферансье и заставлял всех плясать. Чтобы много не играть, в день мы играли на двух-трех свадьбах. И чтобы успеть на следующую, нам приходилось удирать раньше времени. Пока Морозов всех заговаривал, Билл бежал за машиной, и мы тихо загружались, звали Морозова. Он бегом, с микрофоном и стойкой, хлопал дверью, и мы уезжали, получив предварительно деньги.
- Когда была написана первая песня группы «ДК»?
- Дело в том, что у нас уже были свои песни, когда мы играли в группе «Млечный путь».
- Это были лирические песни?
- Нет, нет. Там были такие песни, как «Голодная чума», «Бледный ураган», «Сексуальная машина», «Голые ноги» и так далее. В то время все песни у нас были «тяжелые». Это такая смесь «Грэд Фанка» и «Лэд Зэппэлин». У нас был солирующий бас, как у «Грэд Фанка», который как бы доминировал над другими инструментами.
- А кто играл на бас-гитаре?
- Хрустев. Группа «ДК», можно сказать, образовалась не в Москве, а в Крыму, в Феодосии, где мы познакомились с Полянским и решили объединиться. У меня был большой опыт по свадьбам, а у Полянского – по танцам на крымском побережье. Поэтому группа «ДК» образовалась, когда я, Дима и Полянский собрались и решили создать собственный репертуар. Вокалистом стал Морозов, потому что Билл к тому времени женился и не мог уделять достаточно времени музыке.
- И у Морозова голос был такой… нестандартный, что определяло лицо группы.
- Дело в том, что если я поставлю тебе старые записи 1974 года, то там Морозов поет слишком высоко и непрофессионально. Ему голос поставили в Гнесинском училище. Взять, например, Жанну Агузарову. Раньше она пела как девчонка, а сейчас она певица. Так и с Морозовым. Вот когда мы сошлись с Димой, мы стали писать свои первые песни.
- А вы писали свои песни сразу на пленку? Кому пришла идея делать магнито-альбомы?
- Это была моя идея. Я не очень-то верил и сейчас, кстати, не верю в концерты. Я был ориентирован на запись, потому что когда нет хороших условий для репетиций, то запись – лучшее средство для того, чтобы хорошо слышать и себя, и свои ошибки. И если месяц репетировать и записывать, то моно откатать отличную программу.
- Была ли идея показать свои творения широким массам людей?
- Ну, конечно! Сначала мы делали пробные записи. Потом набело записали два альбома. Там было вещей десять, такие, как «Барыня», «Шалала»… Так, вроде бы, ничего, весело. Но почему мы пришли к записи? Чтобы вещь запомнить, надо осознать, что она существует еще где-то, вне твоего сознания. Записал – и голова свежая, легко обновлять репертуар. Кстати, «Звуки Му» очень долго не записывались и играли один и тот же концерт. «Гражданская оборона» идет по нашим стопам: записали альбом – создали новый, опять записали.
Самый первый наш альбом – «Лирика», который датируется 1982 годом, хотя в 1983 году были наложены клавиши. Клавишником тогда был Саша Белоносов, который сейчас играет с «Зодчими».
- В первых альбомах у вас доминирует алкогольная тематика. Чем это вызвано?
- Дело в том, что у Морозова был такой голос, что кроме алкогольной тематики он ни на что не тянул. Безусловно, Морозов очень талантливый певец, но с очень ограниченными возможностями. Поэтому в определенный момент он стал тормозом для группы, и у нас стали возникать конфликты. Это чувствовали все. Короче говоря, «Киселев» - это его лебединая песня. Если внимательно слушать записи, то в песне, которая называется «Валяется друг, как свинья» гармония намного сложнее, чем сделал Морозов. Он выбрал себе три аккорда, и поет по ним, а она должна звучать богаче. Он выезжал на рыке какого-то хамоватого и вечно нетрезвого зверя.
- Но, все-таки, у него была энергичная подача, не правда ли?
- Несомненно, это была его сила, но интонировал он очень карикатурно, а мы не могли долго держаться этой эстетики. Нам этого было мало, а какие-то вещи с двойным – тройным смыслом он уже не тянул.
- А когда вы перешли на политические и социальные тексты?
- Идея возникновения «ДК» в некоем эзотерическом знании означала Дом культуры. Это была идея рок-группы, которая уходила бы своими корнями в русскую почву и впитала все ее соки. Сейчас объясню, чтобы было понятно. Существовал американский рок-н-ролл, волна которого накрыла весь мир. Но англичане, например, не захотели перенимать всю его эстетику. Такие группы, как «Битлз» и «Ролинг стоунз», создали свою национальную модель рока с английским звучанием. Другими словами, они создали свою группу. Та же эстетика рок-н-ролльная, но в интонациях, в гармониях, какой-то шотландско-кельтский привкус.
И поэтому «ДК» - это была попытка создать что-то подобное на нашей почве. То есть использовать рок, имеющий в своей основе западные корни, как исходный материал, но с русской изюминкой. Если хотите, это предмет национальной гордости. Это идея возникновения «ДК». А вот цель и основное предназначение группы несли в себе идеологический характер. Мы хотели каким-то образом повлиять на сознание людей, которое давно уже спит крепким сном. Разбудить это сознание, показать, что все вокруг уже охвачено пламенем. Люди, к сожалению, не понимают, что они медленно, но верно сгорают в этом огне. Конечно, они чувствуют, что-то не то! Конечно, они испытывают боль ожогов от этого пламени, но что это «что-то» и откуда исходит боль, они понять не могут. Отсюда повальное пьянство, дабы заглушить эту боль, которое уже стало характеристикой нашего народа.
- Но, все-таки, до 1987 года вы конкретно не затрагивали эту тему.
- Да, разумеется. В начале и середине 80-х мы не могли говорить о некоторых вещах прямо, поэтому эти темы поднимались, но были завуалированы. Это что-то вроде басен, когда, используя нейтральные темы и персонажей, моно сказать что-то более сакральное. Была такая замечательная группа художников-концептуалистов «Мухоморы». Их концепция заключалась в отображении социальной действительности, такой как бы «соцарт». Они писали картины, тексты, стихи, но в завуалированной форме. И вот, где-то в середине 80-х, еще до начала перестроечных потеплений, они решились на довольно смелый шаг. На музыку популярных мелодий Костя Звездочетов напел специально сочиненные для этого альбома стихи. Тексты были крайне радикальными и «социально недопустимыми». Каким-то образом запись этого альбома попала на Би-Би-Си к Севе Новгородцеву. И он на протяжении нескольких передач транслировал в эфире по одной-две композиции из этого альбома. Разумеется, это не прошло мимо внимания спецотдела. И вот какой был результат. Чтобы не идти в армию, «Мухоморы» дружно «закосили под дураков», то есть симулировали психические расстройства. Как люди творческие, увлеклись этим процессом, и немножко перестарались – почти всем был поставлен диагноз «шизофрения», статья 4а. Снять эту статью практически невозможно. Но, несмотря на это, после выхода на Би-Би-Си их произведений статьи 4а были сняты, а сами «Мухоморы» отправлены в стройбат на Алтай. К счастью, это не сломило «Мухоморов», и по истечении срока службы они вернулись к творчеству с тем же энтузиазмом. Но опасность, что это может повториться, была реальная. И, что самое обидное, «Мухоморы» два года были лишены возможности творить, их потенция была направлена на рубку деревьев.
Поэтому «ДК» старались избегать прямой конкретизации до определенного момента, к тому же завуалированная истина все равно остается истиной и доходит до сознания. В 1987-88 годах мы уже смогли прямо говорить. Хотя неправильно было сказано, что все наше творчество было завуалировано, в каждом альбоме встречались одна или две вещи, из-за которых у нас могли бы быть серьезные проблемы.
- Ты знаешь, Сережа, мне кажется, что в условиях железного занавеса у вас из-за всего творчества могли быть серьезные проблемы.
- Да, возможно ты и прав. Социум всегда боялся чего-то нового, необычного, странного. А люди – наоборот, тянулись к этому, пусть даже и на подсознательном уровне, потому что им надоели серые обыденные штампы. Каждый человек мечтает о чем-то ярком и красочном. А все краски были сожжены огнем. Кстати, в магнитоальбоме «Пожар в Мавзолее» (1990) как раз идет речь о том самом огне, который окутал всех нас. Это своего рода Ад на Земле, Ад при Жизни. Если ты помнишь, в этом альбоме есть песня о мертвой девушке, которая исполнена в стиле дворовых песен. Причем сохранена не только внешняя форма этого стиля, но и содержание. Большинство дворовых песен пропитано безысходностью, в них не бывает хэппи-энда. Что касается нашей песни, то там говорится о трупе девушки, который плывет по реке, а вслед за ним труп ее парня. Это тупик. Безысходность. Результат пожара, в котором находится наш народ. Но люди не только не пытаются что-то изменить, им даже не приходит в голову, что существует такая возможность – изменение. Хотя в этом нет ничего удивительного, они были воспитаны как стадо тупых овец. Пастухи ведут их на пастбище, и они идут за ними. Овцы кормятся травой, которая там растет, и пастухи говорят, что эта полянка самая лучшая, а трава самая вкусная. И овцы верят пастухам, потому что не знают о существовании других полянок и другой травы. И цель творчества «ДК» заключается в попытке переманить людей на другие полянки. Вообще, песня – великая сила. Она действует не только на сознание, но и на чувства, а это может побудить человека к действиям революционного характера.
- Кто еще, на твой взгляд, кроме «ДК», занимается подобного рода творчеством?
- Такие группы есть, но их не так много. И, несмотря на гласность, эти группы и исполнители загнаны социумом в подвалы. Им не дают возможности выйти на широкую аудиторию, поэтому их мало кто знает. Ну, а среди известных исполнителей это, в первую очередь, Егор Летов («Гражданская оборона»), Александр Лаэртский, творчество твоей группы, Стас, тоже внесло значительный вклад в дело борьбы с социумом. Петр Мамонов иногда приятно удивляет. Кстати, у него есть замечательная песня, которая как нельзя лучше характеризует состояние бездумной овцы, охваченной пламенем, особенно этот отрывок:
Я часто сижу и грущу.
Я умею плакать без слез.
Я делаю пустые глаза
И на каждый вопрос отвечаю: «За».
Вообще, Петя один из первых показал пример непривязанности истинного творчества к славе и богатству. В первые годы перестройки, когда популярность группы «Звуки Му» была уже достаточно велика, социум попытался их приручить, сделать марионетками. Они вдруг резко пошли вверх по ступеням шоу-бизнеса. Их часто показывали по ТВ, пригласили на «Музыкальный ринг», стали крутить на радио, выпустили пластинку большим тиражом. Взамен рассчитывали получить послушных и безобидных овечек. Мамонов тонко почувствовал этот момент и развалил группу, расторгнув тем самым все контракты. Он ушел в подполье и назвал группу «Мамонов и Алексей».
Похожая ситуация произошла и с «Гражданской обороной», когда их пригласили во Францию сделать запись. Там им сказали: вы ребята, конечно, талантливые, но нужно многое изменить, сделать другой саунд, аранжировки и так далее. И тогда «Г. О.» ответили: «Мы писаться не будем!». Им сначала не поверили, подумали, что они шутят. Но «Г. О.» были непреклонны и уехали ни с чем, но остались верны своей концепции. Не продались
- Скажи, Сережа, чем вызвано столь резкое проявление лояльности со стороны социума в первый же год перестройки к русскому рок-движению, который еще вчера пропаганда пресекала?
- Хм. Это хитрый и тщательно продуманный ход наших политиков. Прекрасно понимая, что к рок-движению тяготеет большинство молодых людей, а стало быть – большая и самая активная часть общества, социум решился на этот шаг. Но сделано это было обманным путем. Прогрессивную, бунтарскую молодежь тяжело приручить, а сделать это можно, лишь разрешив делать то, что им нравится. В данном случае – слушать любимую музыку, вытащив ее из подполья на эстраду и позволяя ей культивироваться, используя при этом средства массовой информации. Но вылезти было разрешено далеко не всем. Были выбраны несколько рок-групп, популярных среди молодежи, таких как «Кино», «Браво», «Наутилус-Помпилиус», «Алиса», «Аквариум» и другие, которые, по их мнению, не могли нанести большого вреда. А остальные авторы и исполнители остались в темноте подвалов.
Действительно, какой вред могла нанести сентиментальность «Браво» или «Наутилуса»? Или пустоголовая заумность «Аквариума»? И чем мог навредить видимый бунтарский дух «Кино» или «Алисы», если он похож на пустоту внутри барабана? Если по барабану бить, то будет громкий звук без содержания. Они не призывают ни к каким конкретным действиям, не зажигают огонь в сердцах людей. Они констатируют факты фразами типа «вроде что-то нетто» или «надо чтоб что-то было как-то иначе» и призывают к действиям типа «ожидания». А вот что конкретно «не так», и как должно быть «иначе», они не объясняют. А что касается ожидания, то я бы хотел привести пример: фраза из песни Вити Цоя «Перемен, мы ждем перемен!». Но каких именно перемен, непонятно. Или песня Кинчева «Мы вместе». Ну, вместе, и что дальше? Молодежь, успокоившись, что «мы вместе», теряет революционный дух и убаюкивает свой разум и сознание.
- Почему ты сейчас перестал заниматься музыкой?
- Я считаю, что сейчас музыкальная пропаганда уступила место политической, вернее, так было всегда, но раньше нельзя было открыто заниматься политикой. Поэтому я создал свою политическую партию. Сейчас я не играю в «ДК», но продолжаю писать для них тексты. Наша партия поддерживает рок-музыкантов, до сих пор находящихся в подполье.
Сегодня шоу-бизнес разбился на два лагеря: правый и левый. Левый лагерь поддерживается социумом – это попса. А правый лагерь – музыканты, пытающиеся разбудить сознание людей, и представляют реальную угрозу политике существующего строя.
Автор:
Стас Подлипский
Опубликовано:
25 февраля 2017 г.
Обновлено:
16 июля 2017 г.
Обновлено:
3.10.2017 г.
Закончено:
29.12.2017 г.
|