Their Satanic Majesties Request - "Просьба Их Сатанинского Величества" - психоделический альбом Роллинг Стоунз, вышедший в 1967, в один год с битловским "Сержантом Пеппером". Альбом вышел в декабре, хотя работа над ним началась еще в феврале 1967-го. Запись была такой долгой по той простой причине, что в 1967 году трое из роллингов (Джаггер, Ричард и Джонс) увязли в судебных разбирательствах в связи с хранением и употреблением наркотиков. Поскольку никто не знал, кого посадят в тюрьму, а кто останется на свободе, - признает Джаггер, - "в подобных условиях было почти невозможно составить расписание сессий звукозаписи".
"Иногда я думаю: то, что мы хоть что-то выпустили под таким давлением и при подобных эмоциональных задвигах - просто чудо. Нам нужно было менять направление. Эра, вскормившая ливерпульский бум, кончилась. Уцелеете вы или исчезнете, зависело от вашей продукции в большей степени, чем раньше",- вспоминал Чарли Уоттс.
В 1998 году на рынок поступил бутлегерский комплект, состоящий из 8 CD-дисков, на которых записана студийная работа роллингов над этим альбомом. Там хорошо продемонстрировано тесное сотрудничество в процессе записи Брайана Джонса, Кейта Ричардса и сессионного пианиста Ники Хопкинса. Ричардс лидировал как автор большинства песен альбома, а Хопкинс и Джонс создавали аранжировку, причем Джонс здорово обогатил звучание альбома, сыграв в нем на органе, меллотроне, электроцимбалах и концертной арфе.
Альбом быстро достиг №3 в британских и №2 - в американских чартах (легко став в США золотым). Однако затем его коммерческий успех резко пошел на спад. На альбом обрушилась резкая критика, как со стороны прессы, так и фанов. Многие считали его претенциозной, но слабой попыткой превзойти в психоделии битловский "Сержант Пеппер", хотя как утверждал Джаггер, общего между ними только то, что они записаны в один год, когда одни и те же идеи носились в воздухе. Сейчас, глядя на него в ретроспективе, альбом ценен уникальным выпаданием Стоунз из их привычной среды обитания - R&B. Это самое студийное произведение группы, не случайно всего две песни из альбома роллинги исполняли на концертах, да и то их время пришло не ранее, чем в конце 1980-х: "2000 световых лет от дома" исполнялась в американском турне 1989 года и в европейском 1990 года, а "Она - радуга" и того позже - в турне Bridges to Babylon 1997-98 гг.
Большой протест вызывало название, поэтому оно даже не фигурирует на лицевой стороне обложки, а в Южно-Африканской Республике альбом вышел под названием The Stones are Rolling. Любопытно, что поначалу хотели назвать альбом Cosmic Christmas, потому что в самом конце звучит в замедленном виде поздравление Билла Уаймана: "We wish you a merry Christmas, we wish you a merry Christmas, and a happy New Year!" Но потом видимо кому-то из Роллингов попался на глаза британский паспорт, потому что решили обыграть в названии надпись, которая внутри паспорта гласит: "Her Britannic Majesty's Secretary of State requests and requires in the Name of Her Majesty..." то есть "Ея Британского Величества Секретарь просит и требует от каждого, кого это касается, обеспечивать подателю сего беспрепятственный проезд... и т.д." "Британское Величество" заменили на "Сатанинское" (что в общем-то недалеко от правды!) и назвали "Их Сатанинския Величества просят и требуют", а потом сократили до "просят".
Это первый из четырех альбомов Стоунз, в которых они изощрялись с новаторскими конвертами. Потом будут Sticky Fingers с расстегивающимся зиппером, вырезанные лица Some Girls и весь в стикерах Undercover. А здесь, в первом издании альбома фотография группы на лицевой стороне была трехмерной. Если смотреть на нее под определенным ракурсом, то лица четверых роллингов смотрят друг на друга, а Джаггер продолжает смотреть прямо на зрителя, но сидит уже со скрещенными на груди руками. На последующих изданиях оставили простую, не трехмерную фотографию, скорее всего в целях экономии. Автор фотографии - тот же самый фотограф Майкл Купер, который делал обложку битловского "Сержанта Пеппера". Кроме Битлз и Роллингов, Купер сотрудничал со многими ведущими музыкантами, писателями и художниками того времени, включая Эрика Клэптона, Мариан Фэйтфулл, Энди Уорхола, Уильяма Берроуза и Алена Гинсберга.
На обложке "Сержанта Пеппера", в числе прочих фигур стоит кукла Ширли Тэмпл (известная американская девочка-актриса 1930-х), у которой на майке написано "Welcome The Rolling Stones". Роллинги в ответ поместили на Their Satanic Majesties Request лица всех четверых битлов, упрятав их в цветочных кустах вокруг себя, причем в трехмерном варианте найти их всех гораздо труднее, чем на простой фотографии. В правом нижнем углу, прямо из-за горба верблюдика высовывается очкастое лицо Джона, чуть выше его - Ринго. Пола и Джорджа можно обнаружить по правую руку от Чарли Уоттса. На обложке компакт-диска фотография урезана так, что Пола и Ринго по краям не оказалось. Вот Вам, пожалуйста, один из примеров ущербности CD-продукции. Это все равно, что издавать альбом репродукций живописи и урезать картины только по той причине, что они "не вписываются в формат". Еще один "сюрприз" обложки - не пытайтесь "пройти" лабиринт, нарисованный на внутреннем развороте - он никогда не выведет к заветному центру с надписью "Это - здесь".
Битлы присутствуют в альбоме не только на обложке. Голоса Леннона и Маккартни можно услышать на подпевках в первом номере на 1-й стороне - "Sing This All Together". А в первом номере на второй стороне - "She's a Rainbow" - подпевают все четверо битлов (всяческие "уля-ля-ля"). Оттого-то, это возможно, самая "битловская" песня роллингов, с необычной для них звонкостью и прозрачностью. Но в этой песне есть еще один сюрприз - аранжировкой скрипичных инструментов в ней занимался Джон Пол Джонс из Led Zeppelin.
Как пишет Рой Карр в своей книге "The Rolling Stones: An Illustrated Record" (1976): В принципе, 'Sgt Pepper' был альбомом, состоящим из песен, в то время как 'Satanic Request' был альбомом эклектичных идей, и хотя многие из них реализованы лишь наполовину, он был гораздо тоньше, чем считали многие. Если 'Their Satanic Majesties Request' сократить, из него получится великолепный ЕР, обещающий больше, чем альбом; в него следовало бы включить 'Citadel' (позже ее рифф будет использован группой Roxy Music в композиции 'Street Life'), волшебную 'In Another Land' Билла Уаймена (помимо Чарли Уоттса, в ней играли Никки Хопкинс и Стив Марриотт, а в Америке она была выпущена как сингл), жизнерадостную 'She's A Rainbow' и не оцененный по достоинству межгалактический гимн '2000 Light Years From Home' (текст которой, по утверждению Джаггера, он написал в тюрьме). Если когда-нибудь наступит возрождение психоделии, '2000 Light Years From Home' еще возьмет cвое!"
Интересно, что во второй половине 1970-х интерес к альбому вырос, панк-рокеры воспринимали музыку Стоунз как свой противовес к более "благодушной", по их мнению, музыке Битлз того же периода. Песни, типа "Citadel" перепевались множеством молодых групп, а группа The Brian Jonestown Massacre, вдохновленная этим альбомом Стоунз записала в 1995 свой альбом Their Satanic Majesties' Second Request. Песню "2,000 Man" записала группа Kiss в своем альбоме Dynasty (1979).
|